Жизнь Владимира Резицкого уже прошла. Но она была очень значимой и связанной с отечественным авангардным джазом, с известность российского авангардного джаза за рубежом и с городом Архангельск, равно как и с ансамблем "Архангельск". Одним словом, всё это вместе составляет странный клубок, странный настолько, насколько странна и личность самого саксофониста Владимира Резицкого.
Родился Владимир Петрович Резицкий 25.12.1944 года в г. Архангельске и ушёл из жизни тоже в Архангельске 25.05.2001 года. В общем, не так уж много прожил, хотя сделано им было довольно много.
В 1962 году В. Резицкий окончил Архангельское музыкальное училище по классу гобоя, саксофон и флейту освоил самостоятельно. При поступлении в ДМШ ему предложили класс гобоя, где, как всегда, был недобор. Когда в 60-е годы началось повальное увлечение джазом, в том числе и в Архангельске, шестнадцатилетний Володя легко переключился на стильный саксофон. В 1962-65 годах играл в духовых и эстрадных оркестрах на баритон-саксофоне, работал в местных молодежных кафе. В конце 60-х в Ленинграде Резицкий встретил своего земляка – барабанщика Владимира Тарасова. Интересно, что встретились они не в Архангельске, а в Ленинграде. Вскоре Тарасов переехал в Вильнюс к пианисту и композитору Вячеславу Ганелину. И потом он предложил архангельскому саксофонисту Владимиру Резицкому присоединиться к их дуэту.
Была проба, была попытка, но она не получилась. И В. Резицкий предпочёл бороться за дело джаза дома, в Архангельске. В 1966 году у Владимира Резицкого уже был ансамбль под названием "Золотица". Там играли музыканты высочайшего класса: Владимир Тарасов – на барабанах, Владимир Попов – на трубе и другие. К 1972 году, сгруппировав вокруг себя джазовых музыкантов из Архангельска, В. Резицкий организовал группу "Архангельск", получившую в дальнейшем мировую известность. Фактически Владимир Петрович Резицкий был первым саксофонистом, который в те годы играл на саксофоне так же современно, как лидеры европейского авангардного джаза – Петер Брётцманн (Peter Brötzmann), Виллем Бройкер (Willem Breuker), Ивэн Паркер (Evan Parker). Он использовал мелкую технику, которая изобиловала резкими взрывами и как бы пунктирным, нервным, извилистым и немного хаотичным голосоведением.
Помимо Владимира Резицкого, хотелось бы отметить архангельских барабанщиков Олега и Николая Юдановых и вокалиста Константина Седовина, которые активно взялись в те годы за разработку "нового джаза". Но их начало соответствовало стилю "фьюжн". Это был всё-таки пока не авангард. В самом начале "Архангельска" был "фьюжн", основанный на авторских работах Владимира Резицкого. Показывали они свою музыку на разных фестивалях, в том числе и на ярославском фестивале "Джаз над Волгой" в 1981 году.
В 1972 году группа впервые выступила вне родного города – в ленинградском джаз-клубе "Квадрат", а донецкий фестиваль 1973 года стал первым его выходом на всесоюзную сцену. В первоначальный состав группы входили: пианист Владимир Туров, гитарист Владимир Монастырёв, контрабасист Сергей Щукин, барабанщик Олег Юданов и сам Владимир Петрович Резицкий (альт-саксофон, флейта). В дальнейшем Монастырёва в роли гитариста последовательно заменяли Юрий Силкин и Фёдор Багрецов, на контрабасе с 80-х годов играл Николай Клишин, а Николай Юданов присоединился к своему брату Олегу в качестве перкуссиониста. Таков был костяк. А всего за годы существования коллектива "Архангельск" через состав прошло около 20 музыкантов.
Ансамбль "Архангельск" с самого начала стал проявлять себя очень самобытным коллективом, ни на кого не похожим и в то же время всё время поглощавшим из окружающего российского и зарубежного джазового пространства всё новое и интересное, что могло бы быть применено музыкантами на сцене.
Композиции музыкантов группы "Архангельск", имеющие явно русскую ладовую базу, звучали на разных фестивалях. Среди них – "Матрёна Кузьминична", "На горушке, на горе", "Пилигрим". За время существования "Архангельска", весьма новаторского коллектива, который смешивал в своих программах северный русский музыкальный фольклор, джазовый авангард и театрализованное сценическое действо, советская грамзапись выпустила всего одну их пластинку. На фирме "Мелодия" вышел альбом под названием "Призраки старого города". Этот альбом, как написано на нём, представляет собой джазовые сцены в двух сериях. Собственно, две серии появились только оттого, что у пластинки две стороны. А так это единая большая композиция, многочастная, с довольно сложной формой.
Основу репертуара группы составляли композиции Владимира Резицкого, в которых свободно сплавлялись самые разные музыкальные стили и направления: от северного русского фольклора до фри-джаза, от бибопа до импрессионистской камерной музыки, от латиноамериканской танцевальной стихии до дерзкого театрального действа, которого всегда было много в выступлениях "Архангельска".
Коллективу приходилось играть в самых разных местах. Музыканты довольно часто выступали не только на фестивалях серьёзного масштаба в Советском Союзе или за рубежом, им приходилось играть в том числе в сёлах и посёлках Архангельской области. Во время таких выступлений они хотели быть понятыми людьми, которые пришли их послушать. Конечно, это действо с фри-джазом было довольно странным для населения деревень Архангельской губернии, но тем не менее действо происходило, и этим действом музыканты "брали" этих людей. "Брали" они их русскими песнями, которые звучали в их постановках.
Благодаря своей неповторимости, группа становилась желанным гостем на многих отечественных фестивалях (как традиционных, так и новоджазовых). Успех группы за рубежом (начиная с 1987 года) был связан с огромным интересом к "русскому джазовому почерку". За рубежом стали выходить записи "Архангельска", которые не выходили в Советском Союзе. Обычно среди них называются релизы британского лейбла Leo Records (альбом "Portrait" и особенно вышедший к 50-летию мастера "Hot Sound From The Arctic"). Есть записи, выпущенные японскими фирмами, в том числе и "живые" концерты, с которыми выступала группа " Архангельск" в Японии. Они изданы на японском лейбле "Ninety One" в виде альбома "Live In Japan".
Vladimir Rezitsky And Arkhangelsk - 2001 - Golden Years Of The Soviet New Jazz. Volume II
Продолжаю с советским подпольного фри-джазом. Немножко дурдом, конечно: фриджазов сакс, разваливающаяся перкуссия и песенки-кричалки, тельняжки, ушанки и небритые бороды.
Как и Гайворонского можно было бы обозначить флажком России, но Резицкий давно мертв, да и половина записей сделана еще при советах
valmakar, вот если честно, мне Яремчук не очень понравился. Но я пока не расслушивал.
Мне по душе крайности - почти научная строгость и рассудочность Брэкстона и Гайворонского, или бурлящее мясо Эйлера и Чекасина. Яремчук, как мне кажется, в нейтральной середине.