Лерой Дженкинс родился 11 марта 1932 года в городе Чикаго. Его мама - пианистка, которая всячески поощряет стремление сына к музыке, поэтому Лерой с ранних лет начинает изучать игру не на одном, а на нескольких инструментах: кларнет, альт-саксофон, фагот, скрипка, альт. Уже в 10 лет он выступает в «St.Luke», крупнейшей баптистской церкви Чикаго. Талант мульти-инструменталиста развивается дальше – он поступает в университет на класс фагота, в свободное от учёбы время играет на саксофоне ритм-энд-блюз, а закончив обучение, уезжает в Алабаму и становится учителем скрипки.
Через несколько лет он возвращается в Чикаго, и в 1964 году вступает в ассоциацию в поддержку креативных музыкантов (Association for the Advancement of Creative Musicians (AACM) - содружество джазовых музыкантов, следовавших за идеями Орнетта Коулмана, Сесила Тэйлора и других музыкантов, расширявших рамки традиционного джаза. Именно здесь он серьёзно заявляет о себе, как о наиболее изобретательном скрипаче фри-джаза.
В 1969 году уезжает в Европу и становится одним из основателей «Creative Construction Company». Здесь он играет в компании талантливого и композитора Энтони Брэкстона и трубача Лео Смита. Там же он записывается с саксофонистом Колтрейна – Арчи Шеппом, и с Орнеттом Коулмэном.
В 1971 году Дженкинс организовал «The Revolutionary Ensemble» («Революционный ансамбль») — трио с контрабасом и ударными, выступившее на многих европейских фестивалях, ориентированных на фри-джаз. Этот проект оказал важное влияние на становление и развитие нового джаза в целом.
Перечислять артистов, с кем выступал Дженкинс – неблагодарное дело, он переиграл практически со всеми представителями джазового авангарда. За свою долгую жизнь он многое перепробовал, прекрасно ориентируясь и в новой импровизационной музыке, и в сфере академической композиции. Будучи одной из ключевых фигур во фри-джазе 1970-80-х годов, Лерой - артист с классическим образованием, и в его работах можно легко найти точки соприкосновения принципов европейской музыки с колористическим и интонационным своеобразием джаза.
Лерой Дженкинс существенно расширил диапазон звуков и возможностей для струнных инструментов в джазе. Его рискованные фразы, искажённые соло – это элементы блюза, бибопа, джаз-фанка, и классики. Ему были по душе как грубые ударные атаки со скребущим царапающим тоном, так и фразы-мантры, еле уловимо изменяемые тончайшими оттенками, мелодии то закрыты, то искрятся потоками стаккато. Скрипка для него всегда была инструментом, дающим возможность привнести в музыку «human pitch» - методику инструментального воплощения выразительных средств человеческого голоса, не фиксируемых средствами нотации, лежащих за пределами европейской темперации. Его музыка отсылает нас в 30-годы, к сырому, неприглаженному джазу – как у Стаффа Смита, но в то же время она современна – как у Колтрейна, Энтони Брэкстона или Бартока.
Легендарный скрипач фри-джаза скончался в 2007 году от рака лёгких. Он оказал большое влияние не только на скрипачей (Эдди Сауза, Яшу Хейфеца), но и на других инструменталистов – Чарли Паркера, Орнетта Коулмэна, Джона Колтрейна, и многих, многих других. Он изменил мир джаза.
1975: Swift are the Winds of Life (with Rashied Ali)
1975: For Players Only (with Jazz Composer's Orchestra)
1977: Solo Concert (India Navigation)
1977: Lifelong Ambitions (Black Saint)
1978: The Legend of Ai Glatson (Black Saint)
1978: Space Minds, New Worlds, Survival America (Tomato Records)
1979: Mixed Quintet (Black Saint)
1979: Straight Ahead/Free at Last (Red Records)
1984: Urban Blues (Black Saint)
1992: Leroy Jenkins Live! (Black Saint)
1994: Themes and Improvisations on the Blues
1994: Solo (Lovely Music)
скачать:
Leroy Jenkins' Sting - 1984 - Urban Blues
Leroy Jenkins - 1998 - Solo
Ценители собачатины могут начать со второго альбома, именно соло Дженкинс показывает все на что способен. Любители более традиционной и мелодичной музыки могут начать с проекта Sting, в рамках которого Дженкинс экспериментировал с совмещением фанка и свободного джаза.
О, круто, дякую дуже. Дженкінс - це те, шо називається воно, при чому, з першої взятої ноти.
Поки прослухав тільки Leroy Jenkins Solo Concert 77го (який, власне в шапці і процитований із ютуба), але цікаво було би й більше його послухати.
Власне, взнав про цього чудо-музиканта через присвяту йому від http://www.neformat.com.ua/forum/oth...ca-pavone.html на альбомі Walking, sleeping, breathing.