![]() |
|
![]() |
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Folk/Country/Ethnic Список групп раздела | folk, country, traditional, ethnic, world music, etc. |
Метки: world fusion |
![]() |
Опции темы | Поиск в этой теме |
![]() |
#1 |
в спину нож
Репутация: 866
|
![]() ![]() Подраздел носит гордое название Folk/Country/Ethnic, в нем Фолка и Кантри достаточно много, а вот с этникой как-то не сложилось. Фольклор, как мы все знаем, лишен личности как таковой, а значит и формат компиляций этнику ничем не испортит. Предлагаю данную тему. Хорошо бы ее закрепить как важную (я это не могу сделать) и делиться в ней всякими вкусностями - от пения тибетских монахов до музыки хорватов. Для начала продолжаю путешествие по Африке. Музыка Гриотов. Музыка ГриотовГриоты –это музыканты Западной Африки. Их можно встретить в Мали, Сенегале, Гвинее и Гамбии, то есть там, где живёт группа народов мандинго. Слово «гриот» (griot) – французское, сами музыканты называют себя джали (jali).
Искусство гриотов передаётся из поколения в поколения, от отца – к сыну, впрочем, поскольку отец часто не может быть достаточно суров к своему чаду, то, как правило, дяди учат племянников. Обучение начинается в пятилетнем возрасте. Музыка никак не записывается, это устная традиция. Гриоты – это не просто профессиональные музыканты, гриоты принадлежат к особой касте: иными словами, у гриота – все родственники тоже гриоты. Существует шесть-семь крупных семейных кланов гриотов. Гриоты могут выступать поодиночке, парами, группами, и даже большими оркестрами. Часто мужчины только играют на музыкальных инструментах, а женщины поют. История гриотов уходит в глубокую древность и насчитывает более 700 лет. Сегодня искусство гриотов умирает, их социальная роль становится всё менее и менее значимой, но в прошлом гриоты занимали уникальное положение в обществе. Собственно, называть гриотов музыкантами – значит существенно упрощать и искажать дело. Гриоты – наследники придворных музыкантов эмиров, султанов и вождей племён Западной Африки. Гриоты занимались воспитанием наследника престола, сочиняли историю рода, выступали в качестве советников и экспертов в сложных политических ситуациях, выполняли функции дипломатов и посланников, излагали позиции сторон в судебных разбирательствах, собирали и передавали новости, участвовали в многочисленных праздничных церемониях и ритуалах, сочиняли гимны во славу своего хозяина и, наконец, выполняли – вообще говоря, не очень поощряемые в исламском обществе – функции заклинателей духов, джиннов и прочих неприятных оккультных сил. При необходимости они устанавливали контакт и с духами предков. Иными словами, гриоты имели отношение ко всему, что так или иначе было связано со словом, с речью. Гриоты хранили в памяти историю своего народа, историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана – кто кому приходится родственником, у кого с кем были какие конфликты или, наоборот, радости, с кем связаны те или иные сплетни или шутки и так далее до бесконечности. Эти истории собраны в песни и эпосы, сейчас насчитывается 111 таких песен. Длина некоторых из них – два дня. Многие гриоты помнят все песни своего народа. Если гриот жил в доме вождя, то вождь на веки вечные попадал в историю, ведь гриот не только сочинит песню во славу своего хозяина, но передаст все свои песни своим детям, и детям своего брата, и детям своей сестры, а те – следующему поколению, и так далее без конца. В 60-х в США вышла книга «Roots» («Корни»), которую написал некто Элекс Хэйли (Alex Haley). В своём документальном повествовании он рассказал о поездке в Западную Африку. Хэйли встретился с гриотами и те сумели восстановить историю его семьи, разлучённой аж в XVIII веке. Иными словами, книга гарантировала, что буквально каждый темнокожий американец может окунуться в бездонную память гриотов и найти своих родственников, то есть вернуться к корням. Сказать, что эта книга произвела впечатление, значит, ничего не сказать. Правда, довольно скоро выяснилось, что свою историю Элекс Хэйли большей частью просто придумал, однако в массовом сознании прочно засела мысль о том, что у потомков рабов, у которых нет ни рода ни племени, на самом-то деле есть и род, и племя. К слову сказать, слушаем мы записи с компакт-диска «Jali Kunda» - это название переводится как «Страна гриотов». Это книга с текстами и картинками и компакт-диск. В качестве продюсера выступил известный нью-йоркский человек Билл Ласуэлл (Bill Laswell), поэтому всё звучит плотно и звонко, хотя и записано на лоне природы в Сенегале. Практически каждую песню исполняет хор и оркестр. Самым главным традиционным музыкальным инструментом гриотов Сенегала является кора. Кора – это нечто среднее между лютней и арфой. Резонирующая дека – это огромная выдолбленная тыква, на неё натянута буйволиная кожа, прибитая к корпусу гвоздиками. Сквозь тыкву проходит толстая палка из твёрдого дерева – это своего рода гриф. К этой палке кожаными ремешками прикреплены два параллельных ряда струн – всего 21 струна. Раньше струны делались из шкуры антилопы, а теперь – из лески. Гриот сидит перед корой, похожей на большой шар, из которого вверх торчит длинная палка. Он перебирает струны большим и указательным пальцами обеих рук – для каждой руки свой ряд струн. Корпус инструмента одновременно используется и как бас-барабан. Играть на коре – довольно непростое занятие. Музыкант ведёт одновременно несколько мелодических линий, каждая из которых может иметь собственный ритм. Всё в целом представляет собой ткань из переплетающихся и вибрирующих звуков. Впечатление, разумеется, усиливается, когда играет несколько инструментов. ![]() ![]() кора Второй по важности музыкальный инструмент гриотов – это балафон. В Африке существует огромное количество самых разных балафонов. Балафон по европейски называется ксилофоном – это ряд круглых деревянных болванок, по которым музыкант колотит двумя палочками. Под болванками подвешены выдолбленные тыквы-резонаторы. В эти тыквы часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена – от этого звук становится нечистым и дребезжащим. Этот ход очень характерен для традиционной африканской музыки – к грифу лютни или к мембране барабана тоже прикрепляют металлические полоски, чтобы звук получался трескучим и шумным. И певцы вовсе не берут чистые ноты, а поют хрипло и шероховато, шепчут или визжат. ![]() балафон Самая популярная эпическая песня гриотов называется «Сундиата» («Sundiata»). Сундиата – это король огромного королевства Мали. Жил он в XIII веке и отличался, если верить эпосу, не только чудовищной силой – а был он сыном короля Магхана и буйволицы, превратившейся в женщину, - но и способностью к разного рода оккультным действиям. Сундиата, которому против воли его отца отказали в праве на престол, долго скитался в изгнании, а когда его родину захватили оккупанты, собрал войско и при помощи своего любимого гриота-мага победил колдуна-оккупанта и вернул себе престол. История длинная, интересная и поучительная. Так вот, особое положение гриотов народа мандинго и идёт со времён легендарного короля-героя Сундиаты. Империя Мали развалилась в конце XV века, когда в Западную Африку прибыли португальцы. Есть гриоты, ведущие оседлый образ жизни, и есть странствующие. Многие из них не в состоянии прокормить себя одной лишь музыкой, поэтому часть года занимаются сельским хозяйством или рыболовством, и лишь несколько месяцев в году – во время засухи - кочуют между деревнями в поисках повода попеть и поиграть. Сегодня практически не существует семей, которые могли бы позволить себе содержать собственного гриота. Гриоты – профессиональные сплетники, поэтому их шутки и язвительные комментарии, вставляемые во всем известные песни, часто бывают интересны деревенским жителям. Гриоты – непременные участники любых праздников, скажем, свадьбы или церемонии, во время которой новорожденный получает имя. Выглядит это так. Имя принято давать ребёнку, когда ему исполнится одна неделя от роду. В назначенный день, на восходе солнца собирается вся огромная семья, родственники съезжаются из самых отдалённых мест. Ребёнку в первый раз бреют голову – именно в этот момент и начинается его жизнь. Потом имам – духовный лидер деревни – читает отрывок из Корана и шепчет ребёнку в правое и левое ухо его имя. А объявить его родственникам должен именно гриот. Но гриот заявляет, что забыл имя, все присутствующие дарят музыканту деньги, к тому благополучно возвращается память, он объявляет имя младенца, после чего начинаются песни и танцы. Они идут весь день и всю ночь. И во время свадеб гриоты получают щедрые подарки. Поэтому свадьбы относятся к самым разорительным праздникам Западной Африки. Подарки гриотам – это не столько признание их высокого искусства, сколько дань традиции. Гриоты не относятся к уважаемым людям, быть гриотом – вовсе не почётно и не престижно, более того, гриоты – самая нижняя каста общества, на социальной лестнице они стоят гораздо ниже мастеровых – плотников, кузнецов, ювелиров, ткачей. Гриоты находятся на особом положении, отношение к ним вполне можно назвать амбивалентным – без гриотов не обходится ни одно сколь нибудь важное мероприятие, искусство гриотов вызывает восхищение, но одновременно гриоты – изгои, их часто считают лентяями, не желающими освоить какую-нибудь приличную профессию, и, кроме того, гриотов побаиваются. Деревенские жители уверены, что гриоты наделены оккультной силой, проще сказать – являются плохо замаскированными язычниками и колдунами. В некоторых местностях не принято хоронить умерших гриотов, тело просто засовывают в дупло баобаба. Сами гриоты отказываются говорить с посторонними о мистической и эзотерической стороне своего искусства. Африканские учёные горько отмечают, что исследователи из так называемого цивилизованного мира концентрируют своё внимание на формальных и структурных элементах музыки гриотов, на ритмических и тональных конструкциях, пытаясь применить к ним западноевропейские понятия лада, тона, метра. Увиденное в одной местности тут же обобщается на всю Африку. И совершенно игнорируется психологическая и духовная сторона этого феномена. У гриотов есть поговорка: «Не рассказывай белым людям всего, что знаешь, потому что они это обязательно запишут». [свернуть] ![]() Foday Musa Suso - 1996 - Jali Kunda: Griots of West Africa & Beyond В записи альбома принимали участие небезызвестные Foday Musa Suso, Mandingo, Pharaoh Sanders, Philip Glass Продюсером выступил Bill Laswell Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 09.12.2014 в 00:45. |
![]() |
![]() |
22 пользователя(ей) сказали спасибо: | Akril91 (21.05.2013), batcat (09.04.2013), bluess09 (06.05.2019), El Hefe (24.05.2014), Jelifona (28.05.2013), Ksellos (09.04.2013), Les (09.04.2013), Oxenthief (16.09.2014), phooey (10.04.2013), rickdog (26.06.2017), Sixty Seven (05.12.2014), spinoza (27.05.2013), Suppish Mode (09.12.2014), uliss (14.07.2023), valmakar (09.04.2013), Van der Crimso (24.06.2015), Vodkasatan (06.04.2015), Біджо (14.04.2013), митя (05.03.2018), МокрыйСухарь (28.05.2013), ЭйПи (14.07.2013), Эрис (09.04.2013) |
![]() |
#62 |
Криптоосциллограф
Репутация: 810
|
Re: Музыка народов мира
Есть раритетные альбомы. Многих на сд еще нет.
Добавлено в 21:56 / Предыдущее сообщение было написано в 21:43 Раритет, но у меня уже. John Mayer 1976 Dhammapada. Индийская музыка и прогрессивный джаз в одной упаковке, очень много ситарных корневых упражнений от Клема Альфорда. |
![]() |
![]() |
![]() |
#64 |
амеломан
Репутация: 294
|
Re: Музыка народов мира
... попри те, було вірне
http://www.kingmixers.com/Terp.html |
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | valmakar (04.12.2014) |
![]() |
#65 |
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Музыка народов мира
І про музику народів світу. На Артполі-2012 познайомилися з французом Адрієном. Ми тоді з друзями пробували грати цигансько-єврейсько-балканську музику, і вирішили на фестивалі під наметом заграти кілька пісень. Буквально після перших нот сербської (попсової) "Айде, Яно" прибігає чувак з акордеоном і блискучими очима: "Hey, guys, I know that song"! Ми зіграли кілька речей разом, пили домашній абсент (фрацуз дивувався, шо приїхав до України, і п'є французький напій), знайомилися, потім тусили разом. В результаті, потім ше кілька разів здибалися в Україні, грали разом, багато балакали (про музику) і знов грали. Цього року Адрієн мандрує від Угорщини, через Болгарію, Туреччину - далі на схід. І от, тільки шо він дзвонив мені на скайп з хати одного з дядьків у Каракалпакстані.
Людські шляхи дуже дивні і неймовірно цікаві. Особливо, якшо ти молодий, відкритий і маєш достатньо свободи. Блог Адрієна, присвячений цій мандрівці (надіюся, скоро і записи з Нукуса там теж будуть): http://accordeonistan.com/?lang=en |
![]() |
![]() |
![]() |
#67 |
амеломан
Репутация: 294
|
Re: Музыка народов мира
Сексизм у дії: на тамбурині могла грати тільки жінка, на лютні - чоловік. Картинка просто прекрасно промальована, я офігів. На фоні тих сотень табличок музикантів пізньої Вавилонії, які я сьогодні переглянув, це така, еее, по-сучасному непристойна, здається, лютніст навіть посміхається. Автор ні слова про цю картинку не написав, крім того, що вона з 4го періоду, а це десь 1900 до н.е.
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#70 |
в спину нож
Репутация: 866
|
Re: Музыка народов мира
Sixty Seven, прости, у меня вроде нормально проигрывало.
Парни залейте что-нибудь новое, обновим ссылку в шапке, эту заливку удалим. У меня ничего путного на винте нет кстати, Горохов вчера крутое видео, я крайне влюблен в индустриальным вид этой калимбы |
![]() |
![]() |
![]() |
#76 | |
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Музыка народов мира
Цитата:
І чи взагалі тоді була розвинена нерелігійна музика? |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#77 |
амеломан
Репутация: 294
|
Re: Музыка народов мира
valmakar, є мозаїка з Уру, де видно сцени з банкету, а це означає, що світська музика була. Зустрічав ще такі терміни як naru, це звичайні музиканти, професіонали, але до них ставились як у нас до скоморохів, і kalu, нащадки давніх музичних родів, які виконували сакральні гімни, грали на поминках, виголошували від імені звинувачених на судах пісні-моління (цікавий факт, це вже точно)
Добавлено в 12:49 / Предыдущее сообщение было написано в 12:45 Про цю конкретну табличку - важко сказати, даних більше нема. Схожих не зустрічав. |
![]() |
![]() |
![]() |
#79 |
амеломан
Репутация: 294
|
Re: Музыка народов мира
Я звичайно збирався, на фоні цього всього, і до цього долізти. Планую прочитати Sex and Eroticism in Mesopotamian Literature і ще одну про Інанну, богиню плотських втіх. От прочитаю, і перекажу, чи то такі в них банкети, чи просто музика бадьора така була
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#80 |
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Музыка народов мира
Круто-круто. Сьогодні от задумувався над тим, як розвивалося розшарування , в тому числі - гендерне з розвитком цивілізацій. А наштовхнула на це крім картинки ше й звістка недавня, шо одну з моїх сестер вкрав хлопець, із яким вони були незнайомі (дружина одного з дядьків наводку дала) - і вона погодилась на весілля. А старша її сестра образилася, шо вкрали не її
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#81 |
амеломан
Репутация: 294
|
Re: Музыка народов мира
Є така квір теорія, яка каже, що певною мірою, гендер - це соціальна данність, а не генетична. У цій роботі розбираються три відомі месопотамські міфи через призму такої гендерної теорії.
http://www.asor.org/pubs/books-monographs/walls.pdf Це якщо я правильно зрозумів, що тебе цікавить )) |
![]() |
![]() |
![]() |
#83 |
vinyl 7"
Репутация: 507
|
Re: Музыка народов мира
|
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Sixty Seven (09.12.2014) |
![]() |
#86 |
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Музыка народов мира
![]() http://vk.com/wall-63546585_937 - послухайте. Іранський тар, сантур ![]() На тарі грає Алі Каземі, який живе в Києві, закінчив кісі (архітектура). Я про нього згадував у темі про тих, кого ми читаємо) |
![]() |
![]() |
![]() |
#88 |
Слизень-мафиози
Репутация: 1850
|
Re: Музыка народов мира
Очень, очень крутая запись греческой народной музыки из округа Эпир https://vk.com/e_music_folk?w=wall-26462130_27453
![]() Вступление на кларнете (наверное, какой-то специфический народный инструмент, но звучание похоже на кларинет) больше бы подошло репертуару какого-нибудь авангардиста из 50-х |
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | valmakar (27.03.2015) |
![]() |
#90 | |
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Музыка народов мира
Не округ, а область, скоріше. Чи регіон. Епір населяють в основному греки, албанці і трохи циган. Причому, Епір розділений кордоном на албанський і грецький, але етнічна мішанина там є по обидва боки. І в результаті виник свій музичний стиль, який має два корені. По-перше, це албанський сільський багатоголосний спів:
Епірські греки мають практично той самий стиль багатоголосся, але воно менш відоме. Я думаю, головною причиною є міграція сільського населення в міста у ХХ сторіччі (яка оминуло Албанію), і спричинене цим загальне послаблення сілської культури. З іншого боку, в містах менше співають хором, зате поширеніші музичні інструменти. Для півночі Греції характерний майже стандартний (пост-)османський набір: кларнет, акордеон, скрипка (чи ліра), лютня (причому, в турків це безладовий уд, а в греків - ляуто, той же уд, але з довшим грифом, ладами і металевими струнами) і опціонально - барабан/бубон. На цих інструментах грається практично один-в-один та сама албансько-грецька музика: протяжна, повільна багатоголоса, з переходом між безритмовою імпровізацією і ритмічними піснями/танцями. Ну, і порекомендую цих емігрантів до штатів: https://music.yandex.ru/album/1401417 Там 9та композиція Конді-Кондула, яку я можу слухати годинами по кругу. З неї й почалося моє зацікавлення іпіротікою (грецька назва) ![]() Цитата:
П.С. щодо того, шо вступ ідійшов би більше авангардистам - це просто перше враження. Там уся така музика космічна. Добавлено в 14:02 / Предыдущее сообщение было написано в 13:31 Да, є такий Ілья Сайтанов, він же блогер Слон. Грає музику, цікавиться енциклопедично балканським регіоном, багато про це пише. От цікава лекція з практичними завданнями: http://rslon.livejournal.com/171723.html |
|
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Біджо (27.03.2015) |
![]() |
Опции темы | Поиск в этой теме |
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
ШТЫК В ЗЕМЛЮ! Русско-украинский панк-хардкор сборник во имя мира. | псово лаяние | In General | 4 | 19.06.2023 15:19 |
весна народов | Bort | Punk Rock | 5 | 09.11.2014 17:24 |
Чемпионат мира по футболу 2014 | Kraft Holland | Sports | 1102 | 16.07.2014 08:00 |
31.01 Алексей Клепиков в "Филине" на м. Дружбы народов, Киев | Shapochka | Events Archive | 0 | 29.01.2009 16:34 |
25.01 20.00 акустическая музыка от "Простонеба" в "Филине" (м. Дружбы Народов | Shapochka | Events Archive | 0 | 19.01.2009 15:12 |
|
|
![]() |
Текущее время: 23:35. Часовой пояс GMT +3.
|
|||
![]() |
![]() |