|
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум | |||
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности |
Метки: avant-garde, classical, electronic, musique concrète |
Опции темы | Поиск в этой теме |
18.11.2008, 20:52 | #1 | |
vinyl 12"
Репутация: 564
|
Karlheinz Stockhausen / Карлхайнц Штокхаузен
Karlheinz Stockhausen 22.VIII.1928 - 05.XII.2007 Карлхайнц Штокхаузен (нем. Karlheinz Stockhausen) (22 августа 1928, Мёдрате — 5 декабря 2007, Кюртен, близ Кёльна) — немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик. Ученик Оливье Мессиана, Фредерика Мартена. Один из лидеров музыкального авангардизма. Скажем так. Этот человек пишет лучше меня, знает больше меня и слышал больше, чем я о Штокгаузене. Итак... Скрытый текстМихаил Просняков
руководитель музыкального центра «Институт К. Штокхаузена», автор лекционного курса «Философия и композиция новейшей музыки» в Московской консерватории, преподаватель Музыкального училища им. С.С. Прокофьева (Пушкино) Цитата:
[свернуть] Основные сочинения:
Википедия __________________________________________________________________ Что-либо писать о нём - это было бы просто напрасной тратой времени с моей стороны. Человек ставший легендой при жизни. Человек, которому посвящены библиотеки трудов... ___________________________________________________________________ Могу залить Helikopter-Streichquartett, Klavierstucke (AGP101), KONTAKTE, Mantra и European Electronic I (AGP37) - правда, все они весьма увесистые, а с интернетом я испытываю некоторые неудобства в плане низкой скорости. Но если уж заинтересуетесь... Был удивлён, что в сети не так то и много чего есть скачать...бесплатно. Скачать: Karlheinz Stockhausen & Pierre Boulez - New Directions in Music (2010) Stimmung (1987, Gregory Rose / Singcircle, 320 kbps) Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 31.07.2014 в 16:00. |
|
32 пользователя(ей) сказали спасибо: | Abbel (02.08.2020), batcat (10.11.2011), conchaputa (06.08.2017), Cyclophosphamide (27.12.2008), Drone12345 (03.10.2019), Drop (19.11.2008), dzenru (04.01.2016), ehnaton (18.11.2008), fog! (19.11.2008), Ghat (15.10.2016), gosha1 (31.07.2016), guillerpol (09.08.2018), Josef K (09.09.2017), k0rney (05.11.2014), Makarmasai (18.10.2016), Mass. (18.11.2008), Mesrine (15.01.2015), Myrta (15.10.2016), nargit56 (23.08.2015), papatenko (23.11.2016), pappous (09.05.2015), Renard (21.11.2008), sonambient (20.10.2014), spinoza (13.08.2010), StaticDream (11.12.2015), Sun of a Beach (19.11.2008), WhiteSilence (18.11.2008), william blake (02.06.2010), Біджо (31.07.2014), Доброжелатель (02.06.2010), Каспар Хаузер (08.04.2013), Ментальный_Воен (06.06.2010) |
10.01.2013, 16:19 | #92 |
в спину нож
Репутация: 865
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Юра, сериализм также во многом историческое понятие, связанное именно с Дармштадтом.
Почему-то ведь не говорят, что первый композитор-минималист это Сати, первый супрематист - Альфонс Алле, так не говорят и, что первый серриалист - Шёнберг / Хауэр / Обухов / Голышев Минималистом Сати сделал именно Джон Кейдж, без Кейджа, так бы его никто не назвал, Кейдж создал точку зрения. Ангел истории повернут лицом назад, будущее определяет прошлое. Последний раз редактировалось Каспар Хаузер; 27.09.2013 в 19:22. |
Пользователь сказал спасибо: | Wormwood Bastard (27.09.2013) |
10.01.2013, 16:21 | #94 |
lossless
Репутация: 35
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Если я ничего не путаю - элементы сериального конструктива были уже у Веберна, устаканилось все в голове Мессиана, хитрый Мессиан потом от своего же учения на старости отрекся, но по пути успел заразить Штокхаузена этой же бацылой. Вроде бы ж старик у Мессиана в учениках ходил в свое время, нет?
|
10.01.2013, 16:24 | #95 | |
в спину нож
Репутация: 865
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Сам Шенберг, к слову, преподавал Кейджу. И сказал ученику, что из него не получится композитора, потому что перед ним стена - его неспособность слышать тон. Это классический анекдот, самим Кейджем активно распространенный.
Все таки, музыка Кейджа слабо ориентирована на тон, на звуковысоту, она совсем не об этом Добавлено через 1 минуту Цитата:
|
|
10.01.2013, 16:26 | #96 | ||
ваша любимая собака
Репутация: 850
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Цитата:
Цитата:
Забавно, что и Мессиан и Шаффер в конечном счете оба признали всю провальность своих затей. |
||
10.01.2013, 16:33 | #97 |
в спину нож
Репутация: 865
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Сериализм
по словарику http://www.belcanto.ru/serialnost.html научно популярно: http://os.colta.ru/music_classic/eve...063/?attempt=1 http://os.colta.ru/music_classic/eve...s/37063/page2/ Почему-то сразу Лев Толстой вспомнился |
Пользователь сказал спасибо: | Юрец (10.01.2013) |
10.01.2013, 16:56 | #99 |
ваша любимая собака
Репутация: 850
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Думаю Штокхаузен бы тоже признал свое бессилие, узнав что будет лежать в одном разделе с Афекс Твином и Скриллексом.
|
6 пользователя(ей) сказали спасибо: | antimatter (22.01.2013), Marlo Stanfield (10.01.2013), pm34 (11.01.2013), spinoza (09.04.2013), yalivec (10.01.2013), Пиджак (09.04.2013) |
10.01.2013, 17:18 | #100 |
lossless
Репутация: 35
|
Re: Karlheinz Stockhausen
|
2 пользователя(ей) сказали спасибо: | Wormwood Bastard (23.01.2013), псово лаяние (22.01.2013) |
10.01.2013, 18:10 | #101 | ||
vinyl 7"
Репутация: 507
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Цитата:
Добавлено через 5 минут Цитата:
Добавлено через 22 минуты Під шумок дискусії залив Stimmung (1987, Gregory Rose / Singcircle, 320 kbps). |
||
8 пользователя(ей) сказали спасибо: | phooey (27.12.2013), valmakar (10.01.2013), Wormwood Bastard (27.09.2013), yalivec (10.01.2013), Біджо (16.06.2014), Каспар Хаузер (27.09.2013), Мій Хижак (10.01.2013), Пиджак (09.04.2013) |
11.01.2013, 18:40 | #103 | ||
mp3 v0
Репутация: 48
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Вот, кстати, похожие вбросы, что и про негров. В коллекцию, так сказать )
Цитата:
Цитата:
|
||
3 пользователя(ей) сказали спасибо: |
16.01.2013, 10:39 | #105 |
lossless
Репутация: 35
|
Re: Karlheinz Stockhausen
[QUOTE]Идеи Шеффера были действительно прометеевские[/QUOTE
В этом не было его вины, как мне кажется. Я про "крах" и рахочарование. Я уже высказывался неоднократно, что в идеях важны не только глубина или новизна или интересный ракурс, но также своевременность. Прометевские ожадания Шаффера о глобальной перемене парадигмы не состоялись по совершенно не зависящим от него причинам, это очень широкая, необъяная тема. Коротко, мне кажется что послевоенный духовный подъем конца 40-х начала 50-х породил плотную энергетическую среду, именно в Европе, более всех натерпевшейся. И подъем в кульутре в том числе (подъем новаторского кино, литературы, живописи, музыки). После физических страданий, страха и разрушений должна мир должен был очиститься, обновиться, стать открытее и терпимее, имено в "терпимости" и интересу к многообразию мира в целом ключ интереса ко всему "авангардному", ведь не только художники стали одержимы экспериментами, но и публика была очень открыта и податлива, достаточно вспомнить что фильм вроде "Похитителей велосипедов" или спорные полотна Марка Ротко имели неабыякий фидбек аудитории, я не говорю о "кассовых сборах", а о волнениях, спорах и обсуждениях (сейчас подобные вещи и представить невозможно!). Искусство должно было играть роль духовного паровоза, обращать взор отсюда - "туда", где бы это "туда" не было. Уйти от политики, быта, дешевых развлечений, формального примитива, скудноумия, сладострастия и предрассудков в "запредельное завтра". Но когда к средине 60--х, когда стоило ожидать результатов и "наступления нового времени", созрело первое послевоенное поколение, которое выбрало себе Битлс, негров и прочий маскульт. И вместо нового времени и нового мышления вернулись все те же развлекательные буржуазные развлечения, мода, наркотики и проч. Новому поколению, не помнящему войны, все это стало не нужно и "не актуально". Лично о себе могу сказать, что нет ничего красивее и более вдохновляющего, чем разглядывать старые фото всех этих "разочаровавшихся авангардных стариканов", в обычных пиджаках и недоглаженых белых рубашках, но за этим серым нарядом мы видим совершенно одержимых людей с удивительными кристальными глазами, их взгляд меня пугает, и то что они придумывали и над чем не спали месяцами меня пугает (сейчас Девид Линч выглядит также, как будто он навеки застрял в 50-х). А теперь посмотрите на какое-нибудь попугаистое фото какого-гибудь "лучшего в мире композитора" Поля Маккартни в юности и на выражение его лица, на глаза. Весь авангард 40-50-х всосали эти черные дыры, мир выбрал электрогитары, рокинрол, негров, образно говоря. Нынешняя культурно-информационная среда - это те же политика, бытовуха, дешевые развлечения, формальный примитив, скудноумие, сладострастие и предрассудки, от которых воротило Штохаузена и Шафера с Анри, и итальянских нео-реалистов, и нью-йоркских минималистов, и Берроуза с битниками, и Воллеса и прочих. В нашем "завтра" тоже запредельному немного места уделено. Добавлено через 14 минут А еще в описании бесит термин Neoclassical, обычно этим бестолковым словом имеет в виду одну из самых мерзопакостейших музык в мире. К Штокхаузену это вообще ни малейшего отношения не имеет, как не стыдно. |
7 пользователя(ей) сказали спасибо: | pm34 (22.01.2013), Wormwood Bastard (27.09.2013), Біджо (16.06.2014), Мій Хижак (16.01.2013), псово лаяние (22.01.2013), ь (07.03.2013), Юрец (22.01.2013) |
22.01.2013, 01:13 | #106 | ||
mp3 v0
Репутация: 48
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Американская чёрная музыка, препараты на основе мака, гортанобесие и сладоумие были в моде и в довоенной Европе. Вряд ли композиторов новой венской школы приглашали в мюзик-холлы. Так что "до" и "после" определены модой, влиянием на обывателя, который в основном хочет пожить (1 раз) по-"человечески", на не брыкнуться бараном на алтарь "запредельного завтра" (хотя в пост-революционной Стране Советов таких людей хватало...).
Кроме того, композитор всё-таки работает в сфере музыки (тем более академической), весьма герметической среде, со своими законами. Основная особенность искусства: то, что выходит из-под пера - продукт личности, а не среды (последняя безусловно, оказывает некоторое влияние на формирование первой). Уже Другой, человек или социум, подводит под произведение ангажированность, как индеец читает уже-сотканные облака. Мне всегда думалось, что художник пишет, потому что ему нужно написать, а не потому что думает, что есть что написать... Транслируя нечто сгущающееся, он как бы становится микрофоном в руках Божества, не им самим... Кстати, в "Докторе Фаустусе" Манна хорошо выведен портрет творца-одиночки. Творческие способности - это патология... Цитата:
Цитата:
|
||
Пользователь сказал спасибо: | Wormwood Bastard (27.09.2013) |
22.01.2013, 07:04 | #107 | |
в спину нож
Репутация: 865
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Цитата:
Алекс Росс - Дальше - шум Шёнберг не вполне соответствовал романтическому идеалу художника
|
|
22.01.2013, 23:36 | #109 | |||
ваша любимая собака
Репутация: 850
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Цитата:
Интерес к "авангардному" в довоенном и послевоенном мире всегда был на уровне интереса к выставкам Пенчука: куча кузьмичей пришла поглядеть на эпатаж. Все новое положено активно отвергать и ненавидеть. Вынесенный ними вывод всегда одинаковым: хуйня, я тоже так могу. С важной поправкой - до середины века эти все забавы действительно воспринимались как что-то новое. Авангардисты порой были настоящими селебрити. Что, однако, не означало, что они и их творчество воспринималось обществом всерьез. О том, как конкретно воспринималось обществом творчество Штокгаузена, если когда-либо оно вообще существовало для общества - представляется с трудом. Авангард никогда не смог бы конкурировать с поп-музыкой. В первую очередь, потому что не стремиться развлекать. Что однако не мешало Кейджу или, например, Дали валять дурака в медиа. Есть у меня ещё одна вообще ужасная мысль касательно Шеффера, "конкретной музыки" и полевых записей. Важным было появление технологии звукозаписи. Иными словами, если у вас есть под рукой диктофон, но нет барабанов - стучите по столу и записывайте. Если у тебя есть только вода и соль - посоли и ставь вариться. Я согласен, что приемы конкретной музыки - это великолепно, и всяко лучше чем дарк сайд оф зе мун. Но открытие конкретной музыки настолько очевидным образом вытекают из технического прогреса, что говорить о гениальности вклада Шеффера мне кажется перебором. Кстати точно так же переоценивают и мифологизируют вклад Кейдж/Штокгайзена в появление хауса и синтипопа и недооценивают вклад самый очевидный - синтезатора Ямаха DX и драммашины Роланд TR-808. Дешевых прибамбасов с заводскими настройками. Тут больше дело в комиксах, научной фантастике и кунг-фу боевиках, нежели в методах Штокгаузена или Шеффера. А вот перед чем я действительно снимаю шляпу - так это перед оголтелостью и бескомпромиссностью авантгардистов. Эти чуваки не разменивались бы на вайр или питчфорк. Цитата:
Но чаще влияние дедов приписывают для красного словца всякие любители индастриала и просто попиздеть. Вот чувачки из популярной когда-то команды einstürzende neubauten советовали не напрягаться выкручивая звук бьющегося стекла, а натурально бить стекло. Тут-то и смешались в кучу кони-люди: музжурналисты заговорили о панк-радикализме и конкретной музыке. Действительность же была, на мой взгляд, куда проще - чуваки веселились и получалось здорово, пока весь их шум не стал обычной бутафорией. |
|||
4 пользователя(ей) сказали спасибо: |
23.01.2013, 01:05 | #110 | |
mp3 v0
Репутация: 48
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Цитата:
это как с фотографией, да. только - а толку? фотографов всё равно единицы. диктофон не уничтожил инструмент - он создал инструмент из всего (ну и Кейдж тоже). Шеффер исследовал вопрос, как этим новым инструментом воспользоваться. А ведь это откат к истокам - к звуку природы (первичной там, вторичной, без различия), из которого возникло ухо, и музыкальная система. С чего ещё начинать перекрой? Прометеи шлют богов нахуй. Их нажористая печень богам по вкусу. зы посмотрел в интернетах Олега Пинчука (он?): хуйня, я тоже так могу надо этим зверям золотые рога извивающимися сделать - вот будет шок-фрик-поп-чпок |
|
23.01.2013, 01:34 | #112 |
mp3 v0
Репутация: 48
|
Re: Karlheinz Stockhausen
а кто говорит про "как надо"? я про "как можно ещё". Мало кто слышал крик никарагуанского гуахаро, а в при подаче в правильном контексте слушатели и сами начнут бить стекло
В музыке человек всегда будет искать резонанс со внутренней реальностью. Что в принципе, не противоречит вашим словам... |
23.01.2013, 08:58 | #113 |
lossless
Репутация: 35
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Непонятно зачем впутывать сравнения/меряние с поп-музыкой? Кому в этой теме она интересна? Понятно, что простая мелодичная музыка всегда имеет и будет иметь основную массу почитателей, никто ни о какой конкуренции не говорит, да и зачем об этом говорить? Я например считаю, что никакие поп-исполнители уже не нужны. То, чем они заняты - спокойно можно успешно генерить с минимальной вариативностью и вставлять в клипы-болванки цифровую графику выдуманных поп-звезд. Настолько одинаково все это звучит. Мы же говорим о повлиявших-таки на умы определенной части населения заслугах авангардистов, понятно в каком "узком сегменте" мы спорим. При чем Штокхаусен к техно - вообще не пойму. В сраку техно.
Осмелюсь предположить, что некие "смелые" вещи в 40-50-х имели куда бОльший общественнй резонанс, чем это могло бы быть сегодня. Странное неореалистическое не всегда ярко-зрелищное кино было коммерчески прибыльным явлением, концерты Ноно собирали аншлаги, на чтения Берроуза набивались полные залы. В газетах о таких вещах писали, о неоднозначных явлениях обсуждали и спорили, организовывались студии, исследовательские центры и институции, все это как-то финансировалось. Сейчас все рушится, мельчится, закрывается, резонанса - ноль. Если кто-т о думает, что диктофоны самопроизвольно порождают образы, формируют "художественно-выразительный язык" - я не собираюсь даже спорить. Тогда краски пусть сами рисуют импрессионистов (кстати про фотографию правильно замечено, сравните по хронологии появление фотометода и импрессионистскую мазню). Человек, потративший жизнь на пленочные коллажи (причем диктофон был далеко не единственнм методом) - неудачник, зато любой 20-летний недоумок с 3-я гитарными аккордами "протеста" априори играет "музыку, а не черт знает что" (тем более, как правило основная масса к 25 годам уже не будет этим заниматься). Все мы в той или иной степени живем в иллюзиях. Я выбираю наиболее комфортную мне, на ваши не претендую. |
23.01.2013, 16:24 | #114 |
the guy who had to deboard
Репутация: 117
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Жаркий летний день 2282 года не предвещал ничего необычного. На развалинах Детройта племя дикарей охотилось на одичавших двухголовых браминов. Детройт называли "каменными джунглями", потому что джунгли росли на месте древнего города, и под корнями деревьев виднелись массивные бетонные глыбы. Часть зданий сохранилась, и было больше пригодным для жилья, чем полный опасностями лес. Племя было в унынии: брамины бегали всё быстрее, солнце палило всё сильнее, а на юге в пещерах плодились гигантские радскорпионы, что вызывало всё большее беспокойство. Побережье то и дело захватывали лесные каннибалы, и схватки с ними всё больше истощали племя. Улов рыбы скуднел с каждым днём, и торговля с северными племенами угасала. Вдобавок, разыгралась малярия, а аптечки, украденные из Волта 57, заканчивались. Вдруг из лесу послышался крик малыша Джареда. Он бежал по лесной тропе и что-то кричал, но что, было не разобрать. Малыш Джаред пронёсся мимо уставших воинов, лежащих под баобабом и побежал к палатке старейшины, не переставая кричать и размахивать руками. Старый шаман вышел навстречу, так, словно весь день ждал этого момента. - Дядюшка Али, дядюшка Али, вертибёрды! Вертибёрды летят! Старик нахмурился. Никогда не бывало прежде, чтобы вертибёрды прилетали с востока. Только Анклав был достаточно сильным, чтобы содержать технику, но их база находилась у западного побережья. Да и что им здесь делать, в этих диких краях? Но в словах мальчика не могло быть сомнений: с востока приближался нарастающий шум. Лежащие дикари всполошились и повскакивали на ноги, на всякий случай подальше отходя от чащи леса. Другие выбегали из палаток, высовывались из окон полуразрушенной библиотеки, слезали с деревьев, и выбегали на площадь. Тут над лесом показались вертибёрды. Четыре гигантские железные птицы с пропеллерами приближались к поселению. Уже по форме и расцветке вертибёрдов было понятно, что это не патрули Анклава. Поравнявшись с городской площадью, они стали снижаться. Дикари обступили площадь, закрывая руками глаза от ветра. Когда птицы сели, из них незамедлительно вышло несколько человек. Все они были не вооружены. Вперёд вышел немолодой мужчина в сером костюме и туфлях, со строгими чертами лица и пронзительным взглядом. Он сделал приветствующи жест руками и прокричал, перекрикивая стихающие моторы: - Ich bin Karlheinz! Дикари были в растерянности. Никогда ещё им не встречались люди, говорившие на другом языке. Первым из дикарей ответил Слепой Джи-Джи, вспоминая остатки довоенного наречия: - Wud ar yoo sum nazi muthu'fuckah, huh? Человек в костюме сделал какой-то жест, и к нему поспешил другой. Теперь первый говорил негромко, а второй обращался к дикарям. Это был переводчик. - Жители континентальной Америки! Мы прибыли к вам с дарами! Пусть они изменят вашу жизнь! Пусть процветает ваша культура, во славу великого всемирного авангарда! Одновременно с этими словами, двери вертибёрдов открылись, и из них стали выходить люди, вынося технику и раздавая её дикарям. Там были и трофейные Анклавовские вертушки Technics, и драм-машинки Alesis, и диковинные сэмплеры Akai. Старому шаману достался микрофон. Четверо людей вытащили немалых размеров колонки и установили их посреди площади, подключив их к атомным батарейкам. Человек в сером костюме взял в руки пластинку The Winstons, положил её на вертушку и переместил фэйдер. Первые звуки повергли в шок дикарей. Казалось, сами боги играют на барабанах. Дикари упали на колени. Весь вечер показывал Карлхайнц дикарям премудрости сэмплирования и тёрнтейблизма, крутил барабанные петли и монотонно зачитывал что-то в микрофон на незнакомом наречии. Чужаки улетели, не приняв встречных даров - недоеденного брамина и наконечники копий. У дикарей был праздник, какого не было ещё никогда. Все плясали под громкие барабаны, пускали скрэтчи, старый шаман камлал в микрофон. С этого дня их жизнь действительно пошла вверх. Ни один людоед не сунулся теперь ночью в их поселение, пугаясь мощи барабанов, дикие брамины не могли спать ночью и на них стало легче охотиться, а судороги больных лихорадкой превратили в танец, и так лихорадку изгнали. Соседние племена теперь признавали их превосходство и спешили присоединиться к ним, на радость мудрому шаману. А лучшие художники выцарапали в большой пещере картину, изображавшую человека в сером костюме и четыре вертибёрда по углам. Картина называлась "Карлхайнц и музыка бетонных джунглей". |
08.04.2013, 00:44 | #115 | |
в спину нож
Репутация: 865
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Цитата:
Евгений Велтистов, "Победители невозможного", 1975 год. Россия - родина слонов. Как любой сноб, я никогда не признаюсь, что читал "Победителей невозможного" (или не читал): ссылка из жж Добавлено через 10 минут Наткнулся также на небезынтересное интервью: Карлхайнц Штокхаузен - 13 молитвенных жестов". Интервью 2007 года"Твоя музыка всегда в моих ушах, я схожу от нее с ума!" - восклицал Мик Джаггер, да что там... вся прогрессивная западная попса была в шоке от экспериментов Штокхаузена 60-70-х гг. "Битлз", желая обрести иной имидж, неоднократно предлагали ему совместные проекты. И всякий раз следовал категорический отказ: "Мне не нужна популярность, мне нужно качество музыки!" И никакой коммерции. Но, несмотря на отказы, Леннон и Маккартни в 1967-м помещают фото Штокхаузена на обложку своего "Сержанта Пеппера" в сотне самых знаменитых людей XX века (верхний ряд, 5-й слева)... Критики называли его дьяволом и шарлатаном; слова Губайдулиной - "этого циника для меня не существует", Шнитке, напротив, говорил, что не знает ничего более высокого, чем музыка Штокхаузена. С 1951 года он питал идеями весь музыкальный мир, создавая новый язык, и равного ему до сего дня не было и нет. ...Его нога не переступала порога Московской консерватории. Тогда, в 1990-м, профессура просто попадала бы со стульев, если бы Штокхаузен объявился в святая святых - Большом зале. Как заповедовала Советская энциклопедия: "КШ - типичный представитель элитарного буржуазного искусства, и его музыка лишена идейно-художественного содержания". Что ж, его концерты, в обход руководства консы, давали в ДК МГУ: тройной кордон милиции, битковые аншлаги; студенты, едва ль не по подземному ходу любой ценой прорывающиеся в зал... Ужас! - Какое у вас осталось впечатление о приезде сюда? - Россия была необыкновенно дружелюбна ко мне и моей музыке. Я не понимаю, почему эти люди не приглашают меня снова. "Снова"... Рады бы, тем более грядет 80-летие мастера, да вот концерт влетает в копеечку - около 100 000 евро, пойди эти деньги достань. И уж, конечно, теперь-то его следовало провести только в консерватории. А то неувязочка получается: профессура пишет учебники, пытаясь анализировать сочинения КШ, а сама-то его и в глаза не видела! ...Сам КШ живет уединенно на огромном земельном владении в 35 км от Кельна, недалеко от деревни, где родился. Дом - по собственному проекту, даже фотографировать его запрещает. С журналистами предельно сдержан, особенно после скандала с нью-йоркскими башнями-близнецами... Прокомментировать наше с ним интервью мы пригласили директора Института Штокхаузена в Москве, музыковеда и педагога МГК Михаила Проснякова. - Вы бы порадовались, если бы кто-то умер от счастья на вашем концерте? - Вы, верно, сумасшедший, раз задаете такой вопрос? Все зависит от того, кто умрет и как. - Так как вы ощущаете смерть? - Смерть - моя цель. Это врата в небеса. - А после того, как войдете в эти врата? - Я буду продолжать сочинять музыку. - Тень Люцифера падает на ваши сочинения? - Я отрицаю его. - В своих экспериментах вы оказываетесь на грани того-этого света. Но это может привести к сумасшествию... - Будьте покойны, сам я не дам сойти себе с ума: у меня слишком много работы как на этом свете, так и на том... Сегодня узнал, что у Юпитера 63 спутника, а у Сатурна более 30: Солнечная система сама по себе есть музыкальная композиция. А как насчет Галактики? - Кстати, нигде не смог прочитать, откуда у вас такое интересное и длинное имя. Не было желания взять псевдоним? - "Шток" - это "хранилище"; "хаузен" означает "дом". В стародавние времена в каждой деревне были свои штокхаузы - и склад, и убежище, и тюрьма одновременно. Часто там просто хранили еду и оружие. Менять имя не собираюсь! - Еще юношей вы потеряли отца и мать... Какими они вам запомнились? - Мне было 4 года, когда моя мать попала в больницу. Я ее, собственно, и не помню. Отцом я всегда очень гордился - он был хорошим учителем в начальной школе и потрясающим охотником. Потом он ушел в армию, и я его редко видел, да и то ненадолго. Он погиб на фронте в 1945-м в Венгрии. ...Говорят, что род Штокхаузенов тянется от знатных средневековых рыцарей; многие этим объясняют сверхчеловеческую работоспособность и одаренность КШ. Семья же была крайне бедна: сельская местность, фермерский уклад и едва ли не единственный образованный человек на всю округу - отец-учитель. Видимо, из-за невыносимых проблем быта у матери Штокхаузена развилась психическая болезнь. Она попадает в клинику и в 1941-м, следуя национал-социалистской идеологии, ее подвергают эвтаназии, а попросту - умерщвлению. Психи, калеки и немощные гитлеровскому режиму были не нужны. - Люди и в школе, и в повседневной жизни восхищались Гитлером. - А вы? - Никогда. ...Штокхаузен был крещен как католик; с раннего детства посещал храм. С приходом Гитлера всякая церковная жизнь была запрещена. КШ был помещен в заведение по типу нашего детского дома; молиться там категорически запрещали. "Но когда наступала ночь, мы, лежа в постели, усердно читали молитвы. Лишь бы не увидели..." - Позже вы не "кодировали" образы родителей в своих сочинениях? - В моей первой опере "Четверг из Света" (1981) бас Люцимон несколько похож на отца, а сопрано Ева, его жена, напоминает мою мать... - С чего началась ваша музыкальная жизнь? Слышал, одно время вы работали тапером в кельнских барах. - Играть на фортепиано я учился с 6 лет; мой первый учитель был органистом в кафедральном соборе нашего городка Альтенберг - Франц Йозеф Клот. И очень скоро я стал исполнять по воскресеньям народные песни в ресторанах и клубах. С 17 играл в небольших городках на курсах танцев, но чаще - для любительских опереточных трупп. После того как поступил в Кельнский университет и в консерваторию, я почти каждый день или ночь играл в барах, на танцвечеринках, чтобы заработать на жизнь. - Вы любите смотреть на звездное небо? - Да. Хочется уловить его музыкальный пульс. - Ваша музыка эротична? - Все, что я творю с полной отдачей, исполнено любовью. - Музыка может быть наслаждением? - Естественно. Одно из моих последних сочинений - "Радость" для двух арф. Слушать его - чистое удовольствие! - А происходящее в мире вас интересует? - Конечно. Вчера я, например, ознакомился с перспективной техникой исцеления больного, когда в его тело для хирургических целей внедряется медицинский наноробот, управляемый дистанционно... ...После войны "великая троица" - Булез, Штокхаузен и Ноно - затеяли крайне рискованное предприятие: попытку вырваться за пределы академмузыки, логический итог развития которой подвел еще Антон Веберн. - Учась в Высшей музыкальной школе, я сочинял в разных классических стилях - от Ренессанса и вплоть до XX века. Но ко времени последнего госэкзамена (1951) я написал "Перекрестную игру" - первое пуантилистское сочинение. "Я ощущал себя астрономом, реорганизующим планеты" Концерт закончился скандалом, публика просто возмутилась! Но с этого момента КШ встает на собственный путь тотального эксперимента и не сворачивает с него уже никогда. ...Люцифер, Ева и архангел Михаил прибегают к временному компромиссу - это в Голландии исполняется опера КШ "Среда из Света". Наступает черед одной из частей - "Вертолетно-струнного квартета". Публика из зала вываливает на плац: там уже готовы 4 вертолета, а Штокхаузен раздает последние замечания. Первая-вторая скрипки, альт и виолончель садятся каждый в свой вертолет, берут партитуры, надевают наушники, чтобы слышать себя, а не только рев моторов. Партитуры получают и опытные военные пилоты: им предстоит одновременно завести двигатели, взлететь и двигаться в точном согласии друг с другом по особым траекториям. До концерта была куча репетиций: прослушивался звуковой спектр двигателя, чтобы "урчание" было мягким, пилоты тренировались координировать свои действия с наземными службами. КШ: - Они учились понимать партитуру, делать виражи, а иногда и внезапные прыжки... Ко всему относились достаточно музыкально и с юмором. Совмещенный звук мотора и инструментов посредством радио транслируется на плац через динамики в течение 40 минут, пока машины не приземлятся. Для такого концерта нужны миллионы долларов и куча согласований - "поднять" такой масштаб по силам только одному человеку. После премьеры КШ скажет: "Если найду какого-нибудь нефтяного магната, чтобы помог, напишу сочинение для 16 вертолетов!" - Нормальная ли реакция публики - свист и улюлюканье? - После исполнения - пожалуйста. Но не во время. - Вы хотите сказать, что люди в тишине слушают ваши вещи? - В крайне концентрированном состоянии. И обычно с закрытыми глазами. - Неужели им нравится? - В последние годы меня приглашали во многие города играть электронную музыку - и толпа всегда визжала и свистела. Я действительно не знаю, им это нравилось или нет. Возможно, и то и другое. Не могу сказать, для кого сочинена моя музыка. Даже я сам не всегда могу хорошо понять и услышать, что сочиняю в данный момент. - А мнение публики для вас важно? - Очень. Все больше и больше людей заказывают мои диски, партитуры, фильмы... - К сожалению, это не распространяется на Россию... - А откуда люди в России могут быть знакомы с моей музыкой, если ее почти никогда не играли у вас ни на концертах, ни по радио? (Исполнять что-то без Штокхаузена - пустой номер, будет халтура. Что до дисков, то они не продаются нигде в мире, кроме как у самого КШ в Германии и - кстати - в институте его имени здесь, в Москве. - Я.С.). ...Из-за особенностей перевода ускользают его точные формулировки на немецком. Он никогда не говорит: "я сочиняю музыку"; но считает, что композитор должен выступать как некий резонатор - преемник вибраций более высокого, надчеловеческого уровня. "Когда я нахожусь в правильной концентрации, моя самость перестает существовать, нечто более высокое входит в меня... Сейчас "Штокхаузен" - это некая табличка, ярлык, но когда я умру, таблички уже не будет, ибо музыка важнее меня самого" - Для меня интуиция - главный источник; в любой момент жизни мы можем достичь просветления. И иногда я ощущаю такие моменты. - Многие (та же Губайдулина) до сих пор не могут забыть ваше высказывание по поводу катастрофы 11 сентября в Нью-Йорке, где среди прочего прозвучала фраза: "Это величайшее произведение искусства, которое когда-либо существовало во всем космосе". Правда ли, что потом последовала отмена ваших концертов в Америке и вы извинились за свои слова? - Здесь ошибка: после моих комментариев нападения на Нью-Йорк концертов в Америке меньше не стало. Их количество стало постепенно сокращаться еще после 1972 года, когда некоторые американские композиторы стали говорить и писать, что моя музыка "не для народа", что она "авторитарна", "элитарна", что это вообще "старая европейская дрянь", etc. Я был абсолютно неправильно понят после той пресс-конференции и никогда не извинялся за то, что сказал. Один из журналистов спрашивал меня, являются ли три главных героя моего оперного цикла "Свет" Михаил, Ева и Люцифер только мифологическими духами из Библии? Я ответил, что они существуют на самом деле, сейчас, и влияют на нас, как Люцифер только что продемонстрировал в Нью-Йорке, и эта атака была великим произведением искусства. Кажется, любому понятно, что Люцифер есть художник. А тот журналист не упомянул Люцифера. И другие журналисты по всему миру упускали имя Люцифера. Вероятно, что сейчас уже никто не знает, кто такой на самом деле Люцифер. - Кто же для вас Люцифер? - The fallen Arch angel. Михаил Просняков: "Все композиции Штокхаузена сочинены с учетом космических процессов. Он всегда поражался тому, насколько совершенен Творец, создавший такое разнообразие во Вселенной. И насколько оказываются бедны композиторы по сравнению с Творцом. Всю жизнь они пытаются сочинить нечто такое, что вызвало бы восхищение у публики, а тут Люцифер одним махом сделал то, что поразило очень многих людей. И в чем цинизм такого подхода? В чем аморальность? Иные композиторы понимают, что не в состоянии сделать чего-то более интересного, чем Штокхаузен, потому начинают упрекать его в "аморальности"... - Кстати, оперный цикл "Свет" вы сочиняли чуть ли не полжизни? - Сочинял периодами - четыре раза по 7 лет - с 1977 по 2004 г. Результат: 29 часов музыки.... ...Дело в том, что наиболее крупные произведения КШ идут циклами к уменьшению. Сначала он написал "Знаки зодиака" и "Сириус"- 12 композиций годичного цикла. Потом "Свет" - 7 опер по количеству дней в неделе, например "Вторник из Света". Сейчас пишет Klang, "Звук", - 24 произведения, в котором каждое соответствует своему часу в сутках (завершает 6-й час под названием "Пульс Космоса", премьера будет в 2008-м). Потом примется за минуты и даже секунды... Прожить секунду сложнее, чем прожить год. Он подбирается к самому трудному. - За масштабность вас сравнивают с Вагнером... - Я не могу быть врагом музыки Вагнера, но она по сути своей помпезна. - Мы предельно мало знаем об интимной стороне вашей жизни. Вы - богатый человек? Один ли живете? - Богатый ли я? С 1994 года у меня больше ничего нет: я все, что имел, отдал Музыкальному фонду Штокхаузена и даже плачу ему. Я живу с Сюзанной Стефанс (жена), известной кларнетисткой, для которой с 1974 года написал уже более 30 произведений; и с Катинкой Пасвеер (личный секретарь), выдающейся флейтисткой, для которой сочинил более 20 вещей с 1982 года. Вместе мы дали более тысячи концертов. Обе они не просто инструменталистки, но исполняли в моих операх ведущие партии. Живу не как отшельник, но достаточно изолированно. Обстановка простая и скромная. ...Нынче КШ - в превосходной форме. Раньше курил, сейчас - категорически нет. Иногда ест мясо, хотя Сюзанна и Катинка - вегетарианцы. Никаких предпочтений по алкоголю. Редко может выпить бокал красного вина. Просыпается в 6 часов утра, занимается йогой. "Мой день начинается с молитвы и заканчивается ею. Я ничего не предпринимаю без обращения к своему духовному мастеру - архангелу Михаэлю". На сочинение музыки уходит по 12 часов в день - 4 захода по 3 часа. Одежда... Во время сочинения оперного цикла "Свет" (а писал он его четверть века) КШ ходил по дому в символическом цвете каждого дня недели: понедельник - бирюзовый, вторник - красный, четверг - синий. Лишь в субботу - в день Люцифера - он никогда не надевал черное с красным... Впрочем, любимым его цветом всегда оставался белый, что видно почти по каждой фотографии. Дома нет телевидения. То есть сам "ящик" для просмотра видеозаписей стоит, но каналы не подключены. Сюзанна - его третья жена. Но шестеро детей Штокхаузена - от первых двух, с которыми он, кстати, поддерживает великолепные отношения. Критики, знавшие его домашний уклад, говорили, что он чуть ли не терроризирует Сюзанну и Катинку, заваливая их работой. На что сам Штокхаузен лишь иронично улыбается: "Не они, а я - самый несвободный человек в мире!" Михаил Просняков: "Замкнутость Штокхаузенов отчасти объясняется невероятной сложностью его музыки, поэтому весь день маэстро, Сюзанны и Катинки уходит только на нее". Ученика у КШ нет, да и быть не может. Он как-то сказал, что "претендентом в ученики станет лишь тот, кто выучит все мои сочинения". А сделать это физически невозможно. Г-н Просняков, исполняющий партию танцора-мима в сочинении Inori (для оркестра и двух танцоров), учил партитуру полгода, с утра до вечера (70 минут звучания)... Играть что-либо по нотам у Штокхаузена не получится, потому что все музыканты во время исполнения пребывают в постоянном движении. Кстати, именно в Inori (по-японски - "поклонение", "молитва") впервые в истории музыки хореографическая партия абсолютно точно нотирована: каждое движение 13 молитвенных жестов (тибетских, древнеиндийских и проч.) подчинено своей высоте, громкости, ритму... - Чем вы удивите мир на свое восьмидесятилетие? - Было бы здорово сыграть как можно больше концертов, но я должен быть аккуратен со своим здоровьем. Однако есть настоящий сюрприз: в 2008-м, спустя 46 лет после мировой премьеры, я наконец опубликую партитуру первой части моего произведения "Моменты". К тому же будут исполнены в трех городах поочередно все Шесть часов произведения Klang. Карлхайнц Штокхаузен скончался 5 декабря 2007 года. [свернуть] Добавлено через 9 минут И еще обломки одного интервью для WireШтокхаузен не любил давать интервью, но в 1988 и в 1995 году сделал исключения для британского журнала Wire. Мы приводим некоторые выдержки из этих бесед и отдельные высказывания Штокхаузена.
Wire (W): когда вы начинали как композитор, насколько это отличается от сегодняшнего времени? Штокхаузен (Ш): Я изучал музыку в качестве пианиста, учил традиционные техники композиторства в институте Stadtliche hofschule fur Musik (примечание – в консерватории города Кёльна). У нас было около десятка дисциплин – хор, оркестр, дирижирование, фортепиано как моя основная специальность, затем музыкология (видимо, история музыки), гармония и контрапункт (полифония). Я написал несколько произведений в традиционных стилях, но и так же два произведения так называемых «свободных» композиций, одно из них для оркестра и альта, оно сейчас издано на CD, называется Drei Lieder. Я начал сочинять в возрасте 20 лет, в 1948 году, когда впервые осознал, что музыка – моё главное увлечение. W: почему вы считали эти работы любительскими? Ш: Потому что это преподавалось тупыми консервативными профессорами, остальные студенты тоже могли сочинять (так же). Не было ничего особенного в том, чтобы сочинить фугу или пьесу в стиле Хиндемита (Hindemith). Но было интересно сочинить что-то не похожее на всех этих композиторов, я, например, написал небольшую пьесу «Burleska» для театра, совместно с двумя коллегами. Мы разделили пьесу на три части. Моя часть не звучала, как говорили в газетах об остальных двух частях, в стиле Орфа (Orff), или в стиле Хиндемита, она была другой. Ну, я был горд тем, что моя часть звучит не так, как что-то похожее. Я сочинил Kreuzspiel или Crossplay (1951г), и понял, что сделал что-то, что звучит не похоже на всё прежнее в мире. Люди были разочарованы, когда услышали это впервые на национальных летних курсах современной музыки в Дармштадте, где я дирижировал композицией, она была отвергнута слушателями. И с тех пор я сочиняю, всегда имея ввиду, что должен сделать что-то, чего до меня никто не мог вообразить или чтобы это звучало не как что-то уже существующее. W: ваше произведение Kreuzspiel – это было время, когда вы начали использовать (электронные) технологии… Ш: Да. 1952 год, я начал работать в студии с musique concrete (музыка, записанная без участия музыкальных инструментов), на французском радио. Всё потому, что я заинтересовался возможностью композитора создавать новый саунд. Я мог работать в студии Пьера Шаффера (Pierre Schaeffer): я создавал искусственные звуки, синтезированное звучание и сочинил свой первый этюд — Etude Concrete. В это же время я был невероятно любопытным, я отправился в парижский Musee de L’Homme с рекордером и микрофонами, в отделе этнологии я записывал разные инструменты– индонезийские инструменты, японские, китайские, меньше европейских, потому что я знал их лучше, но и звуки рояля тоже… Потом я анализировал эти звуки один за другим, записывал частоты, которые находил, динамический уровень, гармоники спектра, чтобы узнать – из чего состоит это звучание, что такое звук как явление, какие различия между звучанием литофона или, скажем, тайского гонга при одинаковой высоте звука. И очень скоро я понял природу звука. Идея анализа звука привела меня к идее синтеза звука. Потом я начал изобретать синтезаторы из первых электронных генераторов, и я накладывал (звуковые) волны чтобы составить спектр, тембры, я всё ещё этим занимаюсь, спустя 43 года. W: (сегодня) вам стало проще работать? Ш: Нет, нисколько. Ни в коем случае. Последние три недели я каждый день провожу в студии, по восемь часов, работаю с новой цифровой техникой, с консолью Capricorn, самая новая, от фирмы Сименс, с английским (оборудованием) Nieve Nicam из Кембриджа и с двумя 24-дорожечными магнитофонами Sony, один ведущий, второй – ведомый, чтобы сделать особое движение (звука) в пространстве… Я уже сказал, что это по восемь часов в день, я ждал семь часов без какого-либо результата, потому что техники, звукорежиссёры не представляли себе, как работать с этими инструментами и ни разу не сталкивались с вопросами, которые я поставил. Вот это для меня самое трудное. W: меня поражает, насколько ваша любовь к технологиям помогает вам как композитору, но в какой степени может помогать это разочарование? Ш: (Трагично) Я не знаю. Я работаю. Не важно, насколько это трудно. Очень часто я прихожу в отчаяние. W: вы говорили, что музыка – основа единства вселенной, и я поражён, насколько вы близки к реализации этого, но как сказать об этом языком музыки? Ш: Ну, я ещё не дошёл до этого. Это – самые древние традиции всех музыкальных стилей, музыкальных культур нашей планеты. Начиная с развития музыки как искусства, в Китае или Индии или европейских монастырей искусство сочинение музыки было связано со звёздами. Астрономия, математика и музыка долгие века были высшими дисциплинами с тех пор, как музыка была в европейских монастырях, где-то с десятого века и до четырнадцатого-пятнадцатого… Студентом я изучал всю европейскую музыку, был вынужден, и очень рано понял, что настоящая музыка, например, «Искусство фуги» Баха или «Musikalische Opfer» — это знания о законах вселенной, законах астрономии, о законах Земли. Например, я всегда восхищаюсь музыкой Антона фон Веберна (Anton Von Webern), которая сегодня практически не исполняется. Но он (Веберн) изучал Сенфла (Senfl), композитора позднего возрождения, немецкого композитора, который так же известен изоритмичным мотетом, техникой изоритмии, и Веберн, коллекционер странных цветов, это отлично знал; он (Веберн) всегда ходил в горы, собирал прекрасные цветы и потом сушил их. И его музыка такая же: он знал, что законы жизни и галактик применимы к музыке. К искусству музыки. За несколько недель до интервью Штокхаузен получил CD с записями электронщиков 1990-х — Aphex Twin, Plastikman, Scanner, Daniel Pemberton. W: Можем поговорить о музыке, которую мы вам отправили? Я буду рад, если вы дадите советы эти музыкантам. Ш: Подозреваю, что эти музыканты не уделяют достаточно времени репетициям, стараются всё делать быстро, их идеи не оформлены, потому что я не вижу какой-либо предварительной подготовки языка. Это словно как будто кто-то всё время заикается и не может высказать свою мысль. Я думаю, что (эти) музыканты имеют ограниченный «словарный запас» и не опираются на психологию. Я и сам-то не люблю психологию: музыка в качестве наркотика – это плохо. Но вот что важно понимать: музыка – продукт наивысшего человеческого сознания и высших чувств, чувств слушателей, их воображения и интуиции. И как только музыку начинают создавать для окружающего пространства или для каких-то прикладных целей, музыка становится шлюхой, этого нельзя допускать. Нельзя следовать спросу или коммерческим требованиям. Продажа музыки – это ужасно. Я внимательно послушал Aphex Twin, он же Richard James. Думаю, ему было бы полезно послушать моё произведение Song Of The Youth («Песни молодости»), это электронная музыка, и там поёт мальчик. Он (Aphex Twin) сразу бы перестал делать эти свои пост-африканские копии, и мог бы обратить внимание на смену темпов и ритмов, а не повторять ритмы… Что касается остальных исполнителей – не уверен, что они могут назвать себя композиторами… W: Они иногда называют себя «саунд-дизайнерами»… Ш: Нет, назовите их «технократами». Ещё один — Robin Rimbaud, Scanner. Я слушал его, с этими его радиошумами. Он очень экспериментальный, потому что ищет звуки, которые обычно не используются в музыке. Но думаю, что ему следовало бы трансформировать то, что он нашёл. Он оставил всё в сыром виде. У него хорошее чувство пространства, но опять же всё повторяется. Пусть он послушает мою работу Hymnen (Гимны). Там были (звучащие) предметы – почти как у этого сканнера, ну вы понимаете. Но я думаю, что ему следовало бы изучить искусство трансформации (звука), но то, что он нашёл – в самом деле ново, это как найти изображение яблока на поверхности Луны. Ещё один — Daniel Pemberton. В его работе я слышал шумовые петли, он любит петли, в духе ‘musique concrete’, я это делал ещё в 1952 году, и Пьер Генри (Pierre Henry), и Шаффер тоже – они находили какие-то звуки, говорили, что это кастрюли, делали петли и потом эти петли транспонировали. Думаю, что он (Daniel Pemberton) должен бросить все эти петли – это всё вчерашний день. Правда. Ему нравятся ритмы поездов, но когда они превращаются в пятна, тихие пятна, то это на мой вкус звучит как гармония мороженого. Слишком слащаво. Ему нужно убрать эти септимы в параллельных пассажах, поискать гармонию, которая звучала бы ново, как Pemberton и как никто другой. Ему бы кроме моих прочих работ послушать Kontakte, там большой диапазон гармоник, необычно и очень чёткие соотношения гармоний. Я рад, что могу посоветовать музыкантам учиться на моих работах – они создавались путём долгих поисков. [свернуть] Опавшие листьяШтокхаузен: Я сделал (в качестве композитора) сотни фильмов. Многие годы я получаю доход от радио. Должен признать, что сегодня многие организаторы концертов не способны понимать музыку. Даже менеджеры на радио. Они ожидают, что композитор напишет определённые ноты. Я не хочу, чтобы это было написано небрежно, но ведь их (произведения) должны (потом) исполнять сто лет и помогать в создании представления. Когда я занят новой работой и мне выдвигают подобные требования, я отношусь к этому как к надоедливой помехе, но тем не менее, обращаю на это внимание, потому что понимаю, что каждый внешний импульс, который на меня воздействует, имеет значение.
Ш: Будучи на переломном периоде истории важно оставлять за собой всё аккуратно, не в беспорядке. Мои работы останутся, когда я покину этот мир. До этого момента я постоянно стараюсь улучшать их. Идеал композиторов-романтиков – это (скульптурный) торс, фрагмент, недостигнутое, незавершённое. Это имеет отношение к концепции избранности исполнителя. Но меня это не устраивает. Когда я начал сочинять, то восхищался композиторами типа Антона Веберна (Anton Webern), потому что его работы, даже его рукописи, совершенно лаконичны. После его смерти я попросил его издателя отдать мне его записные книжки, и мне их прислали обычной почтой! Должен сказать, что я их потерял или их украли. Позже они были проданы какому-то университету за миллион. Какие-то фрагменты (из этих рукописей) были исполнены, и я признал это совершенно неприемлемым. Думаю, что если бы Веберн это услышал, то взорвался бы от гнева. Какие-то свои вещи я не считаю пригодными для исполнения, и они не должны исполняться. Я сам хочу быть хозяином своих работ. Штокхаузен: Раздав много важных документов (своих партитур), я потерял их, а магнитофонные записи моих ранних работ сегодня уже потеряли качество. Некоторые из них потребовали бы для реставрации много месяцев, тогда как, например, произведение Kontakte (1959-60) создавалось два года, Hymnen (1966-67) – почти три года, Sirius (1976) – четыре года. Это уже невозможно восстановить. Я даже не могу опубликовать партитуры, чтобы записать римэйки – это задача профессоров будущего. Нет времени опубликовать партитуры даже двадцатилетней давности. Ближайшие два года я планирую заняться партитурой Momente (1962-64), прорисовать её карандашом, чтобы кто-нибудь мог сфотографировать. Это очень скрупулёзная работа. Восемь дней из десяти я вынужден заниматься рутиной, это ниже моих способностей, но работу нужно делать безукоризненно. Штокхаузен: Если работа (партитура) напечатана, это даёт право людям исполнять её, но я всю свою жизнь рекомендую исполнителям связываться со мной, потому что партитура обычно не даёт информации об идеальном исполнении. Я вношу в исполнение очень многое, что не отражено в партитуре. У исполнителей выработались сотни привычек, о которых они сами не знают. В моей музыке это не проходит. В конце фразы не нужно делать диминуэндо (уменьшение силы звука), если это специально не написано. Как только партитуры розданы музыкантам для исполнения, мы начинаем репетиции и я делаю много корректировок. Нужно исполнить (произведение) 25 раз, пока мои корректировки не прекратятся. Когда я сочиняю композицию, присутствует и исполнитель. Во всех произведениях для инструмента-соло, с самого начала (работы над композицией) я представляю себе конкретного исполнителя, за исключением пьес для рояля (Klavierstucke I-XI, 1952-56). И хотя я и сам пианист, я консультируюсь у многих пианистов. Корректировка – долгий бесконечный процесс. Штокхаузен: Динамика (изменение громкости) – это самое важное изменение в партитуре, в отличие от остальных аспектов звучания. Но я всегда стараюсь согласовать свои намерения с чем-то определённым: меццофорте, пиано, пианиссимо. Я угробил 50 лет своей жизни, чтобы избавиться от этих итальянских правил (традиционной классической музыки XVIII-XIX веков). Я предпочитаю делить октаву на 100 частей (в отличие от традиционных 12 полутонов), как в новых синтезаторах – допустим, мне нужен тон высотой в 66 (единиц). Да, это проблема, потому что синтезаторы создаются для чего-то конкретного, и это конкретное – поп-музыка. Штокхаузен: Для того чтобы создать тембр, которого ещё никто не слышал, требуются долгие часы, это вам не пирожки стряпать. Инструменты, которые мы унаследовали (от предыдущих поколений) не предназначены для создания новых тембровых композиций. Смешивание тембров – как художник смешивает краски – не долгое дело. Моя концепция создания тембров: каждый тембр должен быть уникальным для каждой конкретной композиции и не должен больше повторяться. Тембры наряду с законами генерации волн содержат микровибрации, микромир и макромир. Этого невозможно добиться с традиционными инструментами, поэтому я использую обычных исполнителей только из-за их умений (играть на музыкальных инструментах), но многие годы я создаю свои собственные тембры. Ш: Часто я думаю, что нахожусь в неподходящем месте (для исполнения музыки). Мы выступали в церквях, спортивных залах, в местах, не предназначенных для музыки. Даже новые немецкие концертные залы не подходят (для исполнения произведений Штокхаузена). Моей музыке необходимо пространство, чтобы музыка окружала людей, или чтобы исполнители могли перемещаться между слушателями. Ненавижу, когда публика сидит рядами в постоянном монофоническом акустическом пространстве, в лучшем случае – в стерео, за исключением случаев, когда музыка специально не написана для стерео. Если у вас есть (концертный) абонемент в зал кёльнской филармонии с местом в центре зала, то весь концертный сезон вы будете слышать виолончели (оркестра) из определённой точки и никак иначе. Это как музыкант первый раз приходит в зал. Всю свою жизнь он не будет слушать ничего кроме бум-бум-бум и ему будет казаться, что седьмая симфония Бетховена вся (звучит) как одна часть. Ш: Я родился на переломе эпох, на переходе от ситуации развлечения (публики) к новой ситуации исследования. Я хочу исследовать новые звуковые пространства и новое движение звука. Но многие не верят, что у (произведений) Штокхаузена есть будущее. Меня считают окаменевшим птеродактилем. Они (слушатели) хотят экономически и эстетически эксплуатировать трёхсот-четырёхсотлетнее наследие, если иметь ввиду музыку – это Шутц и Монтеверди (Schutz, Monteverdi). Кажется, что этого достаточно. Люди как будто закрывают окна и двери (от всего нового) и говорят: ”ОК, и этого достаточно”. Но. Это – кладбище. Молодёжь отворачивается от этого мира (серьёзной музыки). Нам придётся достичь нулевой (низшей) точки, где уже никто ни во что не верит, где нет коммуникации с высшим миром, а есть лишь бессмысленные повторения слов. Нашей культуре необходима встряска, чтобы она проснулась, и я думаю, что мои произведения – это бомбы замедленного действия. [свернуть] |
|
06.06.2014, 10:46 | #116 | |
в спину нож
Репутация: 865
|
Re: Karlheinz Stockhausen
Обнаружил в сети два крутых фото мэтра
Чтобы не было совсем пусто: еще нашелся перевод лекции КШ - http://rmusician.ru/archives/tag/k-stockhausen.htm. Там есть в частности такой кусок (и много другого): Цитата:
|
|
Текущее время: 05:27. Часовой пояс GMT +3.
|
|||