Теодор Наварро - американский джазмен, трубач, один из основоположников джазового импровизационного стиля бибоп. Сильно повлиял на целый ряд известных джазменов – в особенности на Клиффорда Брауна. По праву считается одним из величайших музыкантов своего времени.
Родился Наварро в городе Ки-Уэст, во Флорида 24 сентября 1923 года; в жилах его течет смесь кубинской, китайской и афроамериканской кровей. В шесть лет Теодор начал играть на фортепиано – впрочем, еще семь лет он относился к музыке достаточно несерьезно. Лишь начав в 13 лет играть на трубе, Наварро всерьез задумался о своей будущей карьере. Ко времени окончания школы Теодор уже твердо решил, что оставаться далее в родном городе не собирается – Ки-Уэст никогда ему особо не нравился; примкнув к танцевальной группе, он направил свои стопы на Средний Запад.
Путешествуя по вольным американским дорогам, Наварро успел сменить немало различных групп и приобрести весьма и весьма ценный опыт; помимо прочего, в бытность участником команды Снукама Расселла, он сильно повлиял на тогда еще совсем молодого и неопытного Джей Джей Джонсона (хотя и сам был немногим старше) и познакомился с Рэем Брауном. Особой популярностью у слушателей Теодор на тот момент еще не пользовался; ему лишь предстояло выработать тот характерный уникальный стиль, что так прославит его в будущем. Некоторое время Наварро работал в Орландо и Цинциннати; учился играть как у более опытных музыкантов, так и в специальных учебных заведенях – вроде музыкальной школы Огайо.
В 1946-м Наварро осел в Нью-Йорке; именно тогда его карьера понемногу пошла в гору. Теодор познакомился с целым рядом известных музыкантов – в том числе, с одним из величайших джазменов-импровизаторов того времени Чарли Паркером. Увы, продуктивному сотрудничеству помешали, в первую очередь, запросы Наварро – Теодор был настроен получать весьма и весьма солидную зарплату и вступать в ряды одной из групп Паркера отказался. Следует отметить, что претензии Наварро были вполне обоснованными – Чарли платил своим протеже довольно мало, а Теодор на тот момент уже был в прямом смысле слова нарасхват. Второй серьезной проблемой стала приобретенная Теодором героиновая зависимость; вкупе с туберкулезом и лишним весом ( отсюда и прозвище Фэтс) наркотики нанесли серьезный удар по здоровью музыканта. Именно из-за этого Наварро и скончался в очень молодом возрасте – на момент смерти ему было всего 26 лет. 1-го июля 1950-го, вскоре после своего последнего концерта – с Чарли Паркером – Теодор попал в больницу; 7-го июля музыканта не стало.
За столь недолгую профессиональную карьеру Наварро успел сделать на удивление много. Он играл с Энди Кёрком и Билли Экстайном, Бенни Гудманом, Лайонелом Хэмптоном и записывался в компании Кенни Кларка, Тэдда Дэмерона, Эдди Дэвиса, Коулмана Хокинса, Иллинойса Жаке, Ховарда МакГи и Бада Пауэлла.
Скачать
1958 - Nostalgia (Recorded: New York, December 5, 1947) (CBR 320 kbps) Ifolder info
1995 - The Complete Blue Note and Capitol Recordings of Fats Navarro and Tadd Dameron (CBR 320 kbps) info
Один из пионеров бопа, несмотря на короткую жизнь, повлиявший на кучу трубачей-последователей. Кто-то даже сказал, что мол, Диззи был слишком сложен для копирования, поэтому все копировали Наварро) И еще такое забавное наблюдение: что ранний бибоп, по настроению, по революционности, по стилю жизни, по яркости личностей музыкантов, очень похож на Нью-Орлеан 20-ых годов. Тоже не мое наблюдение, но, пожалуй, я с ним согласна.
Последний раз редактировалось Эрис; 12.10.2012 в 07:57.