www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Music > Jazz/Blues

Jazz/Blues Список групп раздела | ragtime, dixieland, swing, neo-swing, bebop, avant-jazz, blues, rhythm'n'blues, soul, etc.

Метки: free jazz , jazz , post-bop
Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 09.05.2014, 17:26   #1
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 851
США Fred Anderson


Фред Андерсон (Fred Anderson, 22 марта 1929 года - 24 июня 2010 года) - американский джазовый тенор-саксофонист.

In Memoriam: Fred Anderson (1929-2010)

Цитата:
24 июня в Чикаго на 82-м году жизни умер выдающийся саксофонист Фред Андерсон, один из виднейших представителей чикагского направления «нового джаза» 1960-70-х, отец-основатель ведущего художественного движения чикагского нового джаза — Ассоциации продвижения музыкантов-творцов (AACM) и на протяжении десятилетий — владелец и арт-директор клуба Velvet Lounge в чикагском Саутсайде, ставшего эпицентром развития чикагской импровизационной сцены. 14 июня 81-летний музыкант перенёс сердечный приступ, от которого так и не оправился.

Ещё год назад он активно выступал; «Джаз.Ру» в своём 4/5 бумажном номере за 2009 г. рассказывал о фестивале Vision в Нью-Йорке, где выступление Фреда Андерсона было одним из важнейших эпизодов (фото справа — как раз с этого выступления). Весной прошлого года тысячи чикагцев и гостей Города Ветров собрались в Миллениум-парке, чтобы отпраздновать 80-летие ветерана чикагского джаза. Андерсон выступил тогда с напряжённой, полной огня и страсти программой, ставшей идеальным выражением его стиля — смешения основанной на блюзовых интонациях сверхскоростной бибоповой модели игры и «отвязанной» от гармонических и ритмических ограничений фри-джазовой техники импровизации. Музыка Андерсона никогда не была проста и доступна, поэтому ветеран был поражён тем, как много людей пришло на его юбилейный концерт

У него был очень характерный сценический образ: играя, он сильно наклонялся вперёд, обрушивая на слушателя высокоэнергетический поток звуков, состоящий из чрезвычайно продолжительных и наполненных звуковыми событиями фраз, изложенных густым, очень красивым саксофонным звуком. Каждое соло Андерсона требовало времени на постепенное наращивание энергетического уровня, проходившее в постоянном развитии импровизируемых саксофонистом тем и мотивов, и иногда могло продолжаться по двадцать минут, в течение которых публика не могла оторваться от созерцания этого самоуглублённого, спокойного человека, сквозь инструмент которого в видимый мир прорывалась временами совершенно трансцендентная энергия. При этом, в отличие от многих других музыкантов фри-джаза, Андерсон никогда не отрывался от афро-американских корней, прежде всего — от свинговой ритмики. Его фри-джаз всегда свинговал.

Цитата:
Биография Фреда Андерсона очень типична для Чикаго: он родился на дальнем Юге США, в Монро, штат Луизиана, 22 марта 1929 года, и приехал в Чикаго с матерью восьмилетним в ходе Второй великой миграции, когда в 1930-40-е гг. в Город Ветров перебирались с Юга сотни тысяч потерявших средства к существованию афроамериканцев. С саксофоном Фред столкнулся совершенно случайно, увидев инструмент у своего двоюродного брата, и с тех пор уже не расставался с «дудкой». Всего два месяца он брал уроки игры на инструменте и элементарной теории музыки; всё остальное — результат самообразования, главным образом — слушания пластинок Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, которых Андерсон считал своими учителями, хотя звук его саксофона вовсе не был похож на звук Паркера. Когда в 1947 году он впервые услышал записи Паркера, рассказывал Андерсон газете «Чикаго Трибьюн» в 1997 г., «они буквально снесли мне крышу. Я никогда не смог бы сыграть так быстро и так точно, как он, но по крайней мере я мог научиться понимать, что он делает. С этого момента я стал относиться к музыке серьёзно».

Причём это вовсе не означало, что Фред начал выступать. Нет, музыкой он занимался только дома, в свободное время, а его было немного: семья бедствовала, и с подросткового возраста Фред должен был работать — официантом, чистильщиком ковров, барменом… О том, чтобы заняться музыкой всерьёз, он задумался только в начале 50-х, и опять из-за Чарли Паркера: на этот раз он услышал великого саксофониста живьём — в последний, как оказалось, приезд «Птицы» в Чикаго для выступлений в клубе Beehive.

Но настоящая история Андерсона-музыканта начинается только в середине 1960-х гг., когда в маленьком баре в западной части Чикаго собираются отцы-основатели будущей AACM — Андерсон, пианисты Мухал Ричард Абрамс и Джоди Крисчен, барабанщик Стив Макколл, трубач Керан Фил Корэн и другие. В этот период джазовые клубы чикагского Саутсайда, которых в 1940-50-е гг. насчитывались десятки, стремительно закрывались из-за смены культурных приоритетов городского афроамериканского населения. Старый «салонный» джаз больше не пользовался спросом, интересы публики стремительно переключились на ритм-н-блюз и соул, и остававшиеся в бизнесе клубы не рисковали представлять публике новое поколение чикагских джазменов, игравших резкую, сложную, весьма радикальную музыку. «Мы поняли, что для нас нет места, где мы могли бы выступать и быть услышанными. Большинство клубов не торопились приглашать исполнителей новой музыки, да и клубов-то в то время было уже совсем немного. Поэтому мы решили, что должны представлять себя сами, создать организацию, которая представляла бы нас, а не ждать, пока кто-то придёт и сделает это для нас».

Результатом стал стремительный прорыв как минимум двух имён из круга AACM — композитора-саксофониста Энтони Брэкстона и обширного коллектива Art Ensemble of Chicago, в который входили саксофонисты Роско Митчелл и Джозеф Джарман, трубач Лестер Боуи, басист Малаки Фэйворс Магостут и барабанщик Фамуду Дон Мойе. Однако прорыв этот произошёл не в США, а в Европе: первые успехи Art Ensemble of Chicago были связаны с работой во Франции, да и выступления Брэкстона с группой Circle в основном проходили вне США. Но Андерсон оставался в Чикаго, где не только активно записывался с соратниками по AACM, но и занимался организацией клубной жизни. В конце 1970-х он был менеджером клуба Birdhouse, а затем перешёл в клуб на Южной Индиана-Авеню, который в 1982 г. выкупил у прежнего владельца и назвал Velvet Lounge. Благодаря запущенной им программе воскресных джем-сешнов «Бархатная ложа» скоро стала центром притяжения для всех чикагских джазменов, исповедовавших новую импровизационную стилистику AACM, где соединялись ярость раннего фри-джаза, «земные» интонации блюза и практика свободного объединения элементов всех джазовых стилей всех эпох. Любой музыкант-экспериментатор, как бы радикально он ни звучал, мог получить «гиг» в Velvet Lounge. Это неудобное крошечное помещение, втиснутое между куриным грилем и пунктом обмена валют, вмещало всего 72 стула; тем не менее, оно стало настоящим центром чикагской импровизационной музыки, гостеприимно открывая свою сцену всё новым поколениям музыкантов, уже не обязательно принадлежащих к AACM и даже не обязательно афроамериканских — так, именно здесь показывал свои первые программы будущий лауреат макартуровской «стипендии гения» саксофонист Кен Вандермарк. Значение клуба для чикагской сцены было так велико, что в 2006 г., когда старое здание было снесено, чикагские музыканты собрали на концертах-бенефисах сто тысяч долларов, необходимых для переезда клуба в новое помещение. Часть фондов поступила и от европейских поклонников Андерсона. Новый Velvet Lounge, в два раза объёмнее первого, открылся буквально за углом, на Восточной Сермак-Роуд, в июле 2006 г., всего через три месяца после закрытия старого.

До конца жизни Андерсон продолжал совершенствовать своё импровизационное искусство. Тут, как он говорил джазовому критику «Чикаго Трибьюн» Ховарду Рейху, снова был замешан Чарли Паркер. «Я всё пытаюсь понять, как он мог играть неделю и ни разу не повториться», объяснял Фред причину своих неустанных занятий на саксофоне. Его искусство поздних лет зафиксировано на видеоальбомах, выходивших на чикагском лейбле Delmark в 2005 («Timeless: Live at the Velvet Lounge») и 2009 («21st Century Chase») годах.


НЕПОЛНАЯ ДИСКОГРАФИЯ:
  • Another Place (Moers, 1978)
  • Dark Day (Message, 1979); reissue as Dark Day + Live in Verona (Atavistic, 2001) with Billy Brimfield, Steven Palmore, Hamid Drake
  • The Missing Link (Nessa, 1979, issued 1984) with Larry Hayrod, Hamid Drake
  • Vintage Duets: Chicago, January 11, 1980 (Okka Disk, 1994) Duo with Steve McCall (dr)
  • The Milwaukee Tapes Vol. 1 (Atavistic, 1980, issued 2000) with Billy Brimfield, Larry Hayrod, Hamid Drake
  • Black Horn Long Gone (Southport, 1993, issued 2010) with Malachi Favors Maghostut, Ajaramu (AJ Shelton)
  • Birdhouse (Okka Disk, 1996) with Jim Baker, Harrison Bankhead, Hamid Drake
  • Chicago Chamber Music (Southport, 1997) with Tatsu Aoki, Afifi Phillard
  • Fred Anderson / DKV Trio (Okka Disk, 1997) with Ken Vandermark, Kent Kessler, Hamid Drake
  • Live at the Velvet Lounge (Okka Disk, 1999) with Peter Kowald, Hamid Drake
  • 2 Days in April (Eremite, 1999) - with Hamid Drake, Kidd Jordan and William Parker
  • Fred Anderson Quartet, Volume One (Asian Improv Records, 1999)
  • Fred Anderson Quartet, Volume Two (Asian Improv Records, 2000)
  • On the Run, Live at the Velvet Lounge (Delmark, 2000) with Tatsu Aoki, Hamid Drake
  • Duets 2001: Live at the Empty Bottle (Thrill Jockey, 2001) Duo with Robert Barry[disambiguation needed] (dr)
  • Back at the Velvet Lounge (Delmark, 2002) with Maurice Brown, Jeff Parker, Harrison Bankhead, Tatsu Aoki, Chad Taylor
  • The Great Vision Concert (Ayler, 2003)
  • Back Together Again (Thrill Jockey, 2004) Duo with Hamid Drake (dr)
  • Blue Winter (Eremite, 2004) with William Parker, Hamid Drake
  • Timeless (Delmark, 2005)
  • From The River To The Ocean (Thrill Jockey, 2007) Duo with Hamid Drake (dr)
  • Fred Anderson Quartet, Volume Three (Asian Improv Records, 2008)
  • A Night At The Velvet Lounge/Made In Chicago 2007 (Estrada Poznańska, 2009)
  • Staying in the Game (Engine Studios, 2009) with Harrison Bankhead, Tim Daisy
  • 21st Century Chase: 80th Birthday Bash, Live at the Velvet Lounge (Delmark, 2009) with Kidd Jordan, Harrison Bankhead, Jeff Parker, Chad Taylor



Еще





Fred Anderson & DKV Trio - 1996 - Fred Anderson & DKV Trio





Fred Anderson - 1998 - Live at the Velvet Lounge


Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
4 пользователя(ей) сказали спасибо:
bluess09 (10.05.2014), den4704 (17.05.2014), Nextdoorscream (09.06.2014), Rhodíola rósea (14.08.2018)
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Music > Jazz/Blues

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Fred Frith SubwaySun Distorted Unit 29 05.02.2017 12:45
Laurie Anderson Marlo Stanfield Popular Music 2 06.06.2014 14:52
Mississippi Fred McDowell Iomhar Baran Jazz/Blues 11 21.03.2012 18:57
Pink Anderson william blake Jazz/Blues 0 18.10.2010 13:27
Todd Anderson reaching_forward Emo 1 14.08.2009 22:25

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 05:13. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2020, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.

© 2004-2019 Neformat Ukraine