Форум www.neformat.com.ua

Форум www.neformat.com.ua (https://forum.neformat.com.ua/)
-   Jazz/Blues (https://forum.neformat.com.ua/jazz-blues/)
-   -   Art Tatum (https://forum.neformat.com.ua/jazz-blues/23006-art-tatum.html)

wanchope 08.04.2009 14:40

Art Tatum
 
Фортепианный джаз, как мы знаем, в некоторых отношениях отличается от джаза, исполняемого на духовых инструментах. Одно из существенных преимуществ фортепиано — возможность воспроизводить несколько звуков одновременно. Из-за того, что пианисты могут использовать игру аккордами, у них всегда был больший интерес к гармонии, чем у исполнителей на других инструментах. И неудивительно, что в становлении основ новой музыки важная роль принадлежит пианисту, который сам не был бопером. Арт Тейтум (Art Tatum) уже за несколько лет до эры бопа экспериментировал с гармониями, которые позднее боперы внедрили в джаз. Его влияние на Колемана Хокинса, Чарли Паркера и вообще всех исполнителей джаза позволяет утверждать, что Art Tatum заставил музыкантов бопа внимательно изучать возможности гармонии.К сожалению, сведения о жизни Art Tatum, особенно о раннем ее периоде, крайне скудны, а те, которыми мы располагаем, весьма противоречивы. Он родился в 1910 году в Толидо (штат Огайо) в семье механика. У Art Tatum была врожденная катаракта на обоих глазах. Как сообщает Рекс Стюарт, серия операций несколько восстановила зрение одного глаза. Он мог различать цвета, контуры предметов. Он прилагал много усилий, чтобы не казаться слепым, но фактически был им.

Существуют разные версии о том, как Арт Тэйтум начал играть на фортепиано. Стюарт утверждает, что уже в три года он подбирал по слуху религиозные гимны. В любом случае он освоил фортепиано очень рано, потому что уже подростком он играл на вечеринках и, возможно, в маленьких кафе. В то время Арт Тэйтум обладал ослепительной техникой, которая позднее поражала музыкантов. Несомненно, он обрел известность сначала в местных кругах, а потом и в мире джаза. С семнадцати лет он был штатным пианистом на радиостанции в Толидо. По местному радио регулярно передавали его пятнадцатиминутные выступления, которые стали так популярны, что позднее транслировались и по национальной радиосети. Он аккомпанировал Аделаиде Холл, знаменитой в то время певице кабаре (сегодня ее знают главным образом по исполне-нию вокальной партии без слов в пьесе Дюка Эллингтона «Creole Love Call»).

В конце 20-х годов Art Tatum штурмом взял джазовый Нью-Йорк. Знакомые Арта Тэйтума получали большое удовольствие, когда шли с ним в кабаре или ночной клуб и приглашали его поиграть с ничего не подозревавшими местными музыкантами. Пианистов он повергал в благоговейный ужас. Многие просто отказывались играть при появлении Тэйтума. Рассказывают, что музыканты нервничали в его присутствии, начинали путаться в элементарных вещах. О почитании, которым он был окружен, свидетельствует случай, связанный с Фэтсом Уоллером. Рассказывают, что Уоллер, выступая в одном из клубов, неожиданно увидел Art Tatum; Уоллер встал из-за рояля и объявил: «Как же я могу играть, когда сам господь бог сегодня сидит среди нас!»

В течение следующих десяти лет Тэйтум постепенно завоевал признание публики. Он очень неохотно играл в оркестрах, выступал главным образом с сольными программами. Первые его пластинки вышли в 1933 году, но записывался он в 30-х годах удивительно редко. Он всегда был желанным гостем джазовых клубов в любом уголке Соединенных Штатов и в Лондоне, где он некоторое время гастролировал. Его выступления, наряду с выступлениями Блли Холидей и Колемана Хокинса - самые яркие страницы джазовой истории 52-й улицы. И хотя Тэйтум не нажил себе состояния, ему никогда не приходилось заботиться о деньгах. В 1943 году он организовал трио с контрабасистом Слэмом Стюартом и гитаристом Тини Граймсом (позже вместо Граймса стал выступать Эверетт Барксдейл). Граймс и Стюарт имели большой опыт участия в шоу и были ведущими инструменталистами того времени. Музыкальная слаженность этого коллектива столь импонировала публике, что уже в 40-х годах стало очевидно, что Тэйтум станет крупнейшей звездой джаза. Но этого так и не произошло. С утверждением на джазовой сцене бопа он отошел на некоторое время в тень.

В начале 50-х годов он снова появился на джазовом небосклоне. Между декабрем 1953 и январем 1955 года по заказу Нормана Гранца тэйтум записал свыше ста сольных номеров, которые вышли затем на одиннадцати долгоиграющих пластинках. Шум вокруг этих записей стал еще больше, когда Андре Одер выступил по этому поводу в обозрении, опубликованном в журнале «Даун бит». Критик утверждал, что Арт Тэйтум лишь украшает песенную мелодию с помощью арпеджио и всякого рода пассажей, что эти орнаменты не только не представляют ценности для музыки, но и разрушают ее ритмическую структуру. Ряд музыкантов выступил с протестами. Одним из важнейших их аргументов было то, что Тэйтум демонстрировал свою лучшую форму лишь в предутренние часы в ночных клубах.

Ночные клубы, где он играл, были важной частью джазовой сцены 30—40-х годов. Они появились после отмены сухого закона, когда новые правила обязывали закрывать клубы и бары в большинстве городов к определенному часу, обычно в два и три часа ночи. Ночные клубы (after-hours clubs) процветали, особенно в Гарлеме, где их было несколько десятков.Тэйтум почти всегда заканчивал свой день в одном из таких клубов, где, по всеобщему мнению, он играл божественно. К счастью, мы можем проверить это утверждение. Существует запись, сделанная Джерри Ньюменом, тем самым любителем, который оставил нам также записи выступлений Гиллеспи и других боперов в клубе Минтона. На этой пленке мы можем услышать игру Art Tatum в разных гарлемских барах и клубах. Судя по этим записям, можно с уверенностью утверждать, что игра Тэйтума в ранние часы мало чем отличается от его исполнения в студиях грамзаписи. Очевидно, сама атмосфера ночных клубов заставляла публику воспринимать музыку более ярко.Однако к тому времени, когда была выпущена серия пластинок, заказанная Гранцем, Art Tatum уже был серьезно болен. Он умер в ноябре 1956 года.

Арт Тэйтум был глубоко скрытным человеком. Даже самые близкие люди говорили, что мало знают его. Он редко критиковал других, был трудолюбив, уступчив, глубоко предан музыке, его любили и уважали коллеги. Он обладал удивительной работоспособностью: мог с небольшими перерывами играть два дня подряд. Трудно поверить, но даже в 50-х годах он регулярно играл гаммы и упражнения, чтобы поддерживать в рабочем состоянии свою феноменальную технику. Иными словами, для Тэйтума не было различия между музыкой и жизнью — для него они составляли единое целое.

Когда Арт начинал свою карьеру, он, естественно, не мог обойти стороной манеру страйд. Он сам признавал: «Фэтс — вот мой учитель. И вряд ли есть лучший образец, чем его игра». Страйд явно наложил отпечаток на его ранние записи. В частности, он прослеживается в четырех сольных пьесах, записанных в 1953 году. Так, как Art Tatum сыграл начало пьесы «Tea for Two» (за исключением быстрой смены тональностей в двенадцатом такте), мог сыграть и Уоллер. Остальная часть пьесы выдержана целиком в самобытной манере Тэйтума. Он уже использует арпеджио и другие пассажи, стремительно перекатывающиеся вверх и вниз по клавиатуре и ставшие потом отличительной чертой его стиля. Встречаются, правда, и угловатые фразы, неожиданно прерываемые на полпути совершенно другой, встречной фигурой. Эти «рваные» фигуры не столь фрагментарны, как у Эрла Хэйнса. Там, где Хэйнс прерывал фразу новой фигурой, а затем, не закончив ее, начинал третью, Тэйтум обычно давал новой фигуре развиться до конца. Это существенно отличает его стиль от стиля Хэйнса, влияния которого Арт не мог избежать в юности.

Пианизм Тэйтума развивался в одном направлении — от страйда к собственному стилю — иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности. Последнее новшество особенно заинтересовало боперов. Со временем он в своей игре все чаще и чаще внезапно переносил мелодическую линию в другую тональность, иногда лишь на полтона отличавшуюся от начальной. Иногда он менял тональность даже в пределах одного такта.

Смена тональности — это яркий прием. Теоретически он призван подчеркнуть новый музыкальный период. Но частые короткие модуляции Тэйтума служат иной цели. Они усиливают колорит музыки, удивляют, заставляют на какой-то момент вспыхивать ярким блеском фрагмент музыкальной ткани. Кроме того, ему нравилось подменять стандартные аккорды, к которым привыкли исполнители на духовых инструментах, аккордами новыми, непривычными. (Следует отметить, что во многих произведениях аккорды, традиционно используемые музыкантами, могут отличаться от тех, что обозначены в нотах.) Порой он исполнял целую серию аккордов, полностью отличавшихся от первоначальной гармонической структуры композиции, но логически связанных друг с другом и в определенный момент возвращавших его к основной мелодии.

В целом Арт Тэйтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе, как это было принято в джазовой практике. Он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии. Его способность обрамлять мелодию последовательностями нестандартных аккордов без искажения мелодической линии изумляла его коллег. К 1933 году, когда Тэйтум сделал свои первые записи, он был непревзойденным мастером джазовой гармонии.

Но совершенное владение гармонией — это лишь часть его возможностей. Он обладал фантастической техникой, повергавшей всех в изумление. Он мог исполнять пассажи двойных тонов и сложные арпеджио в темпах, доселе неведомых в джазе, и делал это легко, эле-гантно, без малейшего напряжения. Среди его первых записей есть пьеса «Tiger Rag», которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Тэйтум практически не допускает отклонений от него. В 1949 году на концерте он сыграл композицию «I Know That You Know» в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту — это означает, что в некоторые моменты играл до тысячи тонов в минуту! И это не было для Тэйтума упражнением в скорости: налицо были представлены все характерные черты его стиля. Просто он играл быстрее других джазовых пианистов.

Исполнительская манера Арта не слишком подходила для оркестровой игры. И действительно, он большую часть жизни проработал как сольный исполнитель или выступал в сопровождении простой ритм-группы. Но при желании он мог быть и прекрасным оркестровым пианистом. Пример — вышеупомянутый «Tiger Rag». Благодаря учебе у мастеров страйда, Тэйтум безупречно владел левой рукой. Он мало записывался с оркестрами, тем не менее среди этой небольшой серии есть две прекрасные записи, сделанные в период свинга вместе с Джо Томасом и Джо Тернером. Одна из них —«Stompin’ at the Savoy», где Арт Тэйтум играет вместе с такими выдающимися мастерами джаза, как Коулмен Хокинс и Кути Уильямсе.

Критику чрезвычайно сложно судить об игре ритм-группы: по достоинству оценить ее поддержку могут лишь музыканты-солисты. Я глубоко убежден, что в этих записях яркое звучание соло стало воз-можным благодаря мощному свингу ритм-группы, который идет от Арта Тэйтума.

Однако, несмотря на умение Тэйтума свинговать, в его адрес можно было услышать упреки в большем пристрастии к сложным пассажам и арпеджио, нежели к свингу. В какой-то мере эти упреки обоснованны, если учесть, что в последний период своего творчества он иногда довольно значительно отклонялся от метра. В какой степени свободные пассажи выбивают слушателя из колеи? Это зависит от его подготовки, способности держать в памяти граунд-бит, воспринимать ломаные пассажи и остановки как перекрестный ритм. Во всяком случае, как бы ни упрекали Арта Тэйтума критики, пианисты всегда выступали в его защиту. В этом смысле интересны высказывания о нем, подобранные в передаче французского радио. Начиная с Бейси и кончая МакКой Тайнером, все они называли Арта Тэйтума восьмым чудом света. Хейзел Скотт, популярная певица и пианистка 40-х гг., рассказывала следующее: «Однажды вечером Арти Шоу, Владимир Горовиц и я направились в кафе „Сесайети Даун-таун», в котором играл Арт Тэйтум. Горовиц был поражен. После „Tiger Rag» он сказал: „Это немыслимо. Я не верю своим ушам и глазам!» Через пару дней Горовиц привел послушать Тэйтума своего тестя, великого дирижера Артуро Тосканини. Тосканини был также изумлен».

Их потряс фейерверк пассажей. Тэйтум не давал слушателям ни секунды отдыха: стоит лишь прозвучать чарующе яркой находке, как ее тут же сменяет новый трюк. Слово «трюк» здесь вполне уместно. Art Tatum — это непревзойденный маг и чародей джазового фортепиано.

Пианист, перехвативший у Тэйтума эстафету в развитии джаза, во многих отношениях представляет собой полную противоположность. Это Телониус Монк. Если Тэйтум обладал феноменальной техникой, то Монк крайне редко демонстрирует ее. Исполнительская манера Тэйтума щедра и раскованна, а Монка — экономна и суха. Тэйтума любил бешеные скорости, Монк часто играл в самых медленных темпах. Однако, несмотря на отмеченные различия, очевидно и непреложно то, что именно Тэйтума оказал значительное влияние на Телониуса, а через него — и на весь современный джаз.

Скачать
1954 - Tatum, Carter, Bellson(CBR 320 kbps)
http://s52.radikal.ru/i138/1203/62/a835e74087a2.jpg
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

info

Recorded Los Angeles, CA, June 25, 1954

Benny Carter – alto sax
Art Tatum - piano
Louis Bellson - drums

Tracklist
1. My Blue Heaven
2. Blues In B Flat
3. (I'm Left With The) Blues In My Heart
4. Street Of Dreams
5. Idaho
6. Old Fashioned Love
7. 'S Wonderful
8. Hands Across The Table
Size 82.36 Mb
[свернуть]

Art Tatum - 1996 - 20th Century Piano Genius (320 kbps)
http://i205.photobucket.com/albums/b...4929EB5215.jpg
CD1 part 1 на mediafire // CD1 part 2 на mediafire и CD2 part 1 на mediafire // CD2 part 2 на mediafire
Сканы на mediafire

————————————————————————————————————————————————————————


Человек, которого сам Фэтс Уоллер называл богом и скоторым отказывалось играть большинство современников, боясь "сесть в лужу". Обладал великолепной техникой игры и способостями импровизатора, внёс значительный вклад в зарождение бибопа, но главное то, что он играл джаз разнообразно и безумно красиво, и делал это, как никто другой, ни тогда, ни сейчас.

Эрис 09.04.2009 06:54

Re: Art Tatum
 
Art Tatum Meets Ben Webster
совершенно потрясающий альбом, хотелось бы так много написать о нем, но просто нет слов :in_love::in_love:
тот, кто не послушает - потеряет полжизни.

Raven 14.04.2009 15:41

Re: Art Tatum
 
крутейший пианист! снова меня опередили)
слушая его Complete Capitol Recordings, Blue Note, 1997 мне кажется, что он - это своеобразное перевоплощение Шопена, учитывая его сложную и сверхмелодичную музыку. Играет очень легко и непринуждённо. Действительно, по технике я не слышал никого круче, ну или забыл). Но за техникой не теряется его джаз и свинг :pray:

Эрис 14.04.2009 15:47

Re: Art Tatum
 
ага, техника обалденная просто

wanchope 14.04.2009 16:25

Re: Art Tatum
 
Цитата:

Сообщение от Raven (Сообщение 765178)
мне кажется, что он - это своеобразное перевоплощение Шопена

Вот абсолютно аналогичную мысль хотел написать, но не решился, так как, признаюсь, твоей реакции побаивался)))

Raven 14.04.2009 16:33

Re: Art Tatum
 
тю, неужели я кажусь таким снобом?)

wanchope 14.04.2009 16:40

Re: Art Tatum
 
Та не, просто при тебе рассуждать о Шопене как-то не решился))

Raven 14.04.2009 16:40

Re: Art Tatum
 
та ладно, я пока ещё не на столько высокомерный))
рассуждай! :scream:

wanchope 14.04.2009 16:45

Re: Art Tatum
 
:stupid: Ну вот напомнила мне его манера, с одной стороны очень мелодичная, красивая и простая для восприятия, а с другой - весьма ветиеватая и технически сложная, со всеми этими замысловатыми пассажами, именно этакого чернокожего Шопена начала первой половины 20-го века :dontknow:

Raven 14.04.2009 16:47

Re: Art Tatum
 
Цитата:

Сообщение от wanchope (Сообщение 765239)
:stupid: Ну вот напомнила мне его манера, с одной стороны очень мелодичная, красивая и простая для восприятия, а с другой - весьма ветиеватая и технически сложная, со всеми этими замысловатыми пассажами, именно этакого чернокожего Шопена начала первой половины 20-го века :dontknow:

:clever:
да) полностью согласен

Эрис 25.07.2009 20:15

Re: Art Tatum
 
1954 - Tatum, Carter, Bellson(CBR 320 kbps)
http://i003.radikal.ru/0907/a5/55ba73d9a332.jpg
Нажмите на кнопку "Спасибо", чтобы увидеть ссылку (нужна регистрация)
Возможно, потребуется перезагрузка страницы.

info

Recorded Los Angeles, CA, June 25, 1954

Benny Carter – alto sax
Art Tatum - piano
Louis Bellson - drums

Tracklist
1. My Blue Heaven
2. Blues In B Flat
3. (I'm Left With The) Blues In My Heart
4. Street Of Dreams
5. Idaho
6. Old Fashioned Love
7. 'S Wonderful
8. Hands Across The Table
Size 82.36 Mb
[свернуть]

Blaise Finnegan 07.03.2012 20:18

Re: Art Tatum
 
Цитата:

Сообщение от Эрис (Сообщение 875442)
1954 - Tatum, Carter, Bellson

Эрис, можно этот альбом еще раз, пожалуйста?

Эрис 08.03.2012 14:10

Re: Art Tatum
 
Blaise Finnegan, заменила.


Текущее время: 16:40. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot