www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 24.04.2009, 14:40   #1
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Станислав Лем / Stanisław Lem


Сам Лем называл себя философом, а не фантастом. Поэтому - тема о Станиславе Леме, философе. И замечательном фантасте.

Биография

Станислав Лем родился 12 сентября 1921 во Львове, в семье врача-ларинголога. «В четыре года я научился писать. Толком, правда, это умение использовать не мог. Первое письмо, которое я написал отцу из Сколе, куда ездил со своей мамой, представляло собой небольшое описание моих приключений в настоящем деревенском туалете. Да-да, том самом — с дыркой в деревянном полу. Кое-что я, правда, упоминать не стал. В эту самую дырку я выкинул связку ключей нашего хозяина…» («Станислав Лем о себе») С 1932 учился во II мужской гимназии им. K. S. Szajnochy, в 1939 получил аттестат о среднем образовании.

В 1939-1941 учился во Львовском медицинском институте, в который «попал окольной дорогой, потому как сперва сдавал экзамен на политехнику, которую считал намного более интересной. Экзамен сдал успешно, но, будучи представителем „неправильного социального класса“ (отец — зажиточный ларинголог, то есть буржуа) меня не приняли… Отец использовал свои связи и с помощью профессора Парнаса, известного биохимика, меня пристроили изучать медицину, без малейшего энтузиазма с моей стороны.» («Станислав Лем о себе»). Во время немецкой оккупации Станислав Лем работал помощником механика и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья. В 1944, когда Советская армия повторно пришла во Львов, Лем продолжил обучение в медицинском институте. В 1946 Львов перестал принадлежать Польше, и Станислав, в рамках акции репатриации, переехал в Краков, где так же стал изучать медицину. В 1948 окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego). Станислав Лем получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача. В 1948-1950 Лем работал младшим ассистентом в Konwersatorium Naukoznawczym.


С 1946 начал печататься. Первый роман Лема «Человек с Марса» (Czlowiek z Marsa) был напечатан в еженедельном журнале «Nowy Swiat Przygod». В 1951 была напечатана первая научно-фантастическая книга Станислава Лема — «Астронавты» (Astronauci). В 1953 Лем женился на докторе Барбаре Лесняк. «…Я познакомился с ней, кажется, в 1950-ом, и после 2-х или 3-х лет осады, она приняла мое предложение. У нас тогда еще не было собственного жилья: я ютился в крошечной комнатке, стены которой были покрыты плесенью, супруга же, собираясь закончить медицинское образование, жила со своей сестрой на улице Сарего…» («Станислав Лем о себе»). Ездил в Восточную Германию, в Прагу, в Советский Союз. В 1982, после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем покинул родину. В 1983 переехал в Венну. В 1988 вернулся в Польшу. В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы, сотрудничал с католическим еженедельником «Tygodnik Powszechy», с ежемесячником «Odra», с польской версией журнала «PC Magazine».

В 1973 Американское Сообщество Научных Фантастов (Science Fiction Writers of America) признало литературные достижения Станислава Лема, однако в рядах этого Сообщества Лем пробыл довольно не долго: за критические высказывания по поводу низкого уровня американской научной фантастики он был исключен. После исключения Лема, Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали и своей «отставки». Станислав Лем — член Польской Ассоциации Писателей и Polish Pen-Club, почетный доктор Вроцлавского политехнического института, член PAU (Polska Akademia Umiejetnosci; 1994), лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР (Polish state prizes; 1976), Государственной премии Австрии (Austrian State Prize for the European Culture; 1986), лауреат премии Франца Кафки, Кавалер Ордена Белого Орла (The Medal of the White Eagle; 1996), обладатель нескольких ученых степеней (Warsaw Polytechnic, Opole University, University of Lvov, Jagiellonian University). С 2000 года Станислав Лем являлся членом комитета «Польша 2000», действующего под протекторатом Польской Академии Наук.

Скончался 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца.
[свернуть]


Библиография

Романы
1951 — Астронавты (Astronauci)
1955 — Больница Преображения (Szpital Przemienienia)
1955 — Магелланово облако (Oblok Magellana)
1955 — Расследование (Sledztwo)
1959 — Эдем (Eden)
1961 — Возвращение со звёзд (Powrot z gwiazd)
1961 — Рукопись, найденная в ванне (Pamietnik znaleziony w wannie)
1961 — Солярис (Solaris)
1964 — Непобедимый (Niezwyciezony)
1966 — Высокий замок (Wysoki zamek)
1968 — Глас Господа (Niezwyciezony)
1971 — Футурологический конгресс (Kongres futurologiczny)
1976 — Насморк (Katar)
1982 — Осмотр на месте (Wizja lokalna)
1986 — Фиаско (Fiasko)
1987 — Мир на Земле (Pokoj na Ziemi)

Циклы повестей и рассказов
Сказки роботов (Bajki robotow)
1964 — Три электрыцаря (Trzej elektrycerze)
1964 — Урановые уши (Uranowe uszy)
1964 — Как Эрг Самовозбудитель бледнотика одолел (Jak Erg Samowzbudnik Bladawca pokonal)
1964 — Сокровища короля Бискаляра (Skarby krola Biskalara)
1964 — Два чудовища (Dwa potwory)
1964 — Белая смерть (Biala smierc)
1964 — Как Микромил и Гигациан разбеганию туманностей положили начало (Jak Mikromil i Gigacyan ucieczke mglawic wszczeli)
1964 — Сказка о цифровой машине, которая с драконом сражалась (Bajka o maszynie cyfrowej, co ze smokiem walczyla)
1964 — Советники короля Гидропса (Doradcy krola Hydropsa)
1964 — Друг Автоматея (Przyjaciel Automateusza)
1964 — Король Глобарес и мудрецы (Krol Globares i medrcy)
1963 — Сказка о короле Мурдасе (Bajka o krolu Murdasie)
1992 — Загадка (Zagadka)
Кибериада (Cyberiada)
1964 — Как уцелела Вселенная (Jak ocalal swiat)
1964 — Машина Трурля (Maszyna Trurla)
1964 — Крепкая взбучка (Wielkie lanie)
Семь путешествий Трурля и Клапауция
1965 — Путешествие первое, или Ловушка Гарганциана (Wyprawa pierwasza, czyli pulapka Gargancjana)
1964 — Путешествие первое А, или Электрувер Трурля (Wyprawa pierwasza A, czyli Eletrybalt Trurla)
1965 — Путешествие второе, или Какую услугу оказали Трурль и Клапауций царю Жестокусу. (Wyprawa druga, czyli oferta krola Okrucyusza)
1963 — Путешествие третье, или Вероятностные драконы. (Wyprawa trzecia, czyli smoki prawdopodobienstwa)
1965 — Путешествие четвертое, или О том, как Трурль женотрон применил, желая королевича Пантарктика от томления любовного избавить, и как потом к детомёту прибегнуть пришлось. (Wyprawa czwarta, czyli o tym, jak Trurl kobietron zastosowal, krolewicza Pantarktyka odmak milosnych chcac zbawic, i jak potem do uzycia dzieciomiotu przyszlo)
1965 — Путешествие пятое, или О шалостях короля Балериона. (Wyprawa piata, czyli o figlach krola Baleryona)
1964 — Путешествие пятое А, или Консультация Трурля. (Wyprawa piata A, czyli konsultacja Trurla)
1964 — Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауций Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть. (Podroz szosta, czyli jak Trurl i Klapaucjusz demona drugiego rodzaju stworzyli, aby zboja Gebona pokonac)
1965 — Путешествие седьмое, или Как Трурля собственное совершенство к беде привело. (Podroz siodma, czyli o tym, jak wlasna doskonalosc Trurla do zlego przywiodla)
1965 — О королевиче Ферриции и королевне Кристалле (O krolewiczu Ferrycym i krolewnie Krystali)
1965 — Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона (Bajka o trzech maszynach opowiadajacych krola Genialona)
1965 — Альтруизин, или Правдивое повествование о том, как отшельник Добриций космос пожелал осчастливить и что из этого вышло (Altruizyna, czyli Opowiesc prawdziwa o tym, jak pustelnik Dobrycy Kosmos uszczesliwic zapragnal i co z tego wyniklo)
1971 — Собысчас (Kobyszcze)
1976 — Воспитание Цифруши (Edukacja cyfrania)
1979 — Повторение (Powtorka)
Рассказы о пилоте Пирксе (Opowiesci o pilocie Pirxie)
1959 — Испытание (Test)
1963 — Условный рефлекс (Odruch warunkowy)
1959 — Патруль (Patrol)
1959 — Альбатрос (Albatros)
1961 — Терминус (Terminus)
1963 — Охота (Polowanie)
1965 — Рассказ Пиркса (Opowiadanie Pirxa)
1965 — Несчастный случай (Wypadek)
1968 — Дознание (Rozprawa)
1971 — Ананке (Ananke)
Звёздные дневники Ийона Тихого (Dzienniki gwiazdowe)
1964 Путешествие седьмое (Podróz siodma)
1966 Путешествие восьмое (Podróz osma)
1960 Путешествие одиннадцатое (Podróz jedenasta)
1957 Путешествие двенадцатое (Podróz dwunasta)
1956 Путешествие тринадцатое (Podróz trzynasta)
1956 Путешествие четырнадцатое (Podróz czternasta)
1971 Путешествие восемнадцатое (Podróz osiemnasta)
1971 Путешествие двадцатое (Podróz dwudziesta)
1971 Путешествие двадцать первое (Podróz dwudziesta pierwsza)
1954 Путешествие двадцать второе (Podróz dwudziesta druga)
1954 Путешествие двадцать третье (Podróz dwudziesta trzecia)
1953 Путешествие двадцать четвёртое (Podróz dwudziesta czwarta)
1954 Путешествие двадцать пятое (Podróz dwudziesta piata)
1954 Путешествие двадцать шестое (Podróz dwudziesta szosta)
1966 Путешествие двадцать восьмое (Podróz dwudziesta osma)
1999 Последнее путешествие Ийона Тихого (Ostatnia podróz Ijona Tichego)
1983 О выгодности драконов (Pozytek ze smoka)
Из воспоминаний Ийона Тихого (I Ze wspomnien Ijona Tichego)
1960—1962 — пять рассказов, не имеющих собственных названий
1964 — Клиника доктора Влипердиуса (Zaklad doktora Vliperdiusa)
1966 — Доктор Диагор (Doktor Diagoras)
1966 — Спасем Космос! (открытое письмо Ийона Тихого) (Ratujmy kosmos (List otwarty Ijona Tichego))
1976 — Профессор А.Донда (Profesor A.Donda)
Абсолютная пустота (Doskonala proznia)
1971 — Абсолютная пустота (Doskonala proznia)
1971 — Робинзонады (Les Robinsonades)
1971 — Гигамеш (Gigamesh)
1971 — Сексотрясение (Sexplosion) (1971)
1971 — Группенфюрер Луи XIV (Gruppenfuhrer Louis XIV)
1971 — Ничто, или Последовательность (Rien du tout, ou la consequence)
1971 — Перикалипсис (Perycalypsis)
1971 — Идиот (Idiota)
1971 — Сделай книгу сам (Do Yourself a Book)
1971 — Одиссей из Итаки (Odys z Itaki)
1971 — Ты (Toi)
1971 — Корпорация «Бытие» (Being Inc.)
1971 — «Культура как ошибка» (Die Kultur als Fehler)
1971 — О невозможности жизни; О невозможности прогнозирования (De Impossibilitate Vitae; De Impossibilitate Prognoscendi)
1974 — Не буду прислуживать (Non serviam)
1971 — Новая космогония (Nowa Kosmogonia)
Мнимая величина (Wielkosc urojona)
1973 Некробии (Necrobie)
1973 Эрунтика (Eruntyka)
1973 История бит-литературы (Historia literatury bitycznej)
1973 Экстелопедия Вестранда (Ekstelopedia Vestranda)
1973 Голем XIV (Golem XIV)
Библиотека XXI века (Biblioteka XXI wieku)
1980 Провокация (Prowokacja)
1982 Одна минута (Jedna minuta)
1983 Созидательный принцип уничтожения. Мир как Холокауст (Das kreative Vernichtungsprinzip.The World as Holocaust)
1983 Системы оружия двадцать первого века (Weapon System of the Twenty First Century or The Upside-down Evolution)

Повести и рассказы, не входящие в циклы
1946 — Человек с Марса (Czlowiek z Marsa)
1946 — Гауптштурмфюрер Кестниц (Hauptsturmfuhrer Koestnitz)
1946 — Пост (Placowka)
1946 — Новый (Nowy)
1946 — День D (D-Day)
1946 — Встреча в Колобжеге (Spotkanie w Kolobrzegu)
1946 — Чужой (Obcy)
1946 — История одного открытия (Dzieje jednego odkrycia)
1947 — Атомный город (Miasto atomowe)
1947 — Конец света в восемь часов (Koniec swiata o osmej)
1947 — Человек из Хиросимы (Czlowiek z Hiroshimy)
1947 — Сад темноты (Ogrod ciemnosci)
1947 — Фау над Лондоном (V nad Londynem)
1948 — Трест твоих грез (Trust twoich marzen)
1948 — История о высоком напряжении (Historia o wysokim napieciu)
1954 — Клиент бога (Klient PANA BOGA)
1954 — Хрустальный шар (Krystalowa kula)
1954 — ЭCИП (ESID)
1956 — Крыса в лабиринте (Szczur w labiryncie)
1957 — Автоинтервью (Autowywiad)
1958 — Вторжение (Inwazja)
1958 — Друг (Przyjaciel)
1959 — Вторжение с Альдебарана (Inwazja z Aldebarana)
1959 — Молот (Mlot)
1959 — Темнота и плесень (Ciemnosc i plesn)
1959 — Исход (Exodus)
1961 — Формула Лимфатера (Formula Limfatera)
1964 — Правда (Prawda)
1965 — Два молодых человека (Dwóch młodych ludzi)
1972 — 137 секунд (137 sekund)
1976 — Маска (Maska)
1983 — Моя жизнь (Mein Leben)
1996 — Матрас (Materac)
1996 — Питвали XXI века (Pitvale XXI wieku)

Пьесы
1955 — Существуете ли Вы, мистер Джонс? (Czy Pan istnieje, Mr.Johns?)
1963 — Верный робот (Wierny robot)
Пьесы о профессоре Тарантоге:
1963 — Путешествие профессора Тарантоги (Wyprawa profesora Tarantogi)
1963 — Черная комната профессора Тарантоги (Czarna komnata profesora Tarantogi)
1963 — Странный гость профессора Тарантоги (Dziwny gosc profesora Tarantogi)
1975 — Приемные часы профессора Тарантоги (Godzina przyjec profesora Tarantogi)
1971 — Слоеный пирог (Przekladniec)
1976 — Лунная ночь (Noc ksiezycowa)

Нехудожественная литература
1957 Диалоги (Dialogi)
1967 Сумма технологии (Summa technologiae)
1968 Философия случая (Filozofia przypadku)
1970 Фантастика и футурология (Fantastyka I futurologia)
1996 Тайна черной комнаты (сборник эссе) (Tajemnica chińskiego pokoju)
1999 Мегабитовая бомба (сборник эссе) (Bomba megabitowa)
2000 Мгновения (сборник эссе) (Okamgnienie)
[свернуть]


Кажется, давно пора было это сделать Не буду дублировать информацию под спойлерами - внушительная библиография и списки наград говорят сами за себя. Я тоже скажу за себя)
В школе "Солярис" прошёл мимо меня, как и множество других замечательных произведений. Надо сказать, что фантастику - отечественную в разной древней периодике и зарубежную - я любила и раньше, но стеснялась своего увлечения как чего-то второсортного.
А потом мне попалась книга, которая не только избавила от этого ощущения, но и стала на долгое время чуть ли не настольной - "Фантастика и футурология". Надо сказать, нехудожественные работы Лема для меня до сих пор значат больше, чем его же художественная литература.
Более того - благодаря Станиславу Лему у меня в библиотеке появились такие авторы, как Дж. Баллард и Урсула Ле Гуин, плюс многие другие, которых раньше я в упор не замечала. Так что в плане НФ я в полной мере считаю его своим гуру

Скачать произведения
Эдем (аудиокнига)
Возвращение со звёзд (аудиокнига)

Последний раз редактировалось Sun of a Beach; 12.01.2011 в 07:10.
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.04.2009, 15:01   #2
сыч
+/- Информация
Репутация: 1152
Re: Станислав Лем

Солярис очень атмосферный, но думаю, что не до конца его понял, т.к. давненько читал)
Raven вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.04.2009, 15:05   #3
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Re: Станислав Лем

Raven, помню, что сам автор где-то писал (вот только из-за обилия книг не помню, где именно. кажется, в той же "Ф и Ф"), что его задумку ошибочно приняли за изображение контакта человека (Кельвин) и общества (Солярис).
Я не стараюсь проникать дальше содержания, повесть-то красивая, но фундамент слишком хрупкий для всякого рода догадок вроде что-хотел-сказать-автор
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.04.2009, 15:07   #4
сыч
+/- Информация
Репутация: 1152
Re: Станислав Лем

Цитата:
Сообщение от Mosquito Посмотреть сообщение
Я не стараюсь проникать дальше содержания
ну я, в принципе, тоже не старался этого делать
и без того было приятно почитать)
Raven вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.04.2009, 15:10   #5
vinyl 5"
+/- Информация
Репутация: 553
Re: Станислав Лем

нравится его книжечка "Сказки роботов" очень глубокие и душевные рассказы, не один раз перечитывала... "Звёздные дневники Ийона Тихого" так до конца и не осилила.
[ T.Rexa ] вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 28.04.2009, 22:36   #6
something must break
+/- Информация
Репутация: 210
Re: Станислав Лем

Тоже читал "Сказки роботов",а также давным-давно-"Солярис".Солярис тогда не впечатлил(потому что было черти-когда,не дорос я тогда до таких книг),а вот "Сказки роботов" я читал с удовольствием-не помню ничего,но остались очень приятные ощущения.Приеду домой-обязательно еще раз прочитаю его произведения,благо у родителей собрано большое количество его томов
Z-buffer вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 22.05.2009, 12:57   #7
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 1186
Re: Станислав Лем

Солярис - очень сильная книга!
Cactoos вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 01.08.2009, 21:22   #8
NO REST FOR THE WIZARD
+/- Информация
Репутация: 197
Re: Станислав Лем

в теме вспомнили только Солярис и Сказки роботов, как не стыдно.

Фантаст-то по праву можно считать великим.
А как публицист, футуролог и философ. Прочтите его замечательные работы "Сумма технологий" и "Мегабитовая бомба". Рекомендую настоятельно.
mr. Finn вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 02.08.2009, 21:00   #9
mp3 v0
+/- Информация
Репутация: 19
Re: Станислав Лем

Из художественных книг выделю "Солярис", "Эдем", "Непобедимый", "Звёздные дневники...". До публицистики руки пока не дошли, хотя "Молох" уже купил.
frogger вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 10.08.2009, 12:30   #10
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Re: Станислав Лем

Почти дочитала "Сумму" в книжно-бумажном виде - электронный вариант не поддался.
И вот что обидно, комментарии в полстраницы - это хорошо, когда в тему, все-таки сорок лет прошло с момента написания книги. Но иногда настоящее злорадство прослеживается, на грани необъективности Последние страниц 100 в сноски даже не вникала.
А книга сама по себе прекрасная, и, что для нехарактерно для этой области исследований - пропитана гуманизмом, чего бы ни касался автор.
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 10.08.2009, 17:01   #11
double CD
+/- Информация
Репутация: 220
Re: Станислав Лем

Хороший писатель. Читал "Солярис", "Непобедимый", и "Звёздные дневники Ийона Тихого".
vacuum вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 18.08.2009, 09:19   #12
алкогопник
+/- Информация
Репутация: 24
Re: Станислав Лем

Солярис - просто шедевр,как бы кто его не воспринимал.Ещё читал "Возвращение со звёзд",тоже неплохая книга по задумке,хотя не совсем корректно временами сформулирована.
Кабан29 вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 21.08.2009, 15:26   #13
My name is winter. My name is die
+/- Информация
Репутация: 121
Re: Станислав Лем

Цитата:
Сообщение от LiquoR Посмотреть сообщение
Солярис - просто шедевр,как бы кто его не воспринимал.Ещё читал "Возвращение со звёзд",тоже неплохая книга по задумке,хотя не совсем корректно временами сформулирована.

я ещё дико люблю "голос неба" и "кибериаду".а про навигатора Пиркса дак ваще раз сто перечитывал
shddpvz вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 25.12.2009, 23:27   #14
lossless
+/- Информация
Репутация: 49
Re: Станислав Лем

Эдакий странный дядек Станислав Лем.Читал "Сказки роботов","Дневники Йона Тихого","Возвращение со звезд","Кибериада","Альтруизин",рассказы о пилоте Пирксе,"Магеланово облако",некоторые,урывочно хвихвилософские труды и несколько интевью разных лет.Безусловно талантливый писатель и сатирик.Американская ассоциация писателей фантастов приняла его СОВЕТСКОГО писателя в свои ряды.Лем в свою очередь написал ряд критических статей,в которых обложил мягко говоря всю американскую фантастику.Лиш один Филип Дик стоящий писатель.Лестно,но для подозрительного Фила и к тому же вечно под барбитурой это показалось подозрительным.После приглашения приехать на конференцию в Советскую Польшу Фил принялся строчить письма в ФБР.Лем или некая организация агентов КГБ хотят подорвать устои США и завербовать его Филипа Дика в свои ряды.Кто более помешаный так и не известно,хотя в уже позднем интервью Лем говорил,что в те годы свободно общатся с Западом без контроля КГБ не возможно. У Лема есть серия поздних статей,две тысячи какогото года,где он очень негативно отзывается об интернете.Читал кто небуть?Мне бы хотелось прочесть.
Eldritch вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 20.05.2010, 21:21   #15
Equus maximus
+/- Информация
Репутация: 135
Re: Станислав Лем

люблю этого писателя, он гениален! все что прочитал у него, все люблю
в свое время очень цепанула "Бессмертная душа", что прям аще
Ментальный_Воен вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 11.09.2010, 01:46   #16
lossless
+/- Информация
Репутация: 40
Re: Станислав Лем

Почав з "Соляріса". Потім прочитав "Глас Господа" і "Эдем"...Що тут сказати - маю намір всього Лема "з'їсти".
narleysi вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 24.08.2012, 16:06   #17
the guy who had to deboard
+/- Информация
Репутация: 117
Re: Станислав Лем/Stanisław Lem

Цитата:
Сообщение от Bruce Sterling
In criticism, Lem has his breath, and can examine the trampled flotsam with a cynical eye. American SF, he says, is hopelessly compromised, because its narrative structure is trash: detective stories, pulp thrillers, fairy-tales, bastardized myths. Such outworn and kitschy devices are totally unsuited to the majestic scale of science fiction's natural thematics, and reduce it to the cheap tricks of a vaudeville conjurer.
Wormwood Bastard вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 06.10.2012, 14:16   #18
Ἐγκέλαδος
+/- Информация
Репутация: 277
Re: Станислав Лем

Цитата:
Сообщение от mr. Finn Посмотреть сообщение
в теме вспомнили только Солярис и Сказки роботов, как не стыдно.

Фантаст-то по праву можно считать великим.
А как публицист, футуролог и философ. Прочтите его замечательные работы "Сумма технологий" и "Мегабитовая бомба". Рекомендую настоятельно.
Соглашусь. Вот,к примеру,цитата интересная:

«Каждый, кто достаточно терпеливо наблюдал за амебой, отправляющейся на охоту в капле воды, не мог не изумиться сходству действий этой капельки протоплазмы с рациональным, если не сказать человеческим, поведением. В отличной книге Дженнингса «Поведение низших организмов» можно увидеть и прочитать описания такой охоты.

Двигаясь в своей капле воды, амеба сталкивается с другой, меньшей амебой и начинает ее окружать, выдвигая ложноножки [псевдоподии]. Меньшая делает попытки вырваться, но агрессор крепко держит схваченную часть. Тело жертвы начинает удлиняться, пока не произойдет разрыв на две части. Остаток спасшейся амебы удаляется с разумным ускорением, а агрессор заливает плазмой то, что поглотил, и отправляется восвояси. Тем временем та часть жертвы, которая оказалась «съеденной», начинает быстро двигаться. Плавая внутри протоплазмы «хищника», она вдруг достигает наружной оболочки, прорывает ее и выбирается наружу. «Застигнутый врасплох» агрессор сперва позволяет трофею ускользнуть, но затем бросается в погоню. И тут мы становимся свидетелями ряда прямо-таки гротескных ситуаций. Агрессор несколько раз настигает жертву, но та каждый раз ускользает от него. После многих напрасных попыток «отчаявшаяся» амеба прекращает погоню и медленно удаляется в надежде на более удачную охоту.

Самым удивительным в приведенном примере является то, в какой степени нам удается его антропоморфизировать. Мотивы действий капельки протоплазмы понятны нам: погоня, поглощение жертвы, первоначальное упорство в преследовании и, наконец, отчаяние при «осознании» того, что игра не стоит свеч.

Мы не случайно говорим об этом в разделе, посвященном «строительному материалу сознания». Сознание и разум мы присваиваем другим людям, поскольку сами обладаем и тем и другим. То и другое мы приписываем в известной степени и близким нам животным, таким, как собаки или обезьяны.

Чем меньше, однако, организм по своему строению и поведению походит на наш, тем труднее нам признать, что, может быть, и ему знакомы наши чувства, знакомы страх и наслаждение. Отсюда и кавычки, которыми я снабдил историю охоты амебы. Материал, из которого «выполнен» организм, может быть необыкновенно похож на строительный материал наших тел, однако что же мы знаем об ощущениях и страданиях гибнущего жука или улитки? О чем догадываемся? Тем больше возражений и оговорок вызывает ситуация, когда «организмом» служит система из каких-то криотронов и проводничков, поддерживаемых при температуре жидкого гелия, либо кристаллический блок или даже газовое облако, удерживаемое в повиновении электромагнитными полями.

Речь идет о «сознании электронной машины». Ведь если вопрос о наличии сознания у Х решается исключительно поведением этого X, то материал, из которого Х выполнен, не имеет никакого значения. Тем самым не только человекоподобный робот, не только электронный мозг, но и гипотетический газово-магнитный организм, с которым можно затеять беседу, — все они принадлежат к классу систем, обладающих сознанием.

Суждение, будто электронная машина способна в крайнем случае мыслить, но никак не чувствовать и не переживать эмоции, проистекает из недоразумения. Дело ведь не обстоит так, как если бы некоторые нервные клетки мозга обладали свойствами логических переключателей, а другие занимались «восприятием ощущений»; те и другие очень похожи друг на друга и отличаются только местом, занимаемым в нейронной сети. Подобно этому клетки зрительного и слухового полей коры мозга, по существу, однородны, и вполне возможно, что такое переключение нервных путей [если только выполнить операцию очень рано, например у новорожденного], при котором слуховой нерв доходит до затылочной доли, а зрительный нерв идет к слуховому центру, привело бы к достаточно эффективному зрению и слуху, несмотря на то что такой индивидуум «видел бы» слуховой корой, а «слышал» — зрительной.»

Станислав Лем «Сумма технологии», 1963.
Enceladus вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 06.06.2013, 02:03   #19
because it's wrong
+/- Информация
Репутация: 953
Re: Станислав Лем / Stanisław Lem

"Футурологический конгресс" экранизировали. Смутно представляю, как можно было его визуализировать, передав хоть двадцатую часть головокружительного впечатления от книги. Очень интересно заценить.

Добавлено через 20 минут
Цитата:
G.K: Would you outline the film's storyline and plot?

A.F: The film is the story of an actress who has sold her image to a certain film studio. She has been scanned electronically, using special studio techniques. Preserved in this way, her character somehow began a new, virtual life. After acquiring the rights to use this character, the film studio can produce movies, using its electronic actor's archives. Here, real actors are no longer needed at all. This is what the first part of the film is about. In the second part, we move twenty years into the future. The plot takes place in a world of animation, in a fictional city where the headquarters of the film studio company are located. The company has expanded into a huge conglomerate, not only dealing with entertainment, but it also has interests in other branches, particularly in the pharmaceutical industry. The film studio produced many films with the use of computer technology, using an electronic image of this actress. The films become hits, and she's a star. Still, she hasn't had any part in this success. Now, at 65 years of age, she has changed physically and no one, no longer recognises her. The actress is unable to cope with this situation. She feels deceived and attempts to find her true identity. She takes part in the congress organized by the futuristic film production studio.This is the part of the film inspired by the text written by Stanisław Lem, The Futurological Congress. It is set in an enormous hotel with one hundred floors - the heart of the congress. Just as in Lem's book, the action of the film moves to the hotel basement and the entire city. Similarly to Ljon Tichy from Lem's novel, in seeking her identity, the actress is on a hovers between the state of her own mental delusions and the real world. In this imaginary world, hallucinogens are widely available and used to meet human needs. This is a story about the search for truth and one's own personality in the next world.

G.K: From your description, it appears that the resulting film is very loosely connected with the story written by Lem.

A.F: Well, yes and no. There is certainly nothing based on Lem in the first part of the movie. The second part is definitely different, but I used Lem's, The Futurological Congress more as a source of inspiration, rather than the basis of the screenplay. I present my vision of the future, which is, however, heavily influenced by my reading of Lem.

G.K: Stanisław Lem was not especially satisfied with the film Solaris by Andrei Tarkovsky, which was based on his book. What do you think - how would he evaluate the idea?

A.F: I do not know. But I am convinced that Lem understood that his visions and did not necessarily have to be taken literally, and can in turn be a source of inspiration. I've always thought of Lem as a genius.

http://www.culture.pl/web/english/re...-stanislaw-lem
Хотя не, не очень.
scary_nickname вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 06.06.2013, 10:21   #20
tape
+/- Информация
Репутация: 107
Re: Станислав Лем / Stanisław Lem

сложным языком пишет дядя из 17 школы
Bike punk вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 06.06.2013, 11:19   #21
CD
+/- Информация
Репутация: 109
Re: Станислав Лем / Stanisław Lem

Можно не смотреть.)
Radioactive Dreams вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 14.08.2013, 20:29   #22
lossless
+/- Информация
Репутация: 41
Re: Станислав Лем / Stanisław Lem

http://lenta.ru/news/2013/08/05/solaris/

Цитата:
Сообщение от Radioactive Dreams Посмотреть сообщение
Можно не смотреть.)
+1

"Футурологический конгресс" наверное Терри Гиллиам смог бы хорошо экранизировать. Хотя книга б естественно все равно многое потеряла б.
Не люблю я такого типа: " этот чувак самый крутой", "лучший фантаст всех времен" итп. Каждый хорош по-своему. Азимов, Дик, Желязны... Все они молодцы. Но, всё-таки многогранность Лема, его потрясающая фантазия, широта кругозора, глубина поднимаемых проблем, литературное мастерство итд., итп.-это простоВпечатление от таких книг как Фиаско, Глас Господа, Солярис, Голем XIV и многих других можна выразить одним словом. Умопомрачительно.
Крутым современным писателям фантастам типа Грега Игана и Питера Уоттса всё-таки надо еще попахать чтоб дорасти до уровня пана Станислава.
crystalizer вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 14.08.2013, 23:16   #23
double gatefold vinyl
+/- Информация
Репутация: 1480
Re: Станислав Лем / Stanisław Lem

Я уже десятый раз захожу в эту тему, пролистываю ее и понимаю, что ни слова не написал о любимейшем писателе. Тут просто слова излишни. "Солярис" - книга №1 для меня. Еще читал "Глас Господа", "Голем XIV", "Эдем", "Насморк" и некоторые другие (включая публицистику). Отдельно выделю "Кибериаду" и "Сказки роботов"

Добавлено в 23:16 / Предыдущее сообщение было написано в 23:13

А автор топика мне даже как-то подарила "Фантастику и футурологию" Хотя я все же больше люблю его художественные произведения.
Atompunk вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
2019 Mgla / Mgła Atompunk Metal 107 30.03.2024 02:43
Ilinx, Miraż, Zdrada Pałkі - Київ, АртПРИЧАЛ. D - KAY Events Archive 1 29.04.2013 10:46
Asymmetry Festival II @ Wrocław, Poland goddom0t Events Archive 27 26.03.2010 15:57
Творческая встреча - Станислав Макиевский (16.02.08) consult2007 Musicians 6 16.02.2008 03:34

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 08:49. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine