www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности

Метки: classical
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 18.08.2012, 17:21   #1
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2921
Интернациональная группа Cantus ambrosianus / Ambrosian chant

Амвросианское пение — традиция раннехристианского богослужебного пения, развившаяся в Миланской (Медиоланской) церкви и названная по имени святого Амвросия, епископа Миланского (340—394).


До него церковное пение в западной церкви сводилось к однообразному речитативному исполнению псалмов одним певцом, на которое молящиеся отвечали таким же монотонным речитативом. Амвросий, человек высокой культуры, предпринял меры по улучшению церковного пения, используя античное искусство и опыт современных ему церквей Малой и Передней Азии. Для миланской церкви Амвросий написал ряд гимнов, в которых христианские доктрины излагались в стихотворных формах античной римской поэзии. В их стихосложении Амвросий подражает Горацию, а в литературном изложении использует приёмы ораторского искусства Цицерона. Язык гимнов красочен, образы отличаются яркостью. В отдельных выражениях чувствуется влияние Вергилия. В качестве музыки для исполнения гимнов Амвросий использовал народные напевы миланцев. По-видимому, они применялись и в респонсориях - ответах молящихся на сольное исполнение псалмов певцом. Кроме того, Амвросий заимствовал из восточных стран неизвестный на Западе способ антифонного пения. Введённые в церковную практику народные напевы Амвросий систематизировал по образцу восточной церкви, положив начало западному осмогласию. Освобождённые от позднейших наслоений, напевы гимнов Амвросия не отличаются особой выразительностью; литературный компонент преобладал в его гимнах над музыкальным.

В V-VI вв. Амвросианское пение стало общепринятым в западной церкви. Со временем широкое распространение Амвросианского пения в церквах с различным этническим составом привело к появлению в нём новых наслоений. Это побудило папу Григория I (590-604) осуществить редакцию Амвросианского пения, результатом чего явилось григорианское пение, которое сначала было принято в Риме, а затем, по мере усиления папства, вошло в практику всей западной церкви. Амвросианское пение сохранялось только в церквах миланского церковного округа.

Известно 90 амвросианских гимнов: 14 из них принадлежат Амвросию, 4 приписываются ему со значительной степенью вероятности, остальные гимны были написаны в V-VI вв. подражателями. Самый ранний из дошедших до нас манускриптов Амвросианского пения - антифонар XII в., хранится в Британском музее.

то же самое умными словами


Амвросианское пение [лат. cantus ambrosianus, итал. canto ambrosiano], сформировавшаяся в рамках амвросианского обряда музыкально-жанровая система, к-рая лишь частично совпадает с традиц. римской, принятой в католич. Церкви.

Амвросианский певч. материал сохранился в рукописных Антифонариях, Гимналах, Псалтирях, Процессионалах (разновидность Антифонария для triduum litaniarum и rogationes (объяснения литургических терминов см. в ст. «Амвросианский обряд»)). Древнейшие Антифонарии - British Museum. Add. 34209 и Bedero Val Travaglia, S. Vittore для зимнего и летнего периодов литургического года соответственно - датируются XI-XII вв. и содержат песнопения как мессы, так и оффиция (богослужения суточного круга). В наст. время исследователи различают в структуре А. п. оригинальное докаролингское ядро и распевы, заимствованные позднее из григорианского пения. Для первоначального А. п. характерны в псалмодии квартовое окончание речитации (в отличие от понижения на квинту в григорианских автентических ладах) и отсутствие иниция и медиации, свобода выбора тона речитации для псалма, поющегося после антифона, более простое и свободное обращение с ладами ); эти архаические черты, возможно, свидетельствуют о более раннем происхождении А. п. по сравнению с григорианским. Примерами заимствований из галликанского и испано-мосарабского обрядов являются такие амвросианские песнопения, как гимн пасхальной свече («Exultet»), поющийся диаконом в Великую субботу, литании «Divinae pacis» в период Великого поста, offerenda «Curvati sunt caeli» и transitorium «Maria et Martha». Встречаются также заимствования из визант. церковного пения, сделанные в V-VII вв. и позднее (примеры см. в =ст. «Амвросианский обряд»). Отсутствие в строгом смысле собственных певч. нотации и муз. теории свидетельствует о смешанном происхождении А. п. Начиная с XV в. в А. п. наблюдаются тенденции к упрощению мелодий и исчезновению мелизматики.

Из песнопений мессы специфически амвросианскими являются psalmellus (поется с псалмовым стихом) и аллилуиарий, отличающиеся богатой мелодической украшенностью. Для первого характерно использование одной и той же мелодической формулы для окончания стиха и ответа; нек-рые psalmelli построены по центонному (лоскутному) принципу. «Alleluia» может иметь 2 формы, из к-рых 2-я (melodia secunda), поющаяся после стиха, содержит обширные украшения. Мелос песнопений ingressa (без стиха) и offerenda (offertorium) напоминает рим. образцы, встречаются и заимствования из визант. традиции, сделанные в послекаролингский период. Confractorium (без стиха) и transitorium по своему стилю проще и ближе к песнопениям оффиция. Ординарий мессы состоит из «Gloria» со следующим непосредственно за ним троекратным «Kyrie», «Credo» и «Sanctus» и включает простой и торжественный варианты каждой из частей. Мелодии «Gloria», входившей ранее в состав оффиция, отличаются богатой украшенностью, мелодии «Credo» сохраняют черты раннего речитатива.

Основные муз. жанры амвросианского оффиция - антифон, респонсорий и гимн. Среди антифонов наиболее простыми по мелосу являются псалмовые антифоны (самая многочисленная группа), используемые для речитации псалмов по строгим мелодическим формулам. Процессиональные антифоны используются в А. п. чаще, чем в римском, и подразделяются на следующие категории: antiphona ante [ad] crucem (с «Gloria Patri» - Слава: И ныне), поющийся во время процессии с крестом в начале утрени (Laudes) и отличающийся разработанной псалмодией, напоминающей греч. образцы; psallenda, исполняемая в конце утрени и вечерни во время шествия хора к баптистерию; antiphona in choro, поющийся без псалмового стиха на вечерне после psalmus lucernaris, специфически амвросианский по стилю.

Респонсории (responsorium in choro после одноименного антифона на вечерне, заменяющий его в Великий пост responsorium cum infantibus (букв.- с детьми) исполнялся гл. обр. юными певчими, и др.) отличаются обширными распевами и по большим праздникам поются с пространными мелизматическими украшениями, имеющими особые названия. Возможно, эти украшения были включены в респонсории (как и в аллилуиарии) в VIII-IX вв.

Наибольшую известность получили амвросианские гимны. Форма гимна строфическая, каждая из 4 строк строфы написана четырехстопным ямбом, причем 1-я и 3-я стопы могут заменяться спондеями. С каждой поэтической строфой «музыкальная строфа» гимна возобновляется. Тип мелодики гимнов, как правило, силлабический. Наиболее архаическими по характеру мелоса являются гимны на тексты свт. еп. Амвросия Медиоланского; они составили ядро древнего медиоланского Гимнала. О времени возникновения их мелодий судить трудно из-за позднего происхождения источников.

Первое свидетельство о том впечатлении, какое производило А. п. на молящихся, относится ко времени епископского служения свт. Амвросия и принадлежит блж. Августину: «О, как я плакал в гимнах и песнях Твоих, вдохновленный голосами сладкозвучной Церкви Твоей! Голоса эти пленяли мой слух, в сердце мое изливалась истина, и подымалось чувство кротости, и текли слезы, и хорошо мне было от них» (Confessiones. IX 6; пер. С. Л.). Позднее об А. п. высоко отзывались литургист и канонист, ректор Кёльнского ун-та Радульф де Риво († 1403; трактат «De canonum observantia») и муз. теоретик и композитор, руководитель капеллы миланского собора Франкино Гафури («Practica musicae», опубл. в 1496). Др. источником по истории А. п. является его устав (La regola del canto fermo ambrosiano), составленный Камилло Перего († ок. 1574) по поручению кард. Карло Борромео и изданный в Милане в 1622 г.

В XIX-XX вв. исследованиями в области А. п. занимались П. Кажен, А. Мокеро, А. Кинле, О. Хайминг, Э. Веллес, М. Угло, Э. Каттанео и др. С целью изучения и возрождения амвросианской певч. традиции кард. А. И. Шустер основал Высшую школу (впосл. Папский амвросианский ин-т) церковной музыки (1931), где Г. М. Суньолом были подготовлены к печати пересмотренные и исправленные издания Антифонария (1935) и Весперала (1939).

Изд.: Antiphonarium Ambrosianum du musée Britannique, XIIe siècle / Éd. par P. Cagin // Paléographie Musicale. Solesmes, 1896. Vol. 5; 1900. Vol. 6; Antiphonale missarum juxta ritum sanctae ecclesiae Mediolanensis. R., 1935; Liber vesperalis juxta ritum sanctae ecclesiae Mediolanensis. R., 1939; Die mittelalterlichen Hymnenmelodien des Abendlandes / Hrsg. v. B. Stäblein. Kassel, 1956. (MMMA; Bd. 1: Hymnen; 1); Bailey T., Merkeley P. The Antiphons of the Ambrosian Office. Ottawa, 1989; idem. The Melodic Tradition of the Ambrosian Office-Antiphons. Ottawa, 1990. (The Inst. of the Mediaeval Music. Musicological Studies. Vol. 50. Part 1-2) [полн. критич. изд. антифонного репертуара].

Лит.: Gatard A. Ambrosien chant // DACL. Vol. 1. Col. 1353-1373; Heiming O. Vorgregorianische römische Offertorien in der mailändischen Liturgie // Liturgisches Leben. B., 1938. Bd. 5. S. 152-159; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant: Stud. in the Early History of Ecclesiastical Music. Boston (Mass.); Oxf., 1947. (MMB. Subsidia. Vol. 2: American Ser.; 1). Copenhagen, 19672; Cattaneo E. Note storiche sul canto ambrosiano // Archivio ambrosiano. Mil., 1950. Vol. 3; Huglo M. et al. Fonti e paleografia del canto ambrosiano // Ibid. Mil., 1956. Vol. 7; Moneta Caglio E. I responsori cum infantibus nella liturgia ambrosiana // Studi in onore di mons. C. Castiglioni. Mil., 1957. P. 479-547; Huglo M. Relations musicales entre Byzance el l'Occident // XIII International Congress of Byzantine Studies. Oxf., 1966. Р. 267; Migliavacca L. Gli inni ambrosiani. Mil., 1979; Baroffio G. B. Music of the Ambrosian rite // NGDMM. Vol. 1. P. 314-320 [библиогр.]; Bailey T. Antiphon and Psalm in the Ambrosian Office. Ottawa, 1994; The Ambrosian Rite: Sunday Vespers (Chants from the 1939 Vesperale) // http://www.kellerbook. com/VespAmbr1.htm [Электр. ресурс].

С. Н. Лебедев, С. И. Никитин
[свернуть]

Manuela Schenale - 1995 - Ambrosian Chant (CBR 320 kbps)

скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.
info


Эрис вне форума   Ответить с цитированием
11 пользователя(ей) сказали спасибо:
Blaise Finnegan (19.10.2013), Drop (18.08.2012), Gale (18.08.2012), ictus (18.08.2012), igorek-hxc (24.10.2012), lynch law (18.08.2012), Marlo Stanfield (28.02.2013), pappous (04.03.2016), Saundra (21.09.2012), voldemar (15.11.2014), Біджо (04.06.2014)
Непрочитано 18.08.2012, 17:45   #2
.
+/- Информация
Репутация: 1414
Re: Cantus ambrosianus / Ambrosian chant

Эрис, спасибо за тему, давай еще такого
ictus вне форума   Ответить с цитированием
Пользователь сказал спасибо:
Эрис (18.08.2012)
Непрочитано 18.08.2012, 17:54   #3
время прошло, так особо и не наступив
+/- Информация
Репутация: 2921
Re: Cantus ambrosianus / Ambrosian chant

Посмотрим)
Эрис вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Cantus gregorianus / Gregorian chant Эрис Classical 12 04.06.2014 20:37

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 14:56. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine