Форум www.neformat.com.ua

Форум www.neformat.com.ua (https://forum.neformat.com.ua/)
-   Classical (https://forum.neformat.com.ua/classical/)
-   -   George Antheil / Джордж Антейл (https://forum.neformat.com.ua/classical/58281-george-antheil-dzhordzh-antejl.html)

Marlo Stanfield 17.06.2013 16:26

George Antheil / Джордж Антейл
 
Цитата:

Джордж Антейл (англ. George Antheil, крещен как Георг Карл Иоганн Антейл, 8 июля 1900, Трентон — 12 февраля 1959, Нью-Йорк) — американский композитор, пианист, изобретатель.

Родился в семье лютеранских эмигрантов в США из Юго-Западного Пфальца в Германии. По словам одного из биографов, Джордж был с детства до того помешан на музыке, что мать отослала его в глушь, где ни у кого нет фортепиано. Однако он и здесь нашёл выход и через музыкальный магазин Барлоу в Трентоне заказал себе фортепиано.

С 1916 учился фортепианному искусству — сначала в Филадельфии, затем у Эрнста Блоха в Нью-Йорке, у которого он получил и начатки композиции. В 1923 перебрался с женой в Париж. Сблизился со Стравинским, Эриком Сати, Кокто, Пикассо, Джойсом, Эзрой Паундом, Хемингуэем, Натали Барни. Паунд посвятил творчеству Антейла эссе (вошло в его книгу «Трактат по гармонии»), подруга Паунда Ольга Радж исполняла скрипичные сонаты Антейла.

Умер от инфаркта.

Самая известная работа Антейла — Механический балет (1924), он задумывался как музыка к фильму Дадли Мёрфи и Фернана Леже, сопровождал этот скандально знаменитый фильм, но впоследствии исполнялся как отдельный концертный номер. В 1932 Антейл вернулся в США, с 1936 работал в Голливуде.

Написал криминальный роман Смерть в темноте (1930) и автобиографию Нехороший музыкальный мальчик (1945). В годы Второй мировой войны выступал как репортер. Вместе с Хэди Ламарр в 1942 получил патент США № 2 292 387 «Секретная система связи» (Secret Communication System), в котором речь идет о системах связи, включающих передачу ложных каналов на разных частотах. Они стали основой для связи с расширенным спектром (spread spectrum), которая сегодня широко используется в мобильной телефонии, Wi-Fi и GPS.

wiki

перелік творів:

Opera:
  • Helen Retires (1931)
  • Transatlantic (1930)
  • Volpone (1949–1952)
  • Venus in Africa (1954)
  • The Wish (1954)
  • The Brothers (1954)

Orchestral music:
  • Ballet Mécanique (1923–25, revised 1952–53)
  • Capital of the World Suite (ca. 1955)
  • Concert for Chamber Orchestra (1932)
  • Decatur at Algiers (1943)
  • Hot-time Dance (1948)
  • A Jazz Symphony (1925, revised 1955)
  • McKonkey's Ferry (1948)
  • Piano Concerto No. 1 (1922)
  • Piano Concerto No. 2 (1926)
  • Serenade for Strings No. 1
  • Symphony for 5 Instruments (1922–23, second version 1923)
  • Symphony No. 1 "Zingareska" (1920–22, rev. 1923)
  • Symphony No. 2 (1931–38, rev. 1943)
  • Symphony No. 3 "American" (1936–39, rev. 1946)
  • Symphony No. 4 "1942" (1942)
  • Symphony No. 5 "Tragic" (1945–46, withdrawn)
  • Symphony No. 5 "Joyous" (1947–48)
  • Symphony No. 6 "After Delacroix" (1947–48)
  • Tom Sawyer – California Overture (1949)
  • Violin Concerto (1946)

Chamber and instrumental music:
  • Piano Sonata No. 1
  • Piano Sonata No. 2
  • Piano Sonata No. 3 (1947)
  • Piano Sonata No. 4 (1948)
  • String Quartet No. 1 (1924)
  • String Quartet No. 2 (1927)
  • String Quartet No. 3 (1948)
  • Trumpet Sonata (1951)
  • Violin Sonata No. 1 (1923)
  • Violin Sonata No. 2 (1923)
  • Violin Sonata No. 3 (1924)
  • Violin Sonata No. 4 (1948)
  • Violin Sonatina (1945)

Film music:

Of his many film scores, Dementia (1955), which contains no dialogue, only music, is believed by many to be his finest.
  • The Young Don't Cry (1957)
  • The Pride and the Passion (1957)
  • Air Power (1956) TV series (unknown episodes)
  • Dementia (1955)
  • Not as a Stranger (1955)
  • Hunters of the Deep (1954)
  • The Juggler (1953)
  • Target Hong Kong (1953)
  • Actors and Sin (1952) (uncredited)
  • The Sniper (1952)
  • Sirocco (1951)
  • In a Lonely Place (1950)
  • House by the River (1950)
  • Tokyo Joe (1949)
  • The Fighting Kentuckian (1949)
  • We Were Strangers (1949)
  • Knock on Any Door (1949)
  • Along the Oregon Trail (1947)
  • Repeat Performance (1947)
  • That Brennan Girl (1946) (score music)
  • Plainsman and the Lady (1946)
  • Specter of the Rose (1946)
  • Angels Over Broadway (1940)
  • Adventure in Diamonds (1940)
  • The Buccaneer (1938)
  • Make Way for Tomorrow (1937)
  • The Plainsman (1936)
  • Once in a Blue Moon (1935)
  • The Scoundrel (1935)

Written works:
  • Death In the Dark, a crime novel edited and published by T. S. Eliot (1930)
  • Everyman His Own Detective: A Study of Glandular Criminology, New York City: Stackpole Sons (1937)
  • "The Shape of the War to Come", a pamphlet (1940)
  • Bad Boy of Music, Garden City, New York: Doubleday (1945; various reprints and languages)
[свернуть]



Завантажувати:

1995 - Bad Boy's Piano Music (320)

Развернуть для просмотра

Треклист:
1-3. Fireworks and the Profane Waltzes (1919)
4. The Golden Bird, after Brancusi (1921)
5-6. Second Sonata "The Airplane" (1921)
7. Jazz Sonata (Sonata No. 4) (1922)
8. Mechanisms (1923)
9. Third Sonata "Death of Machines" (1923)
10. (Little) Shimmy (1923)
11-13. Sonata Sauvage (1923)
14. Sonata V (1922-23)
15. Sonatina für Radio (1929)
16. Sonatina 1932 (1932)

Виконавці:
Benedikt Koehlen, piano
[свернуть]

Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.
2010 - Ballet Mécanique (320)

Развернуть для просмотра

Треклист:
1. A Jazz Symphony for Piano and Orchestra (original version 1925)
Ivan Davis, piano
2. Second Sonata for Violin, Piano and Drum (1923)
Charles Castetleman, violin
Randall Hodgkinso, piano
3. String Quartet No.1 (1924)
The Mendelssohn String Quartet
Ballet pour Instruments Mecanique et Percussion (original version 1925)
4. Roll One
5. Roll Two
6. Roll Three

Виконавці:
The New Palais Royale Orchestra & Percussion Ensemble
Maurice Peress
[свернуть]

Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

Джордж Антейл назвав свою автобіографію "Bad Boy of Music" - англійський варіант французького enfant terrible. Цей образ автор створював і в житті, і в книзі - блискучій історії музичного авантюриста, "дуже захоплюючій і часом дуже неточній" (А. Росс). Антейл розповідає в ній про те, як виходив на сцену з револьвером, як його балувала паризька еліта і як він прагнув до succès de scandale.

Авантюрний характер і бурхлива енергія Антейла сповна відобразилася в музиці. В його руках фортепіано перетворювалося в ударний інструмент, а його "Механічний балет" шокував грандіозністю замислу і відверто індустріальною естетикою. Взагалі балет по суті був спільним проектом Антейла та кінематографістів Дадлі Мьорфі та Фернана Леже, шістнадцятихвилинний художній фільм із музичним супроводом композитора. Як це виглядає, можете переглянути вище. Моя кіноерудиція, на жаль, на досить низькому рівні, але я вловив для себе деякі паралелі з "Eraserhead" Д. Лінча. Хоча "Ballet Mécanique" - це, на секундочку, 1924 рік.

Також хотів би звернути увагу на "Джазову симфонію". В двадцятих, на хвилі нечуваного успіху музики Гершвіна, різні "серйозні" американські композитори, дивуючись такій неймовірній популярності вискочки з Бродвею, прагнуть показати, як насправді має звучати академічне осмислення джазу. Антейл не залишився осторонь, пообіцявши затьмарити "солодкий джаз" Рапсодії істинно "негритянським джазом", результатом чого власне і стала "Джазова симфонія" - прекрасний твір, якому однак не вдалося повторити успіх "Рапсодії в блюзових тонах" Гершвіна.

Marlo Stanfield 04.07.2013 11:42

Re: George Antheil
 
"Концертный пианист

Я приехал в Европу спустя несколько лет после [Первой мировой] войны. Первый европейский концерт я дал в Вигмор-холле в Лондоне 22 июня 1922 года. Вскоре после начала концерта я заметил пожилую даму в первом ряду. Я видел ее очень отчетливо. Она держала огромную слуховую трубку и улыбалась.
Я играл Шопена. Шопен проникал в ее слуховую трубку, и дама улыбалась. Я играл сонату Моцарта. От Моцарта она тоже улыбалась.
Потом я сыграл кое-что из Шенберга и своих пьес. Дама вдруг начала недоумевать: она несколько раз встряхнула свою трубку. Потом снова приставила ее к уху, послушала и очень расстроилась. Она еще раз встряхнула трубку, на этот раз хорошенько. Без толку. Она пожала плечами, положила огромную трубку в сумочку и вышла. Очевидно, с ее трубкой что-то было не так.
Дальнейшие концерты в Европе зависели от успеха лондонского концерта. Он прошел успешно. Так что мой менеджер устроил мне гастроли в Германии и Юго-Восточной Европе.
Несколькими годами ранее я записался в авиацию Соединенных Штатов, чтобы воевать в Первую мировую. Война закончилась, и я не успел повоевать, а я-то намеревался убить кучу немцев и надеялся, что мне удастся совершить грандиозный подвиг - захватить в плен кайзера Вильгельма. Теперь же я собирался ехать в бывшую вражескую страну и, что еще хуже, там концертировать. Во всех материалах для прессы с того момента я предусмотрительно опускал то, что одно время я был зачислен на боевую службу в авиации США.
Кроме того, я купил пистолет тридцать второго калибра, а по прибытии в Берлин пришел к портному с выкройкой шелковой кобуры, которая должна была аккуратно размещаться под мышкой (я читал, что таким манером носят оружие чикагские гангстеры). Недоуменно подняв бровь, мой берлинский портной все же сшил кобуру с мягкой подкладкой. С тех пор пистолет сопровождал меня повсюду, особенно на концертах.
Многие отмечали мою невозмутимость во время скандалов на концертах, которые я играл во время первых бурных лет перемирия между Первой и Второй мировыми войнами. Причина проста: я был вооружен.
В начале 1923 года я играл концерт в Будапеште... Несколькими неделями раньше я уже играл концерт в Будапештской филармонии, и аудитория взбунтовалась. Но не это меня беспокоило, в то, что из-за своего бедлама они не слышат музыки. Поэтому во второй приезд я вышел на сцену и сказал: "Пожалуйста, заприте двери". После этого я на гангстерский манер выхватил из-под левой руки свой пистолет. Без дальнейших объяснений я положил его на крышку своего Стейнвея и начал концерт. Слышна была каждая нота. В каком-то смысле, думаю, я открыл путь в Венгрию новой музыке не бартоковско-кодаевской разновидности..."

Із книги "Bad Boy of Music", переклад О. Манулкіної.

Біджо 17.01.2015 22:02

Re: George Antheil
 
Цитата:

Сообщение от Naughty Lad (Сообщение 1846958)
во второй приезд я вышел на сцену и сказал: "Пожалуйста, заприте двери". После этого я на гангстерский манер выхватил из-под левой руки свой пистолет. Без дальнейших объяснений я положил его на крышку своего Стейнвея и начал концерт. Слышна была каждая нота. В каком-то смысле, думаю, я открыл путь в Венгрию новой музыке не бартоковско-кодаевской разновидности..."

:pray:


Текущее время: 14:06. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot