www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 04.01.2009, 13:00   #1
сдохни или умри
+/- Информация
Репутация: 2583
Николай Васильевич Гоголь


Никола́й Васи́льевич Го́голь (20 марта (1 апреля) 1809(18090401), Большие Сорочинцы, Полтавская губерния—1852) — знаменитый русский писатель, драматург, поэт. Один из величайших мастеров прозы и драматургии в русской литературе.



Биография

Детство и юность
Николай Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Он происходил из старинного казацкого рода. В смутные времена Украины некоторые из его предков приставали и к шляхетству, и ещё дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь (1738—1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации».

Прадед, Ян Гоголь, питомец Киевской академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае (в настоящее время — Полтавская область Украины), и от него пошло прозвание «Гоголей-Яновских». (По другой версии они были Яновскими, так как жили в местности Янове). Сам Гоголь, по-видимому, не знал о происхождении этой прибавки и впоследствии отбросил её, говоря, что её поляки выдумали. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было 15 лет. Полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого характера и замечательный рассказчик, не осталась без последствий и определила интересы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малорусского быта, как панского, так и крестьянского. В этих впечатлениях был корень позднейших малорусских повестей Гоголя, его исторических и этнографических интересов; впоследствии из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности, впоследствии овладевшей всем существом Гоголя.

Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления к гимназии, к одному из местных учителей; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасною памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, виновата и сама гимназия высших наук, на первое время не слишком хорошо организованная; например, преподаватель словесности был поклонник Хераскова и Державина и враг новейшей поэзии, в том числе и Пушкина.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Г. И. Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние[2]; А. С. Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Н. Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником (ещё со второго года пребывания в Нежине). Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был совершенно неспособен. Таким образом планы будущего были неясны; но любопытно, что Гоголем владела глубокая уверенность, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей.


Петербург

В декабре 1828 г. Гоголь переехал в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: его скромные средства оказались в большом городе слишком незначительными; блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой за то время смешаны из этого разочарования и из широких ожиданий в будущем, хотя и туманных. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тотчас тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он на первое время очутился в украинском кружке, отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает в обществе интерес; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Но ещё раньше он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» (1829 г.), которая была написана ещё в Нежине (он сам пометил её 1827 годом), и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он сам был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению.

В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек, но через месяц вернулся опять в Петербург (в сентябре 1829 года) — и после загадочно оправдывал эту странную выходку тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на какую-то безнадёжную любовь: в действительности он бежал oт самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. "Его тянуло в какую-то фантастическую страну счастья и разумного производительного труда», — говорит его биограф; такой страной представлялась ему Америка. На деле вместо Америки он попал на службу в III Отделение благодаря протекции Ф. В. Булгарина. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов (апрель, 1830 г.), где он оставался до 1832 года. В 1830 году завязываются первые литературные знакомства: О. М. Сомов, барон Дельвиг, П. А. Плетнёв. В 1831 г. происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность.

Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была уже некоторым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, веденных предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий, которые стали первым началом его литературной славы. Он уже́ принимал некоторое участие в изданиях того времени: в начале 1830 года в «Отечественных записках» Свиньина был напечатан (с правками редакции) «Вечер накануне Ивана Купала»; в то же время (1829 г.) были начаты или написаны «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь».

Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига, «Литературной газете» и «Северных цветах», где, например, была помещена глава из исторического романа «Гетман». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, наклонной к мистицизму, — после они сблизились очень тесно.

Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву c просьбой его пристроить, и действительно, уже́ в феврале 1831 года, Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, имело великое влияние на всю его судьбу. Перед ним раскрывалась наконец перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном.

В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что, кроме места в институте, Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, какое встретил Гоголь в новой среде. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием и вообще было полезно для юноши с весьма скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением повышалось качество художественного творчества. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной А. О. Росетти, впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своем предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни.


Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями (в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»).

Известно, какое впечатление произвели на Пушкина эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором; на первый раз не была понята вся глубина этого таланта, способного на великие создания. Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Литературная слава Гоголя стала бесспорной.

Он вырос и в глазах его ближайшего круга, и в особенности в сочувствиях молодого литературного поколения; оно уже́ угадывало в нём великую силу, которой предстоит совершить переворот в ходе нашей литературы. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 он в первый раз был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Погодиным, Максимовичем, Щепкиным, С. Т. Аксаковым.

Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Уже вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы».

Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было уже иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая деятельная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить планы жизни.

С конца 1833 он увлёкся мыслью столь же несбыточной, как были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь думал основаться вместе с ним в Киеве, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве ему представлялись, наконец, русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать украинскую старину.

К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете, конечно, благодаря влиянию его высоких литературных друзей. Он действительно занял эту кафедру; раз или два ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. Это была, конечно, большая самонадеянность; но вина его была не так велика, если вспомнить, что планы Гоголя не казались странными ни его друзьям, в числе которых были Погодин и Максимович, сами профессора, ни министерству просвещения, которое сочло возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам курс гимназии; так невысок был ещё весь уровень тогдашней университетской науки.

В 1832 году его работы несколько приостановились за всякими домашними и личными хлопотами; но уже в 1833 он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» (две части, СПб., 1835), где было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству («Скульптура, живопись и музыка»; несколько слов о Пушкине; об архитектуре; о картине Брюллова; о преподавании всеобщей истории; взгляд на состояние Украины; об украинских песнях и пр.), но вместе с тем и новые повести: «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».

Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» (две части, СПб., 1835). Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«Тарас Бульба» явился здесь в первом очерке, который гораздо шире был разработан Гоголь впоследствии (1842). Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637-38 гг., предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского.

К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина (1836) и Плетнева (1842) и в первом собрании сочинений (1842); к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина (1842).

К 1834 относят и первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая наконец той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.

Известно, что основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых Душ», был сообщён Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.

«Ревизор», кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения плана и деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.

«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое почувствовало, что дело идёт о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает.

Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности.

Это последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавался ещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды.

Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина (1836), остальные — в первом собрании его сочинений (1842).

В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», первые наброски которой относятся к тому же 1833, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомленный усиленными работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решился отдохнуть вдали от этой толпы общества, под другим небом.


За границей
В июне 1836 Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание в «прекрасном далеке» на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» — но стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответсвенно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.

Осенью 1839 он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привести готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года этот первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве («Похождения Чичикова или Мёртвые души, поэма Н. Гоголь», М. 1842).

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголь Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём все сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше.

Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать все им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.

Н. В. Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продожением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удасться довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ», принеся её в жертву Богу. В благодарность за избавление от болезни, Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить все общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу все писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетневу. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями» (СПб, 1847).

Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. 40-е гг. — пора формирования и размежевания двух различных идеологий в современном ему русском образованном обществе. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья-Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафим Саровский, отец Игнатий (Брянчанинов) и др. Он остался Гоголем.

Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна.

Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. О. Смирнова и П. А. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением учительского тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд; по примеру Пушкина, он считал себя рождённым «для звуков сладких и молитв».

В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать натянутый характер какой-то нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Т. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё».

В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и учительства; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. «Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, — говорит он. — У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете, он думал, что просто сидит в России на станции. Он пробыл конец весны и лето в деревне у матери, а 1 сентября переехал в Москву; лето 1849 года проводил у Смирновой в деревне и в Калуге, где муж Смирновой был губернатором; лето 1850 года прожил опять в своей семье; потом жил некоторое время в Одессе, был ещё раз дома, а с осени 1851 года поселился опять в Москве, где жил в доме А. П. Толстого.

Он продолжал работать над вторым томом «Мертвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт.


Смерть

Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжёг их. Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом гр. Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней, 21 февраля 1852 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся». По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места. По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг спиритуализма — торжество духа над плотью.
[свернуть]


Некоторые произведения:

Мёртвые души
см. также: Какой русский не любит быстрой езды
Ревизор
Нос
Вечера на хуторе близ Диканьки
Миргород
Петербургские повести
Женитьба
Невский проспект
Портрет
Шинель
Записки сумасшедшего


Російський готичний письменник. Люблю почитати його невеликі оповідання, а от з великою прозою знайомий мало, на жаль.

Последний раз редактировалось Sun of a Beach; 21.01.2011 в 23:38.
Sun of a Beach вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 21.03.2009, 01:28   #61
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
Re: Николай Васильевич Гоголь

Цитата:
Сообщение от Екатерина Андреевна Посмотреть сообщение
Ну меня это совершенно не удивляет По-моему такие случаи не редкость(
Я с такими номерами сталкивался в советских изданиях. Скажу честно, хотя в наши дни всего можно ожидать, я удивлён, что эту практику, причём столь бесстыдно, взяли на вооружение
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.03.2009, 23:43   #62
vinyl 5"
+/- Информация
Репутация: 448
Re: Николай Васильевич Гоголь

Пока что прочитал "Вия". В начале немного насторожился слегка нудным описанием различных бурсаков, филосовов и других личностей, которые совали по карманам воробъев и курили люльки
Но потом, когда уже пошел рассказ про Халяву, Брута и Горобца, стало гораздо интереснее.
Понравилось как описывалась сцена, когда философа оседлала ведьма и они побежали по всяким лугам, полянам. Живописно там так все описал Автор.
И вообще мне показалось, что прекрасно передана атмосфера украинского села, с его особенностями и обычаями. Можна даже на время поверить в реальность того, что раньше были ведьми (а может и сейчас есть) и во все их дьявольские штуки

Произведение не сильно эпичное и совсем не страшное, но всеравно понравилось



Сейчас взялся за "Записки Неизвестного" и пока они заинтересовали меня больше "Вия"
Mutuh вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.03.2009, 18:06   #63
vinyl 12"
+/- Информация
Репутация: 1095
Re: Николай Васильевич Гоголь

думаю надо бы почитать что то, а то знаком только с тем, что в школе проходили.
usyara вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.03.2009, 00:53   #64
libertine
+/- Информация
Репутация: 137
Re: Николай Васильевич Гоголь



он еще мультик новый про нос рисовал, Дилиаго
Absence вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.03.2009, 13:30   #65
vinyl 5"
+/- Информация
Репутация: 448
Re: Николай Васильевич Гоголь

Дочитал "Записки Неизвестного" очень понравилось
Развитие сюжета очень хорошее.
Вначале вроде перед нами обычный себе человек со своими желаниями, мечтами.
Потом появляется некая ненормальность даже слегка невинная и веселая в виде говорящих и переписывающихся между собой собаченок Но со временем все становится гораздо серьезнее, потеря во времени (мартобря ), принятие себя за короля Испании и более изощренные игры сознания. В самом конце герой уже не вызывает положиельных эмоций, а его попросту жалко, даже гдето стало страшно
Mutuh вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 03.04.2009, 15:57   #66
vinyl 5"
+/- Информация
Репутация: 448
Re: Николай Васильевич Гоголь

Нос както вообще не понравился, скучноватый
а вот Портрет очень даже ничего
Mutuh вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 29.04.2009, 02:14   #67
Чайка из Амстердама
+/- Информация
Репутация: 994
Re: Тарас Бульба (2009)

Doerty, Саш, я может, немного не в тему со своим вопросом) Недавно с Олей (ну Бендер которая) общались на тему патриотизма Гоголя. Она сказала, что Гоголь по-моему если я не ошибаюсь, в письмах к матери писал, что-то в духе "сейчас я буду Вам писать на чужом мне языке...". ТО есть для человека, считающего язык чужим, наверное и страна эта чужая (я про Россию). Тогда, я могу предположить, что он считал себя украинцем?
Екатерина Андреевна вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 29.04.2009, 02:25   #68
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Екатерина Андреевна Посмотреть сообщение
Тогда, я могу предположить, что он считал себя украинцем?
Я, наверное, это просто в тему про Гоголя потом перенесу

Ну, вопрос о том, кем он себя считал, стал источником бесконечных баталий критиков, историков и националистов с обеих сторон. Очевидно, что родным языком для Гоголя был украинский, однако причина, по которойон писал на русском, не столь ясна- было ли дело в том, что он понимал, что в качестве украиноязычного писателя никогда не добьётся успеха, или же он считал, что украинский язык не предоставляет ему необходимых выразительных средств для произведений большой литературы? Ведь в то время украинская литература находилась в зачаточном состоянии, серьёзных сочинений на нём практически не выходило, считалось, что она подходит лишь для юмористических произведений вроде "Енеиды" Котляревского, Шевченко со своей лироэпикой только появился- и, кстати говоря, Гоголь отзывался о нём довольно пренебрежительно.
Что касается того, кем считал себя Гоголь, есть хрестоматийное высказывание- в точности его не процитирую- тоже, кажется, из письма, где он говорит, что не может ответить на этот вопрос определённо, что одна половина его души- русская, другая- малороссийская.
Лично мне кажется, что на этом "двоедушии" Гоголя и следует остановиться))
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 29.04.2009, 02:28   #69
Чайка из Амстердама
+/- Информация
Репутация: 994
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Doerty Посмотреть сообщение
Ведь в то время украинская литература находилась в зачаточном состоянии


Вот, кстати, Гоголь же отказался от своей второй польской фамилии. Я правда не знаю, что послужило мотивом, поэтому сложно судить Но поляком значит он себя не считал))
Екатерина Андреевна вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 29.04.2009, 02:37   #70
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2253
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Екатерина Андреевна Посмотреть сообщение
Вот, кстати, Гоголь же отказался от своей второй польской фамилии. Я правда не знаю, что послужило мотивом, поэтому сложно судить Но поляком значит он себя не считал))
Тем не менее, это не мешает многим авторам- одним из первых был, кажется, хороший русский писатель из "почвенников" Солоухин- утверждать, что он был очарован польской культурой и католицизмом
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 08.03.2010, 23:07   #71
lossless
+/- Информация
Репутация: 49
Re: Николай Васильевич Гоголь

Кто ж не любит творчество Гоголя?Кто не любит сказочные,мистические истории,а юморная сторона?Мне всегда казалось,что какаято часть наследия Гоголя,ясно самая интересная мной не прочитана.И вот случай,вижу у знакомых ВОСЕМЬ томов собрания сочинений,эх каково разочарование,кроме известных произведений,большая часть письма и статьи.Сестрица говорит,ну он же палил свои рукописи,по этому так мало до нас дошло.
Eldritch вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 19.12.2013, 19:47   #72
tape
+/- Информация
Репутация: 85
Re: Николай Васильевич Гоголь

Наверное, это крамола, только я всегда, считал, считаю и буду считать моего любимого Николая Васильевича русским писателем. Да он и сам так считал, так что ничего с этим не поделать. А главное, писал по-русски. А это для литературы определяющий момент.
Для русской же литературы он как Битлз для рока. Колоссальная фигура.
charles_ryder вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.05.2019, 22:54   #73
Banned
+/- Информация
Репутация: 0
Re: Николай Васильевич Гоголь

Очень уж симпатизирует мне этот писатель и его произведения. вот больше всего, его герой интересный и загадочный.

Собакевич - человек грубый и прямой. Гоголь отмечает, что он постоянно всех критикует и все время чем-то недоволен.
Собакевич не стесняется в выражениях, называя губернатора разбойником, а полицмейстера - мошенником.
Чувство страха этому герою неведомо. Он является интересным собеседником, хотя и довольно упрямым.
Манера поведения и речь его больше похожи на крестьянские, чем на аристократические.

Источник: https://nauka.club/literatura/sobake...vye-dushi.html
Karkade вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:03   #74
mp3 96 kbps
+/- Информация
Репутация: 12
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Екатерина Андреевна Посмотреть сообщение
Doerty, Саш, я может, немного не в тему со своим вопросом) Недавно с Олей (ну Бендер которая) общались на тему патриотизма Гоголя. Она сказала, что Гоголь по-моему если я не ошибаюсь, в письмах к матери писал, что-то в духе "сейчас я буду Вам писать на чужом мне языке...". ТО есть для человека, считающего язык чужим, наверное и страна эта чужая (я про Россию). Тогда, я могу предположить, что он считал себя украинцем?
Я его в какой-то мере даже понимаю (ещё бы, писатель — мечта всех юных херочек, колбасящихся под "Отто Дикса" или под чё там положенно юным готессам дэнсить).

Я спокойно пишу на украинском, но это для меня скорее первый иностранный, родной всё же русский.

По сабжу: застрибуючi до рота вареники — це любов.
Падшая вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:17   #75
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 803
Re: Тарас Бульба (2009)

Падшая, вот тут поподробнее, что ты пишешь.
Anandamid вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:24   #76
mp3 96 kbps
+/- Информация
Репутация: 12
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Rhodíola rósea Посмотреть сообщение
Падшая, вот тут поподробнее, что ты пишешь.
Вам таки про херочек, про языковую политику довбаних росiйськомовних шкiл у 90-i или про вареники?:3
Падшая вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:28   #77
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 803
Re: Тарас Бульба (2009)

Падшая, ты журналистка или графоманка ?
Anandamid вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:35   #78
mp3 96 kbps
+/- Информация
Репутация: 12
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Rhodíola rósea Посмотреть сообщение
Падшая, ты журналистка или графоманка ?
Я маленькая мёртвая девочка, за меня на форуме пишет мой сдохший котёночек, ггг.
Падшая вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:37   #79
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 803
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Падшая Посмотреть сообщение
Я маленькая мёртвая девочка, за меня на форуме пишет мой сдохший котёночек, ггг.
зачем ты идиотствуешь, твоя мотивация не ясна ?
Anandamid вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.10.2019, 23:44   #80
mp3 96 kbps
+/- Информация
Репутация: 12
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Rhodíola rósea Посмотреть сообщение
зачем ты идиотствуешь, твоя мотивация не ясна ?
Сходи и брутально поплачь в плечо Коле, что тебя юродствование какой-то херочки угнетает.
Пффф.
Падшая вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.10.2019, 21:40   #81
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 803
Re: Тарас Бульба (2009)

Цитата:
Сообщение от Падшая Посмотреть сообщение
Сходи и брутально поплачь в плечо Коле, что тебя юродствование какой-то херочки угнетает.
Пффф.
зачем ты идиотствуешь, твоя мотивация не ясна ? 2

Добавлено в 15:25 / Предыдущее сообщение было написано в 13:45

ты же неглупая девушка/женщина ?

Добавлено в 21:40 / Предыдущее сообщение было написано в 15:25

Энивэей, такими штуками ты здесь никого не удивишь, они устарели лет на 10 минимум. Как говорят сейчас, не в тренде (хотя я не люблю это определение).
Anandamid вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.10.2019, 21:44   #82
сдохни или умри
+/- Информация
Репутация: 2583
Re: Николай Васильевич Гоголь

Прекратите бессодержательный флейм, оба. В анцензоре - сколько угодно.
Sun of a Beach вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.10.2019, 21:50   #83
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 803
Re: Николай Васильевич Гоголь

Sun of a Beach, но ты со мной согласен хоть ? И прекращаю воспитательную флейм-миссию.
Anandamid вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.10.2019, 21:58   #84
сдохни или умри
+/- Информация
Репутация: 2583
Re: Николай Васильевич Гоголь

Rhodíola rósea, нет.
Sun of a Beach вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 01.04.2024, 13:32   #85
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 803
Re: Николай Васильевич Гоголь

Мазаль тов 215

Добавлено в 13:32 / Предыдущее сообщение было написано в 13:32

Anandamid вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Николай Коперник spiritus Rock 4 21.04.2016 12:20
Николай Рославец / Nikolai Roslavets Каспар Хаузер Classical 6 05.05.2013 21:29
DUB SPLASH @ ГОГОЛЬ FEST nice Events Archive 1 27.10.2012 01:49
13 августа - Табула Раса - Гоголь у моря (Одесса) Magic Box Events Archive 0 06.08.2010 14:38

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 17:36. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine