www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 26.11.2008, 15:12   #1
Чайка из Амстердама
+/- Информация
Репутация: 994
Никколо Макиавелли / Niccolo Machiavelli



Никко́ло Макиаве́лли (в оригинале: Никколо́ Макьяве́лли итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469 — 21 июня 1527) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).

Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубл. в 1532). Автор военно-теоретических трудов. Типичный представитель гуманизма — светского мировоззрения эпохи Возрождения. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии).

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.


Исторически его принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Впрочем, такие представления скорее следует отнести к исторически сформировавшемуся имиджу Макиавелли, чем к объективной реальности. Возможно, на упомянутый имидж повлиял прямой, честный подход, способность Макиавелли называть вещи своими именами, а также восприятие современников, рассматривавших его труды через призму собственных религиозных, идеалистических представлений, и приближающиеся эпохи сентиментализма и романтизма. В 21 веке труды Макиавелли едва ли покажутся циничнее любой газетной статьи. Кроме того, здесь следует учитывать человеческую психологию: люди умные внушают страх из-за своей непонятности, поэтому современные политики, работая над своим имиджем, стараются предстать понятными массам, не особенно умными любителями футбола, популярной музыки и напитков.


Макиавелли поддерживал идею объединения Италии в единое государство, считая, что в этом деле «цель оправдывает средства». Многие неправильно понимают эту фразу, потому что она вырвана из текста.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Философский имморализм Макиавелли оправдывает это тем, что не будет же сам народ поступать лишь благодатно, а значит и направляющий их государь - принцип (в терминологии самого автора) для укрепления своей власти должен быть готов к адекватному ответу.

Труды Макиавелли считают освобождающими политику от принципов морали, хотя скорее он предстает бесстрастным советником вождей общества. Благодаря упомянутому представлению, именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению некоторых читателей Макиавелли. При рассмотрении форм правления он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Однако сложность его достижения предопределяет необходимость "сильной руки" - того самого принципа, который должен во что бы то ни стало направить государство к республике пусть даже аморальными методами, с болью перешагивая через собственную мораль, отдав затем всю свою власть в руки народа. И в этом коренится основная проблема Флоренции и всего мира: где же найти столь благородного мужа?!

Детальнее биография на вики

Учреждение колоний (своих людей) — метод турецкого султана
Опора на оппозицию внутри стана врагов — метод римлян, опиравшихся на этолийцев при захвате Греции.
Избегать ненависти и презрения, которые сгубили римских императоров. Ненависть вызывается посягательством на имущество и женщин своих сторонников. Презрение вызывается бедностью, нерешительностью, малодушием, непостоянством.
Дела непопулярные возлагать на других, а популярные делать самим.
Искусно создавать врагов
Привлекать одарённых людей
Развлекать народ зрелищами
Участвовать в собраниях, на которые разделен народ.
Решительное и своевременное подавление недовольства -
«Нет способа надёжно овладеть городом иначе, чем подвергнуть его разрушению»;
«Все вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли»;
Факторы власти: собственные сторонники, народ, знать, чужеземцы.
Качества государя — сдержанность, осмотрительность и милость.
Добродетели государя: милосердие, верность, человечность, прямодушие и благочестие.
Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло — насколько это необходимо.
======================================

Недавно купила "Государь". Ещё не прочла, только начала. Интересно мнение людей. которые читали Макиавелли либо Государя либо Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. В общем, любопытно кто что думает
Екатерина Андреевна вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 15:14   #2
vinyl 12"
+/- Информация
Репутация: 780
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

я конечно извиняюсь, но это [:|||:] уже 500 лет как.

и вообще он мудак.
Януш Дзенский вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 15:19   #3
vinyl 12"
+/- Информация
Репутация: 1095
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

читал шот, когда философия в универе была. не запомнилось как то
usyara вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 15:23   #4
амеломан
+/- Информация
Репутация: 294
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Немає значення, скільки років виповнилось. Так, Джону Донну скоро стукне 440 років від народження, це не заважає мені вважати його одним з найкращих містичних поетів. Річ в тому, що Макіавелі даремно відносять до красного письменства проте імя відоме, і цього мабуть досить. кожна епоха створює свій тип мислителя, тодішній стан пардон "роздрібненої феодальної Італії" дав ніколо. добре це чи ні, хз. Та ясно, що насправді великими є ті, що не підкоряються тренду, і рухаються проти течії. Макіавелі до таких не належить.
ehnaton вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 15:31   #5
free jazz improvisation
+/- Информация
Репутация: 1578
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

мне нравится Маккиавели.потому что он мудак.
Bongzilla вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 15:38   #6
Banned
+/- Информация
Репутация: 430
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

батя котирует. я так себе. некоторое нормос, некоторое гавно. я просто срал на мораль, этику и прочее занудство по отношению к обществу в целом, но котирую по отношению к близким людям.
и в обществе как бы всегда будет существовать плебс (в более позднем понимание этого слова) к которому стоит относится как к плебсу. Тут я согласен с отношением сабжа к этой проблеме.
lok вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 15:59   #7
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Эхнатон совершенно прав, какая разница, чему сколько лет. В любом случае, Макиавели был одним из самых талантливых людей, обосновывавших "правый" идеологический полюс, и во многом, сведённый в набор шокирующих клише, был понят так же превратно, как и Ницше. Кстати говоря-
Цитата:
Сообщение от ehnaton Посмотреть сообщение
Річ в тому, що Макіавелі даремно відносять до красного письменства
со своим "Корнем Мандрагоры" он является одним из зачинателей новой европейской комедии.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 16:08   #8
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

И, люди, я бы попросил не бросаться словами без пояснений. Макиавелли- не Адольф Гитлер, чтобы можно было за здорово живёшь обозвать его мудаком.

Последний раз редактировалось Doerty; 07.07.2011 в 12:49.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2008, 17:05   #9
vinyl 12"
+/- Информация
Репутация: 1297
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Цитата:
Сообщение от Вильгельмина Посмотреть сообщение
и вообще он мудак.


ОСÖБА_1 вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 18.02.2009, 23:49   #10
Watch my trick!
+/- Информация
Репутация: 19
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Легко вам его мудаком называть.
Nergal вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 14.07.2010, 23:38   #11
vinyl 10"
+/- Информация
Репутация: 1193
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

читав Державця, правда, не всі розділи, але цілком склав для себе думку про книжку й особу. доки я читав, я постійно думав, навіщо описуються ті речі, які дійсно завжди існували, і про які, по суті, всі знають. потім уже мені дали резонне пояснення - до нього ніхто не насмілювався казати про владу тверезо, так, як це дійсно є. і, в принципі, це дійсно велика його заслуга. бо до того існували тільки релігійні/культові пояснення дій влади, які далекі від дійсності.
valmakar вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 05.08.2010, 15:40   #12
lossless
+/- Информация
Репутация: 174
re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Цитата:
Сообщение от ImSp Посмотреть сообщение
считаю его выдающимся человеком.
Согласна!"Государя" тоже читала, в большенстве с ним согласна.
Мне нравится то, что он один из первых в те времена мыслителей виступил против религии в законе, политике и еще в нескольких сферах.Молодец мужик
Jin Topsed вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 07.07.2011, 12:37   #13
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
Re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Мне очень нравится этот портрет работы Санти ди Тито, написанный уже после смерти Маккиавелли, в котором, очевидно, отразились размышления художника над текстами своего героя. Не поймёшь, чего в его лице больше- проницательности, иронии или печали.



Недавно прочёл "Государя", он показался мне глубоким и безжалостно правдивым. Рецепты Макиавелли по достижению власти, несомненно, весьма действенны, поскольку большинство людей действительно таковы, какими он их описывает- "неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечёт нажива". http://www.neformat.com.ua/forum/lit...tml#post384150 очень точно сказал о Макиавелли, что он совершенно справедливо описывает человеческую мотивацию- без учёта Божественной благодати, а те, кто возмущаются Макиавелли, обычно слишком склонны верить в благородство человеческой натуры.


Среди замечаний, которые понравились мне больше всего- "...люди меньше боятся обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно". При этом Макиавелли добавляет, что, хотя у народа можно и подчас даже нужно вызывать страх, совершенно недопустимо вызывать его ненависть, которую "государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь и имущество; так что недовольным может оказаться лишь небольшое число честолюбцев, на которых нетрудно найти управу".

Конечно же, как христианин, я не могу так уж восторгаться его построениями, и, прежде всего, самим принципом ситуативного подхода к морали, однако, учитывая, что в нашем мире нам постоянно приходится выбирать меньшее из зол, нельзя не признать, что буквальное и комплексное использование уроков "Государя" может оказаться чрезвычайно полезным, ведь Макиавелли заботится, конечно же, не о государях, а о народе, о котором высказывается с таким горьким презрением.
Наверно, не все знают, что Макиавелли был убеждённым республиканцем, однако в современных ему условиях раздробленности итальянских княжеств и иностранной оккупации не видел- возможно, совершенно справедливо- иной возможности спасти страну, кроме её объединения под властью решительного и жёсткого диктатора.

"Правый" "Государь" уравновешивается "левыми" "Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия", с которым я пока знаком лишь по отдельным выдержкам, однако вот лишь пара цитат, доказывающих, сколь несправедливо было бы считать Макиавелли апологетом тирании:
"… когда вместо свободы водворяется тирания, самое малое зло, которое государство терпит от этого, состоит в том, что оно не может больше идти вперёд";
"Если хочешь сделать народ многочисленным, сильным и способным достигнуть великой власти, то придётся позволить ему приобрести такие свойства, что потом нельзя будет управлять им по желанию. Если же оставить его малочисленным и бессильным, чтобы иметь возможность управлять им, то он никогда не сохранит приобретённого владычества и сделается столь ничтожным, что станет добычей первого врага".

Возвращаясь к "Государю"- эта книга является, безусловно, "учебником" именно для диктатора, но для диктатора, так сказать, просвещённого. "Из всех способов предотвратить заговор самый верный- не быть ненавистным народу"- сколько народов, -и сколько диктаторов- могли бы извлечь пользу из этого замечания. Увы, отечественные диктаторы всегда вели себя прямо противоположно указаниям Макиавелли. Одним из наиболее разумных его предписаний мне кажется умеренное и быстрое истребление противников режима в начале правления и категорическая недопустимость массовых репрессий в последующие годы: "Тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Тот, кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид" . В связи с этим я был весьма удивлён, узнав, что к Макиавелли с большой симпатией относился Сталин- вот хорошая иллюстрация выражения "смотрит в книгу, видит фигу". А вот это место Сталину следовало бы прочесть внимательнее, прежде чем заключать пакт с Гитлером- как и господам, умудрившимся пойти на Мюнхенские соглашения: "Римляне, предвидя беду заранее, тотчас принимали меры, а не бездействовали из опасения вызвать войну, ибо знали, что войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть её- к выгоде противника".

Конечно же, следование советам Макиавелли было бы весьма полезным и российским царям, например, его настойчивый призыв ограничить самоуправство монарха властью парламента- не думаю, что сделаю слишком смелое предположение, сказав, что Николай Второй, не решившись в конечном счёте на этот шаг, очевидно, обрёк империю и миллионы её граждан на гибель.

Или вот этот пассаж, о котором следует помнить всем, мечтающим о революционных преобразованиях и не учитывающих, что революция вводит общество в порочный круг следующих друг за другом переворотов, из которого редкий революционер выходит живым: "Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам". А вот это, мне кажется, отлично подходит в качестве оправдания государства как репрессивного института: "...от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица".

А эта горькая фраза превосходно объясняет, почему и в современном мире диктатура остаётся одной из наиболее популярных форм государственного устройства, и те немногие, умные и отважные, кто пытается вырвать свой народ из его оков, обычно обречены на гибель, при попустительстве и равнодушии этого же народа: "Какие бы средства не употреблялись государями для удержания власти, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нём не остаётся места, когда за большинством стоит государство".


Сейчас читаю его драматургическое наследие, пьесы "Мандрагора" и "Клиция", стоящие у истоков комедии эпохи Возрождения и итальянского национального театра- очаровательные и забавные, которые могут показаться обаятельно легковесными, при том, что являются по-настоящему новаторскими произведениями, исподволь выворачивающими на изнанку множество идеологических и эстетических штампов. Макиавелли, оказавшийся в опале, отстранённый от политической жизни, написал их, чтобы заработать на жизнь, на что, очевидно, содержится намёк во вступительной песне к "Мандрагоре":

...И если легкомысленный сюжет
украсит вряд ли имя
того, кто мудрым бы считаться рад, -
корить за лёгкость автора не след:
затеями пустыми
он скрасить хочет дней унылый ряд.
Он обратил бы взгляд
к серьёзнейшим предметам,
однако под запретом
другие начинанья для него:
за них ему не платят ничего.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 11.07.2011, 02:39   #14
vinyl 10"
+/- Информация
Репутация: 1193
Re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

Doerty,
на жаль, читав тільки Державця, тому можу судити тільки про цю книжку - дійсно все так, як ти пишеш. у мене, принаймні, виникали повністю аналогічні до твоїх враження і думки.
до речі, вважаю вислів Макіавеллі, що "люди завжди однакові" чи не найпроникливішою сентенцією всієї соціальної філософії
valmakar вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 12.07.2011, 01:37   #15
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
Re: Никколо Макиавелли/Niccolo Machiavelli

valmakar, И спешу согласиться с этим-


Цитата:
Сообщение от valmakar Посмотреть сообщение
вважаю вислів Макіавеллі, що "люди завжди однакові" чи не найпроникливішою сентенцією всієї соціальної філософії

Хотел добавить, что к наиболее выразительным достоинствам "Мандрагоры" и "Клеции" можно отнести весьма любопытные трактовки центральных женских образов- в обоих пьесах действие вертится вокруг стремления героев добиться их благосклонности. Главный персонаж "Мандрагоры" пытается прельстить шашнями благонравную замужнюю даму, однако, вопреки законам действия и амплуа, героиня в результате проявляет в их отношениях куда больше предприимчивости и решительности, в "Клеции" же речь идёт о юной воспитаннице одного купеческого семейства, члены которого стремятся затащить её в постель, при этом девушка, вожделение к которой запустило всю эту череду интриг и вызвало столько переживаний в комедии, названной её именем, сама так и не появляется на сцене, предоставляя остальным решать её будущее, рассказывать о её чувствах и даже выдавать себя за неё.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 11.04.2014, 13:00   #16
tape
+/- Информация
Репутация: 85
Re: Никколо Макиавелли / Niccolo Machiavelli

"Государя" всем стоит прочесть. В жизни очень полезен.
charles_ryder вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 19:31. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine