www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Folk/Country/Ethnic

Folk/Country/Ethnic Список групп раздела | folk, country, traditional, ethnic, world music, etc.

Метки: world fusion
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 09.04.2013, 14:59   #1
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Интернациональная группа Музыка народов мира


Подраздел носит гордое название Folk/Country/Ethnic, в нем Фолка и Кантри достаточно много, а вот с этникой как-то не сложилось. Фольклор, как мы все знаем, лишен личности как таковой, а значит и формат компиляций этнику ничем не испортит. Предлагаю данную тему. Хорошо бы ее закрепить как важную (я это не могу сделать) и делиться в ней всякими вкусностями - от пения тибетских монахов до музыки хорватов.


Для начала продолжаю путешествие по Африке. Музыка Гриотов.

Музыка Гриотов

Гриоты –это музыканты Западной Африки. Их можно встретить в Мали, Сенегале, Гвинее и Гамбии, то есть там, где живёт группа народов мандинго. Слово «гриот» (griot) – французское, сами музыканты называют себя джали (jali).

Искусство гриотов передаётся из поколения в поколения, от отца – к сыну, впрочем, поскольку отец часто не может быть достаточно суров к своему чаду, то, как правило, дяди учат племянников. Обучение начинается в пятилетнем возрасте. Музыка никак не записывается, это устная традиция.

Гриоты – это не просто профессиональные музыканты, гриоты принадлежат к особой касте: иными словами, у гриота – все родственники тоже гриоты. Существует шесть-семь крупных семейных кланов гриотов.
Гриоты могут выступать поодиночке, парами, группами, и даже большими оркестрами. Часто мужчины только играют на музыкальных инструментах, а женщины поют.

История гриотов уходит в глубокую древность и насчитывает более 700 лет. Сегодня искусство гриотов умирает, их социальная роль становится всё менее и менее значимой, но в прошлом гриоты занимали уникальное положение в обществе.

Собственно, называть гриотов музыкантами – значит существенно упрощать и искажать дело. Гриоты – наследники придворных музыкантов эмиров, султанов и вождей племён Западной Африки. Гриоты занимались воспитанием наследника престола, сочиняли историю рода, выступали в качестве советников и экспертов в сложных политических ситуациях, выполняли функции дипломатов и посланников, излагали позиции сторон в судебных разбирательствах, собирали и передавали новости, участвовали в многочисленных праздничных церемониях и ритуалах, сочиняли гимны во славу своего хозяина и, наконец, выполняли – вообще говоря, не очень поощряемые в исламском обществе – функции заклинателей духов, джиннов и прочих неприятных оккультных сил. При необходимости они устанавливали контакт и с духами предков.

Иными словами, гриоты имели отношение ко всему, что так или иначе было связано со словом, с речью. Гриоты хранили в памяти историю своего народа, историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана – кто кому приходится родственником, у кого с кем были какие конфликты или, наоборот, радости, с кем связаны те или иные сплетни или шутки и так далее до бесконечности. Эти истории собраны в песни и эпосы, сейчас насчитывается 111 таких песен. Длина некоторых из них – два дня. Многие гриоты помнят все песни своего народа.

Если гриот жил в доме вождя, то вождь на веки вечные попадал в историю, ведь гриот не только сочинит песню во славу своего хозяина, но передаст все свои песни своим детям, и детям своего брата, и детям своей сестры, а те – следующему поколению, и так далее без конца.

В 60-х в США вышла книга «Roots» («Корни»), которую написал некто Элекс Хэйли (Alex Haley). В своём документальном повествовании он рассказал о поездке в Западную Африку. Хэйли встретился с гриотами и те сумели восстановить историю его семьи, разлучённой аж в XVIII веке. Иными словами, книга гарантировала, что буквально каждый темнокожий американец может окунуться в бездонную память гриотов и найти своих родственников, то есть вернуться к корням. Сказать, что эта книга произвела впечатление, значит, ничего не сказать. Правда, довольно скоро выяснилось, что свою историю Элекс Хэйли большей частью просто придумал, однако в массовом сознании прочно засела мысль о том, что у потомков рабов, у которых нет ни рода ни племени, на самом-то деле есть и род, и племя.

К слову сказать, слушаем мы записи с компакт-диска «Jali Kunda» - это название переводится как «Страна гриотов». Это книга с текстами и картинками и компакт-диск. В качестве продюсера выступил известный нью-йоркский человек Билл Ласуэлл (Bill Laswell), поэтому всё звучит плотно и звонко, хотя и записано на лоне природы в Сенегале. Практически каждую песню исполняет хор и оркестр.

Самым главным традиционным музыкальным инструментом гриотов Сенегала является кора. Кора – это нечто среднее между лютней и арфой. Резонирующая дека – это огромная выдолбленная тыква, на неё натянута буйволиная кожа, прибитая к корпусу гвоздиками. Сквозь тыкву проходит толстая палка из твёрдого дерева – это своего рода гриф. К этой палке кожаными ремешками прикреплены два параллельных ряда струн – всего 21 струна. Раньше струны делались из шкуры антилопы, а теперь – из лески. Гриот сидит перед корой, похожей на большой шар, из которого вверх торчит длинная палка. Он перебирает струны большим и указательным пальцами обеих рук – для каждой руки свой ряд струн. Корпус инструмента одновременно используется и как бас-барабан.

Играть на коре – довольно непростое занятие. Музыкант ведёт одновременно несколько мелодических линий, каждая из которых может иметь собственный ритм. Всё в целом представляет собой ткань из переплетающихся и вибрирующих звуков. Впечатление, разумеется, усиливается, когда играет несколько инструментов.


кора

Второй по важности музыкальный инструмент гриотов – это балафон. В Африке существует огромное количество самых разных балафонов. Балафон по европейски называется ксилофоном – это ряд круглых деревянных болванок, по которым музыкант колотит двумя палочками. Под болванками подвешены выдолбленные тыквы-резонаторы. В эти тыквы часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена – от этого звук становится нечистым и дребезжащим. Этот ход очень характерен для традиционной африканской музыки – к грифу лютни или к мембране барабана тоже прикрепляют металлические полоски, чтобы звук получался трескучим и шумным. И певцы вовсе не берут чистые ноты, а поют хрипло и шероховато, шепчут или визжат.


балафон

Самая популярная эпическая песня гриотов называется «Сундиата» («Sundiata»). Сундиата – это король огромного королевства Мали. Жил он в XIII веке и отличался, если верить эпосу, не только чудовищной силой – а был он сыном короля Магхана и буйволицы, превратившейся в женщину, - но и способностью к разного рода оккультным действиям. Сундиата, которому против воли его отца отказали в праве на престол, долго скитался в изгнании, а когда его родину захватили оккупанты, собрал войско и при помощи своего любимого гриота-мага победил колдуна-оккупанта и вернул себе престол.

История длинная, интересная и поучительная.

Так вот, особое положение гриотов народа мандинго и идёт со времён легендарного короля-героя Сундиаты. Империя Мали развалилась в конце XV века, когда в Западную Африку прибыли португальцы.

Есть гриоты, ведущие оседлый образ жизни, и есть странствующие. Многие из них не в состоянии прокормить себя одной лишь музыкой, поэтому часть года занимаются сельским хозяйством или рыболовством, и лишь несколько месяцев в году – во время засухи - кочуют между деревнями в поисках повода попеть и поиграть. Сегодня практически не существует семей, которые могли бы позволить себе содержать собственного гриота.
Гриоты – профессиональные сплетники, поэтому их шутки и язвительные комментарии, вставляемые во всем известные песни, часто бывают интересны деревенским жителям. Гриоты – непременные участники любых праздников, скажем, свадьбы или церемонии, во время которой новорожденный получает имя. Выглядит это так.
Имя принято давать ребёнку, когда ему исполнится одна неделя от роду. В назначенный день, на восходе солнца собирается вся огромная семья, родственники съезжаются из самых отдалённых мест. Ребёнку в первый раз бреют голову – именно в этот момент и начинается его жизнь. Потом имам – духовный лидер деревни – читает отрывок из Корана и шепчет ребёнку в правое и левое ухо его имя. А объявить его родственникам должен именно гриот. Но гриот заявляет, что забыл имя, все присутствующие дарят музыканту деньги, к тому благополучно возвращается память, он объявляет имя младенца, после чего начинаются песни и танцы. Они идут весь день и всю ночь.

И во время свадеб гриоты получают щедрые подарки. Поэтому свадьбы относятся к самым разорительным праздникам Западной Африки.

Подарки гриотам – это не столько признание их высокого искусства, сколько дань традиции. Гриоты не относятся к уважаемым людям, быть гриотом – вовсе не почётно и не престижно, более того, гриоты – самая нижняя каста общества, на социальной лестнице они стоят гораздо ниже мастеровых – плотников, кузнецов, ювелиров, ткачей.

Гриоты находятся на особом положении, отношение к ним вполне можно назвать амбивалентным – без гриотов не обходится ни одно сколь нибудь важное мероприятие, искусство гриотов вызывает восхищение, но одновременно гриоты – изгои, их часто считают лентяями, не желающими освоить какую-нибудь приличную профессию, и, кроме того, гриотов побаиваются. Деревенские жители уверены, что гриоты наделены оккультной силой, проще сказать – являются плохо замаскированными язычниками и колдунами. В некоторых местностях не принято хоронить умерших гриотов, тело просто засовывают в дупло баобаба.

Сами гриоты отказываются говорить с посторонними о мистической и эзотерической стороне своего искусства.
Африканские учёные горько отмечают, что исследователи из так называемого цивилизованного мира концентрируют своё внимание на формальных и структурных элементах музыки гриотов, на ритмических и тональных конструкциях, пытаясь применить к ним западноевропейские понятия лада, тона, метра. Увиденное в одной местности тут же обобщается на всю Африку. И совершенно игнорируется психологическая и духовная сторона этого феномена.

У гриотов есть поговорка: «Не рассказывай белым людям всего, что знаешь, потому что они это обязательно запишут».
[свернуть]




Foday Musa Suso - 1996 - Jali Kunda: Griots of West Africa & Beyond

скрытый контент Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

В записи альбома принимали участие небезызвестные Foday Musa Suso, Mandingo, Pharaoh Sanders, Philip Glass
Продюсером выступил Bill Laswell

Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 09.12.2014 в 00:45.
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
22 пользователя(ей) сказали спасибо:
Akril91 (21.05.2013), batcat (09.04.2013), bluess09 (06.05.2019), El Hefe (24.05.2014), Jelifona (28.05.2013), Ksellos (09.04.2013), Les (09.04.2013), Oxenthief (16.09.2014), phooey (10.04.2013), rickdog (26.06.2017), Sixty Seven (05.12.2014), spinoza (27.05.2013), Suppish Mode (09.12.2014), uliss (14.07.2023), valmakar (09.04.2013), Van der Crimso (24.06.2015), Vodkasatan (06.04.2015), Біджо (14.04.2013), митя (05.03.2018), МокрыйСухарь (28.05.2013), ЭйПи (14.07.2013), Эрис (09.04.2013)
Непрочитано 27.03.2022, 11:16   #121
mp3 56 kbps
+/- Информация
Репутация: 0
Re: Музыка народов мира

Дякую за трек
tamuk вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 14.07.2023, 20:41   #122
брожѣнiе умовъ
+/- Информация
Репутация: 496
Re: Музыка народов мира

uliss вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Other > Folk/Country/Ethnic

« Tenhi | Hexvessel »
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
ШТЫК В ЗЕМЛЮ! Русско-украинский панк-хардкор сборник во имя мира. псово лаяние In General 4 19.06.2023 15:19
весна народов Bort Punk Rock 5 09.11.2014 17:24
Чемпионат мира по футболу 2014 Kraft Holland Sports 1102 16.07.2014 08:00
31.01 Алексей Клепиков в "Филине" на м. Дружбы народов, Киев Shapochka Events Archive 0 29.01.2009 16:34
25.01 20.00 акустическая музыка от "Простонеба" в "Филине" (м. Дружбы Народов Shapochka Events Archive 0 19.01.2009 15:12

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 19:36. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine