Дебютная пластинка бельгийского трио, которая внезапно оказалась одним из лучших гитарных альбомов 2017 года. Brutus начинали карьеру как трибьют шведам Refused. С «Burst»бельгийцы отчасти повторили путь своих вдохновителей, которым в 1998 году удалось выпустить революционный и новаторский для панк-рока альбом “The Shape of Punk toCome”. Впрочем, не стоит думать, что Brutus — это просто рип-офф Refused, альбом «Burst» гораздо интереснее и самобытнее. Дебютник бельгийцев сделан на стыке жанров, здесь нашлось место и хардкору, и блэк-металу, и панку, и даже построку; как если бы Every Time i Die записали сплит с Japandroids. Это 40 минут невероятно интенсивной, надрывной музыки с чистым вокалом, который периодически срывается на крик. В плане текстов «Burst», как будто намеренно, очень просты, фантазии здесь особо негде разгугялться, однако у этого есть и плюсы — отрывистые надрывные фразы песен с пластинки сразу врезаются в память и вообще звучат, как молитва.
Brutus rage like a maelstrom. They are a meteor shower of sound. This trio from Leuven, Belgium create expansive, stratospheric punk not quite like any other band around.
With post-rock construction, black metal dynamics, hardcore energy, prog and math-rock flourishes and pure pop melodies all detectable on their debut album Burst, Brutus manage to straddle the significant divide between Slayer and Savages, The Smiths and Slowdive, Dillinger Escape Plan and Deus - and all with just three members expertly colluding to make a sound as monolithic as it is emotive.
The searing, soaring guitars of shoegaze are amped up to hardcore punk speed, drums gallop like wild horses over open larval planes and drumming singer Stefanie Mannaerts offers some of the most impassioned vocals heard in recent times, capable of shifting from deceptively melodic to out-right larynx-punishing in the blink of an eye.
Уморительное описание, но такой вот проект который слепил в один снежок все до удовольствия стыдные красоты со всех полей.
Nest вначале сильно понравился - наверное, потому, что я не ожидал такого напора и женского вокала в стиле готик-митол (ранее ничего из творчества группы не слышал), - но потом быстро надоел. То, что я принял за напор, исказилось в очень однообразную ритм-секцию, которая становится неинтересной при повторных прослушиваниях. Гитарка норм, не тухло. В целом, слушать можно, если барабаны по барабану.