|
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум | |||
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Jazz/Blues Список групп раздела | ragtime, dixieland, swing, neo-swing, bebop, avant-jazz, blues, rhythm'n'blues, soul, etc. |
Метки: avant-garde, free jazz, jazz |
Опции темы | Поиск в этой теме |
01.01.2010, 21:45 | #1 | |
в спину нож
Репутация: 866
|
Трио Ганелина / ГТЧ / Ganelin Trio
Трио Ганелина Цитата:
Ganelin Trio - 1979 - Catalogue Live in East Germany Не знаю, иногда тянет на музыкальную мертвичину, и странно, что советской музыкальной тушенки на прилавках неформата нет. А если серьезно - по мне, главное чисто музыкальное явление совка (у того же курехина во главе угла стояла, скорее всего, не только музыка). (2010 г.) Последний раз редактировалось Каспар Хаузер; 15.04.2013 в 16:17. |
|
16 пользователя(ей) сказали спасибо: | aler (27.10.2013), andshamov (07.11.2015), chaotic (18.10.2013), Deratar (08.01.2010), LyMph (01.01.2010), Marlo Stanfield (05.04.2013), Nidhoeggsson (21.08.2013), pappous (25.04.2015), phooey (09.04.2013), sashulina (05.04.2013), valmakar (05.04.2013), william blake (22.01.2011), Мій Хижак (09.04.2013), Прожектор (01.01.2010), рабочий (24.05.2015), Эрис (05.04.2013) |
18.04.2013, 02:44 | #12 | |
в спину нож
Репутация: 866
|
Re: Трио Ганелина / ГТЧ / Ganelin Trio
Отсканил рецензию:
Цитата:
продолжениеНо эти незначительные технические огрехи не могут удалить огромного значения появления этой пластинки как для истории советского джаза, так и для реальной оценки мирового джазового процесса. Сейчас просто с трудом верится, что этот альбом мог не выйти и что в результате то ли абсурда, то ли художественной близорукости могло быть утрачено это выдающееся джазовое свидетельство эпохи.
Несомненно, восточноберлинский концерт - одно из лучших выступлений ГТЧ за всю десятилетнюю историю ансамбля и, что особенно важно, - ярчайшее свидетельство его "живого" концертного музицирования. Уже на основании изучения советско-польской дискографии ГТЧ (три с половиной пластинки) можно сделать два основополагающих вывода о работе ансамбля: 1) впервые наши джазмены перестали быть коментаторами американских джазовых идей; 2) наконец-то советский джаз избавлен от традиционной жанровой легковесности. Вышедший альбом добавляет к этим двум выводам третий: отныне судить о музыке ансамбля можно судить по самому большому счету, рассматривая ее в одном ряду с продукцией лучших новоджазовых ансамблей мира. Человек, мало-мальски знакомый с европейской новоджазовой сценой, отметит, что равного ГТЧ по художественному уровню авангардного ансамбля в Европе не существует. И разного рода комбинации голландского "Instant Composer's Pool" (к примеру, с Джоном Тчикаем или Дуду Пукваной), и английские составы "Company" (даже с Энтони Брэкстоном), и "Spontaneous Music Orchestra" (где по большей части солирует Тревор Уоттс) уступают этой записи ГТЧ и в смысле качества ансамблевости (точности эстетической совместимости и саморегулирования), и в смысле качества продуцируемой музыки (может быть, только не имеющий постоянного ансамбля Эван Паркер стоит в одном художественном ряду с ГТЧ). Та новоджазовоя страта, к которой можно причислить ГТЧ, тот джазовый орден, в котором место этому ансамблю, включает трио "Air", ансамбли Оливера Лейка, Энтони Брэкстона, Сесила Тейлора, квартет ROVA, Чикагкский художественный ансамбль. Судить следует, конечно, по вершинным выступлениям ГТЧ: лично мне довелось лишь дважды присутствовать на выступлениях ГТЧ (из примерно двадцати мною слышанных), которые по своему качеству сравнимы с двумя слышанным в записи (восточноберлинским 1979 г. и западноберлинским 1980 г.) - было это в Ленинграде в 1977 г. и на новосибирском симпозиуме "Современная музыка" в 1978 г. Записи таких, несомненно выдающихся американских новоджазовых групп, как ансамбли Роскоу Митчела, Фрэнка Лоу, Джулиуса Хемпхила или Дэвида Мёррея, в среднем не дотягивают до вершинных ("ударных", "вдохновенных", "озаренных" - как угодно) выступления ГТЧ. Другое дело, что ансамбль, к сожалению, дает повод злобствующим неприятелям его музыки справедливо указывать и на слабые, плохо продуманные, чисто лабораторные его работы (создается впечатление, что ансамбль не только выступает, но и репетирует перед публикой). Музыка нового альбома ГТЧ отметает все претензии своих почитателей и обвинения своих хулителей; даже если бы после этого альбома вильнюсское трио никогда ничего больше не записало или распалось, оно вошло бы анналы мировой джазовой истории как одно из значительнейших ее явлений. В музыке альбома практически нет слабых мест, музыкальных пустот. Для концертной записи структура музыки оказалось удивительно точно и тонко продуманной. Семь композиций, сыгранных без перерыва в рамках "Каталога", безупречно и бесшовно состыкованы, умело выстроены в единый сюжетный ряд с учетом и психологии восприятия, и законов композиционной стратегии, обеспечивая широчайшее разнообразие эмоциональных состояний и напряжений, непрерывную смену контрастных интеллигибельных ритмических структур, невиданный в джазе спектр фактурных решений. Музыка захватывает как первоклассный детектив, перед нами мастера музыкального остросюжетного повествования: события в музыке столь непредсказуемы и одновременно внутренне столь логично выстроены, что слушатель покорен глубиной и разнообразием нахлынувших на него эстетических переживаний, убедительностью интриги музыкального смыслостроения. Четные пьесы "Каталога" строятся как пространственные ритмические изыскания; фактурно они схожи с булезовскими сериальными опусами, но в джазовом тембральном цвете; темп обычно модерато, мерцания ударных, саксофонные и гитарные (смычком) вспышки в глубине пространства, точечные стаккато или кластерные заполнения структурных сводов, полумедитативные, умозрительные фразы, антиномичность утверждений, недомолвки, эстетика намека, незавершенность. Нечетные композиции включают предельно свингующую музыку, переход саксофонной импровизации в престо, в высочайшее эмоциональное напряжение, граничащее с эйлеровским пароксизмом (особенно третья и пятая пьесы). В пятой композиции (первая на второй стороне пластинки) Чекасин исполняет свое лучшее соло - ему удается прикоснуться к тайне, доступной лишь подлинному поэту. Мы ощущаем миг слияния музыки и субъекта. Здесь нет ни ГТЧ, ни их музыки, есть лишь Одно. Великий момент взаимопроникновения. Исчезает ощущение мастерства, сделанности, искусства, "выражения", остается только "таковость" - человек становится сам себе светильником, музыканты в акте свободного творения переходят на высший ментальный и чувственный уровень: озарения, недействия, уход от судьбы. Каждый из них становится наконец самим собой в спонтанном порыве. Особенно замечательна эта способность пробиться к своей самости у Чекасина. Его первозданная естественность, глубинная витальность сливаются с универсальной (в том числе и слушательской) жизненной энергией. В лучших своих соло он идет "нулевым путем": когда импровизатор перестает ощущать себя, его "тело уходит", остается лишь музыкальное прозрение. Высшая художественная естественность музыки ГТЧ как раз и состоит в создании ощущения того, что она не написана, не создана, не отрепетирована, что музыканты ничего не творят, не "открывают", а лишь выявляют нечто, заложенное в них Природой. И в лучших своих композициях они стремятся не "создать", а лишь не нарушить подлинной природы своего внутреннего мира, не изменить ему в акте самовыражения. Именно эта художественная особенность отпускать на волю свое эстетическое сознание и подавляет любого рода нарочитость в их музыке, превращая ее в свободный полет птицы в небе. Крупнейший русский реакционный мыслитель Константин Леонтьев обронил в одном из своих сочинений гениальную фразу: "Форма есть деспотизм внутренней идеи". Любой анализ формы музыки ГТЧ должен исходить из главной внутренней идеи их художественной активности, их музыкального поведения: совместить свободное самопостроение личности и бытие. Искусство ГТЧ глубоко провокационно (в англоязычном смысле). Но, будя сознание, оно не дает ответа. Оно вопрошает. Это музыка агностической цивилизации. Глубочайшая серьезность и антиномичность мышления ансамбля обязаны принимать ироничную форму, ибо в ином случае в его музыке возникает неизбежная эстетическая чрезмерность: горбун на верблюде. Глубина чекасинского легкомыслия - в доонтологическом понимании реальности. Дискредитация музыкального идолопоклонства и демагогии, дефетишизация давно истлевших ритуальных общих мест в музыке - этих основ джазово-филистерского самодовольства и тотемизма - еще один источник его энергии. Сьюзен Зонтаг, заканчивая свои "Заметки о кэмпе", предпосла последней главке эпиграф (из разговора): "Поистине нужно обладать каменным сердцем, чтобы без смеха читать о смерти о маленькой Нелл". Недуальное понимание - высшее проявление человеческой (восточной) мудрости: свет и тень, звук и тишина, серьезность и ирония - всё проявления разных сторон Одного. В отличие от классического (или староджазового) художественного сознания, в новом джазе противоречия никогда не примеряются, а лишь эксплицируются и обостряются (современный реализм). В этом смысле музыка "Каталога" глубоко реалистична, в ней тоже нет духа илюзорного благополучия, ложной гармонии, хэппи-энда. Лучшие ее эпизоды глубоко трагичны, повествуя о страдании и гибели музыкального субъекта (Адорно видел в этом сущность всей новой музыки). Звук сирены в конце цикла - символичен (то ли сигнал бедствия или тревоги, то ли призыв к действию). Лишь шестая пьеса альбома изменяет этому духу непримиримости, демонстрируя своей кодой "классический" страх перед неразрешенным конфликтом. Хочется думать, что некоторая (сравнительная) слабость игры музыкантов в этой пьесе вызвана угрызениями эстетической совести. Наряду с чувством восхищения и подлинным катарсисом нет-нет да и возникает при слушании музыки какое-то чувство растерянности - загадочно появление у нас этой музыки, непонятно возникновение такого ансамбля в нашей джазовой действительности. Еще раз, прослушивая "Каталог", убеждаешься, что, по-видимому, Андре Мальро прав: подлинное художественное произведение вовсе не способствует пониманию мира и человека; наоборот, оно лишь углубляет их тайну. "Квадрат", 1981, № 16 [свернуть] "Кто рассвинговывать способен барабан? На кого сердит и злобен Е.Барбан? Кто всегда, что с ним не делай, любит джаз. Кто снаружи, хоть и белый, - черномаз." Определенно, одна из худших барбановских рецензий. Представляет скорее исторический интерес, да и в интернете не находится. Рецензия написана в глухой бесконечной советской ночи для полулегального издания Квадрат на пластинку неофициально изданную за границей. Отсюда и многие нелепости. Барбан - одна из ключевых фигур в развитии советской Новой музыки. Интеллектуал и эстет, Ефим Барбан стал одним из первых пропагандистов Новой музыки в СССР. Удивительно еще и то, что по возврасту Барбан относился к старшему поколению любителей джаза в союзе. В 58 году принимал участие в создании клуба Д-58 вместе с Фейертагом и товарищами, но достаточно рьяно переключился на свободный джаз, когда авангардисты набрали силу. Был сильно увлечен и Новой композиторской музыкой. |
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
трио DOK в "44"! Презентация новой пластинки! | filmz | Events Archive | 2 | 08.11.2013 10:58 |
Трио Натальи Лебедевой | Мій Хижак | Jazz/Blues | 2 | 16.09.2011 12:37 |
Трио из Бельвиля / The Triplets of Belleville / Les Triplettes de Belleville (2003) | SKINNER | Animation | 24 | 09.10.2010 00:32 |
4/3 De Trio | val | Rock | 7 | 26.06.2010 19:29 |
16-17 декабря концерты Валерия Гаины и группы "GAiNA"(ex трио "Круиз") | reggae | Events Archive | 0 | 16.12.2006 08:49 |
|
|
Текущее время: 09:45. Часовой пояс GMT +3.
|
|||