www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 05.12.2008, 15:27   #1
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Фантастика - научная и не очень

Цитата:
Что же такое фантастика? На мой взгляд, существует два основных, я бы сказал фундаментальных, класса определений: определения узкие и определения, сами понимаете, широкие.

Узкое определение формулируется как бы с единственной целью – тщательно и надежно отгородить фантастику от всей прочей литературы. Обычно оно представляет собою ясный, почти математический, алгоритм, с помощью коего любой желающий безошибочно отделяет злаки от плевел (а заодно – деревья от леса и младенца от ванночки). Например: «Фантастика – литература крылатой мечты». Значит, действуем следующим образом: берем литературное произведение и ищем в нем мечту; обнаружив таковую, устанавливаем наличие у нее крыльев; стоп, конец алгоритма, вывод – перед нами произведение фантастическое. Очень удобно и даже элегантно, но, к сожалению, не обходится и без просчетов: вне фантастики остаются и «Война миров», и «Солярис», и многие другие произведения, хотя и замечательные, но вовсе не подпадающие под избранную дефиницию.

Определения широкие имеют свои минусы. Скажем: «Фантастика есть вид литературы, использующей специфический художественный прием, – в произведение вводится элемент необычайного, почти невероятного или невозможного вовсе». И здесь алгоритм разделения почти однозначен. Но могут найтись (и конечно же немедленно находятся) желающие спросить: «Что же это у вас – сказка про Курочку-рябу тоже, получается, фантастика?» И приходится отвечать: «Да. Тоже». Вообще-то непонятно, почему плохой роман про изобретение самонадевающейся ушанки разрешается включать в фантастику, а хорошую сказку про Оловянного Солдатика – не разрешается. И все-таки ощущение некоторой избыточности и чрезмерной уже широты разбираемого определения остается.
...
...
Вы до сих пор не знаете, что такое фантастика? Вы хотите это узнать? Превосходно! Возьмите следующие произведения литературы:
1. Д. Свифт, «Путешествия Лемюэля Гулливера».
2. Н. Гоголь, «Нос».
3. Э. А. По, «Приключения Артура Гордона Пима».
4. Ж. Верн, «Восемьдесят тысяч километров под водой».
5. Г. Уэллс, «Война миров».
6. Д. Лондон, «Алая чума».
7. Ф. Кафка, «Превращение».
8. А. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина».
9. К. Чапек, «Война с саламандрами».
10. А. Конан Дойл, «Затерянный мир».
11. А. Беляев, «Человек-амфибия».
12. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Прочтите их. Прочли? Так вот это и есть фантастика.
(c) Борис Стругацкий
Собственно, тему я создаю не для того, чтобы поспорить, что относить к фантастике.
Просто в литературном разделе уже созданы темы о настоящих мастерах, безусловных мастодонтах нф. Многие хорошие, но малоизвестные авторы остаются за бортом. А создавать тему для каждого писателя, который прославился, скажем, всего одним произведением - тоже не выход. Так что предлагаю посвятить тред фантастам, которые заслуживают внимания, но о каждом из которых лень создавать отдельный
И если кто-то начнет возмущаться о "неканоничности" каких-то произведений,
Цитата:
Фантастическое - это нарушение общепринятого порядка, вторжение в рамки повседневного бытия чего-то недопустимого, противоречащего его законам, а не тотальная подмена реальности миром, в котором нет ничего, кроме чудес
(с) Роже Кайуа

Хотелось бы начать со своих любимых авторов.
Брайан Ламли, "Дом Дверей"
Мимо этой книги многие проходят, смущенные остальными произведениями Ламли - черепухи на обложках, кровавые вампиры и прочий ширпотреб вовсе не склоняет большинство ценителей к творчеству автора. Я и сама начинала читать её с большим предубеждением (сыграло свою роль и то, что Ламли покусился на святое - продолжил серию мифов о Ктулху Лавкрафта).
К моему удивлению, книга оказалась далеко не пустышкой - более того, в ней обнаружился хоть и плосковатый, но жизнепригодный концепт - "заслуживают ли жизнь люди, методично уничтожающие себе подобных и свою планету?"
Не маст рид, конечно, но вполне подходит для доказательства того, что современная литература - не провал

Отрывок

Они одержимы идеей небес -- прекрасного мира. Для фонов эта идея --
подходящий довод, особенно, если преподнести ее в соответствующей
модификации. Кроме того, эти люди большую часть времени заняты тем, что
пытаются уничтожить свой мир. Как поверхность планеты, так и ее недра! Они
разрывают планету на части, потрошат ее недра. После они сжигают то, что
откопали, отравляя атмосферу дымами и ядовитыми газами. Они загрязняют
океаны отходами и ядовитой водой из своих городов, вырубают леса, дающие
кислород.
Может, все это было бы и простительно, если бы люди, как и фоны, имели
бы другие миры, куда могли переселиться, доведя Землю до полного истощения.
Но у людей не было подобной возможности. На твердо- и жидкотопливных
летательных аппаратах они, самое большее, могли бы добраться до спутника
свой планеты. И это, насколько видел Сит, было бесполезно. Для чего им Луна?
Чтобы устроить там временную ракетную базу? Для чего? Чтобы достигнуть
остальных планет этой системы, которые не приспособлены для обитания
человека? Чтобы добраться до звезд? Без вопросов! Даже несмотря на то что их
технология сделала такой скачок за последние сто лет, по меньшей мере тысяча
лет у них уйдет на создание самой примитивной модели синтезатора или
какого-то другого модуля для межзвездных путешествий. Нет, им до этого еще
очень далеко!
Но использование жидкости как топлива! Сжить и тем самым уничтожать
жидкость! Это -- кощунство! Дать им еще одно тысячелетие, и, быть может, они
сумеют понять, что жидкость способна стать машиной.
Варварство? Без сомнения, люди -- варвары. Они борются, но не с
враждебными, инопланетными расами, с которыми они даже ни разу не
столкнулись, а друг с другом! Люди убивали друг друга... Массовые убийства,
попытки геноцида. Они воевали друг с другом! И занимаясь этим, они
уничтожили большую часть своей планеты. Что это за существа, которые,
возведя прекрасный дом, тут же бросались друг на друга с кулаками и
разрушали дом изнутри?
Половина планеты имела разногласия с другой половиной. Все они обладали
оружием, которое могло сжечь атмосферу планеты и изуродовать всю
поверхность. Кроме того, они постоянно наращивали арсенал, совершенствуя то
одно оружие, то другое. Точно так же вели себя и меньшие нации: не было
уголка на планете, где царил бы мир и покой. Повсюду велись мелкие воины.
И в их руках было ядерное оружие, которым люди злоупотребляли... Здесь
они обогнали сами себя! К тому же они не принимали никаких мер безопасности,
понятия не имели, как можно использовать или уничтожить ядерные пустыни. В
лучшем случае, атомы были могучими, но примитивными источниками энергии. Но,
даже зная, насколько они ошибаются, люди продолжали эксперименты и
усовершенствования, постепенно уничтожали самих себя и свой мир. Все это
превращалось в медленный, болезненный процесс, который почему-то назывался
прогрессом.
Люди и в самом деле уничтожали самих себя... Так почему бы Ситу не
помочь им пройти по намеченному маршруту?
"Но, -- об этом Ситу говорило его подсознание, внутреннее "я", -- ты же
изучал эту расу и решил, что она достойна. Согласно законам, законам фонов,
люди достойны того... чтобы их оставили наедине с их собственными амбициями.
Это было до того, как тебе пришлось сделать выбор. Так кто же оказался
недостоин?.. Только не я, -- уговаривал себя Сит. -- Мои заслуги доказаны.
Меня ведь признали претендентом на место на кристальном пьедестале?"
Против такого довода никакие аргументы не работали. А если даже они и
существовали, Сит не произнес их даже про себя. Но чтобы дважды увериться в
своей правоте, Сит решил собрать данные, говорившие против человеческой
расы, внимательно исследуя нравы, верования и табу людей.
Взять хотя бы то, что они -- бисексуалы, что само по себе
отвратительно, и что большая часть их религий проповедует, что одна женщина
должна принадлежать одному мужчине или наоборот. Тем не менее их аппетиты --
их похоть, которая игнорировала законы, казалась неиссякаемой. Беспорядки в
юности этой расы, даже по их собственным стандартам, были ужасны. Как единая
раса, они имели множество сексуальных традиций и извращений, и это касалось
не только их сексуальности, но и других аспектов жизни.
Сит записал несколько американских телепрограмм, по-видимому,
нацеленных на предупреждение определенных болезней и склонностей:
небезопасный секс убивает, допинг убивает, курение убивает, выпивка убивает!
И, конечно, один из молодых телеведущих признался, что испытал все это на
себе и до сих пор занимается сексом, употребляет тонизаторы, пьет и курит.
Определенно, общая картина складывалась так: знания о том, что данная вещь
смертоносна, как раз и являлись основным стимулом для ее потребления... В
итоге две трети населения планеты убивали себя с помощью войн, избытка
вредных пристрастий и болезней (очень часто имеющих сексуальное
происхождение) -- вот результат грубого нарушения правил личной гигиены и
бессмысленного загрязнения окружающей среды.
Одна из их религий -- христианство, превозносило соблюдение десяти
законов, названных заповедями, которые можно было толковать, как самые
скверные законы этого мира, поскольку большинство христиан нарушало все
десять заповедей.
Наблюдения Сита были не слишком уж беглыми, потому что в своих
наблюдениях он шел от макро к микро, от общей массы к отдельным индивидуумам
человеческого общества. К тому же он был уверен, что, ищи даже целую
вечность, он не найдет ни одного высокоморального мужчину или женщину.
Каждый из людей в первую очередь думал о себе, а потом о других. Каждый
хотел "жить хорошо, как..." и при этом заглядывал на следующую ступень
социальной лестницы, ожидая, когда упадет тот, кто там находится. Это
означало, что любой успех расы, как единого целого, должен быть или
случайным, или... совершенно фантастическим событием. Человек не пытался
добиться чего-то для своей расы -- только для себя самого.
[свернуть]

На либ.ру
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2016, 14:55   #121
будь нормальным
+/- Информация
Репутация: 966
Re: Фантастика - научная и не очень

дуже котірую Уоттса
читав ріфтерів і сліпоту
Sallkem вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2016, 15:16   #122
vinyl 5"
Supporter 
+/- Информация
Репутация: 362
Re: Фантастика - научная и не очень

Цитата:
Сообщение от Sallkem Посмотреть сообщение
читав ріфтерів і сліпоту
Если что, в начале года вышло продолжение слепоты: https://www.litres.ru/piter-uotts/ehopraksiya/
punknotyet на форуме   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2016, 17:09   #123
interested in nothing
+/- Информация
Репутация: 648
Re: Фантастика - научная и не очень

прочитал/перечитал 451 по фаренгейту
Бредбери жертва коммунистической пропаганды
thegroundhog вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2016, 18:02   #124
-
Supporter 
+/- Информация
Репутация: 1481
Re: Фантастика - научная и не очень

Просто оставлю это здесь.
Взято из

фейсбука


Начну писать о прочитанной фантастике.
Мой любимый фантаст из «серьезного жанра» – Тед Чан. У нас малоизвестен, но после фильма «Прибытие» жду перемен. Пишет редко, в основном небольшой формат, прочитать всё можно за неделю. Сюжет и персонажи – не главное, всё создано ради идей. Они оригинальны и мощны. Награды подтверждают, что это не только имхо: премий больше, чем произведений.
Краткий обзор и личная оценка:
1. «ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ». Масштабно, как постройка космического лифта, но это не сай-фай, а мифологическая притча. Они построили до небесного свода. Красиво. 10/10.
2. «ДЕЛЕНИЕ НА НОЛЬ». Мы все верим, что 1+1=2. А вдруг математическая красота – иллюзия? 9/10.
3. «ПОНИМАЙ». Описание мышления человека, увеличившего ай-кью на пару-тройку сотен. Расширяет сознание. О конфликте чистого знания и прагматизма. 10/10.
4. «ИСТОРИЯ ТВОЕЙ ЖИЗНИ». О влиянии языка мышления на само мышление. О конфликте предсказания будущего и свободы воли. Просвещение. 10/10. Экранизация под названием «Прибытие» – лучшее, что я видел за несколько лет.
5. «72 БУКВЫ». Другая Вселенная: вместо клонирования – оживление големов, вместо генов – буквы. 8/10
6. «ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАУКИ». Короткое эссе о том, что/кто будет после нас, и какой смысл нам барахтаться. 9/10.
7. «АД – ЭТО ОТСУТСТВИЕ БОГА». Основная идея вызвала неприятие, но задумался надолго. Верующим не читать. 9/10.
8. «ТЕБЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ТЫ ВИДИШЬ?» О красоте и неизбежной предвзятости в наших отношениях. 9/10.
9. «WHAT’S EXPECTED OF US». А вдруг свобода выбора – тоже иллюзия. Жутко. 10/10.
10. «КУПЕЦ И ВОЛШЕБНЫЕ ВРАТА». Несколько интересных историй с машиной времени. 10/10.
11. «ВЫДОХ». Другая Вселенная: механическая разумная жизнь исследует, как она устроена и сколько осталось их миру. Катарсис. После рассказа ничего не хотелось читать. 10/10.
12. «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНЫХ ОБЪЕКТОВ». Эволюция искусственного интеллекта. Не люблю очеловечивания роботов, но Чан и тут хорош. Приоритеты расставлены. 9/10.
13. «КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ НЯНИ ДЭЙСИ». О машинном обучении детей и их последующих отклонениях. 7/10.
14. «ПРАВДА ФАКТОВ, ПРАВДА ОЩУЩЕНИЙ». О том, что мы помним, и том, что на самом деле было. Слезливо, с морализаторством, но интересно. Идея опередила одну из серий «Черного зеркала». 8/10.
15. «ВЕЛИКАЯ ТИШИНА». Вариант решения парадокса Ферми. Учит ценить жизнь, особенно разумную, ибо все мимолетно, даже в галактических масштабах. В соавторах – два попугая. 9/10.
****************

Продолжая о фантастике.
В моем личном рейтинге «серьезных фантастов» второе место после Чана делит Майк Резник с еще несколькими писателями (о которых в «следующих сериях»). Известен у нас примерно на том же уровне, что и Тед, т. е. обсудить произведения порой не с кем. Для уважающих авторитеты: Резник номинировался на «Хьюго» 37 раз, что есть рекорд, из них выиграл пятижды.
Вообще, большинство фантастов либо хороши в серьезном жанре без тени юмора, либо исключительно в юморе и сатире (Шекли, Адамс, Пратчетт). Резник на удивление удачно совмещает.
В КАТЕГОРИИ СЕРЬЕЗНОГО
Пожалуй, лучшее из прочитанного – роман «РОЖДЕННЫЙ ПРАВИТЬ». Понравилось больше «Города» Саймака и «Основания» Азимова. Помимо глобальной истории цивилизации от первобытных времен до прогнозируемого завоевания галактики и дальше, описана работа дипломатов, археологов, журналистов, архитекторов, юристов, медиков, экономистов и многих других профессий в галактических масштабах (кажется, даже со знанием дела). Я считаю, что заслуживает занесения в классику.
Вкратце идея романа передана в повести «СЕМЬ ВЗГЛЯДОВ НА ОЛДУВАЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ» – заслуженный «золотой дубль» середины 90-х. О том, что делает человечество человечеством.
Рассказ «КИРИНЬЯГА» показывает дилемму «трудно быть богом» – «оставьте нас в покое» с двух сторон. Читал два раза, так и не понял, на чьей стороне автор. Тут, как и в повести «СЛОН КИЛИМАНДЖАРО», автор вплетает в фантастику культуру разных африканских племен, что познавательно само по себе. В повести понравилось, как мыслят главные герои.
«ВДОВОДЕЛ» – о клоне, лишенном свободы выбора. Чуток смахивает на беллетристику типа «Стальной крысы», но интереснее. Есть пару сиквелов романа, если кто читал – поделитесь впечатлениями.
«ВАЛЬПУРГИЯ III» – о работе идеального киллера на планете-«перевертыше» с множеством культов, поклоняющихся разным дьяволам. В конце – интересная этическая задачка.
Также хороши «ПУТЕШЕСТВИЕ С МОИМИ КОТАМИ» и «43 АНТАРЕССКИЕ ДИНАСТИИ», но на русский – не переводились.
ИЗ НЕСЕРЬЕЗНОГО.
Роман «АВАНПОСТ» – реальные отморозки и недосупергерои в баре на задворках галактики рассказывают истории из своей жизни. Много интересных идей и аллюзий.
«ПО СЛЕДУ ЕДИНОРОГА» – городское детективное юмористическое фэнтези – на Манхеттене ищут единорога. Многие отсылки нам чужды, но в целом хорошо.
Доставили рассказы:
«УХОДЯ, ГАСИТЕ СОЛНЦЕ» – короткое эссе. Мизантропам принимать обязательно.
«МОНСТРЫ МИДУЭЯ» – рассказ на пять страниц о будущем спорта, смеялся, как не в себя. «СМЕРТЬ ВО БЛАГО» – о Боге и бессмертии.
«БАЙБЕРМАНН И ЕГО ДУША» – лучшее определение души, которое я встречал.
В меру забавно:
«БОГ И МИСТЕР СЛАТТЕРМАН» – раз душу, которая попадает в рай, можно продать дьяволу, почему душу, которая попадает в ад, нельзя продать богу?
«КАК Я НАПИСАЛ НОВЫЙ ЗАВЕТ» – об Агасфере.
Не впечатлило в обеих категориях: роман «Черная леди», рассказ «Любитель закатов».
[свернуть]
nobody вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2016, 18:57   #125
double gatefold vinyl
+/- Информация
Репутация: 1481
Re: Фантастика - научная и не очень

nobody, спасибо, будет что прочесть на досуге.
Atompunk вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2016, 19:04   #126
-
Supporter 
+/- Информация
Репутация: 1481
Re: Фантастика - научная и не очень

Atompunk, сам взял на карандаш. Буду ознакамливаться.
nobody вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 21.01.2017, 11:35   #127
-
Supporter 
+/- Информация
Репутация: 1481
Re: Фантастика - научная и не очень

Читаю понемногу на досуге Чана. Действительно практически во всех его рассказах заложено стремление к целостности, гештальту, универсуму, расширению возможностей нашего ограниченного восприятия. И отправной точкой во многих произведениях является именно семиотика, в частности - лингвистика. Мне это очень близко, так как теория Сепир-Уорфа не дает мне покоя с самых юных лет.
В этом плане получил истинное удовольствие от чтения "Истории..." уже после просмотра "Прибытия".

Спойлеры


С одной стороны, книга мне помогла лучше понять некоторые пробелы кино. Например, Тед доходчиво объясняет, почему отправной точкой взаимопонимания не послужили "простые" земные языки. Как оказалось, дело не только в том, что гептаподы хотели великодушно научить нас своей письменности, но и в том, что глупые напуганные людишки по приказу правительств старались сообщить о себе минимум информации. Кроме того, я наконец уловил прямую связь между овладением языком пришельцев и способностью видеть закольцованное прошлое и будущее: как только мозг сбрасывает оковы линейного и унифицированного письма, он высвобождает свой истинный потенциал.
С другой стороны, я лучше понял режиссерскую работу Вильнева, ведь и без того короткий рассказ стремительно ускоряется ближе к концовке и как будто бы обрывается на полуслове. Такое впечатление, что у Чана просто горели дэдлайны, как у Федора Михайловича в свое время. И Дэни стравился с задачей "дополнить, но не испортить" на отлично, лишь подтвердив свой статус одного из самых интересных режиссеров современности. Браво.
Надо также отметить, что "История" весьма кинематографична по своей фактуре, поскольку переплетения личного и профессионального для главной героини как будтобы склеены на монтажном столе - без каких-либо переходов и пауз.
Главный минус перевода - это имена пришельцев. Не хочу даже упоминать эту нелепую самодеятельность переводчиков.
[свернуть]

П.С. Вспоминая нашу дискуссию в Видеоарте по поводу влияния Воннегута на Чана, сам автор выражается весьма недвусмысленно в послесловии:
Цитата:
Что до идеи рассказа, самое, быть может, краткое ее резюме, которое мне приходилось видеть, дал Курт Воннегут на двадцать пятой годовщине «Бойни номер пять»: «Стивен Хокинг… решил, что мучительно, что мы не можем помнить будущее. Но для меня теперь помнить будущее — детская игра. Я знаю, что станет с моими беспомощными доверчивыми младенцами, потому что сейчас они уже большие. Я знаю, как кончат мои лучшие друзья, потому что так много из них теперь на пенсии или умерли… Стивену Хокингу и всем тем, кто моложе меня, я говорю: «Терпение. Будущее придет к вам и ляжет у ваших ног, как собака, которая знает и любит вас, кем бы вы ни были».
nobody вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2021, 11:57   #128
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 759
Re: Фантастика - научная и не очень

Вкус к фантастике во многом привила Техника-молодёжи. Там, помимо прочего, был Клуб любителей фантастики, в котором очень тщательно подбирали контент, плюс был отличный иллюстратор/ы (?) В т.ч. запомнился и перевод отрывка про пустынных червей (как выяснилось, из Дюны). Поэтому Техника-молодёжи была так популярна, что её воровали из почтовых ящиков.
Anandamid на форуме   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Репетиционная база X-Rays м.Научная, Харьков Elvi$ Studios, Rehearsal Rooms & Shops 0 29.09.2013 13:02
Советская научная фантастика Eldritch Literature 42 20.12.2011 16:20

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 16:55. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2021, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.

© 2004-2021 Neformat Ukraine