Американский саксофонист и кларнетист Джимми Джюффри родился 26 апреля 1921 года в городе Даллас, штат Техас. В 1942 году он закончил Педагогический колледж Северного Техаса, оказался в армии. Как и многие другие, именно в армии Джимми Джюффри освоил инструменты, которые потом сопровождали его всю жизнь, – это саксофон и кларнет.
В 40-е годы он начал свою профессиональную деятельность. В конце 40-х годов Джимми Джюффри играет в биг-бендах у Бадди Рича и Джимми Дорси. Первый успех пришёл к нему в оркестре Вуди Германа, где он выступал с 1949 года. Его имя тогда стало известно после того, как Джимми написал нашумевшую композицию для группы тенор-саксофонов “Four Brothers”.
После оркестра Германа Джимми Джюффри работает на западном побережье США и, соответственно, относится к специфической школе джаза западного побережья, которая была немного европеизирована. В 1951-1952 годах входит в состав “Lighthouse All-Stars” Ховарда Рамси, а в 1952-1956 годы – в состав “Giants” Шорти Роджерса. Его педагог того времени Уэсли Ла Вайолетт дал ему в руки методы контрапункта, очень важные сведения из теории музыки, которые позволили ему сдвинуться с точки обычного существования в джазе и перейти в стан созидателей, творческих людей. Он купался в музыкальных идеях, преподавал и сам учился в летних школах Джона Льюиса. В компании с Льюисом и The Modern Jazz Quartet Джюффри начал высказывать эти идеи.
После всех этих биг-бендов, после успеха "Четырёх братьев" в оркестре Вуди Германа Джимми Джюффри переходит на совершенно другую музыку. Это "cool", который был для него правильным музыкальным прибежищем. Стиль этот оказался приемлемым для творческих поисков Джимми Джюффри. В сущности, это камерная музыка, в рамках которой он продолжает свою деятельность в 50-е годы.
Вообще, начиная с 1956 года, Джимми Джюффри организует ряд собственных трио (как правило, по схеме "духовой инструмент, гитара и контрабас"). В том числе в 1956 году возникает образование под названием “Jimmy Giuffre 3” – "тройка" с гитаристом Джимом Холлом и басистом Ральфом Пеной, которого позже сменил Джим Атлас.
В 1957 году Джимми Джюффри появляется в телевизионной программе “The Sound of Jazz” с получившей известность, но совершенно для джаза необычной композицией “The Train And The River”. Она стала своеобразной визитной карточкой Джимми Джюффри второй половины 50-х годов. В этой пьесе Джимми Джюффри играет на кларнете, бас-кларнете, на баритон-саксофоне, Ральф Пена – на контрабасе и на гитаре – Джим Холл.
Конец 50-х годов – время исключительно плодотворного развития экспериментальных, творческих ветвей джаза. И, казалось бы, Джимми Джюффри оказывается в струе. Он действительно развивает и воплощает свои идеи камерного джаза. У него есть для этого все возможности. Вроде бы всё хорошо обстоит.
В 1958 году его весьма необычный состав, в который вливается очень образованный музыкант и прекрасный аранжировщик Боб Брукмайер, играющий на вентильном тромбоне, и в котором продолжает играть гитарист Джим Холл, снимается в фильме “Jazz On A Summer Day", довольно известном фильме в кругах любителей джаза. Кроме того, Джюффри записывается с альт-саксофонистом Ли Конитцом, одним из столпов джаза в стиле "cool". Он пишёт для него и музыкантов группы прекрасные аранжировки, в сущности, вышедшие из стилистики "cool", но продвинувшиеся дальше, в некие неизведанные области джазового пространства.
Удивительный совершенно состав музыкантов: пианист Билл Эванс, Ли Конитц (альт-саксофон), Хэл МакКузик (второй альт-саксофон), Уорн Марш (тенор-саксофон), Тед Браун (второй тенор-саксофон), Джимми Джюффри (бартитон-саксофон), Бадди Кларк (контрабас) и Ронни Фри (барабаны). Состав этот не так уж часто звучит по радио и встречается в записях.
Исполнение музыкантами большого состава аранжировок Джимми Джюффри для трио – это, в сущности, прототип камерной музыки 80-х. Он тогда сильно обогнал своё время. Кроме того, Джимми Джюффри изучает теорию, исследует границы джаза. С середины 50-х годов преподаёт музыку, первоначально в Школе джаза Lenox, в том самом заведении, которое курирует Джон Льюис.
В его музыке сочетаются американские и европейские традиции и влияния. У него возникают композиции, которые навеяны явно академической музыкой европейского склада. Например, Соната Клода Дебюсси для флейты, виолы, и арфы. Это сочинение, основанное на музыке Дебюсси, но принадлежащее Джимми Джюффри, которое имеет при этом ещё и блюзовые чувства.
Именно в Lenox School в 1959 году Джимми Джюффри столкнулся с революционером "нового джаза" Орнеттом Коулменом и стал поддерживать поиски последнего.
В это же время у Джимми Джюффри происходит резкое изменение его музыкальной философии. В 1961 году оно проявляется в том, что Дж. Джюффри собирает свою главную группу жизни (снова под названием “Jimmy Giuffre 3”), которая просуществует много лет, не раз распадаясь и вновь собираясь. Участвуют в этом трио пианист Пол Блей и басист Стив Своллоу . Их музыка насыщена необычной, свободной импровизацией, она не слишком энергична и темпераментна, но привлекает сложностью и выразительностью. И звучит эта музыка словно вызов одновременно и би-бопу, и джазу в стилистике cool.
Это трио (Пол Блей - на фортепиано, Джимми Джюффри - на кларнете и Стив Своллоу - на контрабасе и бас-гитаре) просуществовало меньше двух лет, играя, в общем, достаточно бескомпромиссную музыку для того времени. Однако этот период закончился, причём довольно бесславно. Сам Стив Своллоу написал о последнем выступлении трио, которое состоялось в Bleecker Street House в Нью-Йорке, так: "Всё закончилось в тот момент, когда каждый музыкант с концерта получил по 35 центов".
Уникальное направление, которое находилось и вне "фри джаза” и Джона Колтрейна и пасторального "фьюжн" Яна Гарбарека, было закрыто. Трио Джимми Джюффри действительно записывало уникальные абстрактные композиции, выпустило великолепный альбом "Free Fall", который с большим интересом слушают продвинутые музыканты, которые интересуются "новой" музыкой. Он представляет собой набор дуэтов и трио, перемежаемых свободными сольными импровизациями Джюффри на кларнете.
Альбом "Free Fall" изъяли из продажи через несколько месяцев после его выхода. После этого, как сказал сам Джимми Джюффри, “двери закрылись”. Его музыка – уникальная, спокойная, свободная, лишенная сопровождения ударных – настолько оказалась несовместимой с обычным джазом, что следующий альбом Джимми выходит почти десятилетие спустя. После 1963 года Джимми Джюффри начал активно заниматься педагогической деятельностью, он преподавал в Консерватории Новой Англии. В 1964-1965 годах иногда играл с Доном Фридманом и басистом Барре Филипсом, однако это трио не записывалось.
В 1976 году благодаря неким обстоятельствам юбилейного характера Джимми Джюффри оказался снова в обновлённом оркестре Вуди Германа. И в Карнеги-холл на юбилее оркестра вновь собрались четыре тенор-саксофониста – Джимми Джюффри, [URL="http://www.neformat.com.ua/forum/jazz-blues/17704-stan-getz.html"]Стэн Гетц[/URL, Эл Кон и Зут Симс. Для того чтобы вспомнить, как они когда-то играли знаменитую тему Джимми Джюффри "Four Brothers".
В 70-е годы прошлого века Джимми Джюффри не очень активен. Он, в общем, “плывёт по течению”, иногда что-то играя, время от времени выпуская нестандартные альбомы, такие, как "Dragonfly" (1983 г.) и "Eiffel" (один из самых тихих по саунду альбомов). Иногда продолжает играть со своим старым трио (с Полом Блеем и Стивом Своллоу) на джем-сейшенах, на концертах, время от времени выходят их диски, каждый из которых – как драгоценный камень.
24 апреля 2008 года на 87-м году жизни Джимми Джюффри покинул этот мир.
Био по стилистике страдает немного, потому что это не статья, а текстовая версия радиопередачи, но если не верите Митропольскому – поверьте мне: Джимми Джюффри был замечательным музыкантом, опередившим свое время.