www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности

Метки: avant-garde, classical
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 07.02.2014, 22:19   #1
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 507
Германия Hans Werner Henze / Ханс Вернер Хенце

Hans Werner Henze
01.VII.1926 - 27.X.2012

Цитата:
Ханс Вернер Хенце (Hans Werner Henze), один из самых значительных и самый исполняемый из композиторов современности, скончался в субботу 27 октября 2012 года в Дрездене. Здесь же, в Дрезденском оперном театре имени Готфрида Земпера, 13 сентября состоялась премьера его последней оперы, которую сам композитор считал венцом своего творчества: "We come to the river" ("Мы достигли той реки"). Поскольку имеется в виду река библейская, смерть Хенце именно в Дрездене можно считать символической. Впрочем, немало символического было и в жизни композитора, радикально шедшего своим путем в музыке.

Теневой мир

Колоритная фигура Ханса Вернера Хенце неизменно украшала несколько однообразный пейзаж немецкой академической музыки. Хенце никогда не принадлежал к лагерю так называемой "Neue Musik" ("новой музыки") - авангардистского направления, доминирующего в Европе с послевоенных времен, флагманом которой до сих пор является французкий композитор Пьер Булез (Хенце охотно говаривал в этой связи о "Булезовской мафии").

Сам Хенце упорно и последовательно не шел по пути, проложенному Шенбергом, не ездил на летние курсы в Дармштадт, на фестиваль в Донауэшинген. Он вообще не принадлежал ни к одному лагерю, вел странный образ жизни, держался особняком и даже высокомерно. Сегодня ясно: он просто делал выбор, который диктовал ему масштаб его таланта.

Радикальный реакционер

Начиная с 60-х годов прошлого века, когда Хенце впервые громко заявил о себе, периодически возникал вопрос: кто же он такой? Реакционер, удовлетворяющий потребности массового слушателя в "околоклассической" музыке, или гениальный продолжатель традиций великих романтиков девятнадцатого века?

Ханс Вернер Хенце родился в 1926 году в вестфальском городке Гютерсло. Он вырос в одной из окрестных деревень, где его отец учительствовал. Строгий до жестокости, не терпящий возражений тиран, радикальный до фанатичности, отец композитора все делал с равным энтузиазмом. Сперва он был ярым социал-демократом, затем с той же горячностью и самоотдачей бросился поддерживать Гитлера.

Хенце изучал композицию и историю музыки в Брауншвейге и Гейдельберге. В 1947 году судьба свела его с Рене Лейбовицем, учеником Арнольда Шенберга. На какое-то время Хенце стал адептом шенбергского двенадцатитонового учения. Но ненадолго: авторитаризм Шенберга угнетал молодого композитора. "У меня было такое впечатление, что за спиной Шенберга маячила фигура моего покойного отца", - пишет Хенце в своих недавно опубликованных дневниках.

Молодому композитору оказался куда ближе другой великий мастер модернизма - Игорь Стравинский, с его легкой виртуозностью, взбалмошной гениальностью. Большой любитель всевозможных деклараций, Хенце провозгласил два принципа своего творчества: "Песня – это воплощение жизни" и "Всё кружится вокруг театра, музыка родилась из театрального хаоса, в нем же она должна сгинуть". Большое влияние на Хенце, по его собственному свидетельству, оказали и другие "несогласные" из числа русских композиторов, в частности, Рахманинов и Прокофьев.

Коммунист, романтик, бонвиван

"Единственная правильная общественная позиция, которую может занимать артист, это позиция между всеми стульями",- любил говаривать Хенце. Культивируя свой образ "героя-одиночки", он в 1953 году распродал имущество и переселился в Италию. Как и полагается романтическому герою девятнадцатого века, в благословенной Италии Хенце незамедлительно присоединился к "благородным разбойникам", представлявшим наиболее радикальное крыло итальянского коммунистического движения.

В дневниках композитора содержится трогательное описание того восторга, которым исполнилась его душа в момент приема в ряды компартии Италии. Это важное событие в своей жизни Ханс Вернер Хенце отметил торжественной кантатой. Впоследствии о своих обширных связях в леворадикальной среде Хенце предпочитал не распространяться до конца своей жизни.

Широкую известность получил один факт: когда в Берлине был ранен радикальный левацкий лидер Руди Дучке, Хенце превратил свой дом на юге Тосканы в лазарет, где в течение нескольких месяцев на лоне природы Дучке залечивал боевые раны. Картина будет не полной, если не упомянуть, что дом находился под постоянным полицейским наблюдением.

Резиденция Хенце, где он провел в общей сложности большую часть своей жизни, расположена в двадцати километрах от Рима в предгорьях Монте-Кава. Здесь он полвека делил кров со своим спутником жизни, фотографом Фаусто Морони. Скончавшемуся в 2009 году другу Хенце посвятил несколько из своих последних сочинений. "В том, что я, старик, живу у подножия угасшего вулкана, есть своя символика", - кокетничал Хенце, продуктивности которого можно было позавидовать до последних дней его жизни.

Давняя слава и поздняя популярность

Популярность Хенце, немалая уже в 1970-е годы, достигла своего апогея в начале 2000-х и неуклонно возрастала с тех пор год от года. За право поставить каждую его новую оперу конкурировали ведущие фестивали и музыкальные театры Европы. Этого права удостоился Дрезден.

джерело >>>

Перелік творів:

Operas, music-theatre and other dramatic works:
  • Das Wundertheater (1948, première 1949)
  • Die Gefangenen (1950)
  • Boulevard Solitude (1951, première 1952)
  • Ein Landarzt, radio opera (1951; stage version 1964, première 1965; revised 1994)
  • Der tolle Tag (1951; withdrawn)
  • Sodom und Gomorrha (1952)
  • Das Ende einer Welt, radio opera (1953; stage version 1964, première 1965; revised 1993)
  • König Hirsch (1952–55, première 1956; revised 1962 as Il re cervo oder Die Irrfahrten der Wahrheit (première 1963)
  • Der sechste Gesang (1955)
  • Die Zikaden (1955; withdrawn)
  • Der Prinz von Homburg (1958, première 1960; new orchestration 1991)
  • Elegy for Young Lovers (Elegie für junge Liebende) (1959–61, première 1961; revised 1987)
  • Les caprices de Marianne (1962; withdrawn)
  • Muriel ou Le temps d'un retour (1963; film score)
  • Der Frieden (1964)
  • The Bassarids (Die Bassariden) (1964–65, première 1966)
  • Der junge Lord (1964, première 1965)
  • Der junge Törless (1966; film score)
  • Moralities (1967, premiere 1968; revised 1970)
  • El Cimarrón (1970–1971, musical work)
  • Der langwierige Weg in die Wohnung der Natascha Ungeheuer (1971)
  • Das Floß der Medusa (1971, oratorio)
  • La Cubana, oder Ein Leben für die Kunst (1973, première 1974; chamber version La piccola Cubana 1990-91)
  • We Come to the River (1974–76, première 1976)
  • The Lost Honour of Katharina Blum (1975; film score)
  • Der Taugenichts (1977)
  • The Woman (1978; withdrawn)
  • Orpheus (1978; Viennese version 1986)
  • Pollicino (1979–80, première 1980)
  • Montezuma (1980; a film score)
  • The English Cat (1980–83, première 1983; revised 1990)
  • Nach Lissabon (1982)
  • Un amour de Swann (1983; film score)
  • L'amour à mort (1984)
  • Das verratene Meer (1986–89, Deutsche Oper Berlin, 5 May 1990)
  • Gogo No Eiko (1990, première of the first version in German, Deutsche Oper Berlin, 2006, première of the second version in Japanese, Salzburger Festspiele)
  • Venus und Adonis (1993–95, Bavarian State Opera, Munich, 11 January 1997)
  • L'Upupa und der Triumph der Sohnesliebe (2000–03, Salzburg Festival, 12 August 2003)
  • Phaedra (Berlin State Opera, 6 September 2007)
  • Gisela! oder: die merk- und denkwürdigen Wege des Glücks (Ruhrtriennale, September 2010)

Symphonies:
  • Symphony no. 1 (1947; revised 1963, 1991, and 2005—the last version renamed Kammerkonzert 05)
  • Symphony no. 2 (1949)
  • Symphony no. 3 (1949–50)
  • Symphony no. 4 (1955)
  • Vokalsinfonie (1955; this is taken from König Hirsch)
  • Symphony no. 5 (1962)
  • Symphony no. 6 (1969; revised 1994)
  • Symphony no. 7 (1983–84)
  • Symphony no. 8 (1992–93)
  • Symphony no. 9 (1995–97)
  • Symphony no. 10 (1997–2000)

Other works for large forces:
  • Kammerkonzert (1946)
  • Concertino (1947)
  • Violin Concerto no. 1 (1947)
  • Suite (1949)
  • Piano Concerto no. 1 (1950)
  • Sinfonische Variationen (1950; withdrawn)
  • Sinfonische Zwischenspiele (1951)
  • Tancredi (1952)
  • Tanz und Salonmusik (1952; revised 1989)
  • Ode an den Westwind for cello and orchestra (1953)
  • Quattro poemi (1955)
  • Sinfonische Etüden (1956; revised as Drei sinfonische Etüden in 1964)
  • Maratona (1956)
  • Jeux des Tritons (1956–57; revised 1967)
  • Hochzeitsmusik (1957)
  • Sonata per archi (1957–58)
  • Drei Dithyramben (1958)
  • Trois pas des Triton (1958)
  • Undine, Suite no. 1 (1958)
  • Undine, Suite no. 2 (1958)
  • Antifone (1960)
  • Los caprichos (1963)
  • Zwischenspiele (1964)
  • Mänadentanz (1965)
  • In memoriam: die weisse Rose (1965)
  • Double Bass Concerto (1966)
  • Double Concerto (1966)
  • Fantasia for Strings (1966)
  • Piano Concerto no. 2 (1967)
  • Telemanniana (1967)
  • Compases para preguntas ensimismadas (1969–70)
  • Violin Concerto no. 2 (1971; revised 1991)
  • Heliogabalus imperator, allegoria per musica (1971–72; revised 1986)
  • Tristan (1972–3)
  • Ragtimes and Habaneras (1975)
  • Aria de la folía española (1977)
  • Il Vitalino raddoppiato (1977)
  • Apollo trionfante (1979)
  • Arien des Orpheus (1979)
  • Barcarola (1979)
  • Dramatische Szenen aus ‘Orpheus’ I (1979)
  • Spielmusiken (1979–80)
  • Deutschlandsberger Mohrentanz no. 1 (1984)
  • Kleine Elegien (1984–85)
  • Englische Liebeslieder for cello and orchestra (1984–85)
  • Deutschlandsberger Mohrentanz no. 2 (1985)
  • Fandango (1985; revised 1992)
  • Cinque piccoli concerti e ritornelli (1987)
  • Requiem: 9 geistliche Konzerte (1990–93)
  • La selva incantata, aria and rondo (1991)
  • Introduktion, Thema und Variationen (1992)
  • Appassionatamente, fantasia (1993–4)
  • Seconda sonata per archi (1995)
  • Erlkönig, fantasia (1996)
  • Pulcinellas Erzählungen (1996)
  • Sieben Boleros (1996)
  • Violin Concerto no. 3, Three Portraits from T. Mann's Doktor Faustus (1996)
  • Zigeunerweisen und Sarabanden (1996)
  • Fraternité, air (1999)
  • A Tempest, rounds (2000)
  • Scorribanda Sinfonica (2000–01)
  • L’heure bleue (2001)
  • Sebastian im Traum (2004)
  • Fünf Botschaften für die Königin von Saba (2004)

Ballets:
  • Ballet-Variationen (1949, first staged 1958; revised 1992)
  • Jack Pudding (1949, premiere 1950; withdrawn)
  • Das Vokaltuch der Kammersängerin Rosa Silber (1950, first staged 1958; revised 1990)
  • Le Tombeau d'Orphée (1950, withdrawn)
  • Labyrinth (1951, premiere 1952; revised 1996)
  • Der Idiot (1952, premiere 1952; revised 1990)
  • Pas d’action (1952; withdrawn)
  • Maratona (1956, premiere 1957)
  • Undine (1956-7, premiere 1958)
  • L’usignolo dell’imperatore (1959, premiere 1959)
  • Tancredi (1964, premiere 1966)
  • Orpheus (1978, premiere 1979)
  • Le disperazioni del Signor Pulcinella, libretto by Sergio Sivori, (1992-5, premiere 1997; this ballet is an extended and revised version of Jack Pudding)
  • Le fils de l'air (1995-6, premiere 1997)

Choral:
  • Fünf Madrigäle (1947)
  • Chor gefangener Trojer (1948; revised 1964)
  • Wiegenlied der Mutter Gottes (1948)
  • Jüdische Chronik (1960)
  • Novae de infinito laudes (1962)
  • Cantata della fiaba estrema (1963)
  • Lieder von einer Insel (1964)
  • Muzen Siziliens (1966)
  • Das Floß der Medusa (1968; revised 1990)
  • Mad People's Madrigal (1974–6)
  • Orpheus Behind the Wire (1981–3)
  • Hirtenlieder (1993–5)
  • Elogium Musicum (2008, in memory of Henze's partner Fausto Moroni)
  • Der Opfergang (2010)
  • An den Wind (2011)

Vocal solo:
  • Sechs Lieder (1945; withdrawn)
  • Whispers from Heavenly Death (1948; revised 1999)
  • Der Vorwurf (1948; withdrawn)
  • Apollo et Hyazinthus (1948–9)
  • Chanson Pflastersteine (1950; withdrawn)
  • Fünf neapolitanische Lieder (1956)
  • Nachtstücke und Arien (1957)
  • Kammermusik 1958 (1958; revised 1963)
  • Drei Fragmente nach Hölderlin (1958)
  • Three Arias (1960; revised 1993)
  • Ariosi (1963)
  • Being Beauteous (1963)
  • Ein Landarzt (1964)
  • Versuch über Schweine (1968)
  • El Cimarrón (1969–70)
  • Voices (1973)
  • Heb doch die Stimme an (1975)
  • Kindermund (1975)
  • El rey de Harlem (1979)
  • Three Auden Songs (1983)
  • Drei Lieder über den Schnee (1989)
  • An Sascha (1991)
  • Zwei Konzertarien (1991)
  • Lieder und Tänze (1992–3)
  • Heilige Nacht (1993)
  • Heimlich zur Nacht (1994)
  • Nocturnal Serenade (1996)
  • Sechs Gesänge aus dem Arabischen (1997–8)

Chamber:
  • Kleines Quartett, for oboe, violin, viola, and cello (1945; withdrawn)
  • Sonata, for violin and piano (1946)
  • Sonatina, for flute and piano (1947)
  • String Quartet no. 1 (1947)
  • Kammersonate (1948; revised 1963)
  • String Quartet no. 2 (1952)
  • Wind Quintet (1952)
  • Concerto per il Marigny (1956; withdrawn)
  • Quattro fantasie (1963)
  • Divertimenti (1964)
  • Der junge Törless (1966)
  • L'usignolo dell'imperatore (1970)
  • Fragmente aus einer Show (1971)
  • Prison Song (1971)
  • Carillon, Récitatif, Masque (1974)
  • String Quartet no. 3 (1975–76)
  • Amicizia! (1976)
  • String Quartet no. 4 (1976)
  • String Quartet no. 5 (1976)
  • Konzertstück (1977–85)
  • L'autunno (1977)
  • Trauer-Ode für Margaret Geddes (1977)
  • Sonata, for viola and piano (1978–79)
  • Sonatina, for violin and piano (1979) [from the opera Pollicino]
  • Le miracle de la rose (Imaginäres Theater II) (1981)
  • Variation, for brass quintet (1981)
  • Von Krebs zu Krebs (1981)
  • Canzona (1982)
  • Sonata, for piccolo trumpet, 2 trumpets, fluegel horn, bass trumpet, 2 trombones, and bass trombone (1983)
  • Sonata, for flute, clarinet, violin, cello, percussion, and piano [from film score L’amour à mort] (1984)
  • Selbst- und Zwiegespräche (1984–85)
  • Ode an eine Äolsharfe (1985–86)
  • Eine kleine Hausmusik (1986)
  • Allegra e Boris (1987)
  • Fünf Nachtstücke (1990)
  • Paraphrasen über Dostojewsky (1990)
  • Piano Quintet (1990–91)
  • Adagio, for string sextet (1992)
  • Adagio, Serenade (1993)
  • Drei geistliche Konzerte (1994–6)
  • Notturno (1995)
  • Leçons de danse (1996)
  • Minotauros Blues (1996)
  • Neue Volkslieder und Hirtengesänge (1996)
  • Voie lactée ô soeur lumineuse (1996)
  • Drei Märchenbilder, for 2 guitars (1997) [arr. J. Ruck from opera Pollicino]
  • Ein kleines Potpourri, for flute, vibraphone, harp, and piano (2000) [from the opera Boulevard Solitude]

Solo instrumental:
  • Sonatina, for piano (1947; reissued)
  • Serenade, for solo cello (1949)
  • Variationen (1949)
  • Drei Tentos (1958)
  • Sonata, for piano (1959)
  • Six Absences (1961)
  • Lucy Escott Variations (1963)
  • Memorias de ‘El Cimarrón’ (1970)
  • Sonatina, for trumpet (1974)
  • Royal Winter Music, sonata no.1 (1975–6)
  • Capriccio (1976; revised 1981)
  • Sonata, for violin (1976–7; revised 1992)
  • Ländler (1977; withdrawn)
  • S. Biagio 9 agosto ore 12.07 (1977)
  • Five Scenes from the Snow Country (1978)
  • Margareten-Walzer (1978)
  • Epitaph (1979)
  • Etude philarmonique (1979)
  • Royal Winter Music, Sonata no. 2 (1979)
  • Toccata senza fuga (1979)
  • Drei Märchenbilder (1980)
  • Sechs Stücke für junge Pianisten (1980)
  • Cherubino (1980–81)
  • Euridice (1981; revised 1992)
  • Une petite phrase (1984)
  • Serenade for solo violin (1986)
  • La mano sinistra (1988)
  • Piece for Peter (1988)
  • Clavierstück (1989)
  • Für Manfred (1989)
  • Das Haus Ibach (1991)
  • Pulcinella disperato, fantasia (1991–2)
  • Minette (1992)
  • An Brenton for viola (1993)
  • Für Reinhold (1994)
  • Toccata mistica (1994)
  • Serenata notturna (1996)
  • Olly on the Shore (2001)
  • Scorribanda pianistica (2003)

Arrangements:
  • Die schlafende Prinzessin (1951; withdrawn)
  • Don Chisciotte (1976)
  • Jephte (orat, orch of Carissimi) (1976)
  • Wesendonck-Lieder (1976)
  • Il ritorno d'Ulisse in patria (1981)
  • I sentimenti di Carl Philipp Emanuel Bach (1982)
  • Der Mann, der vom Tode auferstand (1988)
  • Fürwahr ...?! (1988)
  • Drei Mozartsche Orgelsonaten (1991)
  • Il re Teodoro in Venezia (1991–2)
  • Drei Orchesterstücke (1995)
  • Richard Wagnersche Klavierlieder (1998–9)
[свернуть]


Завантажувати:

2006 - Guitar Music - 1 (CBR 320)
скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

2010 - Guitar Music - 2 (CBR 320)
скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.


Ганс Вернер Хенце - німецький композитор, який стояв достатньо відокремлено на карті академічної музики ХХ століття. Не мав відношення до так званої "Нової музики", не вчився у Дармштадті, надихався більш значною мірою російськими класиками Стравінським, Рахманіновим, Прокоф'євим, аніж Шенбергом. Музичний стиль Хенце доволі різнобічний, серед впливів можна ще назвати серіалізм, італійську та арабську музику, джаз.

Також говорячи про композитора, не можу не сказати кілька слів щодо його політичних поглядів. Радикальний лівак, член Комуністичної партії Італії (Хенце якраз і залишив ФРН у 1953 році через притіснення щодо політичних поглядів та гомосексуалізму), він навіть свої твори присвячував відомим комуністам, зокрема Хо Ши Міну і Че Геварі, лікував пораненого Дучке у себе вдома. До речі, на прем'єрі реквієму по Че Геварі в 1968 році в Гамбурзі розміщення червоного прапору на сцені спричинило справжній бунт, і діло завершилося арештом кількох осіб, зокрема лібретиста Крім того, Хенце навіть близько року провів на Кубі, хоча згодом розчарувався у постаті Кастро.

Але треба визнати, що політичний ентузіазм не заважав композитору писати хорошу музику. Сам перебуваю під враженням від творів, зібраних на двох дисках під назвою "Guitar Music". Чудові композиції, деякі написані для гітари соло, деякі для дуету гітари і вокалу, деякі для камерного ансамблю. Досить спокійна і релаксуюча музика, але не позбавлена внутрішнього стержню і характеру. Слухати не нудно.

Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 22.08.2016 в 22:45.
Marlo Stanfield вне форума   Ответить с цитированием
10 пользователя(ей) сказали спасибо:
Anandamid (07.02.2014), conchaputa (05.08.2017), Guragena (07.02.2014), Lodygin (28.04.2014), Murphy (26.02.2014), phooey (07.02.2014), roofwalker (10.06.2015), sashulina (08.02.2014), Біджо (11.06.2014), Каспар Хаузер (16.02.2014)
Непрочитано 16.02.2014, 22:07   #2
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Re: Hans Werner Henze

Пропустил тему. Спасибо.

Хенце из тех редких фигур, что умудрились одновременно быть и архаистами и новаторами (пользуюсь прилипчивой формулировкой Тынянова).

Больше всего люблю у него две крайности: его барочные стилизации (обязательно послушайте его прекрасную чаконну Il Vitalino raddoppiato) и ранний авангардисткий шедевр, оратория Das Floß der Medusa. Что ужасно расстраивает, так это угасание таланта композитора: лучшую музыку, за редким исключением, он написал в 60-е и 70-е годы.

Для желающий ознакомится ближе с Хенце на русском языке поэтом и музыковедом Игорем Вишневецким написано обстоятельное эссе Случай Генце

Добавлено в 23:07 / Предыдущее сообщение было написано в 22:58

Ах да, любители трэша могли слышать вот это, даже не зная имени композитора

Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали спасибо:
Marlo Stanfield (17.02.2014), Біджо (11.06.2014)
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Райнер Вернер Фассбиндер SilverRocket Movies 10 12.09.2014 11:35
Ханс Кристиан Андерсен / Hans Christian Andersen Эрис Literature 11 02.04.2014 19:25
Hans Otte / Ганс Отте Каспар Хаузер Classical 0 15.07.2013 00:12
"Hans & Johns" концерт музики з кінофільмів у Києві Lynn Minmay Events Archive 0 05.11.2012 17:22

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 18:31. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine