www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности

Метки: classical
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 03.06.2014, 23:50   #1
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия) John Tavener / Джон Тавенер

JOHN TAVENER
(28 января 1944 – 12 ноября 2013)


Цитата:
Рано начав профессиональную карьеру композитора — на тот момент Джону было лишь 24 года, — он почти сразу обратил на себя внимание. Его врожденный музыкальный талант и невероятный слух снискал ему славу 'открытия в классической музыке' и 'одного из самых талантливых музыкантов поколения'. Сам же композитор отмечает, что его заслуга в сочинениях ничтожна: как через иконописца проходит энергия и дух, превращающиеся в конечном итоге в законченное произведение, так и Джон в момент написания музыки чувствует крайнее единение со сверхъестественным и как сосуд пропускает через себя эту энергию, направляя ее в музыку.

Джон Тавенер родился 28 января 1944-го года в Уэмбли, Лондон, Великобритания (Wembley, London, United Kingdom), и, по его собственным словам, является потомком легендарного английского композитора Джона Тавернера (John Taverner). Его родители владели строительной фирмой, а отец в свободное от работы время играл на органе. Вероятно, именно поэтому с раннего возраста мальчик увлекался музыкой. Он поступил в школу Highgate School, а после ее окончания — в Королевскую музыкальную академию (Royal Academy of Music).

Его дебютом стало произведение 'Кит' (The Whale), написанное на основе библейской легенды об Ионе (Jonah). После премьеры в 1968-м году композитор в одночасье получил мировую популярность и, по мнению музыкальных критиков, он обладал однозначным талантом, который только начал открываться. Немалое участие в судьбе Джона принял Ринго Старр (Ringo Starr) и группа 'The Beatles': брат композитора работал в квартире Ринго и случайно обмолвился о талантливом брате. Такое совпадение вылилось в профессиональную запись на студии 'Apple Records' и выход отдельной пластинки в 1970-м году.

Примерно в это же время Джон начал преподавать музыку в известном на весь мир Trinity College of Music. На этот же период приходится его краткосрочный брак, продлившийся всего несколько месяцев, и смена религиозных взглядов — Тавенер принял русское православие. Это в корне изменило его творчество: мало того, что религия открыла ему внутреннюю свободу, о которой он раньше и не мечтал, Джон вдруг понял, что именно православие в наибольшей степени влияет на его искусство — и решил поделиться им с англичанами. 'С его помощью я могу трогать сердца англичан тем способом, о котором они даже не помышляли раньше', - признался композитор в одном из интервью.

Одна из самых известных работ Джона — отрывок, написанный на стихотворение 'The Lamb' Уильяма Блейка (William Blake). На сегодняшний день это одна из классических рождественских песен. Сам же композитор достижением всей жизни считал произведение 'The Veil of the Temple', которое было написано под влиянием самых разных религиозных и философских идей. Именно с этого произведения начался период универсализма: отступая от четких православных догм, он начал интересоваться традициями ислама, индуизма, пересматривать классические ветхозаветные истории и даже интересоваться мистикой. По его словам, он должен был ощутить свободу хотя бы в своей музыке, отдаться вселенной, изучать ее, новые идеи, языки. 'Только это дает настоящую свободу', - признался композитор в интервью. Впрочем ни разу он не был близок к полному разочарованию в православии, утверждая, что именно оно дало ему основу и возможность развиваться дальше.

На протяжении всей жизни композитор страдал синдромом Марфана. Он пережил два инфаркта, которые заметно ослабили его здоровье. 12 октября 2013-го года Джон Тавенер скончался в своем доме в Англии. Его последним произведением было 'Popule Meus', написанное на ветхозаветные строки: 'О народ мой! Что Я сделал тебе и чем отягощал тебя?'.

Джон Тавенер: Я испытал огромное влияние древнерусского духовного пения (Из интервью композитора данного радио Свобода)


В Лондоне состоялась мировая премьера концерта для гобоя с оркестром одного из ведущих композиторов Великобритании, сэра Джона Тавенера. Концерт в «Квин Элизабет-холле» (Queen Elizabeth Hall) послужил поводом для широкого обсуждения значения этого композитора в британской музыке.

Творчество Джона Тавенера стоит особняком в панораме современной британской музыки. Практически все оно посвящено религиозной проблематике и тесно связано с традицией русского духовного песнопения. Дело в том, что сэр Джон - единственный в Британии композитор, принявший православие. Его крестил в 77-м году покойный митрополит Антоний (Блум). И с тех пор он обрел художественную опору в старинном знаменном распеве - разновидности древнерусского церковного пения. 62-летний композитор, возведенный королевой Великобритании в рыцарское достоинство, в своих сочинениях стремится возродить музыкальную культуру тех времён, когда музыка была частью литургического действа и выражением мистического единения с Богом. По сути дела произведения Тавенера — это своего рода музыкальный анклав русской духовности в британской современной культуре. Поэтому естественно, что, встретившись с Джоном Тавенером, я первым делом спросил его, что побудило его принять православие:

«С детства я ощущал метафизический, духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашел в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нем. Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем — а эта религия далека от православия. Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нем не было ничего рационального, обдуманного. Существуют люди, возможно, избранные Богом (я не хочу себя к ним причислять), но в мире нет ничего случайного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могут трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались».
— Испытывали ли вы как композитор влияние русской культуры?
— Конечно, причем многих ее сторон. Прежде всего — это религиозное влияние. Затем я испытал огромное влияние древнерусского духовного пения — знаменного распева. Его создатели не имели представления о западной полифонии. Но когда Иван Грозный оказался во время войны в пределах Польши, он услышал западную полифоническую музыку и, вернувшись домой, описал ее звучание. И тогда русские монахи, писавшие в те времена музыку, не имея представления о правилах западного контрапункта, создали свою собственную самобытную версию этой музыки. Им удалось создать удивительно проникновенную духовную музыку. Если говорить о немузыкальных влияниях, то огромное значение для меня имело творчество великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Я написал музыку на ее «Реквием». Впервые он был исполнен на Эдинбургском фестивале, а затем на Променадных концертах в Лондоне. Я использовал русский текст «Реквиема».
— На мой взгляд, Стравинский также оставил свой след в вашей музыке...
— Да, верно. Впервые я услышал его еще мальчиком на одной из премьер музыки Стравинского в Венеции. Тогда я еще не понимал, почему она так близка мне. Его музыка корнями уходит в русскую почву – достаточно послушать «Свадебку» или «Симфонию псалмов» или его позднюю работу — Canticum sacrum. Даже в «Персефоне» это заметно. А уж о его ранних его работах — «Весна священная» или «Петрушка» — и говорить не приходится. Все эти его сочинения корнями уходят в русский фольклор. Не думаю, что Стравинский был хорошо знаком с русским духовным пением. Но, тем не менее, его традиция присутствует в его музыке. И хотя у Стравинского репутация радикального композитора, лично я всегда думаю о нем как об одном из самых значительных традиционалистов XX столетия. Другой композитор, с которым меня связывает и духовная, и личная общность и которого я очень люблю, это — Аарво Пярт из Эстонии. Мне очень близка простота его музыки и его потребность постоянно возвращаться к старой традиции, утраченной сейчас на Западе.
— Однако Пярт считает себя не столько создателем музыки, сколько ретранслятором высших сфер…
— Я чувствую практически то же самое. Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова «сферы». Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит.
— Согласились бы вы, если бы я назвал вас музыкальным мистиком?
— Ничего не имею против. Меня очень привлекают поэты-мистики. Я бы причислил к этой категории и Ахматову, и ирландского поэта Йетса, и одного из великих отцов церкви — Симеона Нового Богослова. Мне очень близки мистические идеи, мистический образ мышления, мистическое мирочувствование. Мне трудно определенно ответить на ваш вопрос, но несомненно, что мистические идеи очень мне близки.
— Здесь, на мой взгляд, вы приблизились к мысли одного из героев Достоевского о том, что красота мир спасет. Нет ли здесь противоречия между религией и эстетикой?
— Кажется, это митрополит московский Филарет заметил, что мир не столько создан Богом, сколько явился плодом его любви. Все, созданное Богом, прекрасно. Когда он создал мир, то, как об этом говорится в «Книге Бытия», «увидел Бог, что это хорошо». Но греческое слово «колён», которое здесь переводится, означает «прекрасный». Я думаю, что Достоевский, сказав о спасении мира красотой, также предполагал, что и Бог увидел, что это прекрасно. Мы же в качестве микрокосма или образа Бога обязаны продолжать дело небесного архитектора.
[свернуть]


ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
  • The Whale, кантата (1966)
  • Little Requiem for Father Malachy Lynch для смешанного хора, струнных, трубы, и органа, (1972)
  • Тереза (1973)
  • Реквием Ахматовой для сопрано, баса и оркестра (1980)
  • Mandelion для органа (1981)
  • The Lamb, хорал на стихи У. Блейка (1982)
  • The Protecting Veil («Покров Пресвятой Богородицы») для виолончели и струнного оркестра (1988, премьера — Стивен Иссерлис и Лондонский симфонический оркестр, 1989)
  • Ikon of the Nativity, для хора a capella (1991)
  • Song for Athene для смешанного хора a cappella - на смерть британской актрисы Афины Ариадес (Athene Hariades), также исполнялось на похоронах принцессы Дианы (1993)
  • Ikon of Eros для оркестра (2001)
  • The Veil of the Temple для сопрано, инструментального ансамбля, хора и хора мальчиков (2002)
  • Schuon Lieder для сопрано и инструментального ансамбля (2003)
  • Laila (Amu) для сопрано, тенора и оркестра (2004)
  • The Beautiful Names для хора и оркестра (2007, текст - 99 коранических имен Аллаха)
  • Lalishri для скрипки и струнного оркестра (2008)








John Tavener - 2014 - Essential Tavener

скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.




John Tavener - 2010 - The Whale / Celtic Requiem


Последний раз редактировалось Каспар Хаузер; 04.06.2014 в 08:31.
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
7 пользователя(ей) сказали спасибо:
Anandamid (05.06.2014), Guragena (04.06.2014), Scriptor Incertus (24.04.2019), voldemar (15.11.2014), yalivec (04.06.2014), Біджо (04.06.2014), Эрис (04.06.2014)
Непрочитано 04.06.2014, 20:22   #2
Слизень-мафиози
+/- Информация
Репутация: 1839
Re: John Tavener

Цитата:
Сообщение от лорд Патчог Посмотреть сообщение
На этот же период приходится его краткосрочный брак, продлившийся всего несколько месяцев, и смена религиозных взглядов — Тавенер принял русское православие.
а как именно он познакомился с Православием?
В любом случае, Funeral Canticle из представленных в описании - великолепен. Кстати, кто-то может объяснить в терминах (или вообще как-нибудь), чем отличается cantus planus в модернистской обработке у того же Пярта или Шнитке от Тавенеровского православного в Funeral Canticle, например?

Добавлено в 20:22 / Предыдущее сообщение было написано в 20:17

Или в Funeral Canticle григорианский хорал?
Біджо вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.06.2014, 20:39   #3
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Re: John Tavener

Биджо, его первая жена была православной

Добавлено в 21:39 / Предыдущее сообщение было написано в 21:35

Залить Funeral Canticle на файлообменник?
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.06.2014, 20:43   #4
Слизень-мафиози
+/- Информация
Репутация: 1839
Re: John Tavener

Цитата:
Сообщение от лорд Патчог Посмотреть сообщение
Залить Funeral Canticle на файлообменник?
залей
Біджо вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.06.2014, 20:44   #5
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Re: John Tavener

И ты смотрел Древо Жизни? Там Funeral Canticle прекрасно использована Маликом

Добавлено в 21:44 / Предыдущее сообщение было написано в 21:44

Как приду домой, залью
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.06.2014, 20:47   #6
Слизень-мафиози
+/- Информация
Репутация: 1839
Re: John Tavener

Цитата:
Сообщение от лорд Патчог Посмотреть сообщение
И ты смотрел Древо Жизни? Там Funeral Canticle прекрасно использована Маликом
нет. стоит?
Біджо вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.06.2014, 20:50   #7
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Re: John Tavener

Скорее да
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 04.06.2014, 21:00   #8
Слизень-мафиози
+/- Информация
Репутация: 1839
Re: John Tavener

тогда не буду. нет разочарования сильнее, чем обосравшаяся претензия на значимость, "труд всей жизни" и т.д. лучше буду помнить Малика по Тонкой красной линии
Біджо вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 05.06.2014, 00:07   #9
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Re: John Tavener



John Tavener - 1999 - Eternity's Sunrise


И на всякий случай Funeral Canticle отдельно от альбома

Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
4 пользователя(ей) сказали спасибо:
argio (06.09.2018), fanfrnous (08.05.2017), Guragena (05.06.2014), Біджо (05.06.2014)
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Classical

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
John Cage / Джон Кейдж antimatter Classical 61 21.01.2014 12:22
Джон Віндем / John Wyndham narleysi Literature 5 15.12.2010 01:44
Джон Кинг/John King Никита Literature 29 14.03.2010 05:03
Джон Колеман/John Coleman Бруно Literature 5 29.03.2009 02:58
Джон Апдайк/John Updike Doerty Literature 3 29.01.2009 06:58

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 06:32. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine