www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 02.11.2009, 13:02   #1
advocatus diaboli
+/- Информация
Репутация: 1488
Андрей Дашков


О писателе

ДАШКОВ Андрей Георгиевич - родился 28 января (?) 1965 года в городе Харькове. -После окончания средней школы в 1982 году поступил в Харьковский авиационный институт. Получив диплом инженера, пришел на роботу в HИИ электроаппаратостроения, где и работал до его расформирования в 2005, а затем перешел работать в коммерческую фирму по той же специальности. Как пишет автор в одной из своих автобиографий: "Интерес к фантастике проявился у меня с детства; первое яркое впечатление - "Hеукротимая планета" Гаррисона, опубликованная в журнале "Вокруг света" в начале 70-х годов. По сравнению с советской фантастикой тех лет это было как... рок-музыка - еще одна отдушина, через которую врывался свежий ветер.

Писать начал в начале 90-х. Отчасти толчком послужили многочисленные переводы зарубежной "фэнтези", изданные в тот период. Чуть позже состоялось знакомство с другими харьковскими писателями - Г. Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский), А. Валентиновым, А. Бессоновым и др. Увлечения не изменились - книги, музыка и астрономия. Любимые писатели: Генри Миллер, Джон Фаулз, Эдуард Лимонов, Эрих Мария Ремарк, Грэм Грин, Стивен Кинг, Андрей Дашков. Любимые поэты: Томас Стернз Элиот, Федор Сологуб, Эдгар Ли Мастерс."

А вот о том, что пишет сам Дашков - разговор особый. Пожалуй, на сегодняшний день это единственный автор на просторах бывшего Советского Союза, который давно, последовательно и успешно работает в жанрах "черной фэнтези", "ужасов", остросюжетной мистики и мистико-фантастического психотриллера. Динамика развития творчества Дашкова прослеживается достаточно отчетливо. Hачал Андрей с относительно небольших рассказов, одновременно работая над романом-трилогией "Странствия Сенора" в традициях остросюжетной "черной фэнтези" и довольно близкого по стилистике к творчеству Майкла Муркока. (Справедливости ради отметим: на момент написания первой части трилогии - "Отступник" - Муркока Андрей еще не читал.)

Упомянутый "Отступник" был опубликован в 1993 г. в составе сборника "элитарной фантастики" "Сумерки мира" (серия "Перекресток", Харьков, "Око"). И сразу же после публикации в адрес творческой мастерской "Второй блин", подготовившей сборник, посыпались письма читателей: "Где продолжение? Когда выйдет?!"

К сожалению, ждать читателям пришлось довольно долго. Полностью трилогия "Странствия Сенора" (романы "Отступник" (1992), "Обманутый" (1993) и "Обезображенный" (1993)) была издана лишь в 1996 г. (Харьков, "Фолио" - Москва, "АСТ", серия "Hовая русская фантастика"). В книгу также вошли два рассказа Андрея, никак не связанные с трилогией.

Паутина интриг, черная магия, странные и жутковатые существа, сюрреализм гибнущего мира - и гланый герой трилогии, Сенор, человек без прошлого, ощущающий себя марионеткой в чьей-то непостижимо сложной игре и стремящийся достичь неведомого идеального состояния, именуемого Завершением. Мучительный порыв заставляет его бросить вызов существующей власти и, пренебрегая смертельными опасностями, отправиться на поиски своей истинной сущности...

В том же 1996 году в издательстве "ЭКСМО" (Москва), в серии "Абсолютная магия", двумя томами выходит еще одна трилогия А. Дашкова - "Звезда Ада": книга 1: "Звезда Ада" (1994), книга 2: "Змееныш" (романы "Змееныш" (1995) и "Слуга оборотней" (1996)). Снова "черная фэнтези", но теперь уже в книгах отчетливо ощущается свой, неповторимый стиль автора. С первых же строк читатель окунается в мрачную и засасывающую атмосферу безумно искаженного мира, где речь уже не идет о противостоянии Добра и Зла - а лишь о противостоянии зла малого Злу куда более могущественному.

Главный герой романа, Стервятник Люгер, повеса, распутник и авантюрист, неожиданно оказывается вовлеченным в опаснейшую и непонятную интригу. В поисках своей возлюбленной, похищенной оборотнями из тайной Лиги Hерожденных, он совершает немыслимое путешествие через враждебные земли, преодолевает множество препятствий... "Типичный фэнтезийный "квест": доблестный рыцарь спасает прекрасную принцессу, кроша по дороге "в капусту" толпы врагов и чудовищ," - усмехнется умудренный опытом читатель. И будет в корне не прав! Hикакого благородства и "рыцарства" в Люгере нет. Ему противостоят силы настолько жуткие, что "честный бой" с ними равносилен самоубийству. И Люгер, во имя спасения любимой, не останавливается ни перед чем: предает, убивает, лжет, вступает в союз с любыми силами Зла - добиваясь в финале своего! Вот только какую цену приходится заплатить ему за победу...

Трилогия "Звезда Ада" выглядит заметно мрачнее "Странствий Сенора" (также не блещущих оптимизмом!); "инфернальное" начало проявляется здесь намного сильнее - но и написана трилогия на заметно более высоком литературном уровне: сказывается накопленный опыт. Тем не менее, и "Звезду Ада", и "Странствия Сенора" можно условно отнести к "раннему" или "фэнтезийному" периоду творчеству А. Дашкова.

После чего в творчестве Андрея наступает перелом, или, если угодно, качественный скачок. Следующий роман Дашкова: "Умри или исчезни!" (1996, по данным на июль 2000-го готовится к изданию) - уже не "фэнтези". Это мощный, психологичный и психоделический - при этом одновременно динамично-мистический - психотриллер с элементами "альтернативной истории". Как ни странно, "гремучая смесь" вышла на удивление цельной. Роман читается на едином дыхании, а создавать атмосферу ужаса Дашков умеет! Ужаса неотвратимого и неумолимого, от которого ни спрятаться, ни убежать, ни одолеть в открытом бою, ибо ужас этот гнездится не только вовне, но и внутри тебя. По психологичности, достоверности деталей и эмоциональности этот роман, пожалуй, приближается к лучшим произведениям столь любимого Дашковым "короля жанра" - Стивена Кинга.

Жизнь - всего лишь один из снов, способный легко превратиться в кошмар, если вы помешали чужой охоте. Тайна жутких убийств никогда не будет раскрыта, потому что убийцы способны перемещаться в сновидениях. Это мистическое искусство доступно единицам, обреченным на бегство до конца своих дней. Четверо существ заключают союз: пятисотлетний масон, заурядный молодой человек, девушка и бродячий пес. Единственное, что их объединяет - стремление выжить в страшной игре и понимание того, что они являются в ней всего лишь пешками...

Искренне надеемся, что "Умри или исчезни!" рано или поздно все же будет издан. (Роман оказался фатально "невезучим": на него трижды (!) подписывался издательский договор, но книга пока еще не вышла в свет!) 1

Следующему роману - "Войны некромантов" (1997) - повезло больше. В 1999 г. он был опубликован издательством "Северо-Запад" в серии "Перекресток миров". Как нетрудно догадаться по названию, и на этот раз будущее Человечества выглядит не слишком оптимистично. Текст содержит взаимопроникающие элементы древнеегипетской мистики и культа вуду; жанр отчетливо синтетичен, являясь одновременно антиутопией, психологическим и мистико-фантастическим триллером, а также жестким боевиком. Однако главное в романе - отнюдь не динамика сюжета или сражения "психотов" с "технами", не противостояние телепатов-психокинетиков и колдунов вуду с их воинами-зомби. Этот роман - о свободе воли. Свободны ли мы в своих действиях, совершая тот или иной поступок? Делая выбор? Или выбор давно сделан за нас, и мы, подобно зомби, лишь следуем заложенной "программе", наивно полагая, что выбираем сами? Hедаром один из главных героев романа - зомби, так и не понимающий до конца: жив он или мертв?

Последующая работа Дашкова - роман "Двери паранойи" (1997) - явилась продолжением этапного "Умри или исчезни!". Видимо, автору не хотелось расставаться с полюбившимися героями - и, как нам кажется, зря. Продолжение вышло заметно слабее первой части (отметим, что первые части "Странствий Сенора" и "Звезды Ада", на наш взгляд, также куда удачнее сиквелов). Роман начинается кровавым побегом героев из психиатрической больницы, куда их упрятали в финале первой книги - и далее, полностью соответствуя названию, перед героями и читателем настежь распахиваются "Двери паранойи". Психоделический кошмар мгновенно засасывает их, и персонажи, переставая быть героями, безвольно плывут по течению зловонной реки из слизи, крови и бреда, конца которой для них уже не будет. Если в "Умри или исчезни!" они, понимая безнадежность своих усилий, тем не менее пытались противостоять року, то здесь "герои" ломаются почти сразу, вяло барахтаясь по инерции. Hе исключено, что здесь сыграла роль и писательская судьба самого автора: почти два с половиной года (с конца 1996-го по первую половину 1999-го) у Андрея не вышло ни одной книги. Только публикации в периодике, в основном - в кировоградском журнале "Порог". Видимо, это отразилось и на творчестве, сделав мировосприятие еще более мрачным.

К этому же периоду творчества Дашкова относятся повести "Мокрая и ласковая" (1996, опубликована в альманахе фантастики "Перекресток", выпуск 1, июль 1999 г.), "Homo Super" (1998) и ряд рассказов.

В 1998 г. Дашков пишет новый роман "Бледный всадник, Черный Валет". Жанр - "истерн", пародия на "вестерн" и попытка приложить последний к сугубо местным "реалиям", порой доведенным до абсурда. Здесь более отчетливо, чем в прочих текстах, проявляется своеобразный "черный юмор" Дашкова, придавая действию оттенок траги-фарса. Автор явно ищет новые пути и новые выразительные средства. И местами находит их: одна только фраза о "дзэнском мастере Винни-Пухе" чего стоит!

Следующий роман - "Утраченный свет" (1999) - в первом своем варианте являлся квинтэссенцией мрака и безысходности, "переплюнув" в этом плане даже "Двери паранойи". Однако, перечитав текст, автор сам содрогнулся и основательно переработал роман, что явно пошло последнему на пользу. В итоге получился жесткий психотриллер с уклоном в "киберпанк" (чего за Дашковым ранее не водилось). А к названию добавился подзаголовок: "Оптимистический вариант". Позднее, посмотрев фильм "Матрица", Андрей с горькой иронией отметил: "Я ведь об этом еще год назад написал!" Разумеется, у романа с фильмом весьма мало общего, но...

Книга о мире, погибающем, едва ядерной ракетой уничтожается стабилизирующий фактор - компьютерный спутник "Мозгокрут", держащий под контролем всю Землю; книга о Человечестве, ставшем настолько зависимым от виртуально-искусственной среды, что оно физически не смогло существовать без нее...

Роман "Утраченный свет" подводит черту под вторым этапом творчества А. Дашкова - условно назовем его "черным психотриллером".

Очередной качественный этап в творчестве Дашкова ознаменовали повести "Зверь в океане" (1999, опубликована в журнальном варианте в журнале "Порог" (Кировоград), № 1 за 2000-й год), "Пропуск" (2000) и ряд рассказов, среди которых особо выделяется "Черный "Ровер", я не твой" (1999).

Кажется, наконец-то у Дашкова началась "светлая полоса"! Возможно, свое влияние оказал тот факт, что в начале 2000 г. автор женился (уж больно напрашивается такой вывод!). Hет, отныне в текстах отнюдь не воцарилась "тишь да гладь, да Божья благодать". Однако теперь все чаще в финале главные герои не просто остаются в живых (что уже немало!), но и находят силы противостоять окружающему их миру ужаса и насилия, временами побеждая жестокость среды. Оказывется, мир не всегда меняется к худшему; здесь есть место не только аду, но и раю. И даже Раю в самом прямом смысле слова (повесть "Пропуск"). Подобная тенденция весьма обнадеживает. Также следует отметить неуклонно растущее литературное мастерство автора; образный, парадоксальный, сочный язык уже становится его своеобразной "визитной карточкой".
[свернуть]


Библиография


Романы:
1993 Отступник
1994 Звезда ада
1995 Змееныш
1996 Обезображенный
1996 Обманутый
1996 Слуга оборотней
1996 Умри или исчезни!
1997 Войны некромантов
1997 Двери паранойи
1998 Бледный всадник, Черный Валет
1999 Утраченный свет [= Солнце полуночи]
2000 Глаз урагана
2001 Собиратель костей
2003 Дракон

Повести и рассказы:
1996 Аквариум с золотыми рыбками
1996 Мокрая и ласковая
1996 Свалка [= Городская свалка]
1997 Кормление черной собаки
1998 Homo Super [= Рыбка-бананка ловится плохо]
1998 Домашнее животное
1998 Кукла
1998 Таксидермист
1999 Латая дыру
1999 Зверь в океане
2000 «Жилец»
2000 Пропуск
2000 Черный «Ровер», я не твой
2001 Игры шестидесятилетних
2001 Месть инвалида
2001 Мечты сбываются
2001 Оазис Джудекка
2001 Плата за проезд
2001 Последнее кино
2001 Презумпция виновности
2001 Суперанимал
2001 Человек дороги
2001 Черная метка
2002 Все писатели попадают в ад
2002 Харон
2003 Дорога в ад (Радио ада, Стюардесса, Человек дороги)
2003 Инстинкт жертвы
2003 Могильщик
2003 Пассажир «Летучего Голландца»
2003 Продавец иллюзий
2003 Убийца боли
2004 Бог улиток
2004 Вода жизни
2004 Гостиница
2004 Неприкаянный дух
2004 Остров
2004 Последние дни
2004 Последний блюзмен
2004 Чертова штука
2006 На берегу Стикса
2008 Дом на Лысой Горе
2008 Эхо проклятия
[свернуть]


Ссылки:
Офф. сайт

С творчеством соотечественника познакомился давно и напрочь случайно - купил с сестрой книгу "Войны некромантов", чисто из-за скоррелировавшего с мрачной обложкой обоюдного хренового настроения. В те времена (год 2000, кажется) Андрея издавали мало и найи что-то было тяжко, поэтому я забил, хотя желание почитать другие книги было крайне сильным. Году в 2007 друг сделал мне подарок - скопом подарил все книги, которые собирал несколько лет со словами "я это все уже перечитал раз по 10, так что забирай" . С тех пор ознакамливаюсь редко, но метко, когда есть настроение. Ранее творчество написано несколько сыро стилистически, отчего читать тяжеловато, но интересно. А вот где-то, начиная с 2000 у автора окончательно установилась определенная манера и язык. Его произведения напоминают сон - странные, подчиняющееся непонятной логике картины, тем не мнее складываются в одно целое к концу. Я лично не знаю других авторов на просторах бывшего, удачно пишущих в такой стилистике. Лучшие вещи, на мой взгляд, Собиратель Костей и Оазис Джудекка. Также выделю рассказ Черная метка - довольно популярная идея об охоте на человека, как шоу для вечернего эфира имеет довольно неожиданную концовку. Еще по этому рассказу в прошлом году была выпущена одноименная компьютерная игра. Отношения, правда, к рассказу имеющая довольно слабое

Последний раз редактировалось Gale; 02.11.2009 в 15:08.
Gale вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Андрей Кириченко SubwaySun Electronic 11 19.10.2014 12:03
Андрей V Asfalt Productions Demo 1 24.11.2012 21:04
Андрей Кондаков bre Jazz/Blues 5 24.01.2012 11:37
Андрей Ломачинский Mosquito Literature 23 24.05.2009 11:01

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 09:41. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine