|
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум | |||
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов |
Опции темы | Поиск в этой теме |
03.02.2009, 05:42 | #1 |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Скликает всех своих сынов свобода молодая Они идут на бранный зов отвагою пылая Среди первоисточников моей любви к Великобритании был и этот образ- отважный, благородный воин, решительный и хитрый организатор, во главе нескольких десятков преданных соратников вершащий правосудие по собственному разумению в краю, стонущем под гнётом не ведающих никакой управы мелкопоместных тиранов. Законы, власть, само государственное устройство могут не иметь ничего общего со справедливостью или же бездействовать, и в таком случае право и долг сознательного гражданина- подняться на защиту своего имущества и человеческого достоинства, а также на защиту своих ближних. Это положение, из которого при известном подходе можно вывести оправдание терроризму и линчеванию, я всё же считаю во многом справедливым и важным в формировании моего мировоззрения, и им я обязан легендам о Робин Гуде, благородном разбойнике из Шервудского леса и его "весёлых молодцах", среди которых самые весёлые и самые молодцеватые- Маленький Джон, прототип всех преданных боевых товарищей и добродушных громил, которые восхищали меня в последующие годы, и отец Тук, который, несмотря на раблезианский подход к возлияниям, был, пожалуй, первым попавшимся мне литературным примером "хорошего священника", защитника библейских идеалов, не имевшего ничего общего с алчными и по сути глубоко еретическими представителями официальной церкви. Разумеется, ни одну историю нельзя назвать по-настоящему удавшейся без женщины. История Робин Гуда удалась благодаря прекрасной Мэрион, дочери шерифа Ноттингэмского, которая стала возлюбленной вольного стрелка из Шервуда- полагаю, именно эта героиня стала для меня первым доказательством ущербности, лживости классовых подходов, уверяющих, будто сословная принадлежность целиком формируют и определяют характер и моральный облик, заменяя индивидуальные характеристики. Не могу не вспомнить отрицательных героев истории- самого шерифа Ноттингэмского (как долго привыкал я после него к титулу героев Дикого Запада), в моём представлении- ворчливого и коррумпированного функционера, достаточно умного и деятельного, а также сэра Гая Гисборна- храброго рыцаря, убеждённого в справедливости своей миссии. Пожалуй, именно сэр Гай в глубоком детстве (ещё до моего знакомства с другим рыцарем, Брианом де Боагильбером, который произвёл на меня куда большее впечатление, чем его враг Айвенго) привил мне мысль о том, что противники положительных героев вполне способны вызывать уважение, и именно это придаёт противостоянию подлинный драматизм. Впервые я узнал об этом человеке года в три благодаря детской пластинке 77-го года выпуска, помещаю ссылку, где можно скачать запись- http://audio.arjlover.net/audio/Robin_Hood/. До сих пор помню отдельные фразы и интонации: "Он так метко стрелял из лука, что мог попасть в муху за тыщу шагов. Он был такой ловкий и находчивый, что мог обмануть любого хитрого и коварного врага. Он был весёлый и любил звонкие песни". На мой взгляд, отличная вещь, инсценировка В. Дубровского по пьесе С. Заяицкого, однако с досадным казусом- его авторы восприняли прозвище Маленького Джона буквально, и он был изображён мальчиком (как и в кукольном советском мультфильме 70-го года). Помню, мой дедушка долго бился, доказывая мне, что это- нахальная ложь, а в действительности Джон- здоровенный детина. Однако пластинка всё же была чудесной, с великолепными голосами и отличными шутками, а ведь юмор- неотъемлемый элемент историй о Робин Гуде, как и британской литературы вообще, о чём я узнал несколько позднее. Также там были дивные песни композитора Марка Карминского на слова маршаковского Бернса, гениального в своей простоте и выразительности, божественного Бёрнса, с которым я познакомился именно благодаря пластинке, например, отрывки из "Макферсона перед казнью", стихотворения, от которого у меня шевелятся на голове волосы, одно из самых потрясающих, самых величественных описаний смерти в мировой литературе: Скрытый текст - Привет вам, тюрьмы короля, Где жизнь влачат рабы! Меня сегодня ждет петля И гладкие столбы. В полях войны среди мечей Встречал я смерть не раз, Но не дрожал я перед ней - Не дрогну и сейчас! Разбейте сталь моих оков, Верните мой доспех. Пусть выйдет десять смельчаков, Я одолею всех. Я жизнь свою провел в бою, Умру не от меча. Изменник предал жизнь мою Веревке палача. И перед смертью об одном Душа моя грустит, Что за меня в краю родном Никто не отомстит. Прости, мой край! Весь мир, прощай! Меня поймали в сеть. Но жалок тот, кто смерти ждет, Не смея умереть! Так весело, Отчаянно Шел к виселице он. В последний час В последний пляс Пустился Макферсон. [свернуть] Мне кажется, столь беспардонная вольность в обращении с текстами не может не вызывать восхищения. И всё же, хочу заметить, что Бёрнс был использован весьма уместно, а музыка Карминского, для меня, во всяком случае, стала неотъемлемой частью его произведений. Того же покалеченного "Макферсона" и "Робина", или восхительной "Честной бедности" (http://vkontakte.ru/audiosearch.php?...ная%20бедность ): Скрытый текстКто честной бедности своей Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее. При всем при том, При всем при том, Пускай бедны мы с вами, Богатство - штамп на золотом, А золотой - мы сами! Мы хлеб едим и воду пьем, Мы укрываемся тряпьем И все такое прочее, А между тем дурак и плут Одеты в шелк и вина пьют И все такое прочее. При всем при том, При всем при том, Судите не по платью. Кто честным кормится трудом, Таких зову я знатью Вот этот шут - природный лорд. Ему должны мы кланяться. Но пусть он чопорен и горд, Бревно бревном останется! При всем при том, При всем при том, Хоть весь он в позументах, - Бревно останется бревном И в орденах, и в лентах! Король лакея своего Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым. При всем при том, При всем при том, Награды, лесть и прочее Не заменяют ум и честь И все такое прочее! Настанет день и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте. При всем при том, При всем при том, Могу вам предсказать я, Что будет день, когда кругом Все люди станут братья! [свернуть] Вольные стрелки поют это, разведя костёр, "сидя у его жаркого огня, затачивая боевые топоры и потуже натягивая тетиву луков". Или вот, строфы, кажущиеся настоящей квинэссенцией легенды о Робин Гуде, о чём я писал вначале: Скрытый текстЗачем терпеть в расцвете сил Ярмо порабощенья? К оружью, братья! Наступил Великий час отмщенья. Твердят: безгрешны короли, А руки их кровавы. Мы сами троны возвели, Тряхнуть их - наше право! Девизом каждый патриот Смерть иль свободу изберет. [свернуть] Много позже я узнал, что именно англичане стали первым народом, последовавшим этому призыву, и сделавшим больше любого другого народа в Европе для торжества гражданских прав и свобод. Скрытый текст[свернуть] Или, помню, как потрясли меня эти слова, которые поёт Робин Гуд после встречи с дочерью шерифа, я долгое время не сталкивался ни с чем подобным- с таким безысходным трагизмом в выражении любовной страсти и с таким подлинно мужским отношением к своей возлюбленной- признанием её полноправным товарищем в борьбе с житейскими невзгодами и одновременно стремлением заслонить её собой от их ударов: Скрытый текстВ полях, под снегом и дождем, Мой милый друг, Мой бедный друг, Тебя укрыл бы я плащом От зимних вьюг, От зимних вьюг. А если мука суждена Тебе судьбой, Тебе судьбой, Готов я скорбь твою до дна Делить с тобой, Делить с тобой. Пускай сойду я в мрачный дол, Где ночь кругом, Где тьма кругом, - Во тьме я солнце бы нашел С тобой вдвоем, С тобой вдвоем. И если б дали мне в удел Весь шар земной, Весь шар земной, С каким бы счастьем я владел Тобой одной, Тобой одной. [свернуть] Сильное впечатление на меня произвёл и роман "Робин Гуд" известного литературоведа и переводчика, героически погибшего на фронте, Михаила Гершензона, захватывающее, остроумное, сочное собрание легенд о благородном разбойнике в одном произведении, при этом- с замечательными рисунками выдающегося иллюстратора Геннадия Калиновского. И, может быть, кто-нибудь помнит британский сериал середины 80-х "Робин из Шервуда" (авторами музыки выступили http://www.neformat.com.ua/forum/oth...1-clannad.html), где истории была придана волшебная, фантасмагорическая тональность? Я его дважды смотрел, в первый раз его показали где-то до середины, во второй раз- до трагического финала. Я находился тогда в каком-то лагере отдыха от ЖЭКа, там был один телевизор на всё поселение, и большая часть отдыхающих ежедневно сходилось для просмотра очередной серии. Вместе со сверстниками я обзавёлся луком, стрелами и смущал покой пансионеров лязгом битвы. Среди нас ходили оптимистические слухи, что есть ещё какие-то серии, которых нам не показали, где выясняется, что Робин жив. Хочу вспомнить, какой радостью стало для меня неожиданное появление Робин Гуда- пожалуй, главный перфоманс этого героя в большой литературе- в "Айвенго" Вальтера Скотта, в качестве союзника сил короля Ричарда Львиное Сердце. В отечественной экранизации "Айвенго" эту роль исполнил Борис Хмельницкий, как и в персональном фильме, "Стрелы Робин Гуда". Задним числом я понимаю, что Хмельницкий сыграл по-настоящему хорошо, он создал лишённый гламура голливудских обращений к теме образ хорошего человека в плохое время, да и весь фильм был удачной попыткой представить свободную от романтического флёра реальность, однако просмотр мне испортила мысль о том, что эту роль не позволили сыграть Высоцкому. Кстати говоря, замечательных песн Высоцкого не было во время выпуска картины на экраны по требованию худсовета, они были вставлены перед телетрансляцией фильма в перестроечные времена. Среди этих песен я особенно хотел бы отметить "Балладу о борьбе", лучшее, на мой взгляд, произведение о том, что литература, чтение в гораздо большей степени воздействуют на реальность, чем это принято считать: Скрытый текстСредь оплывших свечей и вечерних молитв, Средь военных трофеев и мирных костров, Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от детских своих катастроф. Детям вечно досаден Их возраст и быт - И дрались мы до ссадин, До смертных обид. Но одежды латали Нам матери в срок, Мы же книги глотали, Пьянея от строк. Липли волосы нам на вспотевшие лбы, И сосало под ложечкой сладко от фраз. И кружил наши головы запах борьбы, Со страниц пожелтевших слетая на нас. И пытались постичь - Мы, не знавшие войн, За воинственный клич Принимавшие вой, - Тайну слова "приказ", Назначенье границ, Смысл атаки и лязг Боевых колесниц. А в кипящих котлах прежних боен и смут Столько пищи для маленьких наших мозгов! Мы на роли предателей, трусов, иуд В детских играх своих назначали врагов. И злодея слезам Не давали остыть, И прекраснейших дам Обещали любить; И, друзей успокоив И ближних любя, Мы на роли героев Вводили себя. Только в грезы нельзя насовсем убежать: Краткий век у забав - столько боли вокруг! Попытайся ладони у мертвых разжать И оружье принять из натруженных рук. Испытай, завладев Еще теплым мечом, И доспехи надев, - Что почем, что почем! Испытай, кто ты - трус Иль избранник судьбы, И попробуй на вкус Настоящей борьбы. И когда рядом рухнет израненный друг И над первой потерей ты взвоешь, скорбя, И когда ты без кожи останешься вдруг Оттого, что убили - его, не тебя, - Ты поймешь, что узнал, Отличил, отыскал По оскалу забрал - Это смерти оскал! - Ложь и зло, - погляди, Как их лица грубы, И всегда позади - Воронье и гробы! Если путь прорубая отцовским мечом Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почем, - Значит, нужные книги ты в детстве читал! Если мяса с ножа Ты не ел ни куска, Если руки сложа Наблюдал свысока, И в борьбу не вступил С подлецом, палачом - Значит, в жизни ты был Ни при чем, ни при чем! [свернуть] А анимационную интерпретацию, осуществлённую Вольфгангом Рейтерманом, одним из лучших постановщиков Диснея, я воспринял с восторгом, несмотря на определённую неортодоксальность трактовки. На мой взгляд, этот мультфильм- образец способности Disney попадать в образы и опровержение мнения о банальности их интерпретаций. Уже в несколько более зрелом возрасте мне пришла в голову идея- которую, по правде говоря, осуществить я не способен- произведения, демифологизирующего этот образ. Произведения о родовитом, храбром рыцаре, участнике крестового походов, лишившегося семьи и имущества по алчной прихоти могущественных соседей. Преследуемый, снедаемой жаждой мести, он "уходит в леса", встав во главе таких же отчаянных и отчаявшихся голов, как и он сам- йоменов, ставших жертвами феодального произвола, нищих рыцарей, попов-расстриг и обычных бандитов. Они создают "лесное братство", упраздняющее сословное деление- как, в общем, практически любая разбойничья шайка. Они действительно выступают защитниками крестьян и мстят обидчикам, однако, как бы ни пытался обмануть себя глава шайки, побудительными причинами для его людей являются жажда обогащения и жестокость, в той же мере, в какой им самим движут причинённые обиды и стремление отплатить своим врагам. Маленький Джон предстаёт здесь тупым головорезом-отморозком, Тук- похотливой, богохульной скотиной. В общем, как я сейчас понимаю, этакое переложение "Дубровского" на средневеково-британский манер. Совсем недавно я был в буквально потрясён, прочитав в Сети о новых работах британских историков, в изображении которых Робин и Ко предстают весьма похожими на героев моего замысла, разве что ещё худшими. Там утверждается, будто Робин Гуд и отец Тук являлись предводителями двух разных банд, впоследствии объединённых в народной фантазии, и что это были заурядные душегубы, далёкие от стремления раздавать честно награбленное бедным, и отличала их от прочих рыцарей большой дороги только изуверская, садистская жестокость, особенно свойственная Туку. Так что героем в данной истории оказывается как раз шериф Ноттингэмский, которому один из авторов призывает поставить памятник, предварительно снеся установленное изваяние Робин Гуда. Не знаю, насколько эта точка зрения соответствует исторической истине, хотя, безотносительно к Робин Гуду, обычные грабители и террористы, с которыми однажды может столкнуться каждый из нас, куда более напоминают именно этот неприглядный портрет, и не упоминать об этом означало бы проявить несправедливость по отношению к их жертвам, прошлым и будущим. И всё же из любого правила бывают исключения. Некогда я слушал передачу по Би-би-си, где главным выводом комментаторов было то, что ничего толком не известно, всё слишком запутанно и противоречиво, ведь до сих пор неясно, в каком веке жил Робин Гуд, и на протяжении конца 12- начала 13-го веков существовал целый ряд персон, оспаривающих в исторических работах право называться прототипом Робин Гуда, так что, возможно, нынешнее историческое разоблачение грешит против справедливости. При всей причудливости и прихотливости народной фантазии мне кажется странным, если бы столь доброй славы, такой горячей, единодушной любви был удостоен совсем уж негодный человек. Как бы то ни было, всё это едва ли способно очернить легендарный образ благородного разбойника из Шервудского леса, защитника слабых и угнетённых. Исторический прототип, которого, возможно, никогда не звали Робин Гудом, и современные художественные трактовки, авторы которых одержимы страстью развенчания, не являются столь значимой частью реальности, как этот образ, объединяющий мечты и идеалы миллионов людей- и становящийся для миллионов примером для подражания. Последний раз редактировалось Doerty; 26.01.2011 в 03:26. |
03.02.2009, 07:45 | #3 |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Мне тоже так кажется
Ты знаешь, я в сомнении, мне его нужно пересмотреть. Видел его тоже в далёком детстве, по ужасному чёрно-белому телевизору, помню, он мне показался просто захватывающе интересным, к тому же, мне показалось, там тоже был представлен более реалистический подход к делу, да и Костнер кажется мне отличным типажом. Но потом я слышал, что фильм считается весьма плохим, он даже "Золотой малины" нахватался, так что, может, я чего не понял Кстати, бруксовской пародии я тоже не видел, как и самой известной из экранизаций, с Эрролом Флинном 38-го года. Последний раз редактировалось Doerty; 25.01.2011 в 23:57. |
03.02.2009, 07:55 | #4 | |
время прошло, так особо и не наступив
Репутация: 2921
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
дададада, как я про Брукса забыла!
Цитата:
|
|
03.02.2009, 08:16 | #5 |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Никогда я так не жалел, что я не смотрел этого фильма((
Что ж, зато "Принц воров" оказался хорошим)) Добавлено через 4 минуты О! Нашёл в отдельности: http://sssrviapesni.narod.ru/korobeyniki.html "Первая песня разбойников". Добавлено через 1 минуту Ну, и "Вторая")) Добавлено через 9 минут Только что выяснил, что я почти вовремя сделал тему. Оказывается, 25 января исполнилось 250 лет со дня рождения этого волшебного поэта. Последний раз редактировалось Doerty; 25.01.2011 в 23:56. |
03.02.2009, 14:04 | #9 |
libertine
Репутация: 137
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
идея грабить богатых и раздавать бедным - старая и довольно гнилая.
Я думаю, все это прежде всего в кайф самому супергерою :) у меня тут непонятка, т.к. я люблю отрицательных героев - то путаюсь. Робин Гуд вроде и хороший, но разбойник ведь. Но в фильмах о нем я вроде всеравно болела за соперников. ну, в детстве |
03.02.2009, 23:18 | #10 | |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Цитата:
Что касается старости вышеупомянутой идеи- мне кажется, она оформилась именно в легендах о Робин Гуде. Строго говоря, разбой в данном случае не совсем разбой, поскольку является, с одной стороны, средством выживания, с другой- формой социального протеста. Робин Гуд и его ватага- в данном случае я, конечно же, подразумеваю персонажей легенды- являются людьми, вытесненными на обочину общества несправедливостью государственного устройства, когда сами они явились жертвами грабежа со стороны власть придержащих. Образ вольных стрелков, насколько я могу судить, возник в культуре йоменов, свободных крестьян, терпящих разнообразные обиды со стороны феодалов и ищущих утешение в представлении о народных защитниках и мстителях. Так что грабёж, осуществляемый Робин Гудом, фактически является формой ведения боевых действий в условиях гражданской войны, ведь их объектами становятся представители господствующих слоёв населения, поддерживающих существующий, глубоко несправедливый, преступный порядок. Есть ещё одна интерпретация событий, вошедшая в обиход с лёгкой руки сэра Вальтера Скотта: Робин Гуд- лидер национально-освободительного движения саксов, не смирившихся с вторжением норманнов. Этот образ благородного разбойника стал одним из сквозных для европейской культуры, множество разномастных бандитов в разные времена примеряли на себя это амплуа, и среди них можно отыскать и по-настоящему достойных людей, наподобие пирата времён короля Якова I Джона Хокинса. Также и в основе бунтов униженной и оскорблённой бедноты, отбирающей и делящей барское добро, лежат те же идеи и представления, которые некогда способствовали возникновению и популяризации идеи "лесного братства". Здесь я хочу отметить, что многие из подобных восстаний были не только справедливы, исходя из своих причин, но и отличались подлинным благородством, например, британское восстание конца 16-го века, совершенно бескровное. Его предводитель- имя вылетело из головы, потом посмотрю и укажу- судил помещиков-притеснителей, сидя под раскидистым деревом, но никому не чинил никакой физической обиды, а просто распоряжался отбирать у них угодья, которые зачастую были перед этим отобраны у крестьян. Или, пожалуй, самый известный пример- восстание Уотта Тайлера. Однако, конечно же, у популярности этого образа есть и оборотная сторона. Люди, как правило, склонны героизировать борцов с властью, даже если они являются заурядными бандитами. Упоминавшийся выше Макферсон, предстающий у Бернса воплощением воинственного благородства- на деле был обычный разбойник, известный как жестокий притеснитель и убийца простых скотоводов. Ореол разбойников, бунтовщиков, пиратов, гангстеров всегда был окружён романтическим ореолом, хотя, при ближайшем рассмотрении биографии самых популярных из них обычно оказываются историями удивительной низости и изощрённой жестокости. Например, один из самых знаменитых пиратов, Генри Морган, послуживший прототипом капитану Бладу, пытал испанских монахинь, стремясь заставить их выдать нахождение церковных сокровищ, сжигал захваченные города вместе с жителями и предательски убил многих из своих товарищей. Степан Разин был известен дикими выходками, вроде того, как однажды подвесил десятилетнего ребёнка рёбрами на крюк, и в конце концов просто сбежал, бросив своих людей. Бонни и Клайд, грабившие закусочные и забегаловки, погубили множество безвинных, беззащитных людей, не говоря уже о полицейских, подлинным же благородством отличался убивший их шериф Фрэнк Хамер (имя которого, кстати говоря, в отличие от преступной парочки, никто не помнит, как, например, и имя Элиота Несса, посадившего Аль Капоне), который однажды не открыл по ним огонь, опасаясь задеть прохожих. Идея робингудства надолго пережила своё время, и в этом- и её величие, и таящаяся в ней опасность. Образ благородного преступника, грабящего, чтобы выживать и помогать беднякам, примеряют на себя люди, которых никто не притеснял и у которых никто о не отнимал возможности честно работать, а идея гражданского неповиновения зачастую втемяшивается в пустые головы подростков, ничего не знающих об этой жизни, ничего не умеющих, ничего и не для кого не сделавших, однако стремящихся сделать мир лучше, расколотив пару буржуазных витрин. Впрочем, подобное вырождение и извращение- участь всех идей, что не означает их изначальной пагубности или того, что они не могут стать источником по-настоящему разумных и справедливых мыслей и действий, если подходить к делу без предубеждённости, восторженной или осуждающей. Добавлено через 1 час 24 минуты Кстати говоря, мне пришло в голову, что в английской культуре образ Робин Гуда уравновешивается образом короля Артура, мудрого и справедливого правителя. Добавлено через 9 минут Да, и вот, мне кажется, это ссылка будет здесь уместной. Её прислал мне как-то Добер, там говорится о причинах, побудивших сомалийских рыбаков идти в пираты. Этот материал свидетельствует, что на земле ещё существуют уголки, жители которых вынуждены делать выбор, который восемь столетий назад превратил английских бедняков в героев легенд: http://livasprava.livejournal.com/211232.html |
|
03.02.2009, 23:42 | #11 |
брожѣнiе умовъ
Репутация: 500
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Doerty, очень интересно, спасибо
но... но-но-но все же Робин Гуд доволе уникальное явление тупо для всего человечества... (или я не прав? может знаний или памяти не хватает). Твои примеры аналогов имеют качественное отличие - их не воспевал народ как позитивных чуваков. Это меня вот смущает. Герой, который шел против власти и при этом имеет позитивное отношение в фолькльоре... Даже Нестор Махно, или эти пираты или кто-то там еще... это всего лишь разбойники (по отношению к системе), и на долго в умах (тем более в фолькльоре) не задерживались (кроме историков) Что все же символизирует Робин Гуд? Чесно говоря в голову приходит только один аналог - закон увеличения энтропии, или же необходимость возникновения трения между слоями обществ ради их уравновешевания... но эта штука никогда не нуждалась в том, чтобы о ней сочиняли песни Добавлено через 9 минут А вообще я вот думаю что, он мог появится, только если бы в те времена были серьезные конфликты между властью (бомондом) и простыми людьми... то ли вообще там власти не было, то ли они были мудаками серьезными... это ж тогда король Артур был? или нет? в общем тот король был серъезным неудачником с точки зрения правителя (а если принимать в расчет что один правитель особой погоды не сделает, судя по всему целая эпоха была разделена на бедных и буржуев, да еще так, что бедные, в меру своих возможностей, воевали с буржуями, революционная эпоха, или лучше сказать - мятежная...) Добавлено через 4 минуты о! я вот вспомнил один исторический пласт, очень аналогичный явлению о Робин Гуде: эпоха козаков! тут много чего сопоставить можно! и у нас также в фолке отобразилась война с властью (которая по сути своей также была неудачной, в смысле все время менялась...)... тогда следующий вопрос возникает: у нас понятно, стык геополитических плит, у нас тут жопа была, есть и будет но что на острове, изолированном, который всегда был нейтральным с точки зрения антропотоков, геополитических динамик... наверное войны между югом и севером острова... |
04.02.2009, 00:13 | #12 | |||
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Цитата:
Вообще говоря, не могу с тобой согласится в отношении того, что моих примеров никто как позитивных чуваков не воспевал. Увы, во все времена превозносили отвагу и решимость преступников и зачастую сочувстовали именно им, а не защитникам правопорядка. Я уж не говорю о временах, когда разбой и вовсе не считался чем-то предосудительным- в "Одиссее" например без всяких рефлексий описывается, как греки занимались пиратством, тут ещё можно вспомнить "Золотой век" пиратства, противостояние Британии и Испанской империи, когда обе стороны использовали пиратство в военных целях. Если мы говорим о народных бунтах, то, обрати внимание, такие во всех отношениях омерзительные фигуры, как Разин и Пугачов, становились предметом народного восхищения, а в советские времена были легализованы как национальные герои. Возвращаясь к бандитам, в американской культуре, давшейя, пожалуй, наиболее мощный масскульт, тоже воспевались бандиты- наряду с шерифом Уайт Эрппом и охотником Баффало Биллом в пантеон героев Дикого Запада, ставших предметами восхищения, стали такие люди, как убивший 22 человек Билли "Кид" Банни и глава жестокой банды грабителей Джесси Джеймс. А помнишь "Банды Нью-Йорка"? Эти люди были подлинными кумирами бедноты, Билла-Мясника провожали в последний путь десятки тысяч людей, видивших в нёс заступника ирландских эмигрантов. Точно так же относились и к бонзам итальянской мафии, и в Америке, и в родной Сицилии, где самые жуткие убийцы пользовались безусловным уважением. Во времена Сухого закона гангстерские боссы вроде Аль Капоне и Лаки Лючиано стали настоящими светскими персонами, они вызывали всеобщую симпатию, в газетах так и называли- "симпатичными", или "домашними" гангстерами, с ними искали знакомства и дружбы даже многие представители богемы. Грабители, вроде Джона Диллинджера и Бонни и Клайда также вызывали восхищение толпы, что подтверждает и тот факт, что их имена общеизвестны, в отличие от имён офицеров полиции и ФБР, положивших конец их деятельности. Посвящённые им фильмы тоже во многом облагораживают их образы. Вообще, симпатия людей к бандитам очень хорошо видна по художественным произведениям. Я уже приводил в пример фантастически жестокого Генри Моргана, который стал историческим прототипом для элегантного джентльмена капитана Блада. Вообще, обрати внимание, как часто преступники на экране и в книгах оказываются положительными героями, мы об этом недавно говорили с Катей в теме про цензуру, в качестве позитивных персонажей изображают даже наёмных убийц. И, что касается Махно- если мы обратим на эту тему всеобщее внимание, несколько человек сейчас тебе объяснят, какая эта была на самом деле героическая и справедливая личность)) Что же до того, что он символизирует, то, как я уже и писал- с одной стороны, необходимость противостоять общественной несправедливости, с другой- мечту о бандите, который, с одной стороны, сражался бы с ненавистной властью, которая дерёт с тебя налоги и облагает общественными рамками, с другой, не трогал бы тебя и, напротив, был бы готов прийти к тебе на помощь. Добавлено через 4 минуты Цитата:
Добавлено через 1 минуту Цитата:
Добавлено через 1 минуту Я думаю, скорее несовершенства феодального строя и отсутствия централизованной власти. Когда Елизавета усмирила знать, и восстаний, и притеснений на время стало гораздо меньше. |
|||
04.02.2009, 00:16 | #13 |
брожѣнiе умовъ
Репутация: 500
|
re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Doerty,спасибо , вопросов больше не имею) в целом согласен) (делая один вывод: надо перечитать будет историю, а то после школы ничего не знаю(((
|
04.02.2009, 13:22 | #17 |
~MilkDrunk~
Репутация: 215
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Роберт Бернс - мой любимый поэт того времени, а какие у него эпитафии!
Добавлено через 1 минуту ну а по поводу Робин Гуда... он особо не отягощал себя разбором морали и этики, такие уж времена были) никогда особо не был для меня взирцем чего либо, просто персонаж. |
04.02.2009, 14:37 | #18 |
libertine
Репутация: 137
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
да, я как-то в возрасте чуть постарше детского взяла в библиотеке сборник рассказов о Робине Гуде, и была немного разочарована - как детские сказки. Ну, легенды и сказания, чего еще ждать.
Я так понимаю, есть на эту тему большие полноценные романы? что именно посоветуешь, Doerty? и где это взять, с тех пор, как никто больше не верит в Петровку. |
06.02.2009, 03:02 | #19 | ||
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Цитата:
Замечу- если это не очевидно и без этого))- что для меня он всегда был предметом восхищения; разумеется, как некий идеальный образ, видоизменённый в соответствии с моими представлениями о подобном идеале. Во-первых, это персонаж, который, в отличие от подавляющего большинства других легендарных героев, сражается без всякой надежды на окончательную проблему. Со своей горсткой боевых товарищей он может облегчить, скрасить жизнь крестьян и ремесленников и укротить жадность феодалов в зоне своего влияния, однако он не в силах переменить к лучшему государственный строй. Разве что он может содействовать восхождению на престол хорошего короля вместо плохого- как это происходит в "Айвенго". Однако эта обречённая битва всё равно лишена трагизма, практически во всех историях о Робин Гуде подчёркивается жизнерадостный, весёлый характер шервудской коммуны. И, кстати говоря, ни у одного другого легендарного героя, сколько мне помнится, нет настолько хорошего чувства юмора)) Хочу отметить ещё следующую особенность- трепетно-почтительное отношение Робин Гуда к женщинам. Помню, как в этом смысле меня поразила баллада о его смерти, приведённая в качестве дополнения к роману Михаила Гершензона- израненный Робин Гуд приходит к своей кузине-монахине, чтобы она, в соответствии с тогдашними представлениями о медицине, пустила ему кровь, она же предательски оставляет его вены не перевязанными, и он истекает кровью, но всё же оказывается способным протрубить в свой рог. Явившийся на этот зов Маленький Джон, потрясённый горем, просит друга о последней милости- позволить ему убить злодейскую монахиню и сжечь монастырь. Но Робин Гуд запрещает ему делать это, заметив, что при жизни не причинил вреда ни одной женщине, и не хочет, чтобы этот вред был причинён его смертью. Томас Булфинч, американский литератор первой половины 19-го века, собиратель европейских легенд, приводит ту же балладу в прозаическом пересказе. У него я вычитал один очень важный момент, видимо, упущенный в стихотворном русском переводе- Робин Гуд говорит, что не причинял вреда женщинам, а также мужчинам- в присутствии женщин. Цитата:
Впрочем, наверняка такие романы есть, просто я с ними не сталкивался. Хочу раздобыть роман Дюма о "Робин Гуде", а также- мне совсем недавно рассказала моя добрая знакомая, отличный специалист по литературе- "Последнем Единороге" Питера Сойера Бигля, как я понял, известного автора фэнтези. Она назвала эту книгу "печально-пародийной версией истории Робин Гуда" и сказала, что по ней ещё снят замечательный мультфильм. Последний раз редактировалось Doerty; 06.02.2009 в 04:18. |
||
26.01.2011, 00:22 | #22 |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
В деревне парень был рождён
Но день, когда родился он В календари не занесён Кому был нужен Робин? Зато отметил календарь Что был такой-то государь И в щели дома дул январь Когда родился Робин. Который из Георгов был государем благословенных британских островов в 1759-м, не слишком занимает даже любителей истории. А 25 января, день рождения Роберта Бёрнса, давно стало шотландским национальным праздником. Мне рассказывали, что Burns supper отмечается на протяжении недели. Так что у нас ещё достаточно времени, чтобы выразить уважение культуре друзей на другой стороне Европы, наполнив стаканы скотчем. Последний раз редактировалось Doerty; 26.01.2011 в 03:26. |
27.01.2011, 00:22 | #24 | ||
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Цитата:
Цитата:
козацтво навряд, чи можна назвати аналогами Робін Гуда за своєю роллю. хіба окремих особистостей - на кшталт дуже романтизованого образу Байди-Вишневецького - авантюриста, кревного шляхтича (походить, здається від Волинських князів), й одного з перших значних козацьких ватажків. взагалі, козацтво у пізніший період сприймалося радше, як військове владне формування, ніж як благородні розбійники. ближче ж до цього архетипу є гайдамаки, які відзначалися значно більшою жорстокістю і від розбишак відрізнялися тільки соціально-релігійним спрямуванням - в першу чергу ворогами для них були поляки і євреї. а героїзацію гайдамаків народом чудово зображує шевченкова поема Гайдамаки. приклад №2 - ватага Устима Кармалюка. розбійники з числа бідняків і збіднілої шляхти, діяли на Поділлі в 2й половині XVIII ст., з часом підняли досить значне народне повстання. як і ватажків гайдамаків, Кармалюка було проголошено народними героями за радянських часів. і останній приклад - опришки. у Карпатах досі розповідають про Довбуша, а в читанках для молодшого шкільного віку (я сам за такою навчався) поміщені легенди про Довбуша - образ цілком аналогічний до Робіна Гуда. до речі, один із ватажків опришків - Лук*ян Кобилиця - після повернення із заслання навіть був обраний (здається, двічі) до Віденського парламенту. я наводжу ці приклади, оскільки вважаю, що образ шляхетного бешкетника є скоріш характерним для людства вцілому (хоча, звісно - більш для європейської цивілізації), аніж з*явився під впливом легенд про Робіна Гуда. а щодо теми конкретно - то з дитинства обожнюю мультфільм. його крутили кілька разів на рік по місцевому каналу - і в результаті я його продивився напевно більше десятка разів. колись навіть міг детально переповісти зміст - до окремих сцен включно) із задоволенням передивився би) з усього названого вище тільки знайомий із екранізацією Айвенго - у класі 6му дивився. пісня подобається про славного парня Робін Гуда) Последний раз редактировалось valmakar; 28.01.2011 в 00:48. |
||
27.01.2011, 02:26 | #25 |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
valmakar, очень интересный пост. Полностью согласен насчёт интеркультурности образа благородного бандита.
Что касается наших казаков, у нас о них литтема есть- http://www.neformat.com.ua/forum/lit...tml#post729229 Только как-то там всё на "Тарасе Бульбе" застряло. И насчёт диснеевского "Робин Гуда"- у тебя было счастливое детство. Я только раз видел в школе, показывали в спортзале, где устроили видеопоказ. |
28.01.2011, 03:43 | #26 | |
vinyl 10"
Репутация: 1193
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Цитата:
щодо екранізацій - у дитинстві також дивився якийсь попсовий серіал про Робіна Гуда. в стилі Ксени, Геркулеса і всякого такого. безмежно тащився плюс, я так подумав - до цього ж образу доброго розбійника можна привести й набагато ближчі приклади. наприклад, коли роки 2 тому бував у Донецьку, то часто чув тезу "Янкович - бандит, но он наш бандит". і в цьому випадку діє не шляхетність дій означеного "політика", а скоріше місцевий донбаський патріотизм. а з цього можна зробити висновок, що в загальному випадку в народі великий злодій не сприймається як щось страшне. а якщо цей злодій грає ще й певні соціальні ролі - тоді йому успіх гарантовано. хто що про це думає? |
|
28.01.2011, 13:53 | #27 |
journeyman
Репутация: 485
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Интересовался в свое время Робин Гудом)
Именно образ этого героя, не что инное как часть фольклора, который в свою очередь родился в следствии появления по всей стране похожих дельцов, орудовавших близ всех крупных городов...но именно такого персонажа как Робин не было в истории. Хотя говорят что Робин Гуд это похожее имя самого успешного(или самого первого)разбойника тех времен, настоящее имя я забыл... |
14.02.2011, 23:15 | #28 | |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Re: Робин Гуд, Роберт Бёрнс, благородный терроризм и всё такое прочее / Robin Hood, Robert Burns, noble terrorism, a’ that and a’ that
Цитата:
Наверняка зачастую это действительно так, хотя, мне кажется, более естественно- не говорю, что лучше, хотя это и не хуже, пожалуй- когда позитивно воспринимается не вор-государственный деятель, а вор, противостоящий всей мощи репрессивной государственной машины. Последнюю фигуру в большей степени можно назвать близкой культивированному романтиками образу одиночки-индивидуалиста, в то время как в отношении к недобросовестному правителю примешивается извечная неприязнь к власти как к таковой. Но в конкретном случае всё очень понятно, конечно же- и соображения местного патриотизма, и специфика отечественной культуры. Тут на самом деле ничего нельзя сказать наверняка, имеется куча теорий, и довольно многое свидетельствует как раз в пользу того, что у Робин Гуда был реальный исторический прототип с более-менее близким именем. |
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Джон Роберт Фаулз/John Robert Fowles | Doerty | Literature | 20 | 10.06.2018 16:47 |
Роберт Антон Уилсон / Robert Anton Wilson | Sun of a Beach | Literature | 11 | 15.01.2017 18:51 |
Роберт Хайнлайн / Robert Anson Heinlein | usyara | Literature | 28 | 13.02.2015 18:08 |
Роберт Шекли / Robert Sheckley | Лунный самогон | Literature | 13 | 09.03.2011 08:55 |
Робин Гуд: Мужчины в трико / Robin Hood: Men In Tights (1993) | Mutuh | Movies | 3 | 15.10.2009 11:42 |
|
|
Текущее время: 07:49. Часовой пояс GMT +3.
|
|||