www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности

Метки: avant-garde , classical
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 30.07.2013, 15:59   #1
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 507
США Lou Harrison / Лу Харрисон

Lou Harrison
14.V.1917 - 02.II.2003

Цитата:
Творчество Харрисона - один из самых характерных примеров того, что хотя музыкальный Запад есть Запад, а Восток есть Восток, они все же могут сойтись - во всяком случае, на территории американской музыки. Впрочем, в поздних интервью Харрисон упорно избегал слов "западная" или "европейская" музыка, предпочитая называть ее "музыкой северо-западной Азии".

Харрисон гармонично сочетал ориентальное и окцидентальное, пионерский дух американских "ультрамодернистов" и увлечение старинной музыкой. В его списке сочинений рядом стоят произведения для традиционных составов западной музыки (оркестровых и камерных) и произведения для гамелана, для экзотических или бытовых ударных. порой они объединяются в одном сочинении, например, африканская мбира (ударный инструмент) со скрипкой - в "Музыке для скрипки и разнообразных инструментов" ("Music for Violin and Various Instruments", 1967, ред. 1969), валторна с гамеланом - в "Играя вместе" ("Main Bersama-sama [Playing Together]", 1978) или пипа (китайская лютня) со струнными - "Концерт для пипы и струнных" (1997). В сочинениях для европейских инструментов Харрисон применял украшения, типичные для гамелана, и советовал западным музыкантам освоить ориентальную мелизматику. Эксперименталистом Харрисон себя не считал: "...Нельзя быть бóльшим консерватором, чем я. Я сочиняю мелодии. Я пишу их в чистом строе. Все должно быть правильно. ...Я махровый консерватор".

Он изобрел другую классификацию, по которой он сам, дорогие ему "ультрамодернисты", а также композиторы прошлых веков, вошли в некий воображаемый "отдел исследований и развития": "Я подумал: как это соотносится с остальным пространством музыки, включая коммерческую? и понял: это и есть отдел исследований и развития".

далі:

Харрисон родился в Портленде в штате Орегон, еще ребенком переехал в Калифорнию и прожил там большую часть жизни. Он учился игре на фортепиано и скрипке, пел дискантом, писал фортепианные и камерные сочинения (в том числе несколько четвертитоновых). В Государственном университете Сан-Франциско он учился игре не только на валторне и кларнете, но также на клавесине и флейте, играл в ансамбле старинной музыки, пел в нескольких вокальных ансамблях и сочинял музыку для старинных инструментов (включая цикл сонат для клавесина), основательно изучил итальянскую и английскую музыку ренессанса и барокко. Интерес к старинной музыке Харрисон сохранил на всю жизнь.

Обширный музыкальный багаж Харрисон приобрел сам - исследуя фонды Публичной библиотеки Сан-Франциско:
"Я там обитал. Я брал на дом все книги, какие мог. Музыкальный отдел там был очень хорошо оснащен. Подростком я прошел все оперы Рамо и Люлли, всю испанскую коллекцию Педреля, всю органную музыку Франции ХІХ века, всю стандартную музыкальную литературу и все сочинения Шенберга, какие у них были. И это только для начала, не говоря о теории. После двух лет в Государственном колледже Сан-Франциско я был опытным исполнителем мадригалов и изучил всю коллекцию тюдоровских мадригалов и церковной музыки".

В 1935-1936 Харрисон прослушал курс, который Кауэлл читал в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, - "Музыка народов мира", - и стал его учеником по композиции. Неудивительно, что всю дальнейшую жизнь он занимался неевропейской музыкой. Благодаря Кауэллу Харрисон также увлекся культурой американских индейцев и старинной культурой Калифорнии. В кауэлловском издании "New Music" он познакомился с некоторыми сочинениями Айвза, прочел кауэлловскую статью о нем в книге "Американские композиторы об американской музыке" и был заинтригован этой музыкой и ее автором. По совету Кауэлла он написал Айвзу. "Не прошло и месяца, как по почте прибыл большой ящик. Там было одиннадцать сборников камерной музыки... Разорванная и восстановленная версия "Эмерсона"... четыре скрипичные сонаты, два струнных квартета..."

Харрисон проводил часы и дни за фортепиано с айвзовскими сочинениями, пробиваясь сквозь сверхсложную фактуру (так же он сражался с партитурами Карла Рагглза); некоторые из них он отредактировал, подготовив для исполнения или публикации. В 1946 году Харрисон продирижировал премьерой Третьей симфонии Айвза, партитуру которой он подготовил по рукописи; по настоянию Айвза Пулитцеровская премия, которой он был награжден за эту симфонию, была поделена между ним и Харрисоном.

Кауэлл познакомил Харрисона с Кейджем. "Однажды кто-то постучал в мою дверь; на пороге стоял Джон. Он сказал: "Я Джон Кейдж, меня прислал Генри Кауэлл". Вместе они устраивали на рубеже 1930-х-1940-х концерты перкуссинной музыки, собирая свою ударную батарею из предметов быта и ориентальных инструментов: китайских, корейских, индонезийских. Вместе написали "Двойную музыку" ("Double Music") для четырех ударников.

В Сан-Франциско Харрисон сотрудничал с несколькими хореографами; в 1937 году он поступил на работу в Миллз-колледж как аккомпаниатор класса современного танца и обучал студентов сочинять музыку для танца. Именно по его протекции Кейдж получил аналогичное место в Школе искусств Корниш в Сиэтле. Как и Кейдж, Лу Харрисон учился у Шенберга: в 1942 году, переехав в Лос-Анджелес, он посещал шенберговский семинар по композиции.

"Первое, что я сделал, - выказал себя плохим мальчиком и принес ему неоклассическую пьесу. Он и глазом не моргнул. Его совершенно не интересовало, в каком стиле это написано. Что его интересовало, так это музыкальность, работает ли данная пьеса и т.д. Мое восхищение им возросло неимоверно. Ум этого человека явно не был зажат в тиски. С ним было очень приятно, он шутил и однажды (возможно, по поводу моей пьесы...) сказал: "Жаль, что я не пишу легкой музыки. Все, к чему я прикасаюсь, превращается в свинец". Еще мы как бы помогали ему, когда над нами пролетали самолеты - в эти минуты ему, кажется, хотелось забиться под рояль... Берлин, знаете ли. А порой он слушал птиц. Если никто ничего не приносил, мы просили его что-нибудь показать, как, например, однажды попросили проанализировать один из его струнных квартетов, и он сказал: "Хорошо, я покажу вам. Это очень легко написать". Один из советов Шенберга Харрисон с тех пор считал главным: "Ничего кроме сути... Только самое существенное, основное, не усложняй его. Иди, куда ведет линия".

Как и Парч, Харрисон был приверженцем чистого строя. Вирджил Томсон, с которым Харрисон познакомился в Нью-Йорке и который пригласил его писать для New York Herald Tribune, дал ему книгу Парча "Генезис музыки". Под ее впечатлением Харрисон купил ключ для настройки рояля и начал тренироваться в определении интервалов: "В основном я знаю все полезные интервалы и ориентируюсь, скажем так, в континууме структурных отношений. У меня всегда был интерес к архитектуре, дар структурной визуализации. К этому я добавил точность музыкальной техники. Я занимаюсь этим уже довольно давно, с 1948 года. Так что существует не много интервалов, которые я не узнаю мгновенно. Я даже никак не обозначаю их; я просто знаю, что это. Это делает жизнь занимательнее: знаешь пропорции звука колоколов, слушаешь полдневные свистки и говоришь себе: "Ага, это 9:4", - если хочешь, конечно. Так материальный мир приносит чуть больше удовольствия".

Другим толчком послужило знакомство с барочной и ренессансной настройкой инструментов. "В равномерной темперации, - говорил Харрисон, - я чувствую себя как будто на катке". Он считал, что чистый строй воздействует на человека более глубоко, поскольку так устроен организм человека. К равномерной темперации у него было много претензий: это скучный, серый, индустриализированный строй, который слишком надолго задержался в истории музыки; это строй фортепиано с металлической рамой: струнные в нем не играют, как и тромбоны, а певцы просто не могут выдержать; ее не одобрял Бах, написавший свои сорок восемь прелюдий и фуг для "хорошей", а не равномерной темперации; даже Шопен не играл в этом строе; рамо же заметил, что в природе двух одинаковых вещей не бывает, а в делении октавы на двенадцать тонов они все оказываются равны. Равномерная темперация не подходит не только современному композитору: "Я твердо верю, что... вы не знаете музыку какого-либо композитора, пока не услышите ее на инструментах его эпохи или копиях, и в той темперации, которой он требовал. Это значит, что нельзя играть, например, Куперена в строе Рамо, потому что Куперену он не нравился. Как нельзя играть Моцарта в двенадцатитоновой равномерной темперации".

Что касается самого Харрисона, то он построил свою жизнь так, чтобы по возможности избегать столкновения с этой темперацией. Свой рояль - Стейнвей 1871 года, подаренный ему Генри и Сидни Кауэлл, он настроил по системе Кирнбергера № 2 (которую оценивал как превосходную) и использовал его, сочиняя музыку для инструментов "северо-западной Азии".

Харрисон разработал собственную систему звуковысотных отношений, которую называл "свободным стилем" (free style): в этой системе высота тона определяется исключительно ее отношением к предыдущему и последующему, не соотносясь с зафиксированным тональным центром. Симфония в свободном стиле ("Symphony in Free Style", 1955) написана для состава, включающего семнадцать флейт, тромбон, восемь альтов, пять арф и специально сконструированное фортепиано.

Харрисон путешествовал по Азии, Корее и Тайваню, изучал местные инструменты и традиции (в том числе, например, корейскую придворную музыку). Как и многие композиторы ХХ века, Харрисон был увлечен звучанием гамелана, считая его "самым прекрасным ансамблем на планете". для гамелана он сочинил около сорока произведений, причем для разных его видов: яванского, балийского, с Зондских островов и островов Карибского моря. Многие сочинения написаны в жанре гендинг - крупной ансамблевой гамеланной композиции: "Гендинг Пол", "Гединг Гермес", "Гендинг в честь поэта Виргилия".

Вместе со своим близким другом, инженером и музыкантом-любителем Уильямом Колвигом он сконструировал собственный "американский" гамелан из обиходных материалов: водопроводных труб, кусков жести, консервных банок, мусорных баков, по которым следовало ударять бейсбольной битой. Американский гамелан Харрисон использовал в трех сочинениях: это опера для театра марионеток "Молодой цезарь" (1971), "Сутра сердца" (1972) на буддистский текст в переводе на эсперанто (на котором он бегло говорил) и "Сюита для скрипки и американского гамелана" (1974). Позднее Харрисон и Колвиг построили еще два гамелана по модели яванского.

Харрисон писал стихи и прозу, выставлял свои картины, интересовался архитектурой, работал с танцорами, овладел хореографической нотацией, увлекался театром марионеток. Последние сорок лет он прожил около Санта-Круза, в доме с видом на Тихий океан. К концу своей долгой жизни Харрисон воспринимался как последний из могикан - американских мавериков. Он умер внезапно, от сердечного приступа, по пути на фестиваль в Огайо. Месяц спустя Алекс Росс писал о нем в журнале The New Yorker:

"Мужчина в меру упитанный, напоминавший загорелого Санта-Клауса, Харрисон долгое время казался единственным счастливым композитором в Америке; в отличие от многих своих горько обиженных коллег, пребывающих в башне из слоновой кости, он не только полностью принимал свой маргинальный статус в национальной культуре, но получал от него удовольствие. <...> Квинтэссенция композитора с западного побережья - это довольно точная классификация в отношении Харрисона. В нем есть немало черт, которые вы ожидаете найти в человеке, живущем в окрестностях Санта-Круза: он убирал волосы в хвостик, ненавидел войну, увлекался неевропейскими культурами, собирал разнообразные предметы и превращал их в ударные инструменты. <...> Но он также принадлежал Калифорнии духа - к высочайшим горизонтам национального воображения, бескрайнему пространству, которое Эмерсон приветствовал , которое страшило Мелвилла, и которое Уоллес Стивенс назвал "Американским великим". В сочинениях Харрисона было много веселья, много песен, которые можно напевать, и бесшабашных танцев; но были также темные реки песнопений, механическое остинато, извержения диссонансов, обволакивающая тишина. Он был мечтатель и провидец. <...> Харрисон оставил переполненный мегаполис современной музыки, чтобы поставить палатку в пустынном ландшафте длящихся бурдонов и месмерических рисунков".

О. Манулкина "От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века"
[свернуть]

перелік композицій:

Chamber works:
  • Ariadne, flute & percussion
  • At the Tomb of Charles Ives, chamber orchestra
  • Concerto for Flute & Percussion
  • Concerto for Organ with Percussion Orchestra, percussion ensemble, organ and ensemble
  • Concerto for Pipa with String Orchestra, Asian instrument and ensemble
  • New First Suite for Strings, string orchestra
  • Pacifika Rondo, chamber orchestra
  • Por Gitaro, guitar solo
  • Praise for the Beauty of Hummingbirds, mixed quintet
  • Rhymes with Silver, violoncello and ensemble, mixed quintet
  • Serenade for Guitar with optional Percussion, mixed duo, guitar solo
  • Seven Pastorales, chamber orchestra
  • Solstice, octet (flute, oboe, trumpet, 2 cellos, string bass, celesta, tack piano)
  • Songs in the Forest, mixed quartet
  • String Quartet Set
  • Suite for Cello and Harp
  • Suite for Percussion (for five percussionists, 1942)
  • Suite for Violin with American Gamelan
  • Suite for Violin with String Orchestra
  • Suite for Violoncello and Piano
  • Suites for Cello and String Orchestra
  • The Perilous Chapel, mixed quartet
  • Varied Trio, Rice Bowls, Violin, Vibraphone, Piano

Orchestral works:
  • A Parade
  • Elegiac Symphony
  • Music for Violin with Various Instruments, European, Asian, and African, string solo and orchestra
  • Symphony No. 4
  • Symphony On G

Vocal works:
  • Air from Rapunzel, high voice and ensemble
  • Alma Redemptoris Mater, low voice and ensemble
  • La Koro Sutro, mixed chorus and gamelan, mixed chorus and ensemble
  • Mass to Saint Anthony, mixed chorus and ensemble
  • Strict Songs, baritone solo, chorus and chamber orchestra
  • Three Songs, men's chorus and ensemble
  • Vestiunt Silve, for soprano and four instruments

Keyboard works:
  • Six Sonatas for Cembalo, piano solo, harpsichord solo
  • Reel (Homage to Henry Cowell), piano solo

Opera:
  • Rapunzel
  • Young Caesar
[свернуть]



Завантажувати:

1992 - Gamelan Music (192 kbps)
скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

2000 - Labrynth (192 kbps)
скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.


Про Лу Харрісона не вдалося знайти ніяких матеріалів російською мовою в мережі, а тому довелося довго й нудно набирати текст вручну. Але композитор дуже цікавий і насправді це те найменше, що я можу зробити, аби висловити своє захоплення від його дивовижної музики. Ольга Манулкіна у своїй книзі просто прекрасно розповіла про Харрісона. Якщо коротко резюмувати, то мова про незвичайного композитора, який поєднував традиції східної та західної музики, писав твори для екзотичних інструментів (особливо його приваблював індонезійський оркестр "гамелан", Лу навіть сконструював американську версію гамелану зі своїм другом Вільямом Колвігом), був прихильником чистого строю, вчився у Шенберга і товаришував з Кейджем (в 40-х роках вони влаштовували концерти перкусійної музики, написали спільну п'єсу "Double Music").

Раджу викинути на звалище всякий пост-рок і послухати по-справжньому хорошої, душевної і атмосферної музики

Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 22.08.2016 в 22:49.
Marlo Stanfield вне форума   Ответить с цитированием
13 пользователя(ей) сказали спасибо:
ArtKalash (02.09.2014), conchaputa (23.04.2017), cum_shot (20.10.2013), Eklera (07.12.2013), k0rney (01.12.2014), Murphy (10.08.2013), natasha0010 (16.12.2013), Pied Paper (02.08.2013), sashulina (30.07.2013), SZ* (08.09.2018), valmakar (30.07.2013), Биджо (11.06.2014), Каспар Хаузер (30.07.2013)
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Lou Donaldson Каспар Хаузер Jazz/Blues 1 12.02.2015 17:33
Bryn Harrison / Брин Харрисон Каспар Хаузер Classical 0 09.07.2014 22:33
Lou Reed Эрис Classic Rock 24 06.02.2014 14:58
George Harrison Surfin Bird Thrash Zone 36 19.08.2011 08:43
Harrison Bergeron яшикарен Emo 11 16.11.2010 23:40

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 12:13. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2020, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.

© 2004-2019 Neformat Ukraine