www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Literature Обсуждение литературных произведений и их авторов

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 13.09.2010, 18:40   #1
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Леонид Андреев


Леонид Андреев - один из ярчайших авторов Серебряного века; писатель, пользовавшийся большой популярностью еще при жизни, а позже - надолго незаслуженно забытый.
Об Андрееве многое может сказать отношение к нему современников - те же Толстой и Горький, чуть ли не отечески опекавшие молодого писателя, болезненно и грубо реагировали на, может быть, наиболее выдающиеся его вещи. Реакция Толстого на рассказ "Бездна" (сподвигшая Андреева на самоиронию: "будьте так любезны - не читайте "Бездны") - не более чем негодование кисейной барышни перед тем, чего, на её взгляд, не может быть (потому что этого не может быть никогда). Надо сказать, если от чего-то, кроме постигавших его часто потерь, Андреев и постарадал довольно серьезно - то это было именно ханжество окружающих.

Избранные произведения

Рассказы
1898 — «Баргамот и Гараська»
1898 — «Из жизни штабс-капитана Каблукова»
1898 — «Защита»
1898 — «Алёша-дурачок»
1899 — «Ангелочек»
1899 — «Большой шлем»
1899 — «У окна»
1899 — «Петька на даче»
1899 — «Мельком»
1900 — «В тёмную даль»
1901 — «Бездна»
1900 — «Молчание»
1901 — «Кусака»
1901 — «Случай»
1901 — «Стена»
1902 — «В тумане»
1902 — «Город»
1902 — «Предстояла кража»
1902 — «Мысль»
1904 — «Красный смех»
1904 — «Нет прощения»
1905 — «Губернатор»
1905 — «Христиане»
1905 — «Марсельеза»
1906 — «Так было»
1907 — «Из рассказа, который никогда не будет окончен»
1907 — «Тьма»
1908 — «Иван Иванович»
1909 — «Рассказ о семи повешенных»
1910 — «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы»
1911 — «Правила добра»
1913 — «Земля»
1913 — «Он (Рассказ неизвестного)»
1913 — «Полёт»
1914 — «Герман и Маргарита»
1915 — «Ослы»
1916 — «Два письма»
1916 — «Жертва»

Пьесы
1906 — «К звёздам»
1907 — «Жизнь человека»
1907 — «Савва»
1908 — «Царь Голод»
1909 — «Анатэма»
1909 — «Дни нашей жизни»
1910 — «Анфиса»
1910 — «Gaudeamus», «Катерина Ивановна», «Мысль», «Тот, кто получает пощёчины»

Романы и повести
1903 — «Жизнь Василия Фивейского»
1905 — «Губернатор»
1907 — «Иуда Искариот»
1911 — «Сашка Жегулёв»
1916 — «Иго войны»
1919 — «Дневник Сатаны» (не окончен)
[свернуть]


Биография

Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, "учился скверно". Зато много читал: Жюля Верна, Эдгара По, Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. В это же время Андреев начинает печататься: в 1892 в журнале "Звезда" выходит его рассказ "В холоде и золоте", повествующий о голодном студенте. Однако жизненные неурядицы доводят начинающего писателя до попытки самоубийства, которая оказывается неудачной.

В 1896 году он знакомится с будущей женой - Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики он и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете "Курьер" выходит рассказ "Баргамот и Гараська".

Максим Горький, с которым Андреев познакомился в 1900, привлек его к работе в "Журнале для всех" и литературно-политическом журнале "Жизнь". Но из-за этой работы (а также сбора денег для нелегальных студенческих касс) писатель вновь попал в поле зрения полиции. И он сам, и его произведения широко обсуждались литературными критиками. Розанов, например, писал: "Господин Арцыбашев и господа Леонид Андреев и Максим Горький сорвали покров фантазии с действительности и показали ее, как она есть".

10 января 1902 года в газете "Курьер" вышел рассказ "Бездна", всколыхнувший читающую публику. В нем человек представлен рабом низменных, животных инстинктов. Вокруг этого произведения Л. Андреева сразу развернулась широкая полемика, характер которой носил уже не литературоведческий, а, скорее, философский характер. (Позже писатель даже замыслил "Антибездну", где хотел изобразить лучшие стороны человека, но так и не осуществил задуманное.)

В январе 1903 года его избрали членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Он продолжил литературную деятельность, причем теперь в его творчестве появлялось все больше бунтарских мотивов. В январе 1904 года в "Курьере" был опубликован рассказ "Нет прощения", направленный против агентов царской охранки. Из-за него газета была закрыта.

Важным событием - не только литературным, но и общественным - стала антивоенная повесть "Красный смех". Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете "Борьба", участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. Он снова вступает в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключают в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни - смерть любимой супруги при рождении второго сына. В это время он работал над пьесой "Жизнь человека".

Писатель работает редактором в альманахе "Шиповник" и сборнике "Знание". Приглашает в "Знание" А. Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: "В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего "необыкновенного", "странного", "фантастического", "таинственного". Все простые житейские случаи".

Но из "Знания" писателю пришлось уйти: Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с "Шиповником", который напечатал романы Б. Савинова и Ф. Сологуба после того, как он их отклонил.

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как "Рассказ о семи повешенных" (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы "Дни нашей жизни" (1908), "Анатэма" (1910), "Екатерина Ивановна" (1913), роман "Сашка Жегулев" (1911).

22 марта 1919 года в парижской газете "Общее дело" вышла его статья "S.O.S!", в которой он обратился к "благородным" гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от "дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали", превративших ее "в пепел, огонь, убийство, разрушение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома".

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии. 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Ф. Н. Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот "временный" период продолжался до 1956 года, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.
[свернуть]


Леонид Андреев - любимый мой русский писатель; это тот случай, когда получаешь от литературы совсем не то, чего бы хотелось (слишком короткое, слишком трагическое, слишком больное, слишком прямолинейное и т.д.), но из-за этого слабого отторжения влюбляешься только больше.
А еще его рассказы - это мифология, которая имеет свойство сливаться с виденным и слышанным ранее; приведу только пару примеров из собственного опыта. Недавно, читая "Ребекку" Дафны Дюморье, не могла перестать думать о рассказе "Он", хотя, с какой стороны не посмотри, общего у двух произведений - только утонувшие девушки, которых рассказчики не видели и могут только представлять себе. Но я почему-то уверена, что если через пару лет попытаюсь вспомнить сюжет романа г-жи Дюморье, мне будут вспоминаться только герои Андреева. Второе - несколько лет назад пыталась вспомнить какое-то диковинное произведение про войну, бомбежки, путешествия во времени и сумасшествие - как выяснилось, это была в совсем юном возрасте прочитанная "Бойня номер 5". Я перечитала - но каких-то важных частей не хватало. Вспоминалось про графин на столе, про то, как герой разучился писать. Недостающие куски обнаружились в "Красном смехе", отрывки которого я в совершенно другое время прочла у кого-то в жж, и которые "приклеились" к книге Воннегута, которая хоть и о том же, да не о том.
Из всего прочитанного у Андреева, кроме "Смеха", замечательного "Проклятия зверя" (экспрессионизм как он есть), наиболее выделяю "Большой шлем" (фатализм как он есть), упомянутый "Он" (Коля! Если ты это читаешь, и не дай б-же не читал этот рассказ... ну ты понял), "Правила добра" (один из самых ярких образов человеко-черта в литературе), маленькую трагедию "Жертва" и, безусловно, "Иуда Искариот".

Читать/скачать произведения
Цветные фотографии Андреева, его семьи и дома
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 13.09.2010, 19:21   #2
because it's wrong
+/- Информация
Репутация: 953
Re: Леонид Андреев

Цитата:
Сообщение от Mosquito Посмотреть сообщение
всего прочитанного у Андреева, кроме "Смеха", замечательного "Проклятия зверя" (экспрессионизм как он есть), наиболее выделяю [SKIP] упомянутый "Он" (Коля! Если ты это читаешь, и не дай б-же не читал этот рассказ... ну ты понял), "Правила добра" (один из самых ярких образов человеко-черта в литературе), [SKIP] и, безусловно, "Иуда Искариот".
+ Стена, Бездна и Рассказ о семи повешенных меня ощутимо зацепили. Скипанутое не читал, надо б достать

Кстати, после прочтения "Он" впал в страшное удивление - от не ожидал, так не ожидал встретить у него глубокую и страшную мистику. Именно мрачный тягучий хоррор.

Добавлено через 2 минуты
Дневник Сатаны так полностью и не осилил, надо сказать. Идея хорошая, но уж больно предсказуемо всё, да долго, почти не тронуло. Хотя на пару круто изложенных отрывков глаз упал всё же.
scary_nickname вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 13.09.2010, 19:35   #3
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Re: Леонид Андреев

Цитата:
Сообщение от scary_nickname Посмотреть сообщение
Кстати, после прочтения "Он" впал в страшное удивление - от не ожидал, так не ожидал встретить у него глубокую и страшную мистику. Именно мрачный тягучий хоррор.
Аналогично (хотя после "Красного смеха" подозревала, что этим тема ужаса - не войны, так быта, - у него не исчерпана.)
Насчет "Дневника Сатаны", понмю, кто-то пашутиль вроде: "это как назвать детектив "Убийца - дворецкий". В принципе, у Андреева не редкость произведения, за которые так сразу и не зацепишься - "Мельком" тот же, "У окна" (недавно перечитала советсткое издание, ща сыплю названиями, гг) - они хороши тем, что рассказы; короткие рассказы. "Дневник Сатаны" впечатлил не так сильно именно потому, что он не.
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 13.09.2010, 20:51   #4
because it's wrong
+/- Информация
Репутация: 953
Re: Леонид Андреев

Я б не стал ставить в один ряд КС и Он. Ужас "Красного смеха" и ужас "Он" это вообще разные ужасы. КС головой окунает в натуральный ужас войны так, что временами вполне можно начать захлёбываться и отложить книгу. Андреев именно великолепно показал, как война сводит с ума. При чём, кстати, описание выглядит убедительно без циничной чернушности, вызывающей отвращение, коей козырял Бабель, например. Тут атмосфера сумасшествия и страха, пронизывающего и оцепеняющего, но не такого приятно-лёгко-знобящего и мистического.

К слову вот. В 9м классе выпукной реферат делал по истории про битву при Цусиме в Русско-японскую. Ну, естественно, ознакамливался с историей и самой войны. Тогда интернеты были ещё слабо распространены, так что писал его я от руки и по книгам - достаточно мило вспоминать теперь - поэтому многое помню и сейчас. В общем, отзвуки сумасшествия, которое описывал в КС Андреев, попадались и в той литературе, которую я читал. Перелом веков - русско-японская, 1я мировая - по-моему как раз тот период истории, когда начало применяться химическое оружие. Естественно, сложно даже представить, каким страшным его использование было для людей, которым война казалась чем-то вроде честной битвы - без всяких удушающих газов и горючих смесей, от воды лишь сильнее разгорающихся. Жутко и тошновато даже читать было.

Добавлено через 1 минуту
Пардон за многобукв. И это не возражение, а так, больше мысли вслух.

Нашёл в закладках: http://leonidandreev.ru/

Добавлено через 42 минуты
А, ещё у него крутые "сказочки не совсем для детей". Плечом к плечу с Хармсом.

Цитата:
Орешек

Жила-была в зеленом лесу прехорошенькая белочка, и все ее любили. И летом белочка была рыженькая, а зимою, когда вокруг все белело, и она одевалась во все белое – такая модница и раскрасавица! И зубки у белочки были беленькие, остренькие, чудесные грызуночки, коловшие орехи, как щипцами. Но, к несчастью, белочка была благоразумна, – да, да, благоразумна! – и вот что из этого вышло, какое горе, какое несчастье: в зеленом лесу до сих пор все плачут, когда вспоминают эту печальную историю.

Пролетал над лесом ангел с белыми крылами и увидел он белочку своими зоркими глазами, и так она ангелу понравилась, что решил он сделать белочке подарок: полетел в райские сады и сорвал там золотой орешек, какие бывают только на Рождество на елке, и принес его белке-беляночке.

– Вот тебе орешек, милая беляночка, – сказал ангел, – скушай его, пожалуйста, он прямо из райского сада.

– Благодарю вас, – вежливо ответила белочка, – я его потом скушаю, когда вы улетите.

Ангел доверчиво улетел, а белочка стала размышлять, и вот что она придумала: «Ну хорошо, ну съем я орешек, а дальше что? Нет, лучше спрячу-ка я этот райский орешек, а когда придет в моей жизни черный день и трудно мне станет добывать пищу, тогда я орешек и скушаю: всегда нужно быть благоразумным, нерасточительным и бережливым».

Так прошло много лет и много зим, и не раз белочка соблазнялась золотым орешком и даже плакала от аппетита, но кушать все-таки не стала – да, да, не стала! Но вот наступили в белочкиной жизни и черные дни: состарилась она, ножки скрючило от ревматизма, головка дрожит от слабости, и уж не греет беленькая шубка, потертая, облезлая, скверная-прескверная.

– Вот когда я орешек-то скушаю, – сказала старушка-белочка, томимая голодом, и достала из-под сухих листьев свое сокровище. Взяла в лапки и полюбовалась. Полюбовалась и в ротик положила, в ротик положила – а разгрызть-то и не могла: зубок-то уж не было у белочки – да, да, не было!

Пролетал над белым лесом ангел с белыми крылами и видит: лежит под деревом, лежит под большим деревом мертвая белочка-старушка в облезлой шубке, а в лапочках у нее золотой орешек, орешек из райского сада.

Нравоучение. Когда дают тебе, Коля, орешек, то тут же ты его и кушай.
scary_nickname вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 13.09.2010, 21:21   #5
я здесь, я там, я всегда
+/- Информация
Репутация: 713
Re: Леонид Андреев

Цитата:
Сообщение от scary_nickname Посмотреть сообщение
Я б не стал ставить в один ряд КС и Он. Ужас "Красного смеха" и ужас "Он" это вообще разные ужасы. КС головой окунает в натуральный ужас войны так, что временами вполне можно начать захлёбываться и отложить книгу.
Вот как по мне, параллель как раз в погружении. Конечно, ужас безумия войны с ужасом просто безумия на одну планку не поставишь, но их изображение, попытки героев КС и главгероя "Он" хвататься за что-то здоровое и не утраченное и их окончательное растворение в третийразщасскажу - ужасе - это не одно и то же, но близко.
Вот сказочки мне не попадались. Про белочку ок. Забалелі ў вавёрачкі зубкі, не можа раскусіць арэхавай шкарлупкі.
Mosquito вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Literature

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Леонид Утёсов Ubeyka Jazz/Blues 21 11.05.2016 04:16
Леонид Десятников / Leonid Desyatnikov Каспар Хаузер Classical 0 18.04.2014 22:17
Леонид Гарин VictimDark Jazz/Blues 0 27.07.2013 19:22
Леонид Иович Гайдай lycanthropunk Movies 6 23.05.2008 21:56

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 18:48. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine