www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности

Метки: classical
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 22.02.2011, 06:20   #1
ars longa, vita brevis
+/- Информация
Репутация: 558
Норвегия Edvard Grieg / Эдвард Григ

Edvard Grieg
Edvard Hagerup Grieg
15.VI.1843 — 04.IX.1907


Цитата:
Э. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт", "Лирические пьесы" и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое "созвездие" талантливых, национально самобытных художников - А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе.

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество "Евтерпа", целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, "Юморески" для фортепиано - таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

С переездом в 1866 г. в Кристианию (ныне Осло) начался новый исключительно плодотворный этап жизни композитора. Укрепление традиций отечественной музыки, объединение усилий норвежских музыкантов, воспитание публики - вот основные направления деятельности Грига в столице. По его инициативе в Кристиании была открыта Музыкальная академия (1867). В 1871 г. Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов - Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист - исполнитель своих фортепианных произведений, а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп. Произведения этого периода - Фортепианный концерт (1868), первая тетрадь "Лирических пьес" (1867), Вторая скрипичная соната (1867) - свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости. Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству. Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Напутствие великого музыканта, его восторженная оценка Фортепианного концерта вернули Григу веру в себя: "Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!" - эти слова прозвучали для Грига как благословение. Пожизненная государственная стипендия, которую Григ получал с 1874 г., дала возможность ограничить концертную и педагогическую деятельность в столице, чаще выезжать в Европу. В 1877 г. Григ оставил Кристианию. Отклонив предложение друзей поселиться в Копенгагене и Лейпциге, он предпочел уединенную и сосредоточенную на творчестве жизнь в Хардангере, одной из глубинных областей Норвегии.

С 1880 г. Григ обосновался в Бергене и его окрестностях на вилле "Трольхауген" ("Холм троллей"). Возвращение на родину благотворно сказалось на творческом состоянии композитора. Кризис конца 70-х гг. миновал, Григ вновь испытал прилив энергия. В тиши "Трольхаугена" были созданы две оркестровые сюиты "Пер Гюнт", струнный Квартет соль минор, сюита "Из времен Хольберга", новые тетради "Лирических пьес", романсы и вокальные циклы. До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества "Гармония", организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами - И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони и др.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, "на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур". Вместе с Чайковским Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Григу посвящена увертюра Чайковского "Гамлет". Творческий путь композитора завершили Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella (1906). Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. "Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня - нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!" Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты "Пер Гюнт", в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера - искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, - Григ создал лирикоэпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы ("Утро"), нарисовал причудливые сказочные образы ("В пещере горного короля"). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера - старой Озе - и его невесты Сольвейг ("Смерть Озе" и "Колыбельная Сольвейг").

В сюитах проявилось своеобразие григовского языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр. Традиции программных миниатюр Шумана развивают "Лирические пьесы" для фортепиано. Зарисовки северных пейзажей ("Весной", "Ноктюрн", "На родине", "Колокола"), жанровые и характеристические пьесы ("Колыбельная", "Вальс", "Бабочка", "Ручеек"), норвежские крестьянские танцы ("Халлинг", "Спрингданс", "Гангар"), фантастические персонажи народных сказок ("Шествие гномов", "Кобольд") и собственно лирические пьесы ("Ариетта", "Мелодия", "Элегия") - огромный мир образов запечатлен в этих лирических "дневниках" композитора.

Фортепианная миниатюра, романс и песня составляют основу творчества композитора. Подлинными жемчужинами григовской лирики, простирающейся от светлого созерцания, философского размышления до восторженного порыва, гимничности, стали романсы "Лебедь" (ст. Ибсена), "Сон" (ст. Ф. Богенштедта), "Люблю тебя" (ст. Г. X. Андерсена). Подобно многим романтическим композиторам, Григ объединяет вокальные миниатюры в циклы - "По скалам и фьордам", "Норвегия", "Девушка с гор" и др. В большинстве романсов использованы тексты скандинавских поэтов. Связи с национальной литературой, героическим скандинавским эпосом проявились и в вокально-инструментальных произведениях для солистов, хора и оркестра на тексты Б. Бьернсона: "У врат монастыря", "Возвращение на родину", "Олаф Трюгвасон". (ор. 50).

Инструментальные произведения крупных циклических форм отмечают важнейшие вехи эволюции композитора. Фортепианный Концерт, открывающий период творческого расцвета, явился одним из значительных явлений в истории жанра на пути от концертов Л. Бетховена к П. Чайковскому и С. Рахманинову. Симфоническая широта развития, оркестровая масштабность звучания характеризуют и струнный Квартет соль минор.

Глубокое ощущение природы скрипки, инструмента исключительно популярного в норвежской народной и профессиональной музыке, обнаружилось в трех сонатах для скрипки и фортепиано - в светлоидиллической Первой; динамичной, ярко национально окрашенной Второй и в Третьей, стоящей в ряду драматических произведений композитора вместе с фортепианной Балладой в форме вариаций на норвежские народные мелодии, Сонатой для виолончели и фортепиано. Во всех названных циклах принципы сонатной драматургии взаимодействуют с принципами сюиты, цикла миниатюр (основанных на свободном чередовании, "цепи" контрастных эпизодов, фиксирующих внезапные смены впечатлений, состояний, образующих "поток неожиданностей", по выражению Б. Асафьева).

Жанр сюиты господствует в симфоническом творчестве Грига. Помимо сюит "Пер Гюнт", композитором написаны сюита для струнного оркестра "Из времен Хольберга" (в манере старинных сюит Баха и Генделя); "Симфонические танцы" на норвежские темы, сюита из музыки к драме Б. Бьернсона "Сигурд Йорсальфар" и др.

Творчество Грига быстро обрело путь к слушателям разных стран, уже в 70-х гг. прошлого века оно стало любимым и глубоко вошло в музыкальную жизнь России. "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца", - писал Чайковский. - "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик".

Дискографія:
Список творів @ Wikipedia

Orchestral Works (2003)
@ mediafire, MP3 320 kbps 179 Mb
cover01.jpg
Peer Gynt Suite No. 1, Op. 46 (1888)
Peer Gynt Suite No. 2, Op. 55 (1891)
Lyric Suite, Op. 54 (1904)
Holberg Suite, Op. 40 (1884)
Two Elegiac Melodies, Op. 34 (1880)

Скачати

Lyric Pieces, Sonata, 7 Fugues (2000)
@ mediafire, MP3 320 kbps 174 Mb
cover03.jpg
Piano Sonata in E minor, Op.7 (1865)
7 Fugues, EG 184 (1861-62)
12 Lyric Pieces
Pictures from Life in the Country, Op. 19 (1870-71): No. 3

Скачати

Ballad for Edvard Grieg (2007)
@ mediafire, MP3 320 kbps 162 Mb
cover02.jpg
Piano Concerto in A minor, Op. 16 (1868)
Ballade in G minor, Op. 24 (1875-76)
6 Lyric Pieces

Скачати

Intimate Voices (2006)
@ mediafire, MP3 320 kbps 74 Mb
cover04.jpg
String Quartet in G minor, Op. 27 (1877-78)
Скачати

The Violin Sonatas (2006)
@ mediafire, MP3 320 kbps 173 Mb
cover05.jpg
Violin Sonata No. 1 in F major, Op. 8 (1865)
Violin Sonata No. 2 in G major, Op. 13 (1867)
Violin Sonata No. 3 in C minor, Op. 45 (1887)
4 Lyric Pieces
Moods, Op. 73 (1901-05): No. 2
25 Norwegian Folk Songs and Dances, Op. 17 (1869): No. 5

Скачати

Відео (для швидкого ознайомлення):

Lyric Pieces

1. Колокольный звон (0:20); 2. Колыбельная песня (4:16); 3. Бабочка (7:04); 4. Мелодия (8:27)
1. Весной (0:00); 2. Свадебный день в Трольхаугене (2:58); 3. Баллада (9:35)
1. Ручеек (0:00); 2. Скерцо (1:35); 3. Минувшие дни (5:03); 4. Бабушкин менует (11:40)
[свернуть]

Piano Concerto in A minor, Op. 16

[свернуть]

Holberg Suite, Op. 40

[свернуть]

String Quartet in G minor, Op. 27 (2 уривки)

[свернуть]

Two Elegiac Melodies, Op. 34: The Last Spring

[свернуть]

Lyric Pieces IV, Op. 47: No. 3, Melody

[свернуть]

"Слова іноді мають потребу в музиці, але музика не має потреби ні в чому.", - ці слова належать Грігу. Тим не менш, для того, щоб викликати інтерес до музики цього великого скандинавського композитора, мені нижче потрібно трохи слів. Можна почати так: Трохи більш ніж за сто років до того, як Норвегія прославилась своїм джазом та блек-металом, вона вперше стала всесвітньо відомою музично завдяки Грігу. І сьогодні навіть людина зовсім далека від світу музики не могла не чути його найвідомішого твору "В печері гірського короля", причому у найрізноманітніших виконаннях та обробках (зокрема, Гріга любили різні класичні рокери). Тому краще відразу послати весь Peer Gynt у рекомендації та забути. Між іншим, при перших же прослуховуваннях, я не міг не віддати належне Грігу у тому, що стосується вишуканості та лаконічності його оркестровок, і, водночас, жвавості, помітній зміні тем та настроїв. Це взагалі є однією з характерних рис його музики - калейдоскопічність, немонотонність, чергування та поєднання різнорідних елементів часто протягом навіть однієї п"єси.

Стосовно інших рекомендацій - я знову розшташував альбоми приблизно у порядку значущості. На першому диску зібрані найкращі оркестрові твори Гріга - і "Lyric Suite" (зокрема, Norwegian March), і Holberg Suite (відома чудова "Прелюдія"), і "Two Elegiac Melodies" (зворушлива "Остання весна") - всі вони також варті уваги.

Порівняно менш відомими є фортепіанні твори Гріга, хоча він написав чи не найбільше для цього інструменту, зокрема, створивши у зрілі роки великий цикл "Lyric Pieces" з десяти "книг". Тут хотів би особливо відзначити диск "Lyric Pieces, Sonata, 7 Fugues" у прекрасному виконанні російського піаніста Михайла Плєтньова (фуги та сонату можна послухати у другу чергу навіть). Раджу переглянути його живі виконання вище, - як чітко, витримано та майстерно він грає - великий музикант! Можливо тому я поставив його навіть вище іншого шанованого у світі "грігівського" піаніста - Лейфа Ове Андснеса з виконанням знаменитого Piano Concerto in A minor.

А ще Гріг написав вражаючий String Quartet in G minor (у не менш вражаючому виконанні Емерсон-квартету, за яке вони отримали Греммі), - першу потужну частину можна виділити і червоним (див. другий уривок вище), а також динамічні, насичені, складні сонати для скрипки та фортепіано (останній диск "The Violin Sonatas").

Ну, от наче і коротко про все. Приємних вражень та відкриттів

Последний раз редактировалось Drop; 01.12.2012 в 10:11.
Drop вне форума   Ответить с цитированием
18 пользователя(ей) сказали спасибо:
ASoundOfThunder (19.01.2012), asylum_party (13.01.2017), batcat (22.02.2011), bc_ranger (22.02.2011), fucker (25.05.2011), Hashot (05.04.2012), Katod (18.02.2012), Ksellos (22.02.2011), Marlo Stanfield (22.02.2011), phooey (22.02.2011), Pied Paper (19.01.2012), Sallkem (22.02.2011), scary_nickname (01.03.2012), Sun of a Beach (24.02.2011), wanchope (22.02.2011), william blake (23.02.2011), Екатерина Андреевна (22.02.2011), Эрис (22.02.2011)
Непрочитано 22.02.2011, 10:51   #2
perfect women crew
+/- Информация
Репутация: 505
Re: Edvard Grieg

очень люблю его творения - для меня была честь побывать в его доме и на их могиле в 2009-ом. как же там красиво...
Erin вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.02.2011, 12:24   #3
ars longa, vita brevis
+/- Информация
Репутация: 558
Re: Edvard Grieg

Erin, круто, ти була в Трольхаугені і бачила його могилу у скелі? між іншим, ці два "вузькі" фото, що я використав у оформленні, зроблені саме у тих місцях (не мною)), впізнаєш?;)

Добавлено через 2 минуты
Цитата:
Сообщение от Erin Посмотреть сообщение
очень люблю его творения
а які найбільше? просто цікаво, чи я "правильно" висвітлив його творчість)
Drop вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.02.2011, 13:08   #4
perfect women crew
+/- Информация
Репутация: 505
Re: Edvard Grieg

drop2305748, так, я влітку тоді їздила в Берген, звісно ж - не могла не завітати - ввечері сьогодні фотки пошукаю)
з приводу творів - сиджу і думаю, які найбільше. скажу так - що перший з тих дисків, що ти виклав я слухала найбільше. я не знаю, чому ти написав, що фортепіанні твори менш відомі, бо я навіть маю один з перших радянських CD з ними)

а місця я не впізнала, бо була влітку, та й нічого не зрозумієш з такого формату). там настільки чарівно, що просто не передати.
п.с. не знала, що в Бергені випадає сніг О_О тобто здогадуюсь, що це дуже рідко трапляється

Добавлено через 48 секунд
п.п.с. дякую за таку чудову тему, до речі)
Erin вне форума   Ответить с цитированием
Пользователь сказал спасибо:
Drop (22.02.2011)
Непрочитано 22.02.2011, 13:31   #5
ars longa, vita brevis
+/- Информация
Репутация: 558
Re: Edvard Grieg

Цитата:
Сообщение от Erin Посмотреть сообщение
я не знаю, чому ти написав, що фортепіанні твори менш відомі
Я мав на увазі, менш відомі "у народі", порівняно з "Пер Гюнтом"

Цитата:
Сообщение от Erin Посмотреть сообщение
не знала, що в Бергені випадає сніг
Виходить, що випадає, я брав ті фото з цієї сторінки.

Цитата:
Сообщение от Erin Посмотреть сообщение
ввечері сьогодні фотки пошукаю
Викладай сюди!
Drop вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.02.2011, 15:25   #6
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2921
Re: Edvard Grieg

Это же юбилейная тема?)
Эрис вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.02.2011, 20:28   #7
ars longa, vita brevis
+/- Информация
Репутация: 558
Re: Edvard Grieg

Эрис, Так, я помітив і вирішив, що тема має бути дійсно по класиці (а не по модерну, мінімалізму, авангарду і т.п.). Вип"ємо по 50, щоб було ще багато разів по 50?
Drop вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.02.2011, 21:43   #8
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 507
Re: Edvard Grieg

Цей розділ не міг повноцінно існувати без теми про Гріга. Аж на душі легше)

Добавлено через 2 минуты
drop2305748, за ККД тобі немає рівних на цьому форумі.
Marlo Stanfield вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.02.2011, 21:48   #9
.
+/- Информация
Репутация: 1414
Re: Edvard Grieg

Дичайше котирую "В Пещере Горного Короля", особенно в исполнении Rainbow
ictus вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.01.2012, 13:21   #10
hungry hearts
+/- Информация
Репутация: 605
Re: Edvard Grieg

Пер Гюнт обажаю!
The_Dark вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.04.2012, 23:04   #11
mp3 56 kbps
+/- Информация
Репутация: 2
Re: Edvard Grieg

Концерт для фортепиано с оркестром - гениальность с первой до последней ноты. Вот бы в живую услышать когда-то...
Claude вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Эдвард Нортон / Edward Norton Sergio Movies 38 27.09.2020 22:09
Эдвард Эстлин Каммингс/Edward Estlin Cummings Pyshock Literature 4 14.05.2011 01:21

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 10:12. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine