Форум www.neformat.com.ua

Форум www.neformat.com.ua (https://forum.neformat.com.ua/)
-   Classical (https://forum.neformat.com.ua/classical/)
-   -   Игорь Стравинский / Igor Stravinsky (https://forum.neformat.com.ua/classical/47210-igor-stravinskij-igor-stravinsky.html)

Marlo Stanfield 15.11.2011 20:26

Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Игорь Фёдорович Стравинский
05(17).06.1882 - 06.04.1971

https://upload.wikimedia.org/wikiped...tcard-1910.jpg
Цитата:

Игорь Стравинский - личность поистине уникальная в музыкальном пространстве XX века, его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи. По силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков его творчество сравнивают с творчеством Пикассо в живописи. Яркое своеобразное преломление русского фольклора в ранних сочинениях, "архитектурно-музыкальные" конструкции неоклассического периода, мистическая атональность и додекафония позднего творчества - всё это метко охарактеризовал сам Стравинский: "Я вобрал в себя всю историю музыки". Но в то же время его индивидуальный почерк, средства выразительности всегда оставались характерными только для него, составили неповторимый музыкальный язык и метод мышления, который можно определить как "антитеза романтической экспрессии".

Біографія:

Цитата:

Игорь Фёдорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниембауме, под Санкт-Петербургом. Род Стравинских происходит от польских землевладельцев (первоначально фамилия звучала Сулима-Стравинские, по названию двух притоков Вислы - Стравы и Сулимы). Отец Стравинского был известным в Петербурге оперным певцом, мать - пианисткой. Родители дали мальчику музыкальное образование, однако талант был замечен только в студенческие годы, когда Стравинский изучал юриспруденцию в Петербургском университете. С 1903 года на протяжении пяти лет Стравинский берёт уроки композиции у Николая Римского-Корсакова, стихийно пополняя собственные знания в других областях музыкального искусства. Огромное значение для формирования композитора имела духовная атмосфера дореволюционного Петербурга. "Я часто думаю, что факт моего рождения и воспитания в городе скорее неоитальянском, чем чисто славянском или восточном, должен был частично обусловить собой направление культуры моей позднейшей жизни", - писал Стравинский в "Диалогах".

Первые "пробы пера" Стравинского относятся к 1902 году, а Симфония ми-бемоль мажор и сюита для голоса с оркестром "Фавн и пастушка" стали первыми публично исполненными произведениями (1908). Благодаря оркестровой фантазии "Фейерверк", получившей признание у публики, произошло знакомство Стравинского с балетным импресарио и постановщиком Сергеем Дягилевым, основателем знаменитого "Русского балета". Их плодотворное сотрудничество продолжалось вплоть до конца 1920-х годов, а результатом стало появление нескольких ярких балетных произведений и их постановка на различных сценах. "Жар-птица" в 1910 году принесла первый громкий успех, далее появляются "Петрушка" (1911) и "Весна священная".

С 1910 года семья Стравинских жила в Европе. До 1939 года Швейцария и Франция давали приют композитору, не пожелавшему возвращаться в большевистскую Россию. Период творчества 1910-х годов обычно называют "русским" - Стравинский пробует сочетать элементы русского фольклора со средствами музыкального модернизма. Кроме вышеперечисленных балетов, наиболее соответствуют этой эстетике песенные циклы "Воспоминание о моём детстве", "Прибаутки", "Кошачьи колыбельные", "Подблюдные", а также сценическая "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана", в которой впервые проявляется абстрактность и условность персонажей, характерная для многих театральных сочинений Стравинского (партии одного и того же персонажа исполняются разными певцами, а исполнитель балетной партии "комментирует" сюжет). В этом ряду особняком стоят "Три стихотворения из японской лирики" и опера на сюжет сказки Андерсена "Соловей" (1909-1914). Изучение джазовых тенденций в музыке повлекло за собой появление на свет "Регтайма" для 11 инструментов, "Piano Rag-Music", а также "Историю солдата" (1918), произведения уникального своей жанровой принадлежностью - это и пантомима, и балет, и инструментальная сюита из современных танцев, в том числе танго. Кульминацией "русского" периода стала "Свадебка" (Les Noces), над которой автор работал с перерывами с 1914 по 1923 гг. По идеям это произведение во многом пересекается с "Весной священной", крайняя деперсонификация героев подчёркивает универсальность ролей, звуковое же воплощение - образец модернизма: четыре фортепиано с явно выраженной ударной функцией и несколько исполнителей на ударных инструментах. Стремление выразить максимальную механистичность первоначально породило идею использовать ансамбль пианол (механических фортепиано), но невозможность практической реализации вынудила Стравинского обратиться к простым роялям. Как остроумно заметил автор рецензии для записи на CD, "если б это было возможно в дни Стравинского, возможно его бы привлекло следующее: он пересоздал бы партии фортепиано "Свадебки" для Apple Macintosh". "Свадебка" была поставлена 13 июня 1923 года в Париже, с хореографией Брониславы Нижинской и декорациями Натальи Гончаровой, дирижировал Эрнест Ансерме.

Социальные потрясения двух первых десятилетий XX века, субъективизм и скептицизм позднего романтизма и экспрессионизма вызвали противоположную потребность в объективизации, обращению к "опыту предшествующих эпох", "отрезвлению" (Ферруччо Бузони). Индивидуальные образцы неоклассического стиля создают в 20-30-х годах Хиндемит и Шёнберг, Равель и композиторы французской "шестёрки", итальянцы Отторино Респиги и Альфредо Казелла. Стравинский, с 1920 года живущий в Париже в окружении Пабло Пикассо и Жана Кокто, также обращается к принципам неоклассицизма. Он использует разные историко-стилистические модели - технику старинной полифонии, барочные структурные формы, в соединении с собственным музыкальным языком создавая яркие оригинальные произведения. Хорошо выразил суть творческой метаморфозы композитора Жан Кокто: "Изумляет твёрдость этого человека: в то время как толпа обожателей требует: "Ну помучай, побей меня ещё", он предлагает ей тонкое кружево."

Тематика произведений обогащается библейскими текстами и античной мифологией. Переломным моментом и важной вехой в творчестве становится "Пульчинелла" - балет с пением, в основе которого лежат фрагменты музыки композиторов XVIII века Перголези, Галло, Келлери и Паризотти, переинструментованные Стравинским, сюжет же был окончательно оформлен совместно с Дягилевым и балетмейстером Леонидом Мясиным. Как и в "Свадебке", певцы здесь не тождественны сценическим персонажам. Впервые "Пульчинелла" была поставлена 15 мая 1920 года под управлением Ансерме и с декорациями Пикассо.

Неоклассицизм главенствует в творчестве Стравинского вплоть до начала 1950-х годов, породив огромное количество столь разных по стилистике и по духу произведений. Среди них - опера-буфф "Мавра" по Пушкину (1922), в которой используется жанр русского романса, балеты "Аполлон Мусагет" (1927-28) - своеобразный опыт "стихосложения средствами музыки", "Поцелуй феи" (1928) в стилистике Чайковского, написанный для труппы Иды Рубинштейн и спровоцировавший "окончательный крах моей дружбы с Дягилевым. Он не мог простить мне, что я принял заказ от Иды Рубинштейн, и громогласно поносил и мой балет и меня..." Сочинённая в 1927 году совместно с Жаном Кокто величественная опера-оратория "Царь Эдип" (по Софоклу), воссоздающая практически в первозданном виде жанр древнегреческой трагедии, посвящена теме сурового рока и ничтожности человеческой судьбы перед неумолимым течением Времени и властью жестоких Обстоятельств. Другое произведение на сюжет древнегреческого мифа - мелодрама по пьесе Андре Жида "Персефона" (1934) - затрагивает тему морального долга и Высокого служения ("Для того, чтобы весна возродилась, зерно должно умереть под землёй…"). Но всё чаще Стравинский обращается к чистому кантатному жанру, без сценической игры, ставший впоследствии одним из главных в его позднем творчестве, а пока же появляются "Вавилон" и Кантата на стихи английских поэтов Средневековья,, а также одно из наиболее известных сочинений Стравинского - Симфония псалмов для хора и оркестра без скрипок, посвящённая 50-летию Бостонского симфонического оркестра, руководимого в то время Сергеем Кусевицким. Она была написана, по признанию автора, "в состоянии религиозного и музыкального восторга". Это произведение стоит особняком в ряду неоклассических творений композитора: впервые у Стравинского религиозная тема выражена столь истово и откровенно (впоследствии это станет основой для сочинений позднего периода). Трёхчастная композиция выстроена по восходящему принципу: воззвание человеческой молитвой - ожидание Бога - нисхождение с Небес. Финальная часть написана на стихи "знаменитого" 150-го Псалма, часто привлекавшего внимание композиторов. Не менее прекрасное продолжение религиозная тема получила в Мессе на латинский текст для хора и двойного квинтета духовых инструментов (1944-48).

Яркой палитрой самых разнообразных сочинений характеризуются эти годы творчества композитора в области инструментальной музыки. Здесь и полномасштабные симфонические работы (Симфония in C, Симфония в трёх движениях, "Ода" для оркестра), и произведения для более ограниченных составов (Концерт для струнных in D, Концерт для камерного оркестра "Dumbarton Oaks", Октет для духовых инструментов и "Симфонии духовых" памяти Дебюсси), произведения для фортепиано и скрипки с оркестром, а также сольные фортепианные сочинения: Соната, Серенада in A, Соната и Концерт для двух фортепиано. Специально для джазового кларнетиста Вуди Германа написан Эбеновый (Чёрный) концерт.

С началом второй мировой войны Стравинский переселяется в США, где начинает преподавать в Гарвардском университете, а в 1945 году становится американским гражданином. Творческий успех постоянно сопутствует ему здесь. Ещё с середины 30-х годов яркие театральные события приносит сотрудничество с выдающимся американским хореографом Джорджем Баланчиным. Стравинский часто выступает в качестве дирижёра собственных сочинений, делает записи в студиях фирмы Columbia. В 1951 году оперой "Похождения повесы" был окончательно подведён итог неоклассическому этапу творчества композитора. Эта опера - один из редких примеров в истории музыки, когда толчком к написанию театрального произведения послужило изобразительное искусство - серия гравюр английского художника XVIII века У. Хогарта под общим названием "Карьера мота". Опера стала одним из последних неоклассических произведений Стравинского, после чего манера его письма резко меняется. Этому в решающей степени способствовало знаменательное событие в музыкальной жизни - кончина Арнольда Шёнберга, поставившая итоговую точку в целой эпохе немецкого экспрессионизма и раннего этапа развития додекафонной техники. Неприятие Стравинским и Шёнбергом музыкально-эстетических позиций друг друга доходило порой до язвительных недвусмысленных пассажей в адрес друг друга, причём наиболее наступательную позицию занимал Шёнберг (в Трёх сатирах для хора он даже позволил себе откровенно высмеять "маленького Модернского" - Стравинский был мал ростом, хотя и выше самого Шёнберга). Стравинский, со своей стороны, называл Шёнберга "модернистски припудренным Брамсом". Смерть Шёнберга, наравне с дружбой с молодым американским дирижёром Робертом Крафтом, ставшим до последних дней композитора его alter ego, послужили толчком к открытию Стравинским музыки нововенцев заново, что и определило скорейший переход к серийному методу организации музыки. Уже в 1952 году появляется септет - первое полностью додекафонное сочинение.

Серийная техника, или додекафония, как метод композиции последовательными неповторяющимися тонами был открыт несколькими композиторами одновременно и независимо друг от друга в 10-х годах XX столетия, музыка одного из которых - Шёнберга - стала впоследствии считаться классикой додекафонии. Шёнберг отвергал всякий намёк на тональность, считая диссонанс и неустойчивую гармонию без разрешения основными структурными единицами новой музыки. Додекафония же Стравинского имеет свой индивидуальный облик - она не отвергает устойчиво звучащих созвучий, а в некоторых произведениях тональная сфера используется наравне с додекафонной. Для Стравинского, впрочем как и для Шёнберга, серийная техника есть всего лишь метод создания определённой атмосферы в музыке.

В эти последние годы творческой деятельности усиливаются траурные и религиозные настроения, композитор отдаёт предпочтения камерным и вокально-инструментальным жанрам. Резко сокращается число крупных произведений: за 15 лет всего один балет (предельно абстрактный "Агон", посвящённый Джорджу Баланчину), одно сценическое музыкальное представление ("Потоп", написанный для телевизионной постановки). Один за другим появляются произведения "памяти..." - Дилана Томаса, Джона Кеннеди, Олдоса Хаксли, Т.С. Элиота. Практически все остальные произведения посвящены духовной тематике: здесь и величественный "Canticum Sacrum", пятичастная форма которого продиктована архитектурой притворов собора св. Марка в Венеции, и достаточно продолжительные по времени "Threni" (Плач пророка Иеремии), а также "Проповедь, притча и молитва" и священная баллада "Авраам и Исаак", написанная на иврите. Обращается композитор и к музыке близкого по духу Карло Джезуальдо ди Веноза, обработав к 400-летию несколько его мадригалов. Особняком стоят "Движения" для фортепиано с оркестром (1959) - своеобразный опыт композиции, находящийся в творческом родстве с сериальной музыкой Булеза и Штокхаузена.

1962 год ознаменовался первым за 52 года фактического изгнания визитом на родину - по приглашению Министерства культуры СССР Стравинский дёт несколько концертов в Москве и Ленинграде. Поездка оказала несомненно сильное эмоциональное воздействие на композитора, однако сдержанный и осторожный в проявлении истинных чувств, Стравинский ни разу не высказался критически. "Я такой же русский, как и вы, и никогда не был эмигрантом... Моя жена была слаба здоровьем и только поэтому я не мог оставаться там более."

В 1966 году, когда Стравинский был уже серьёзно болен, написано одно из последних произведений - "Requiem Canticles" (Заупокойные песнопения) для солистов, хора и камерного оркестра. Сочинение-эпитафия проникнуто светлым предвосхищением Бога и трепетным человеческим приближением к Потустороннему. Лаконичность высказывания, значимость каждой интонации и каждого звука говорит об особой кристаллизации стиля - того стиля, который всегда отличал Стравинского вне зависимости от его исканий в области музыкальной манеры. Последнее произведение композитора - инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа - написано на немецком языке, ранее им не использовавшемся, таким образом Стравинский остался в истории музыки как уникальный пример композитора, писавшего на семи (!) языках - английском, немецком, французском, итальянском, латинском, иврите, а также на родном - русском.

Богатая творческая жизнь композитора оборвалась в 1971 году в Нью-Йорке в возрасте 88 лет.
[свернуть]

Перелік творів (у хронологічному порядку за роком закінчення роботи):

Цитата:

1902 - Скерцо для фортепиано
1903 - Соната для фортепиано fis-moll
1906 - "Фавн и пастушка", сюита для голоса (меццо-сопрано) с оркестром на сл. Пушкина
1907 - Симфония для большого оркестра Es-dur
1907 - "Пастораль", песнь без слов для голоса (меццо-сопрано) и ф-п
1908 - Две песни для голоса (меццо-сопрано) и ф-п на сл. Городецкого (I - Весна (монастырская), II - Росянка (хлыстовская))
1908 - "Фантастическое скерцо" для большого оркестра
1908 - "Фейерверк", фантазия для большого оркестра
1908 - Четыре этюда для фортепиано
1910 - "Жар-птица", сказка-балет в двух картинах
1910 - Два стихотворения Поля Верлена (рус. текст С. Митусова) для голоса (баритона) и ф-п. (I - Душу сковали, II - Где в лунном свете)
1911 - "Петрушка", потешные сцены в 4 картинах И. Стравинского и А. Бенуа
1911 - Два стихотворения К. Бальмонта для голоса (сопрано) и ф-п. (I - Незабудочка-цветочек, II - Голубь)
1912 - "Звездоликий", кантата для мужского хора и оркестра на сл. Бальмонта
1913 - "Весна священная", картина языческой Руси в двух частях И. Стравинского и Н. Рериха
1913 - Три стихотворения из японской лирики для голоса (сопрано), 2 флейт, 2 кларнетов, ф-п., 2 скрипок, альта и виолончели (рус. текст А. Брандта)
1913 - "Воспоминание о моём детстве", три песенки для голоса (меццо-сопрано) и ф-п. на русские народные тексты (I - Сороченька, II - Ворона, III - Чичер-Ячер)
1914 - "Соловей", лирическая сказка в 3 действиях И. Стравинского и С. Митусова по Х.К. Андерсену
1914 - Три пьесы для струнного квартета
1914 - "Прибаутки", шуточные песенки для среднего голоса и 8 инструментов на русские народные тексты из собрания сказок Афанасьева (I - Корнило, II - Наташка, III - Полковник, IV - Старец и заяц)
1915 - Три лёгких пьесы для фортепиано в 4 руки (I - Марш, II - Вальс, III - Полька)
1916 - "Кошачьи колыбельные", вокальная сюита для среднего голоса (контральто) и 3 кларнетов на русские народные тексты (I - Спи, кот; II - Кот на печи; III - Бай-бай; IV - У кота, кота)
1916 - "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана", весёлое представление с пением и музыкой. Слова (по русским народным сказкам) и музыка Игоря Стравинского
1917 - "Подблюдные", четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопрано на народные тексты (I - У Спаса в Чигисах, II - Овсень, III - Щука, IV - Пузище)
1917 - Пять лёгких пьес для фортепиано в 4 руки (I - Andante, II - Эспаньола, III - Балалайка, IV - Неаполитана, V - Галоп)
1917 - Песня волжских бурлаков, обработка русской народной песни "Эй, ухнем" для оркестра духовых и ударных инструментов
1917 - "Песня Соловья", симфоническая поэма на материале II и III действий оперы "Соловей"
1917 - Этюд для пианолы
1918 - "История солдата", "Сказка о беглом солдате и чёрте", читаемая, играемая и танцуемая, в двух частях. Франц. текст Ш. Рамюза на основе русских народных сказок из собрания Афанасьева
1918 - Рэгтайм для 11 инструментов
1919 - Piano-Rag music для фортепиано
1920 - "Пульчинелла", балет с пением в одном действии на основе тем, фрагментов и пьес Дж.Б. Перголези
1920 - Концертино для струнного квартета
1920 - Симфонии духовых инструментов
1921 - "Пять пальцев", восемь очень лёгких пьес на пяти нотах для фортепиано
1921 - Сюита № 2 для малого оркестра, инструментовка пьес из Трёх лёгких пьес и Пяти лёгких пьес для ф-п. в 4 руки (I -Марш, II - Вальс, III - Полька, IV - Галоп)
1922 - "Мавра", опера-буфф в одном действии, либретто Б. Кохно по повести в стихах Пушкина "Домик в Коломне"
1923 - "Свадебка", русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из сборника Киреевского
1923 - Октет для духовых инструментов
1924 - Концерт для фортепиано и духовых инструментов
1924 - Соната для фортепиано в 3 частях
1925 - Серенада in A для фортепиано
1925 - Сюита № 1 для малого оркестра, инструментовка пьес из Пяти лёгких пьес для ф-п. в 4 руки (I - Andante, II - Неаполитана, III - Эспаньола, IV - Балалайка)
1926 - "Отче наш" для смешанного хора без сопровождения на русский канонический текст православной молитвы (новая редакция с латинским текстом - "Pater noster", 1949)
1927 - "Царь Эдип", опера-оратория в 2 действиях по Софоклу И. Стравинского и Ж. Кокто, латинский перевод Ж. Даниэлу
1928 - "Аполлон Мусагет", балет в 2 картинах для струнного оркестра
1928 - "Поцелуй феи", балет-аллегория в 4 картинах, либретто И. Стравинского по сказке Х.К. Андерсена "Ледяная дева" ("Снежная королева")
1928 - Четыре этюда для оркестра, инструментовка Трёх пьес для струнного квартета и Этюда для пианолы (I - Танец, II - Эксцентрик, III - Песнопение, IV - Мадрид)
1929 - Каприччио для фортепиано и оркестра
1930 - Симфония псалмов для хора и оркестра в 3 частях на латинские тексты Ветхого Завета - Псалтирь: Псалмы 38, 39, 150
1931 - Концерт in D для скрипки и оркестра
1932 - Концертный дуэт для скрипки и фортепиано
1932 - "Верую" для смешанного хора без сопровождения на русский канонический текст православной молитвы (новая редакция с латинским текстом - "Credo", 1949)
1934 - "Персефона", мелодрама в 3 частях Андре Жида
1934 - "Богородице Дево, радуйся" для смешанного хора без сопровождения на русский канонический текст православной молитвы (новая редакция с латинским текстом - "Ave Maria", 1949)
1935 - Концерт для двух фортепиано соло
1936 - "Игра в карты", балет в трёх сдачах, либретто автора в сотрудничестве с М. Малаевым
1938 - Концерт для камерного оркестра in Es "Dumbarton Oaks"
1940 - Симфония in C для оркестра
1940 - Танго для фортепиано
1942 - "Концертные танцы" для камерного оркестра
1942 - Цирковая полька для духового оркестра, "сочинена для молодого слона"
1942 - "Четыре норвежских впечатления" для оркестра
1943 - "Ода (элегическая песнь в 3 частях)" для оркестра
1944 - Соната для 2 фортепиано
1944 - "Вавилон", кантата на сл. из I Книги Моисеевой (XI, 1-9) для мужского хора и оркестра с чтецом
1944 - "Балетные сцены" для оркестра
1944 - Скерцо a la russe для симфо-джазового оркестра
1944 - Элегия для альта или скрипки соло
1945 - Симфония в трёх движениях
1945 - Эбеновый (Чёрный) концерт
1946 - Концерт для струнного оркестра in D (Базельский)
1947 - "Орфей", балет в 3 сценах, либретто И. Стравинского
1948 - Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых инструментов на канонический текст римско-католической литургии
1951 - "Похождения повесы", опера в 3 действиях (9 картинах), английский текст У. Одена и Ч. Колмена по гравюрам У. Хогарта
1952 - Кантата для сопрано, тенора, женского хора и малого инструментального ансамбля на анонимные тексты из английской поэзии XV-XVI вв.
1953 - Септет для кларнета, валторны, фагота, фортепиано, скрипки, альта и виолончели
1953 - Три песни из Вильяма Шекспира для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта
1954 - "Памяти Дилана Томаса", траурные каноны и песнь для тенора, струнного квартета и 4 тромбонов на английский текст стихотворения Д. Томаса "Do not go gentle…"
1956 - Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci Nominis (Священное песнопение во имя святого Марка) для тенора и баритона соло, хора и оркестра на латинский текст из Ветхого и Нового Завета
1956 - Хоральные вариации И.С. Баха на тему рождественской песни "Von Himmel hoch da komm'ich her", обработка для хора и оркестра
1957 - "Agon" ("Состязание"), балет для 12 танцоров в 3 частях
1958 - Threni, жалобы Иеремии пророка для солистов, смешанного хора и оркестра на латинский текст из Ветхого завета
1959 - "Эпитафия к надгробию князя Макса Эгона Фюрстенберга" для флейты, кларнета и арфы
1959 - Двойной канон памяти Рауля Дюфи для струнного квартета
1959 - "Движения" для фортепиано и оркестра в 5 частях
1959 - Tres sacrae cantiones, три духовные песни Карло Джезуальдо ди Веноза, завершённые Игорем Стравинским к 400-й годовщине со дня рождения Джезуальдо, для смешанного хора без сопровождения
1960 - Monumentum pro Gesualdo di Venosa ad CD Annum (Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию), три мадригала (из книги V и VI мадригалов), обработка для инструментов
1961 - "Проповедь, притча и молитва", кантата для альта и тенора соло, чтеца, хора и оркестра
1962 - Восемь миниатюр для оркестра, инструментовка "Пяти пальцев" для ф-п.
1962 - Энсем "The Dove Descending Breaks the Air" для хора без сопровождения, английский текст из "Четырёх квартетов" Т.С. Элиота
1962 - "Потоп", музыкальное представление для чтецов, солистов, хора, оркестра и танцоров, английский и латинский текст составлен Р. Крафтом на основе Ветхого Завета (Бытие), Йоркского и Честерского собраний мистерий XV в. и анонимной средневековой поэмы
1963 - "Авраам и Исаак", священная баллада для высокого баритона и камерного оркестра, текст на иврите из Ветхого Завета (Бытие, XXII, 1-19)
1964 - "Элегия Дж. Ф. К." для баритона, 2 кларнетов и альтового кларнета
1964 - Фанфара для Нового Театра для 2 труб
1964 - Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра
1965 - Introitus T. S. Eliot in memoriam (Интроит памяти Т. С. Элиота) для мужского хора и камерного ансамбля на латинский канонический текст из римско-католической заупокойной мессы
1965 - Канон на тему русской народной мелодии ("Не сосна у ворот раскачалася") для оркестра
1966 - "Заупокойные песнопения" ("Requiem Canticles") для контральто и баритона соло, хора и камерного оркестра на латинский канонический текст из римско-католической заупокойной мессы и погребальной службы
1966 - "Сова и кошечка" для голоса и фортепиано на английский текст поэмы Э. Лира
1968 - Инструментовка двух духовных песен Гуго Вольфа (Herr, was tragt der Boden hier..., Wunden tragst du..., обе на сл. Э. Гейбеля)
[свернуть]

Завантажувати і слухати:

2002 - Le Sacre du Printemps / The Firebird
(виконання: The Cleveland Orchestra / Chicago Symphony Orchestra, диригент: Pierre Boulez)
http://s017.radikal.ru/i443/1111/5c/72cde137b182.jpg
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

1999 - Stravinsky Symphonies (Symphony of Psalms - In C - In 3 Movements)
(виконання: Chicago Symphony Orchestra and Chorus, диригент: Sir Georg Solti)
http://s017.radikal.ru/i407/1111/d3/c2468653d11d.jpg
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

1995 - Petrouchka
(виконання: New York Philarmonic, диригент: Pierre Boulez)
http://s017.radikal.ru/i426/1111/7b/e561ec9183c1.jpg
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

http://s017.radikal.ru/i442/1111/c5/acfcc038ecc2.jpg
Стравинский И.Ф. "Весна священная", 1958 (Нью-Йоркский филармонический, Бернстайн)
Исполнители:
Нью-Йоркский филармонический оркестр
Дирижер - Леонард Бернстайн.
Запись 1958 года.
Переиздание 2001 года в рамках бокс-сетовой компилляции - The Original Jacket Collection: Leonard Bernstein, диск №10.

http://s017.radikal.ru/i403/1111/80/bf43e47d0596.jpg
Стравинский И.Ф. "Весна священная" (bonus - Скрябин А.Н. "Поэма экстаза"), 1999 (Кировский, Гергиев)
Исполнители:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев.
Запись 1999 года.
Издание 2001 года
[свернуть]

Останнім часом досить багато слухаю Стравінського. Це притому, що академічною музикою не особливо захоплююсь. А все тому, що творча манера дуже вирізняє його з-поміж інших "класиків". Музика Стравінського увібрала в себе все найкраще з російського фольклору, вона містична, загадкова і при цьому може бути пристрасною і потужною, як гірський потік. Стравінського не розуміли, прем'єра його найвідомішого твору "Весна Священная (Le Sacre du Printemps)" увінчалася скандалом, публіка не змогла прийняти його енергетики. А енергетика там така, що позаздрили б і апологети хардкор-панку:oh-yeah: Далі спогади Жана Кокто про прем'єру "Весни":

"Публика, как и следовало ожидать, немедленно встала на дыбы. В зале смеялись, улюлюкали, свистели, выли, кудахтали, лаяли, и, в конце концов, возможно, утомившись, все бы угомонились, если бы не толпа эстетов и кучка музыкантов, которые в пылу неумеренного восторга принялись оскорблять и задирать публику, сидевшую в ложах.. И тогда гвалт перерос в форменное сражение.
Стоя в своей ложе, со съехавшей набок диадемой, престарелая графиня де Пурталес, вся красная, кричала, потрясая веером: "В первый раз за шестьдесят лет надо мной посмели издеваться". Бравая дама была совершенно искренна. Она решила, что её мистифицируют. ...
Это совершенно в духе публики: ковылять от шедевра к шедевру, всегда отставая на один; признавая вчерашний день, хулить сегодняшний и, как говорится, всегда идти не в ногу со временем".


"Весну священну" я виклав для ознайомлення. Разом з тим завантажив ще два балети-казки "Жар-птица" та "Петрушка" та три симфонії. Зрозуміло, що цього замало для охоплення всіх аспектів творчості маестро, але будемо вважати, що фундамент успішно закладений. (цитований матеріал взято звідси)

Cyclophosphamide 15.11.2011 20:45

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
1) Игорь Федорович Стравинский - Бог.
2) Что такое "Igor Stravinsky", и зачем это здесь?
3) "Весна" в любой интерпретации Булеза - весьма средне, особенно если для первоначального ознакомления.
4) Почему в этом разделе?

Marlo Stanfield 15.11.2011 20:49

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
1) Згоден.
2) Ім'я композитора англійською мовою. Не бачу тут проблеми.
3) Я тільки у виконанні Булеза і слухав, якщо є кращі виконання, я тільки за, завантажуй.
4) А куди ще? :thinking:

Cyclophosphamide 15.11.2011 21:07

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570417)
2) Ім'я композитора англійською мовою. Не бачу тут проблеми.

Зачем?:thinking:

Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570417)
3) Я тільки у виконанні Булеза і слухав, якщо є кращі виконання, я тільки за, завантажуй.

Если время будет загружу, хотя ничего оригинального не будет, ибо эти исполнения всем широко известны.
Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570417)
4) А куди ще?

Ну не знаю, можно практически в любой раздел, кроме этого, на мой взгляд.

Marlo Stanfield 15.11.2011 21:13

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
2) Для спрощення пошуку не завадить. Тобі половина назв інших тем в розділі очі не коле?
3) Ок.
4) Поясни.

Sun of a Beach 15.11.2011 21:16

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570429)
Ну не знаю, можно практически в любой раздел, кроме этого, на мой взгляд.


Cyclophosphamide 15.11.2011 21:56

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570431)
2) Для спрощення пошуку не завадить. Тобі половина назв інших тем в розділі очі не коле?

Я очень сомневаюсь, что украино и русскоязычная публика будет искать Стравинского как Igor Stravinsky.
Ну а с иноязычными композиторами и исполнителями ситуация так-же проста: написание имени, фамилии (у кого есть - отчества) на русском/украинском, и рядом написание на родном языке музыканта.
Учитывая все это, лучше вместо английского написания, добавить - "Ігор Федорович Стравінський".

Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570431)
3) Ок.

Учитывая что я тему об одной хорошей девочке уже пару месяцев из-за лени не могу сделать, то ждать можно долго, впрочем думаю другие люди быстрей зальют. Ну можешь сам погуглить: Бернстайн с Нью-Йорксим филармоническим 58 года (именно с Нью-Йоркским и именно 58 года), и Гергиев с с оркестром Кировского (Мариинского) 99 года. ИМХО - это лучшее что я слышал. Гергиевская запись даже больше Бернстайновской нравится.
Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570431)
4) Поясни.

Ну видишь ли, Стравинский этому разделу не подходит, этот раздел для музыки в стиле «Бокал красного вина в летний вечер».

Добавлено через 48 секунд
Самозванка, очень смешно.

Добавлено через 3 минуты
Twilight_Is_My_Robe, к слову, Бернстайновская запись "Весны" - фактически единственная, которой остался доволен сам Стравинский.

Добавлено через 5 минут
Чуть не забыл, отдельным товарищам хочется сообщить, что в "Игорь Фёдорович Стравинский" все слова пишутся с большой буквы, поскольку - это фамилия, имя и отчество, а не Название Самой Лучшей Группы.

Marlo Stanfield 15.11.2011 22:17

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Дякую, "Весну" погуглю. З приводу назви теми дозволь не погодитися: я в першу чергу шукав би саме англійською мовою. А з приводу розділу, я так розумію, ти занадто болісно реагуєш на дрібниці. Одна тема про Патерліні не перекреслить наявність у розділі Кейджа, Шнітке чи Шостаковича.

Добавлено через 1 минуту
Зміст твоєї останньої фрази не зрозумів. Сподіваюсь, вона адресована не мені)

Cyclophosphamide 16.11.2011 04:18

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570474)
Одна тема про Патерліні не перекреслить наявність у розділі Кейджа, Шнітке чи Шостаковича.

Туту не только тема про Патерлини.

Цитата:

Сообщение от Twilight_Is_My_Robe (Сообщение 1570474)
Зміст твоєї останньої фрази не зрозумів. Сподіваюсь, вона адресована не мені)

Нет, не тебе, если только ты не считаешь, что Русскоязычные Группы Должны Писать Все Слова В Своем Названии, Названии Своего Альбома И Песен, А Также Текстов, С Заглавной Буквы.

Drop 16.11.2011 05:47

re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Twilight_Is_My_Robe, дякую за тему, дуже круто.:up: Що стосується назви теми - думаю, краще навпаки писати "наших".

Від себе трохи додам, що зараз, через багато років, коли стиль і техніка маестро розбрелися по всьому академічному світу та й за межі нього, звичайно важко зрозуміти всю незвичність, навіть скандальність, тієї ж "Весни священної", але її потужна, природна енергетика відчувається відразу. Блискучі також і інші його балети, такі як "Петрушка" та "Жар-птиця". Прекрасна мініатюрна "Пастораль". Разом із тим, з великою частиною творчості Стравінського незнайомий або не зовсім відчуваю. Наприклад, зі збірки камерних творів сподобалось далеко не все. Класний емоційний "Подвійний концерт для скрипки та фортепіано" (1932), при-джазований "Чорний концерт", "Соната для двох ф-но".

Вцілому, музика Стравінського, яка звичайно оцінена, визнана, геніальна, не викликає в мене глибокого внутрішнього резонансу. Але це я кажу не в негативному сенсі, тому що інколи хочеться саме такої "об"єктивної" класики.

Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570455)
к слову, Бернстайновская запись "Весны" - фактически единственная, которой остался доволен сам Стравинский.

Цікаво, а своїм диригуванням Стравінський не був задоволений?) Чому не згадати історичні записи під керівництвом самого композитора? Нехай не всі вони у гарній якості, але "Весна священна" з Колумбійським симфонічним до таких не належить. До речі, помітив, дуже модно наговорювати на Булеза. Найчастіше згадують про те, що він занадто "холодний", "беземоційний", але забувають про те, що він при цьому і дуже чіткий, уважний до дрібниць і буквальний. Ситуація з Бернстайном протилежна - часто можна зустріти думку, що він занадто любить прикрашати, додавати власну індивідувальність, зайві емоції. І спорити тут можна до ранку - кожному своє.:dontknow:

Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570429)
Ну не знаю, можно практически в любой раздел, кроме этого, на мой взгляд.

Ну-ну.

Добавлено через 24 минуты
Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570708)
Туту не только тема про Патерлини.

Рахуй далі, плач за темою про Баскова і не забувай нагадувати нам про лінь, яка не дає тобі створювати теми про серйозну класику (тут чи в іншому розділі).:hi:

Cyclophosphamide 16.11.2011 10:31

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от drop2305748 (Сообщение 1570711)
Цікаво, а своҝм диригуванням Стравінський не був задоволений?

Не знаю об этом, хотя понятно, что вероятность публичного недовольства своими сосбственными исполнениями - очень мала, но реакцией на исполнение Бернстайна с НФО было - "Вау", и это факт, и то что Стравинский весьма поносил интерпретации большого количества известных дирижеров - тоже факт.

Цитата:

Сообщение от drop2305748 (Сообщение 1570711)
Чому не згадати історичні записи під керівництвом самого композитора?

Я слышал записи самого Стравинского, но лично мне две вышеназванные версии нравятся больше. И великие композиторы не обязательно бывают великими дирижерами, равно как и наоборот.

Цитата:

Сообщение от drop2305748 (Сообщение 1570711)
До речі, помітив, дуже модно наговорювати на Булеза. Найчастіше згадують про те, що він занадто "холодний", "беземоційний", але забувають про те, що він при цьому і дуже чіткий, уважний до дрібниць і буквальний.

Ну я на него не наговариваю, мне например очень нравится его искусство дирижера, в том числе то как он исполняет произведения Стравинского, даже "Весна" - хороша, но по сравнению с тем же Бернстайном, она очень средняя. "Петрушка", к слову, у него замечательный. Отмечу, что для меня Булез как раз пример отличнейшего дирижера, и весьма посредственного композитора.

Цитата:

Сообщение от drop2305748 (Сообщение 1570711)
Ситуація з Бернстайном протилежна - часто можна зустріти думку, що він занадто любить прикрашати, додавати власну індивідувальність, зайві емоціҝ. І спорити тут можна до ранку - кожному своә.

Согласен, но учитывая что "Весна " - это само воплощение первозданной энергии, которую не сможет обуздать никакая буквальная точность, то манера Бернстайна как нельзя лучше подошла этому произведению. Но опять таки, только эта запись, я слышал еще парочку записей "Весны" Бернстайном, с Израильским Филармоническим, и еще с кем то, кажись с каким то английским оркестром, но это уже было все не то.

Цитата:

Сообщение от drop2305748 (Сообщение 1570711)
Рахуй далі, плач за темою про Баскова і не забувай нагадувати нам про лінь, яка не даә тобі створювати теми про серйозну класику (тут чи в іншому розділі).

Этот твой пассаж звучит очень смешно и подетски.
П.С. Басков охуеннен. Патерлиня и прочая эйнаудя - хуита подзалупная.

Drop 16.11.2011 12:53

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570757)
реакцией на исполнение Бернстайна с НФО было - "Вау"

Ти знаєш, скажу по секрету, мені насправді надзвичайно приємно, що тут взагалі має місце цей невеличкий "холівор" про диригентів)) І дякую за Бернстайна. Нехай запис про який ти говориш і не є найпопулярнішим та найвідомішим, судячи з преси, але я його обов"язково пошукаю і послухаю.:up:

До речі, можеш також написати, що ще ти особисто порадив би послухати зі Стравінського, бо, думаю, погодишся у нього неоднорідна творчість (та ж "Свадебка", наприклад, нещодавно мені дуже не сподобалась).

Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570757)
Отмечу, что для меня Булез как раз пример отличнейшего дирижера, и весьма посредственного композитора.

Відмічу, що тут з тобою солідарні мабуть 95+ % людства)

Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570757)
Этот твой пассаж звучит очень смешно и подетски.

Ти просто не уявляєш наскільки дитячим виглядає твоє незадоволене бурчання і хизування своїми глибокими, а головне об"єктивно-правильними, смаками.

Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1570757)
П.С. Басков охуеннен. Патерлиня и прочая эйнаудя - хуита подзалупная.

Ну от - яскравий приклад.:hz: Справді, про смаки не сперечаються, але, як мінімум, треба трохи поважати смаки інших. Зокрема, я нічого не маю проти Баскова і теми про нього тут, але якби ти хоча б звернув увагу в ній на його класичний доробок, виклав підбірку оперних виконань, а не його естрадної поп-музики, з якою і так всі вимушені були познайомитись, завдяки громадському транспорту, приміром.

Raven 16.11.2011 14:16

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
всецело поддерживаю дропцифры, циклофосфамид лепит невероятно

Zloj 16.11.2011 14:52

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
igor stravinsky

Cyclophosphamide 16.11.2011 20:39

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Все таки маленько решил пошевелиться, и залил обещанные, самые мною любимые интерпретации "Весны священной".

http://s017.radikal.ru/i442/1111/c5/acfcc038ecc2.jpg
Стравинский И.Ф. "Весна священная", 1958 (Нью-Йоркский филармонический, Бернстайн)
Исполнители:
Нью-Йоркский филармонический оркестр
Дирижер - Леонард Бернстайн.
Запись 1958 года.
Переиздание 2001 года в рамках бокс-сетовой компилляции - The Original Jacket Collection: Leonard Bernstein, диск №10.
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

http://s017.radikal.ru/i403/1111/80/bf43e47d0596.jpg
Стравинский И.Ф. "Весна священная" (bonus - Скрябин А.Н. "Поэма экстаза"), 1999 (Кировский, Гергиев)
Исполнители:
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валерий Гергиев.
Запись 1999 года.
Издание 2001 года
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

Как уже говорил ранее, Гергиевская "Весна" мне импонирует даже больше знаменитой записи Бернстайна.

Leg0 16.11.2011 21:05

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Стравинский И.Ф. "Весна священная", 1958 (Нью-Йоркский филармонический, Бернстайн)
ого, мені теж набагато більше сподобалась тої, що в шапці.
давно викупив, що стравінський ахуєнний :up:

Marlo Stanfield 04.07.2013 11:20

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Мінімальний ап. В шапці було про прем'єру "Весни" зі слів Жана Кокто. Нижче та ж подія у викладі Карла Ван Вехтена:

"Я посетил первое исполнение в Париже этого анархистского (отрицающего каноны академического искусства) балета, Жертвоприношение весне... Часть аудитории, возбужденная им, предприняла богохульственную попытку уничтожить музыку как искусство и вскоре после поднятия занавеса в ярости начала свистеть, мяукать и строить догадки о том, что будет дальше. Другие - те, кому музыка понравилась, и кто чувствовал, что на карту поставлена свобода высказывания, - вопили в ответ, выказывая сопротивление. Война за искусство шла до конца вечера, оркестр тем временем продолжал играть; его не было слышно, за исключением моментов, когда случалось временное затишье. Фигуры на сцене танцевали в такт музыке, которую им приходилось скорее воображать, не реагируя на ритм беспорядков в зале. Я сидел в ложе... Три леди сидели передо мной, юноша позади. Он вставал, чтобы лучше видеть. Свое возбуждение он выдал, когда начал ритмично стучать по моей голове. Мои эмоции были столь сильны, что какое-то время я не чувствовал ударов. Они точно совпадали с пульсом музыки. Когда я, наконец, заметил, что происходит, и обернулся - он искренне извинился. Мы оба были вне себя".

pm34 05.07.2013 00:03

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
а как не начать бесноваться, наблюдая такое

LyMph 10.07.2013 20:51

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от pm34 (Сообщение 1847215)
а как не начать бесноваться, наблюдая такое

Пару недель назад вживую смотрел в мариинке. :applouse:

Progvaed 11.07.2013 11:03

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Весьма котирую Стравинского. Любимейший классик. Очень люблю записи этого автора в исполнении оркестра Ленинградской филармонии с дирижёром Евгением Мравинским "Жар-птица " запись 1962 года. И "Петрушка" запись 1964 года. Так же хорош "Петрушка" и "Весна Священная" Филадельфийского симфонического оркестра с дирижёром Р. Мути записи 1983 года.:pray:

Marlo Stanfield 31.01.2014 18:03

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Как Стравинский повлиял на мировую культуру >>>

Каспар Хаузер 02.04.2014 13:38

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Благодаря теме про странный метал вспомнил такую штучку


Anandamid 02.04.2014 13:44

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Также недавно вспомнил Стравинского благодаря Колтрейнихе , а точнее ее альбому LORD OF LORDS.

Каспар Хаузер 02.04.2014 13:48

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
у меня искренняя вера в то, что все посетители джаза появляются и в классике, а тему о странном металле могут и пропустить:dontknow:

Anandamid 02.04.2014 14:38

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от лорд Патчог (Сообщение 1927550)
у меня искренняя вера в то, что все посетители джаза появляются и в классике, а тему о странном металле могут и пропустить:dontknow:


Иной посетитель джаза и в металл заскочит-тут пару имен, там тройку смаликов тиснет-всяко польза форумному делу.

Біджо 04.06.2014 11:25

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
смешные тусовщики Жан Кокто, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и балерына Ольга Хохлова)

http://cs618825.vk.me/v618825612/8b96/SFmYPdnH9XM.jpg

Vin 04.06.2014 12:57

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
сидим на оркестре. разговор что-то за Стравинского зашел, дерижёр наш такой "ну это вообще зов предков".

Cyclophosphamide 04.06.2014 13:41

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от лорд Патчог (Сообщение 1927550)
у меня искренняя вера в то, что все посетители джаза появляются и в классике

Не хочу расстраивать, но очень сомнительно.

Эрис 04.06.2014 14:09

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Цитата:

Сообщение от Cyclophosphamide (Сообщение 1948227)
Не хочу расстраивать, но очень сомнительно.

Не хочу тебя расстраивать, но его вера ближе к фактам, чем твоя.

valmakar 04.06.2014 14:20

Re: Игорь Стравинский / Igor Stravinsky
 
Не хочу вас обох розчаровувати, але шо в джазі, шо в класиці відвідувачів однаково нема :stupid:


Текущее время: 07:46. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot