Форум www.neformat.com.ua

Форум www.neformat.com.ua (https://forum.neformat.com.ua/)
-   Classical (https://forum.neformat.com.ua/classical/)
-   -   Claude Vivier / Клод Вивье (https://forum.neformat.com.ua/classical/53824-claude-vivier-klod-vive.html)

Каспар Хаузер 02.10.2012 15:33

Claude Vivier / Клод Вивье
 
Клод Вивье / Claude Vivier
(14.04.1948-07.03.1983)


Немедленно я сказал себе: “Этот человек - гений”
Дьердь Лигети о Клоде Вивье


Лигети конечно поторопился, сморозил глупость. Определенно не стоит называть Клода Вивье великим композитором, ровно как и гением. Он - не композитор первого плана. Фигура Вивье теряется на задворках, в массовке этой постановки, которая разыгрывается перед нами музыкальной индустрией, с ее звездами, течениями, авангардом и классикой.

Биография


Клод Вивье остается теневой фигурой музыки двадцатого века. Рожденный в Монреале в 1948 году, выброшенный своими родителями, позднее усыновленный, он рос в восторженно религиозной среде. В 13 лет пережил мистический визионерский опыт. Стал готовить себя к священническому сану, но дали знать о себе темные телесные инстинкты. Не нужно говорить, что мальчику-гомосексуалисту в семинарии никто не был рад. Если ты отброшен от Бога церковью, начинаешь искать тайные тропы. Для Клода открылась музыка.

Сперва он обучался музыке у Жиля Трамбле (Gilles Tremblay). Последний был учеником, в том числе, Оливье Мессиана и Карлнхайнца Штокхаузена. После первых лет обучения, которые были отмечены вниманием академической среды и наградами (за Proliferation [1969]), Вивье решил повторить путь своего учителя и отправился в затхлый послереволюционный Париж, где обучался у Пьера Булеза. Также Вивье успел попасть на уроки Новой музыки к Карлнхайцу Штокхаузену в Кельн. Надо полагать - все это достаточно серая обыденная дорожка молодого композитора, неуверенно поднимающего свою голову в семидесятые. Жизнь на плечах у кумиров, последних супер-звезд авангарда. Революционные музыкальные идеи обваливаются на его голову, и так же легко проходят, сходят на нет как перхоть.

В 1974 году Вивье вернулся в Монреаль. За десять последующих лет много интенсивно работал, закончил более сорока пьес, написал множество теоретических трудов. В 1983 году Клода Вивье убили.

Для каждого кто знал Вивье, его жизнь непредставима иначе чем дурацкий анекдот. Настоящий оригинал, "новый дикий", хаотично сжигающий жизнь без остатка изо дня в день. Энтузиаст, всегда открытый общению, говорящий на любом языке - одинаково плохо, но с неиссякаемым желанием наладить контакт. Столкнувшись с критикой либо сопротивлением обуреваещим его идеям Вивье отвечал неизменно: “Oh, bloody, man!” (Так же он прокомментировал смертельно-опасный инцидент в притоне для гомосексуалистов за несколько лет до своей трагической смерти) - без агрессии и гнева. Так навсегда и оставался загадкой, как человек на выцветшем дагеротипе.

Клод всегда находил “бурную жизнь” более аутентичной и честной чем “гениальность”, и конфетти домыслов и спланированных жестов, сопутствующих ей. Голая жизнь. Злодеяние без гениальность, Ломброзо, fuck off.

Цитата:

В 1982 по стипендии вновь приехал в Париж, где собирался работать над оперой о смерти Чайковского.
Был зверски убит у себя дома 45 ударами ножа, нанесёнными 19-летним проститутом, с которым он познакомился несколькими часами раньше в гей-баре. Тело обнаружили только 12 марта, виновный был осужден и понес наказание. На столе осталась незаконченная рукопись хорового сочинения Вивье «Glaubst du an die Unsterblichkeit der Seele?» («Веришь ли ты в воскресение души?»), в нем описывалась гибель автора в парижском метро от руки незнакомого юноши в черном, ударившего его ножом прямо в сердце.
Русская википедия

Когда в 1983 году Вивье убили, всех его знакомых это несомненно шокировало, но навряд ли удивило. Композитор опасно танцевал на краю вулкана и рано или поздно должен был рухнуть в бездну.

Вся его жизнь разворачивается как идиотский ребус - ключ к которому в его убийстве, чудовищной смерти, луже крови, пролитой как кетчуп в дешевом фильме про ганстеров.

Мотылек прилетел на пламя

Произведения (в хронологическом порядке)


Цитата:

1968: Ojikawa, для сопрано, кларнета и ударных; Quatuor No. 1; Musique pour une liberté à bâtir, для женского хора и оркестра;
1969: Prolifération, для волн Мартено, фортепиано и ударных;
1971: Musik für das Ende, для 20 голосов и ударных; Hiérophanie, для сопрано и ансамбля;
1972: Deva et Asura, для камерного оркестра; Désintégration, для двух фортепиано, 4 скрипок и двух альтов; Variation I, для магнитофонной ленты; Hommage, Musique pour un vieux Corse triste, для магнитофонной ленты;
1973: Chants, для 7 женских голосов; O! Kosmos, для сопрано и хора;
1974: Jesus erbarme dich, для сопрано и хора; Lettura di Dante, для сопрано и 7 инструментов;
1975: Hymnen an die nacht, для сопрано и фортепиано на стихи Новалиса; Pièce pour flûte et piano; Pièce pour violon et clarinette; Pièce pour violon et piano; Pièce pour violoncelle et piano; Pour guitare;
1976: Piano-forte, для фортепиано; Prolifération, для волн Мартено, фортепиано и ударных; Siddhartha, для оркестра;
1977: Journal, для 4 голосов, хора и ударных; Love Songs, для 7 голосов; Pulau Dewata, для ансамбля клавишных; Shiraz для фортепиано;
1978: Paramirabo, для 4 инструментов;
1979: Kopernikus: Rituel de la mort, опера в двух актах; Orion, для оркестра;
1980: Aikea, для 3 ударников; 5 chansons pour percussion solo; Lonely Child, для сопрано и оркестра; Zipangu, для струнного оркестра;
1981: Bouchara, для сопрано и ансамбля; Et je reverrai cette ville étrange, для 6 музыкантов; Prologue pour un Marco Polo, для сопрано, контральто, тенора, баритона баса и ансамбля на слова Гёльдерлина и др.; Samarkand, для духового квинтета и фортепиано; Wo bist du licht!, для меццо-сопрано и ансамбля;
1982: Trois airs pour un opéra imaginaire, для сопрано и ансамбля;
1983: Glaubst Du an die Unsterblichkeit der Seele, для смешанного хора, синтезаторов, ударных, чтеца и ансамбля;
Русская википедия

Творчество


Можно сказать, что Вивье "авангардист". Почему бы и нет? Мама - Булез, папа - Штокхаузен, братик и сестричка - Мюрай и Гризе. Спектрализм. Набившая зубы оскомина. Старая высохшая жвачка для парней в очках с нотами под мышкой.

Можно увидеть вполне себе классика, едущего в бездну на современном экспрессе. Отсюда и любовь к чистому голосу, не попавшему в мясорубку как у Лахенмана или Берио. Не скрываемый мелодизм.

Можно заметить поп-звезду. Куда же деть этот мелодраматический конец.

Но наверно не стоит определяться с биркой, рано или поздно и ему найдут свою полку.

В нашем аду, когда слова слазят с мира, как гнилая корка с апельсина, остается только музыка


Музыка Вивье есть на тех же торрентах, любому заинтересованному рекомендую направиться именно туда

Добавлено через 6 минут
Ах да, чуть не забыл, при написании биографии художника я воспользовался заметкой Ричарда Тупа (Richard Toop), за что ему отдельное спасибо


Текущее время: 21:20. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot