Во второй половине 80-х и в 90-х в Свердловске образовалась целая школа нового джаза. Совершенно особняком - ни из рока, ни из джаза - появился на импровизационной сцене волгоградский "Оркестрион" Сергея Карсаева/Равиля Азизова в самом конце 80-х. Карсаев и Азизов организовали в Волгограде фестивали "Неопознанное движение" общеавангардистской направленности с участием музыкантов, поэтов, критиков, художников, кинематографистов. Поначалу фестиваль носил полуподпольный характер и проходил в ДК в каком-то отдаленном рабочем районе Волгограда. К концу Перестройки, после гастролей оркестриона по Германии и выпуска пластинки в Англии, "Неопознанное движение" опознали в филармонии и предоставляли уже лучшие залы. Оркестрион состоял из поэта/перформера Сергея Карсаева и его жены Лены, мультиинструменталиста Равиля Азизова и автора и оператора оригинальных звучащих скульптур Вечеслава Мишина. Просуществовал "Оркестрион", к сожалению, недолго. Карсаев увлекся видео и кино, снял фильм о Тертеряне, один из его фильмов получил премию на фестивале "Витязь".
МОЯ ИСТОРИЯ ОРКЕСТРИОНА
Цитата:
Мишин Вячеслав Николаевич - композитор, пианист, изобретатель множества оригинальных звуковых источников, использованных в музыкальной практике созданных им групп "Оркестрион" (1987 г.) и "Новый Оркестрион" (2005 г.), автор музыкальной теоретической концепции "струнно-статистический принцип тональной модальности", художник, педагог, шахматист, математик-любитель.
Родился в 1953 г. в г Сталинграде. С раннего детства активно рисовал, в 13 лет открыл для себя музыку и шахматы. Последними занимался весьма успешно, но после окончания музыкальной школы по классу виолончели, музыка вышла на первый план.
В течении 5 лет поступал в 4 (!) муз. образовательные заведения, но закончил только одно - Краснодарское культурное училище ( эстрадно-духовое отделение по классу флейты ) в 1976 г. Вернулся в Волгоград в 1977 году.
До 1981 года зарабатывал на жизнь исключительно музыкой (в сфере художественной самодеятельности и в ресторанах), затем служил в пожарной охране, преподавал рисование в школе. Эстетические пристрастия 70-х годов эволюционировали от Эмерсона до джаз-рока и И. Стравинского. Компромисс между ресторанной музыкой и домашним музицированием был нарушен после знакомства с музыкой О. Мессиана. Острая потребность в собственном музыкальном языке привела к открытию как называемой тональной модальности .
Начало 80-х. Знакомство и общение с поэтом, режиссером и актером С. Карсаевым, увлечение музыкой ICM (Ян Гарбарек, Дж. Тейлор, Азимут ), и академическим авангардом.
Середина 80-х. Знакомство с начинающим музыкантом Равилем Азизовым, воспитанником Сергея Карсаева. Начало деятельности дуэта: поиск различных музыкальных инструментов, изобретение и изготовление нестандартных звуковых источников, студийная работа. Встреча с В.Я, Чекасиным, давшая зеленый свет на активную концертную деятельность. К дуэту присоединяется Сергей Карсаев, что придает выступлениям "Оркестриона" характер синкретического действа. Скандальный резонанс первых выступлений в городе забавляет и придает уверенности. Сергей берет на себя и менеджерские функции. С 1987 г. он организует серию арт фестивалей "Неопознанное движение" с участием множества советских джаз-музыкантов рок и академ. авангардной направленности, художников, поэтов, критиков, кинорежиссеров ит. д., где "Оркестрион" выступает с неизменным успехом. Следует серия выездных выступлений: Ленинград, (Дом ученых в Лесном), участие в "Поп-механике" Курехина, Киев, Новосибирск, Пярну (Эстония). Инструментальный арсенал вырастает до внушительных размеров: рояль, glocken, цимбалы, набор треугольников, античных тарелочек, тарелок тамтамов, гонги, ластры, трубные колокола, бау, тубафон и меримбофон ( с симметричными звукорядами ) круговой glocen (смычковый), мощный набор ударных резонаторов ( Катюша ), смычковый флексатон и куча всяких мелких звуковых источников. Стремительно стартовав на первом домашнем фестивале "Оркестрион" за короткий срок набрал разбег на советской новоджазовой сцене, где заметно выделялся своей зрелищностью и отсутствием каких-либо джазовых стилевых примет, аппелируя скорее к некому псевдосинтезу течений академического авангарда. Особый шарм, конечно, придавало применение Сергеем Карсаевым вербального ряда и актерской игры. Он был очень органичен. На этом можно было бы поставить точку в моей истории "Оркестриона" : после Новосибирска я ясно почувствовал симптомы тупика, усталость от скудной семантики металлических ударных, однообразных артикуляций, хотелось обновления, но внутреличностные отношения в группе к тому моменту обострились до предела
Конец 80х.: мой разрыв с "Оркестрионом" , отказ ехать в Западный Берлин. О продолжении и окончании этой истории (без меня "Оркестрион" побывал еще в Англии и совершил небольшое турне по европейским джазовым кафе) я знаю лишь понаслышке и рассказывать об этом лучше смогут ее участники.
Моя же история "Оркестриона" продолжалась. Конец 80х - начало 90х. Поиски новых звуковых путей в содружестве с художником Ю. Михайлевским: появление первого образца будущей метавиолы, представляющей собой резонаторный узел с несколькими разными по типу звучания и способами звукоизвлечения звуковыми объектами; изобретение новых способов возбуждения звука; подключение широкого тембрового спектра голосовых фонаций. Использование в выступлении на Международном арт -фестивале "Кайфедра" (Волгоград, 1991 г., совместно с В. Пермяковым, А .Ефименко и французской танцовщицей Сюзан Котто). Вот ее впечатления: "поэтичность музыки вела меня по сцене как сомнабулу. Такой душевный подъем я испытала только во время работы с великим Джоном Кейджем."
1992 г. Постановка на малой сцене Волгоградского ТЮЗа синкретического спектакля "Посреди странствия земного" (по собственному сценарию и с собственными декорациями) совместно с режиссером и актером Ст. Глушковым.
1994-1995 г. Возобновление сотрудничества с теперь уже видеорежиссером С. Карсаевым (звукорежиссура фильмов "Авет Тертерян", "Тува", музыка к фильму "Без булды" .) Написание музыки к предполагаемому фильму "Дети" (проект не осуществлен).
1995- 2003 г. Увлечение многогранниками и различными видами изобразительного творчества. Лишь эпизодическая деятельность в сфере музыки: музыка для детского спектакля "Масленица" . Сюита для фортепиано с декламацией "Пасхальная" (на духовные стихи русских поэтов); Несколько пьес для фортепиано романтического плана в духе ICM 70х. Работа в школе и на телевидении.
Конец 2004 - 2005 г. первое основательное знакомство с музыкой Пола Блея "Вариации" и другими работами, давшее толчок к решению уйти в свободные художники, усиленные занятия теорией музыкальной импровизации и композицией. Создание "Нового Оркестриона" совершенно иного звучания с широчайшими темброво-артикуляционными возможностями. Введение в исполнительскую практику необычных приемов звукоизвлечения, открытие звуковых свойств совершенно немузыкальных материалов (пластик, картон, резина), наряду с металлом, деревом и стеклом. Инструментальный арсенал: фортепиано, симметричный ксилофон, многоблочный комплекс маравиола , включающий в себя стержневой органиструм, смычковый glocen, фрикционно-перкуссивные блоки, пластины хладны и т. д. В работе также звучащая декорация. Первые выступления в Волгограде состоялись при участии Ф. Ермолова.
2001 - Golden Years of the Soviet New Jazz vol. II
Еще одна группа подпольного советского свободного джаза. К сожалению музыка коллектива практически не документирована и мало кому известна, а ведь даже на пестром фоне советской новой музыки Оркестрион был фактически инородным телом.