|
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум | |||
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Jazz/Blues Список групп раздела | ragtime, dixieland, swing, neo-swing, bebop, avant-jazz, blues, rhythm'n'blues, soul, etc. |
Метки: jazz, swing, virtuoso |
Опции темы | Поиск в этой теме |
02.08.2011, 14:32 | #1 |
время прошло, так особо и не наступив
Репутация: 2921
|
Jimmy Blanton
Джеймс Харви "Бэр" Блэнтон-младший - американский джазовый контрабасист эпохи свинга. Родился 5 октября 1918 года (по другим данным 1919) в Чаттануга Сити, штат Теннесси. Его мать, Гертруда Льюис Блэнтон, была профессиональным музыкантом. Именно у нее Джимми получил свои первые уроки на фортепиано. Ребенком Джимми учился играть еще и на скрипке и альт-саксафоне, выступая с бэндом, которым руководила его мать. Позже он учился в колледже Теннисси на контрабасе. С оркестром колледжа и местными комбо он выступал до самого своего переезда в Сент-Луис в 1937 году. Профессиональную деятельность начал в оркестре Джетера-Пилара в Сент-Луисе, затем играл в оркестре Фэйта Мэрэйбла на речных пароходах. Во время одного из турне привлек внимание Дюка Эллингтона, который пригласил его в свой оркестр в 1939 году. Был постоянным членом эллингтоновского коллектива до 1941, гастролировал с ним в США и Европе, вместе с другими его музыкантами выступал также в малых ансамблях (например, с Барни Бигардом, Джонни Ходжесом, Кути Уильямсом, Рексом Стюартом). Прозвище "Bear" ("Медведь") получил в связи с названием одной из лучших его записей - Jack The Bear. Прервал музыкальную деятельность из-за туберкулеза легких, последний год жизни провел в санатории близ Лос-Анджелеса. Умер 30 июля 1942 года в Монровии, штат Калифорния. Прожил очень короткую жизнь, причем всего за три года творческой активности (1939—41) приобрел репутацию выдающегося музыканта, вошел в число крупнейших мастеров контрабаса в истории джаза. С его приходом к Эллингтону начался «блэнтоновский период» в эволюции знаменитого оркестра, этап расцвета и наивысших достижений. Был одним из самых творчески мыслящих музыкантов оркестра, соавтором многих замыслов Эллингтона. Реабилитировал контрабас, сделав его полноправным участником больших и малых составов, разрушил традицию, ограничивавшую роль баса поддержкой регулярной «метрономической» пульсации. Введение в партию контрабаса широкого комплекса средств музыкальной динамики и тематического развития, расширение его ритмической и гармонической функций (что способствовало вытеснению гитар из ритм-группы) открыло перед ним возможности солирования, сквозной импровизации и даже лидерства среди других музыкальных инструментов. Преодолев рамки традиционной бэкграунд-манеры (пиццикатная игра с акцентами на опорных долях такта по аккордовым тонам), Блэнтон создал новый, мелодический стиль (с применением виртуозной пассажной техники, орнаментики, усложненных гармонических структур), получивший также название «духового стиля» (то есть аналогичного исполнению на трубе, саксофоне и других духовых инструментах). В этом плане Блэнтон пошел намного дальше своего предшественника - басиста Уолтера Пэйджа из оркестра Каунта Бейси, сделавшего первые шаги в мелодизации партии контрабаса (в дальнейшем идеи Блэнтона развивали Джон Керби, Оскар Петтифорд, Чарли Мингус, Рей Браун, Перси Хит и другие). Фактически является создателем современной манеры игры на контрабасе. Предвосхитил трактовку этого инструмента в бибопе и других стилях модерн-джаза. Сделал для контрабаса то же, что Чарли Крисчен для гитары или Арт Блэйки для ударных. Первоклассный мастер свинга, хороший мелодист, экспериментатор в области ритма, саунда, нюансировки и интонации, очень темпераментный музыкант, продолжатель хот-традиций. Отрывок из книги Джеймса Коллиера "Дюк Эллингтон".Вторым новобранцем в семье Эллингтона стал молодой контрабасист Джимми Блантон. О нем известно немного: он умер прежде, чем интервьюеры успели до него добраться. Он родился в городе Чаттануга, штат Теннесси, в октябре 1918 года. По утверждению Мерсера, Джимми настолько же был негром, насколько индейцем. Мать его играла на рояле и многие годы руководила местным оркестром. Блантона учил теории и игре на скрипке его дядюшка; кроме того, он брал уроки на фортепиано и альт-саксофоне. Занимался он и аранжировкой, но неизвестно, насколько серьезно. Во всяком случае, он имел очень основательную музыкальную подготовку — в техническом смысле куда более солидную, чем у большинства джазовых музыкантов того времени — в основном это были самоучки, плохо знакомые с теорией.
Профессиональную карьеру Блантон начал в восемь лет, играя в местном магазинчике на скрипке. Юношей он продолжал работать в родном городе, скорее всего, вместе с матерью. Затем он изучал музыку в колледже штата Теннесси. Здесь он переключился на контрабас (по свидетельству Джона Килтона, трехструнный бас — не вполне обычный инструмент) и играл с оркестром колледжа и другими составами. Джимми вырос в первоклассного басиста — лучшего, нужно сказать, в джазе, хотя едва ли кто-то это понимал. Играл он и на пароходах в районе Сент-Луиса в летний сезон у Фейта Марабла, в ту пору, когда Марабл имел возможность выбирать лучших из местных музыкантов. Летом 1939 года он играл на балах в гостинице «Коронадо» в Сент-Луисе. Джимми Блантон больше всего на свете любил играть и с готовностью участвовал в джем-сешн в ночных клубах, где хороший контрабасист, готовый играть задаром, ценился очень высоко. Одним из таких клубов заправлял Джесси Джонсон, покровитель музыкантов и влиятельная фигура в черных кругах. Здесь Блантон и играл на джеме, когда заглянул Джонни Ходжес. Ходжес побежал тут же за Стрейхорном, и, послушав Блантона еще раз, они кинулись в гостиницу будить Эллингтона. Эллингтон спустился в клуб, накинув пальто на пижаму, и вскоре предложил Блантону пойти к нему в оркестр. (Такова, во всяком случае, легенда, которую разные люди рассказывают с небольшими вариациями.) За два года, которые Блантон проработал в оркестре Эллингтона, он революционизировал джазовую игру на контрабасе. До него контрабас рассматривали как ритм-инструмент, в задачу которого входило держать ритм и отмечать гармонические переходы. Впрочем, гармоническая нагрузка была несущественной, поскольку большинство составов в то время включали фортепиано, а также гитару или банджо — эти инструменты могли более явно выражать гармонии. Основная функция контрабаса, таким образом, состояла в придании отчетливой остроты граунд-биту. Почти до начала 40-х годов контрабас играл на первую и третью доли такта, чтобы подчеркнуть мерно раскачивающийся свинг, впоследствии названный двудольным (two-beat). Чаще всего на контрабасе брали только тонику и доминанту. К началу 30-х годов, однако, некоторые басисты стали брать все четыре доли такта. Родоначальником этого приема обычно называют Уолтера Пейджа, применившего его сперва в своем оркестре «Blue Devils», а потом в составе Бенни Мотена, в который влились «Blue Devils». Музыканты из «Blue Devils» иногда и называли его «большой четверкой». К середине 30-х годов четырехдольный бит стал стандартным. Беря все четыре доли такта, контрабасист имел возможность сыграть больше нот аккорда, и исполнение арпеджированных аккордов вверх или вниз вошло в систему. Изредка контрабасист брал ноты, не входящие в стандартный аккорд. Большинство контрабасистов раннего джаза начинали с тубы или геликона и переключились на контрабас только тогда, когда тубы — году в 30-м — вышли из моды. Свой инструмент они по-прежнему считали «басовым», а не «струнным». Джимми же Блантон начал со струнного инструмента, и мыслил он соответственно. Еще ничего не зная о джазовом контрабасе, он уже имел представление о скрипичной технике пиццикато, когда звук извлекается щипком, а не с помощью смычка. Пиццикато, написанные для скрипки, — это не просто ритмика, но и мелодия в обычном смысле слова. Блантон, таким образом, распространил на контрабас представление о том, что струнный инструмент может быть не только смычковым, но и щипковым. Это открытие трудно назвать сногсшибательным — странно лишь, что никто не додумался до этого прежде. Как бы то ни было, к тому времени, когда Эллингтон услышал Блантона, тот исполнял на контрабасе в своих соло мелодии, и не только четвертными нотами, но и восьмыми, шестнадцатыми и т. п. Другими словами, контрабас в его руках звучал как солирующий духовой инструмент. (Природа, помимо прочего, наградила его и исключительно длинными пальцами.) Изобретательность Блантона в использовании контрабаса проявлялась не только в сольных вступлениях: он играл по-новому и в рамках ритм-секции. Примерно половину времени он брал все четыре доли в такте, но иногда начинал брать первую и третью, а порой вторую и четвертую. Иногда он переставал задавать счет и начинал обыгрывать музыкальную фразу вместе с оркестром. В арпеджио он тоже играл не все ноты подряд, а подбирал звуки так, чтобы между аккордами прослеживалась музыкально осмысленная связь. Ко всему этому он обладал безупречным чувством ритма и полным звуком. Как сообщает Лоренс Браун, при записи микрофон располагался у грифа, а не у резонансной деки. Поэтому грампластинки не дают истинного представления о звуке, который, по утверждению Брауна, был подобен тому звучанию, какого добивался Рэй Браун. В результате другие контрабасисты взирали на Блантона со священным трепетом. Милт Хинтон, сам ставший впоследствии крупным джазовым контрабасистом, говорил: «Он потряс всех нас…Мы стояли как вкопанные… У него были длиннющие пальцы, и он всегда попадал точно куда надо. Он был просто чудо». А поскольку Блантон больше всего на свете любил играть, он постоянно практиковался, при любой возможности во время гастролей по стране брал уроки и играл на джем-сешн без устали, пока находились желающие продолжать. Высказывают догадки, что именно утомление от непрестанных занятий стало причиной болезни, от которой вскоре ему было суждено умереть. [свернуть] Скачать Duke Ellington - 1990 - The Blanton–Webster Band (1939-1942) (CBR 192 kbps) info ____________________________________________________________________________ Замечательный контрабасист. Такая короткая и яркая жизнь. К сожалению, не нашла я в сети в удобоваримом виде альбомов их дуэтов с Дюком. Если встретите где, качайте не раздумывая. Неземные вещи просто. Последний раз редактировалось Эрис; 01.05.2013 в 19:05. |
Пользователь сказал спасибо: | lynch law (16.09.2012) |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Jimmy Witherspoon | xoxol | Jazz/Blues | 16 | 21.07.2014 21:44 |
Jimmy Dawkins | Каспар Хаузер | Jazz/Blues | 6 | 18.01.2014 03:03 |
Jimmy Giuffre | Эрис | Jazz/Blues | 3 | 27.10.2011 00:30 |
|
|
Текущее время: 01:30. Часовой пояс GMT +3.
|
|||