www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности

Метки: avant-garde, classical
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 04.04.2013, 10:05   #1
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 854
СССР Николай Рославец / Nikolai Roslavets

Николай Рославец

(4 января 1881 - 23 августа 1944)




Биография

Цитата:
Родился 24 декабря 1880 г. (5 января 1881) в местечке Душатине Черниговской губ. (ныне Брянской области), в крестьянской семье. В его роду было много умельцев-самоучек — музыкантов и скрипачей. Под влиянием одного из них мальчик полюбил скрипку и в семь лет играл на ней по слуху. В десятилетнем возрасте он уже зарабатывал на жизнь, нанимаясь служащим в мелкие канцелярии, но старался при этом пополнить свое музыкальное образование, не гнушаясь уроками у любителей. Его профессиональная подготовка началась в 1890-е годы в Курске, в Музыкальных классах Российского музыкального общества.
Двадцати одного года оставил семью и службу и уехал в Москву. Там он в 1901 (или 1902) г. поступил в консерваторию и окончил ее в 1912 г. с Большой серебряной медалью.
Рославец не только сразу вошел в русскую музыку как большой и серьезный художник, но проявил себя как авангардист из авангардистов в то время, когда революционные идеи композиторов «левой» ориентации еще только рождались в умах их создателей. Он начиная с 1913 г. уверенно заявил о себе как крупный и зрелый, глубоко мыслящий мастер с собственным стилем и оригинальной композиторской техникой.
Интенсивная интеллектуальная работа с весны 1912 по весну 1913 г. дала свои плоды — одно за другим появлялись в 1910-е гг. его произведения: вокальный цикл «Грустные пейзажи» по П. Верлену (1913), Первый струнный квартет (1913), симфоническая поэма «В часы новолуния» (ок. 1913), «Ноктюрн» для арфы, гобоя, двух альтов и виолончели (1913), «Три...» и «Четыре сочинения для голоса и фортепиано» (1913-1914), Первая скрипичная (1913), Первая и Вторая фортепианные сонаты (1914, 1916) и множество других композиций, преимущественно в камерном жанре.
Суть новаций Рославца заключалась в создании особой системы высотной организации музыки — двенадцатитоновой серийности. Примерно в одно и то же время разными путями к ее различным вариантам шли с одной стороны Е. Голышев, И. Стравинский, Н. Обухов, И. Вышнеградский в России, с другой стороны (и с некоторой задержкой во времени) — композиторы нововенской школы А. Веберн, А. Шёнберг, А. Берг на Западе. Созданием новой композиторской техники они совершили переворот в музыкальном сознании.
Обычное восприятие музыки с детства базируется на ощущении рельефа и фона (мелодии и аккомпанемента), создающих глубинную «перспективу» музыкального пространства, подобного живописному. Традиционная музыка XIX-XX веков нам так же привычна и понятна, как, например, живопись передвижников с ее прямой перспективой и реальными жизненными предметами и формами. В этом музыкальном пространстве, основанном на закономерностях тональности (мажорной или минорной), слух всегда имеет «точки опоры» — устои, к которым стремятся неустойчивые тоны. Сами того не подозревая, мы ассоциируем слуховое пространство с категориями силы тяжести или ее преодоления: мы говорим о «тяжелом состоянии» и «тяжелом звуке» (по-итальянски «баритон»), о звуках «высоких и низких», о «вспархивающих трелях», «подъеме мелодии», «парящем» или «летящем» мотиве и прочем. Так создаются предпосылки для «земной», «человеческой» образности в «реальном» музыкальном пространстве классической музыки.
Серийная техника радикально меняет этот стереотип. Все двенадцать возможных или несколько избранных тонов (звуков) октавы, образующие «серию», становятся независимыми друг от друга, и слух внезапно оказывается в непривычной ситуации отсутствия традиционного соотношения мелодии и аккомпанемента, а главное — устойчивости и тяготений. Мы словно бы переходим в иное пространство, в состояние невесомости, лишенное привычных «земных» ориентиров.
Подобное происходило и в «лучистых» композициях М. Ларионова, и в кубофутуристических картинах Д. Бурлюка, и на супрематических полотнах К. Малевича, где отсутствуют понятия «верха» и «низа» и привычные «земные» предметы. «Чистые формы» и абстракции — параллельные явления живописи и музыки, отражающие новое восприятие времени и пространства, соответствующее изменившейся картине мира в XX столетии.
Современников поражало, что Рославец называл себя не «композитором», а «организатором звуков».
Насколько хорошо была знакома широкой публике музыка Рославца в 1910-е гг., сегодня сказать трудно.
Революцию Рославец встретил с радостью. В 1917-1918 гг. он — первый представитель Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в городе Ельце. В 1919-м — председатель правления Московского губернского управления Всерабис (Всероссийского объединения работников искусств). В 1921 - 1923 гг. профессор Рославец возглавлял Харьковский музыкальный институт и заведовал отделом художественного образования Наркомпроса УССР. В эти годы он одним из первых стал пропагандировать в России творчество «нововенцев» А. Веберна и А. Шёнберга, созвучное его представлениям о «музыкальной красоте».
В 1923-1930-х гг. Рославец — редактор Главреперткома, уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству, преподаватель Московского музыкального политехникума. Деятельность его тесно связана с АСМ (Ассоциацией современной музыки), целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки; туда входили Н. Мясковский, Б. Асафьев, В. Щербачев, А. Александров, В. Беляев, В. Держановский, С. Фейнберг, Д. Шостакович и др. Рославец был близко знаком с В. Каменским, В. Маяковским, его перу принадлежит вокальный цикл на стихи петербургских эгофутуристов. Однако композитор, шедший собственной дорогой, не полностью вписывался в их круг. Место «председателя земного шара от секции музыки» в их ряду занял Артур Лурье.
После революции Рославец еще продолжал писать музыку в русле найденного метода: это вокальный цикл «Пламенный крут» (1920), Третий квартет (1920), симфоническая поэма «Человек и море» по Ш. Бодлеру (1921), Пять прелюдий для фортепиано (1921 - 1922), симфоническая поэма «Конец света» по П. Лафаргу (1922), Пятая соната для фортепиано (1923), Вторая соната для виолончели и фортепиано (1924), Первый скрипичный концерт (1925) и множество других камерных сочинений.
Конец 20-х гг. оказался для композитора переломным этапом. Со стороны деятелей РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) и Пролеткульта, ратовавших за примитив для масс, Рославец подвергался нападкам и обвинениям в «буржуазной идеологии». Он вынужден был писать покаянные письма в вышестоящие инстанции.
Рославец уехал в Ташкент, где в 1931 - 1933 гг. работал музыкальным руководителем Радиоцентра, заведовал музыкальной частью и дирижировал постановками Узбекского музыкального театра. Написанный им первый узбекский балет-пантомима «Пахта» («Хлопок») был поставлен в Ташкенте в 1933 г. Затем он вернулся в Москву и продолжил службу в различных госучреждениях. Сочиняемая им в это время музыка — профессионально написана, но лишена творческого полета.
Умер он 23 августа 1944 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище.
С 70-х гг. XX в. началось возрождение музыки Н. Рославца. В 1993 г. в Москве появился исполнительский коллектив его имени — «Рославец-трио».
Серебряного века силуэт

Основные сочинения:
  • Симфония c-moll (1910-е гг.); Kompositor International (Mainz) 51585
  • «В часы Новолуния», симфоническая поэма (ок. 1912-1913); SCHOTT ED 8107
  • «Небо и Земля», мистерия по Байрону (1912)
  • Струнный квартет № 1 (1913); SCHOTT ED 8126
  • Соната для скрипки и фортепиано № 1 (1913)
  • Три этюда для фортепиано (1914); SCHOTT ED 7907
  • Соната для фортепиано № 1(1914); SCHOTT ED 7941
  • Соната для фортепиано № 2(1916); SCHOTT ED 8391
  • Соната для скрипки и фортепиано № 2 (1917); SCHOTT ED 8043
  • Пять прелюдий для фортепиано (1919—1922); SCHOTT ED 7907
  • Струнный квартет № 3 (1920); SCHOTT ED 8127
  • Фортепианное трио № 2 (1920); SCHOTT ED 8059
  • Соната для скрипки и фортепиано № 4 1920); SCHOTT ED 8044
  • Фортепианное трио № 3 (1921); SCHOTT ED 8035
  • Соната для виолончели и фортепиано № 1 (1921); SCHOTT ED 8038
  • «Человек и море», симфоническая поэма по Бодлеру (1921); утрачена
  • «Раздумье», для виолончели и фортепиано (1921)
  • Симфония в четырёх частях (предположительно, Симфония № 1) (1922); фрагменты партитуры
  • Соната для виолончели и фортепиано № 2 (1922); SCHOTT ED 8039
  • Соната для фортепиано № 5(1923); SCHOTT ED 8392
  • Концерт для скрипки и оркестра № 1 (1925); SCHOTT ED 7823 (партитура); SCHOTT ED 7824 (клавир)
  • Камерная симфония (неоконченная, 1926, известна в вольной версии А. М. Раскатова)
  • Соната для альта и фортепиано № 1(1926); SCHOTT ED 8177
  • «Октябрь», кантата (1927)
  • Фортепианное трио № 4 (1927); SCHOTT ED 8036
  • Соната для скрипки и фортепиано № 6 (предположительно, 1930-е гг.); SCHOTT ED 8431
  • Соната для альта и фортепиано № 2 (1930-е гг.); SCHOTT ED 8178
  • «Пахта» (Хлопок), балет-пантомима (1931—1932)
  • «Узбекистан», симфоническая поэма (1932); сохранились фрагменты
  • Камерная симфония для 18 исполнителей (в 4 частях, 1934—1935); Kompositor International (Mainz) 51581
  • Концерт для скрипки и оркестра № 2 (1936); Kompositor International (Mainz) 52700
  • Струнный квартет № 5 (1941);SCHOTT ED 8128
  • 24 прелюдии для скрипки и фортепиано (1941—1942); SCHOTT ED 7940



Николай Рославец - 2000 - Piano Music (Marc-André Hamelin)

скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

Впечатления:

Что за глупая овца, что не знает Рославца (Маяковский dixit).

Один из отцов серийной техники (не столь удачливый и растиражированный, не Шенберг)

Главный новатор русской музыки начала века, раздавленный позднее советами. Члены союза композиторов боялись его как огня: даже после смерти охотились за рукописями, чтобы их уничтожить.
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
13 пользователя(ей) сказали спасибо:
ASoundOfThunder (17.04.2015), Bike punk (04.04.2013), bluess09 (24.04.2015), Guragena (29.04.2013), ImSp (21.08.2013), Marlo Stanfield (04.04.2013), Murphy (16.08.2013), sashulina (04.04.2013), Unmensch (20.07.2014), vaareenik (29.09.2013), valmakar (04.04.2013), yalivec (04.04.2013), Биджо (11.06.2014)
Непрочитано 26.04.2013, 01:08   #2
mp3 v0
+/- Информация
Репутация: 48
Re: Николай Рославец / Nikolai Roslavets

наткнулся на весьма любопытный сборничек: футуризм, сериальная техника, авандардная "Ассоциация Современной Музыки"... Весьма полезно для ознакомления с деятелями второго эшелона.

Г.Попов, А.Животов, А.Мосолов, Н.Рославец - Музыка Советских композиторов 20-х годов

скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

ГАВРИИЛ ПОПОВ (1904 — 1972)
КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ до мажор, соч. 2
1 1. Moderato cantabile — 6.32
2 2. Скерцо. Allegro — 7.51
3 3. Largo — 10.10
4 4. Финал. Allegro energico. Фуга — 7.45
АЛЕКСАНДР МОСОЛОВ (1900 — 1973)
ЧЕТЫРЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯ, соч. 21 (слова из газеты «Известия ВЦИК») — 4.09
5 1. Скажи всем
6 2. Собака сбежала
7 3. Гражданин Заика
8 4. Лично хожу
ТРИ ДЕТСКИЕ СЦЕНКИ, соч. 18 (слова А. Мосолова) — 3.07
9 1 . Мама, дай-ка мне иглу
10 2. Жж..., сломался волчок
11 3. А-а! Бабушка!
АЛЕКСЕЙ ЖИВОТОВ (1904 — 1964)
ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ НОНЕТА, соч 2 — 7.40
12 1. Appassionato
13 2. Freddo
14 3. Recitato
15 4. Melodioso
16 5. Mesto
17 6. Bravuro
18 7. Discreto
19 8. Impetuoso
20 9. Furioso
HИКОЛАЙ РОСЛАВЕЦ (1880 — 1944)
21 НОКТЮРН
Квинтет для арфы, гобоя, двух альтов и виолончели, соч. 1913 г. — 7.13
pm34 вне форума   Ответить с цитированием
8 пользователя(ей) сказали спасибо:
ASoundOfThunder (17.04.2015), bluess09 (24.04.2015), Cyclophosphamide (05.05.2013), Guragena (29.04.2013), ImSp (21.08.2013), Marlo Stanfield (02.05.2013), Unmensch (20.07.2014), Биджо (11.06.2014)
Непрочитано 02.05.2013, 15:27   #3
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 507
Re: Николай Рославец / Nikolai Roslavets

Цитата:
Сообщение от pm34 Посмотреть сообщение
наткнулся на весьма любопытный сборничек: футуризм, сериальная техника, авандардная "Ассоциация Современной Музыки"... Весьма полезно для ознакомления с деятелями второго эшелона.
У мене теж є збірничок схожого формату, тільки там уклін скоріше в т.з. "радянський індастріал" 20-30-х років (Арсеній Авраамов, Дзига Вертов і т.д.). Авангардні гімни індустріалізації - реконструкції тогочасної музики, поезії та агітпропу. Дуже крута штука, міг би поділитися, якщо комусь цікаво.

Перепрошую за офтоп.
Marlo Stanfield вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 05.05.2013, 18:29   #4
mp3 v0
+/- Информация
Репутация: 48
Re: Николай Рославец / Nikolai Roslavets

Цитата:
Сообщение от Twilight Is Me Посмотреть сообщение
"радянський індастріал" 20-30-х років (Арсеній Авраамов, Дзига Вертов і т.д.).
А что там? Симфония гудков?
pm34 вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 05.05.2013, 18:36   #5
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 507
Re: Николай Рославец / Nikolai Roslavets

Ось можеш глянути, у мене в mp3 320 kbps все це діло >>>

В Compilations тред зроблю в разі потреби.
Marlo Stanfield вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 05.05.2013, 18:50   #6
mp3 v0
+/- Информация
Репутация: 48
Re: Николай Рославец / Nikolai Roslavets

С интересом бы послушал, не столько ради поэтов, сколько ради field-recording
pm34 вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 05.05.2013, 21:29   #7
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 507
Re: Николай Рославец / Nikolai Roslavets

Добре, найближчим часом буде тема.

Добавлено через 2 часа 32 минуты
>>>
Marlo Stanfield вне форума   Ответить с цитированием
Пользователь сказал спасибо:
pm34 (05.05.2013)
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Николай Васильевич Гоголь Sun of a Beach Literature 83 25.10.2019 21:58
Николай Коперник spiritus Rock 4 21.04.2016 12:20
29.05.2008 Гитарист Николай Ратов. Клуб "Хмельная бочка" Oper Events Archive 0 22.05.2008 14:02

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 17:05. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2021, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.

© 2004-2021 Neformat Ukraine