Форум www.neformat.com.ua

Форум www.neformat.com.ua (https://forum.neformat.com.ua/)
-   Classical (https://forum.neformat.com.ua/classical/)
-   -   Gustav Mahler / Густав Малер (https://forum.neformat.com.ua/classical/48283-gustav-mahler-gustav-maler.html)

Drop 27.12.2011 20:58

Gustav Mahler / Густав Малер
 
Вложений: 13
Gustav Mahler
7.VII.1860 — 18.V.1911

http://img710.imageshack.us/img710/2463/topic01aa.jpg

Человек, в котором воплотилась самая серьезная
и чистая художественная воля нашего времени.

Т. Манн
Цитата:

Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него «писать симфонию — значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо». При таком этическом максимализме «построение мира» в музыке, достижение гармоничного целого становится сложнейшей, едва разрешимой проблемой. Малер, по существу, завершает традицию философского классико-романтического симфонизма (Л. БетховенФ. ШубертИ. БрамсП. ЧайковскийА. Брукнер), стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия, определить место человека в мире.

На рубеже столетий понимание человеческой индивидуальности как высшей ценности и «вместилища» всего мироздания переживало особенно глубокий кризис. Малер остро его чувствовал; и любая его симфония — это титаническая попытка обретения гармонии, напряженный и каждый раз неповторимый процесс поиска истины. Творческие искания Малера приводили к нарушению устоявшихся представлений о прекрасном, к кажущейся бесформенности, несвязности, эклектичности; композитор возводил свои монументальные концепции словно из самых разнородных «осколков» распавшегося мира. В этих поисках заключался залог сохранения чистоты человеческого духа в одну из самых сложных эпох истории. «Я — музыкант, который блуждает в пустынной ночи современного музыкального ремесла без путеводной звезды и подвергается опасности во всем усомниться или сбиться с пути», — писал Малер.

Малер родился в бедной еврейской семье, в Чехии. Рано проявились его музыкальные способности (в 10 лет он дал первый публичный концерт как пианист). В пятнадцатилетнем возрасте Малер поступил в Венскую консерваторию, брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера, тогда же посещал курсы истории и философии в Венском университете. Вскоре появились первые произведения: эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет жизнь Малера неразрывно связана с дирижерской работой. Сначала — оперные театры небольших городков, но уже вскоре — крупнейших музыкальных центров Европы: Праги (1885), Лейпцига (1886-88), Будапешта (1888-91), Гамбурга (1891-97). Дирижирование, которому Малер отдавался с не меньшим энтузиазмом, чем сочинению музыки, поглощало почти все его время, и над крупными произведениями композитор работал летом, свободный от театральных обязанностей. Очень часто замысел симфонии рождался из песни. Малер — автор нескольких вокальных «циклов, первый из которых — «Песни странствующегo подмастерья», написанный на собственные слова, заставляет вспомнить Ф. Шуберта, его светлую радость общения с природой и скорбь одинокого, страдающего скитальца. Из этих песен выросла Первая симфония (1888), в которой первозданная чистота затемняется гротескным трагизмом жизни; путь преодоления мрака — в восстановлении единства с природой.

В следующих симфониях композитору уже тесно в рамках классического четырехчастного цикла, и он расширяет его, а в качестве «носителя музыкальной идеи» привлекает поэтическое слово (Ф. Клопштока, Ф. Ницше). Вторая, Третья и Четвертая симфонии связаны с циклом песен «Волшебный рог мальчика». Вторая симфония, о начале которой Малер говорил, что здесь он «хоронит героя Первой симфонии», завершается утверждением религиозной идеи воскресения. В Третьей выход найден в приобщении к вечной жизни природы, понятой как стихийное, космическое творчество жизненных сил. «Меня всегда очень задевает то, что большинство людей, говоря о „природе“, думает всегда о цветах, птичках, лесном аромате и т. д. Бога Диониса, великого Пана не знает никто».

В 1897 г. Малер становится главным дирижером Венского придворного оперного театра, 10 лет работы в котором стали эпохой в истории оперного исполнительства; в лице Малера совмещался гениальный музыкант-дирижер и режиссер — руководитель спектакля. «Для меня самое большое счастье — не то, что я достиг внешне блестящего положения, а то, что я отныне обрел родину, мою родину». Среди творческих удач Малера-постановщика — оперы Р. Вагнера, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Сметаны, П. Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»). Вообще Чайковский (как и Достоевский) в чем-то был близок нервно-импульсивному, взрывчатому темпераменту австрийского композитора. Малер был и крупнейшим симфоническим дирижером, гастролировавшим во многих странах (трижды бывал в России). Созданные в Вене симфонии обозначили новый этап творческого пути. Четвертая, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. Но идиллия эта мнимая: текст песни, лежащей в основе симфонии, раскрывает смысл всего произведения — это только грезы ребенка о райской жизни; и среди мелодий в духе Гайдна и Моцарта звучит что-то диссонирующе-надломленное.

В последующих трех симфониях (в них Малер не использует поэтических текстов) колорит в целом омрачается — особенно в Шестой, получившей название «Трагическая». Образным истоком этих симфоний стал цикл «Песни об умерших детях» (на ст. Ф. Рюккерта). На этом этапе творчества композитор словно уже не в силах найти разрешения противоречий в самой жизни, в природе или религии, он видит его в гармонии классического искусства (финалы Пятой и Седьмой написаны в стиле классиков XVIII в. и резко контрастируют предшествующим частям).

Последние годы жизни (1907-11) Малер провел в Америке (только уже тяжело больным он вернулся в Европу для лечения). Бескомпромиссность в борьбе с рутиной в Венской опере осложнила положение Малера, привела к настоящей травле. Он принимает приглашение на должность дирижера Metropolitan Opera (Нью-Йорк), а вскоре становится дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра. В произведениях этих лет мысль о смерти сочетается со страстной жаждой запечатлеть всю земную красоту. В Восьмой симфонии«симфонии тысячи участников» (увеличенный оркестр, 3 хора, солисты) — Малер пытался по-своему претворить идею Девятой симфонии Бетховена: достижение радости во вселенском единении. «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», — писал композитор. В симфонии использована заключительная сцена «Фауста» И. В. Гете. Подобно финалу бетховенской симфонии, эта сцена — апофеоз утверждения, достижения абсолютного идеала в классическом искусстве. Для Малера, вслед за Гете, высший идеал, достижимый полностью лишь в неземной жизни, — «вечно женственное, то, что, по словам композитора, с мистической силой влечет нас, что каждое творение (может быть, даже и камни) с безусловной уверенностью ощущает как центр своего бытия». Духовное родство с Гете постоянно ощущалось Малером.

На протяжении всего творческого пути Малера цикл песен и симфония шли рука об руку и, наконец, сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о Земле» (1908). Воплощая вечную тему жизни и смерти, Малер обратился на этот раз к китайской поэзии VIII в. Экспрессивные вспышки драматизма, камерно-прозрачная (родственная тончайшей китайской живописи) лирика и — тихое растворение, уход в вечность, благоговейное вслушивание в тишину, ожидание — вот черты стиля позднего Малера. «Эпилогом» всего творчества, прощанием стали Девятая и неоконченная Десятая симфонии. Завершая век романтизма, Малер оказался провозвестником многих явлений музыки нашего столетия. Обостренность эмоций, стремление к их крайнему проявлению будет подхвачено экспрессионистами — А. Шенбергом и А. Бергом. Симфонии А. Онеггера, оперы Б. Бриттена несут отпечаток малеровской музыки. Особенно сильное влияние оказал Maлер на Д. Шостаковича. Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку, широта мышления делают Малера очень и очень близким нашему напряженному, взрывоопасному времени.

К. Зенкин

List of compositions by Gustav Mahler @ Wikipedia


Дискографія:

Symphony No. 1 (1997)

@ mediafire, MP3 320 kbps 129 Mb
Вложение 25529
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 2 (2000)

@ mediafire, MP3 320 kbps 187 Mb
Вложение 25530
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 3 (1999)

@ mediafire, MP3 320 kbps 114+114 Mb
Вложение 25531
Скачати (ч.1)
Скачати (ч.2)
[свернуть]

Symphony No. 4 (2000)

@ mediafire, MP3 320 kbps 123 Mb
Вложение 25532
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 5 (1990)

@ mediafire, MP3 320 kbps 172 Mb
Вложение 25533
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 6 (2006)

@ mediafire, MP3 320 kbps 193 Mb
Вложение 25534
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 7 (1998)

@ mediafire, MP3 320 kbps 183 Mb
Вложение 25535
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 8 (1999)

@ mediafire, MP3 320 kbps 189 Mb
Вложение 25536
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 9 (1994)

@ mediafire, MP3 320 kbps 197 Mb
Вложение 25537
Скачати
[свернуть]

Symphony No. 10 (2000)

@ mediafire, MP3 320 kbps 178 Mb
Вложение 25538
Скачати
[свернуть]

Das Lied von der Erde (2000)

@ mediafire, MP3 320 kbps 147 Mb
Вложение 25539
Скачати
[свернуть]

Lieder eines fahrenden Gesellen / Kindertotenlieder / Rückert-Lieder (1991)

@ mediafire, MP3 320 kbps 157 Mb
Вложение 25540
Скачати
[свернуть]

Das klagende Lied (1991)

@ mediafire, MP3 320 kbps 148 Mb
Вложение 25541
Скачати
[свернуть]

Малер! Мабуть композитор минулого року для мене.:pray: Описати його словами неможливо - він грандіозний, величний, глибокий, багатовимірний, контрастний та емоційний, особистий водночас. "Симфонія має бути як світ. У ній має бути все", казав Малер. Краще не очікуйте, що він відкриється відразу, особливо, якщо раніше ви не слухали симфонічну музику. Найулюбленіші симфонії для мене насьогодні: пантеїстична 3-тя, прощальна 9-та, трагічна 6-та, потужна 5-та, напружена 2-га, загадкова 10-та. "Найлегші" (і найкоротші) - 1-ша та 4-та - може краще підійдуть для першого знайомства, також гарна світла 7-ма і дуже піднесена 8-ма. Також у творчому доробку Малера прекрасні пісенні цикли, особливо "Das Lied von der Erde". Пізніше додам ще незабутній фортепіанний квартет в ля-мінорі. Шкода, що Малер не залишив по собі більше камерної музики.

Коротше, багато писати не буду. Просто слухайте і поринайте у світ великої музики.:idea:

Drop 28.12.2011 04:36

re: Gustav Mahler
 
Пам'ятаєте у Скорсезе в "Острові проклятих":


Цей пристрастний, віртуозний квартет Малер написав у 16 років!

А взагалі для того, щоб викликати любов до Малера зазвичай радять відоме Adagietto з 5-ої симфонії, можливо це дійсно один з найкрасивіших та найсумніших творів будь-коли написаних (краще звичайно слухати без відео):


Marlo Stanfield 01.01.2012 22:40

re: Gustav Mahler
 
Слухав лише четверту та п'яту симфонії. Можу відзначити, що це, напевно, найепічніші полотна, що доводилося чути в академічній музиці. Розмах неймовірний. І ще можу сказати, що саме Малер відкрив для мене музику романтизму з іншого боку, романтизм, позбавлений пафосу та наївності, при цьому чуттєвий і потужний, як стихія.

Юрец 04.08.2016 20:34

Re: Gustav Mahler / Густав Малер
 
а есть где-то в интернетах "Саломе" Малера?


Текущее время: 04:13. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot