|
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум | |||
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Movies Подраздел с темами о фильмах, актерах и режиссерах |
Опции темы | Поиск в этой теме |
25.11.2009, 05:46 | #1 |
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Пророк / Un prophète (2009)
Режиссёр: Жак Одиар Авторы сценария: Жак Одиар, Томас Бидеген (по сценарию Абделя Рауфа Дафри и Николя Пёфайи) В ролях: Тахар Рахим, Ниель Арестрю, Адель Беншериф, Реда Кадеб, Хишем Якуби Производство: Франция-Италия Сюжет, наверное, все представляют- попавший за решётку молодой араб Малик, замухрышка без всяких связей, не умеющий даже читать, кажется членам корсиканской группировки идеальным кандидатом на роль мальчика на побегушках, и для начала они вынуждают его убить другого араба. Но, выполняя чужие поручения, герой начинает собственную игру, постепенно приобретая в тюремном мирке и за его пределами всё большее влияние. Я пошёл на украинскую премьеру этого фильма, которая состоялась на http://www.neformat.com.ua/forum/vid...tml#post986841. На середине просмотра меня вызвонили и вытащили из зала знакомые журналистки, с которыми я собирался на медиа-пати и которые должны были сидеть в зале- оказалось, что они ушли на "сцене с бритвой", которая показалась мне, откровенно говоря, единственно заслуживающей внимания из того, что я увидел. Гран-при в Каннах ладно, кому только его не вручали, но восторженные отзывы, которые сыпались на этот фильм со всех сторон, удивили меня до крайности. По тому часу с небольшим, который я успел посмотреть, я воспринял "Пророка" как вполне заурядную криминальную драму о пути человека из грязи в уголовные князи а-ля "Крёстный отец", к тому же, весьма затянутую. Однако последняя треть фильма, который я досмотрел уже дома, заставила меня в корне пересмотреть это мнение. На социальном уровне восприятия фильм кажется этакой тюремной гиперболой демографических перемен в современной Европе. Какой бы высокой культурой, каким бы пренебрежительным отношением к некогда покорённым народам не отличались европейцы, им не стоит плевать в колодец- иначе в один прекрасный день они обнаружат, что их слуга-"варвар" оказался способным учеником и уже заносит ногу, чтобы поставить её им на грудь. Нет никакого смысла гордится своим избранным положением, если ты не способен разглядеть достойного противника или товарища по оружию в другом человеке только из-за неких сословно-этнических предрассудков. Также можно отметить недвусмысленную насмешку над европейской системой наказаний, при которой тюрьма никоим образом не является преградой для совершения преступлений. В этот "критический реализм" вплетён мистический момент, отражённый в названии фильма. У героя появляется незримый друг- призрак человека, которого он убил, вор в законе арабской тусовки, интеллектуал, будто пришедший из тех времён, когда арабский мир мог дать сто очков вперёд Европе по культурному уровню развития. Видимо, благодаря этому призраку, у героя появляется дар предсказания. Это вкрапление потустороннего в простое и выразительное, подчёркнуто реалистичное повествование проще всего проигнорировать, но его присутствие важно уже тем, что вызывает у зрителя беспокойство, ощущение, что за происходящим скрывается нечто большее, чем то, что лежит на поверхности. Особенно тревожит то, что Малик совсем не кажется подходящим человеком на роль пророка- его трудно назвать праведником, к тому же, как пророк он не выполняет своей прямой функции- передавать простым смертным откровения, полученные от Высших Сил. Откровения Малика о наступающих событиях носят самый прозаический характер, к тому же, поскольку они помогают ему брать верх над своими противниками в мафиозных интригах, он предпочитает о них умалчивать. Если Малик и пророк, то- древних, языческих богов, требовавших от приверженцев не соответствия умозрительным нравственным догмам, а достижения успеха вне зависимости от применённых при этом средств. В этой связи общение Малика с убитым можно воспринимать как намёк на то, что Малик, по сути, является не правоверным мусульманином (в фильме нет ничего, указывающего на его религиозность), а проницательным дикарём-язычником, который, в соответствии со стародавними верованиями, перенимает от своей жертвы её ум, силу, способность властвовать. Историю Малика можно прочитывать и как вполне христианское пророчество о том, во что превращается мир, в котором законы морали заменены законами целесообразности. Как сказал теолог Амедей Эйфр о фильмах Бергмана- "В самом отсутствии Бога явлено Его присутствие". Впрочем, вполне возможно, Малик является пророком и в куда более традиционном понимании. Посещающий его призрак умершего можно трактовать как воплощение чувства вины героя- Малик проникается симпатией к убитому и пытается, "общаясь" с его духом, примириться с тем, что совершил. Также он фактически идёт к тому, чтобы занять место покойного в среде арабских преступников и, таким образом, искупить ущерб, который понесли его братья по вере. Уже за пределами экранного хронометража он, возможно, восстанет, как грозный Магомет преступного мира, собирая разрозненные силы соплеменников, чтобы сокрушить врага. Дело в том, что и без всякой метафизики разобраться в Малике непросто. В отличие от Майкла Корлеоне- с которым, как мне кажется, герой "Пророка" обречён на бесконечные сравнения в киноведческих трудах будущего- Малик как личность непроницаем для зрителя почти также, как и для персонажей фильма. Это человек без свойств, без отличительных черт, за исключением упоминавшегося выше дара предвидения, который можно считать также этакой метафорой гениальной способности Малика адаптироваться, просчитывать действия своих противников- аналитически или интуитивно. Несмотря на совершаемые им преступления, Малик отнюдь не вызывает антипатии, в первую очередь, потому, что идёт на них под давлением обстоятельств. Сам по себе он отнюдь не является- точнее, не выглядит- негодяем. Лично я болел за его успех всем сердцем. Он просто не поднимает бунт против окружающего мира, он всегда подстраивается под этот мир таким образом, чтобы использовать себе на благо его безжалостные законы. И в этом, мне кажется, заключена главная ценность фильма. Стремление героя выжить практически любой ценой, идти к достижению своей цели по трупам- если это не будут трупы близких друзей, конечно же- в той или иной степени близки, понятны большинству людей. "Чего же ты хочешь?" -спрашивают Малика. "Всего лишь лучшей участи для себя и для своих братьев". Каждый из нас может сказать о себе так же. Безликость героя, о которой я упоминал, помогает зрителю представить себя на его месте, подставив своё мироощущение и жизненный опыт, и попытаться понять, есть ли в нём самом что-то, независящее от диктата окружающего мира, что заставило бы и помогло бы в какой-то момент, вопреки любым обстоятельствам, любым последствиям, сказать этому окружающему миру: "Пошёл к чёрту". Последний раз редактировалось Doerty; 25.11.2009 в 07:38. |
25.11.2009, 18:18 | #3 |
Walk Together, Rock Together
Репутация: 209
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Я вообще горячий поклонник криминального жанра в целом, и потому от просмотра Пророка получил море удовольствия. И пусть в основе лежит стандартная история прохождения пути к признанию и власти, история очередного селф-мэйд парня, коих в кинематографе полно, я могу с уверенностью сказать что Одиару удалось привнести что-то новое. Например я впервые увидел тюрьму не как место, разрушающее личность, а как способ обрести свободу и обрести себя.
А то, что фильм получил Гран-При на МКФ удивления лично у меня не вызывает, зная как в Каннах любят фильмы с социальным подтекстом. И вообще, после вручения главной награды Фаренгейту 9/11 у меня доверие к фестивалю заметно упало. Добавлено через 34 секунды Кстати, рецензия от Саши - , . Последний раз редактировалось DC; 26.11.2009 в 02:56. |
28.11.2009, 02:42 | #9 |
Spice Girls Crew
Репутация: 227
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
не видел/не искал тайный смысл - смотрел просто, как криминальную драму. понравилась задумка с призраком убитого мусульманина a.k.a. голос совести/здравый разум. в целом же, довольно напряженное действо о восхождении по ступенькам криминального мира, не без минусов, конечно же - фильм показался мне немного затянутым
|
28.11.2009, 04:15 | #10 | ||
White Russian Protestant Antiracist
Репутация: 2255
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Цитата:
Цитата:
Добавлено через 1 час 29 минут Сейчас кстати фильм идёт в кино, например в "Кинопанораме", там билеты должны быть недорогими. |
||
29.11.2009, 13:47 | #12 |
יְהוָה שָׁמָּה
Репутация: -30
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Doerty, как раз сходил в кинопанораму.
Охуенный фильм. Слово "проповедуй" на арабском где-то около кульминации - и герой начинает убивать и сеять свою власть. Вот это мне понравилось. Религиозная доктрина, исходя из этого (судя по всему, именно так считает Одиар, вероятно, что бессознательно) - это мафиозное зло, сконцентрированное вокруг персоны с трансцендентным началом. Добавлено через 35 секунд Mutuh, рэпует какая-то нигра |
18.12.2009, 16:03 | #17 |
interested in nothing
Репутация: 655
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Попался двд рип с отличным переводом. Переводчики ботают по фене, матерятся с выражением и вообще угорают)
Фильм очень понравился, эдакий новый взгляд на старую проблему, ведь сколько уже фильмов о тюрьме было снято и сколько стали классикой. Последняя сцена реально по Крёстному Отцу такая, тут очевидно) |
09.02.2010, 02:53 | #20 |
Moder hardcore
Репутация: 622
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Аналогично смотрел с хорошим переводом, радует, что грамотно все сделали. А не так, как в голландском "Скине" - с ебанутым переводом и донбасским акцентом.
Фильм, кстати, мне не понравился - ожидал гораздо большего. Обычная криминальная драма про то, как парень пробивает себе жизнь в криминальном мире. |
09.02.2010, 14:54 | #23 |
digipack
Репутация: 441
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Януш Дзенский, вот http://www.ex.ua/view/496849, например
|
27.02.2010, 02:16 | #24 | |
Чайка из Амстердама
Репутация: 994
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
О, да этот же Жак Одиар, снявший "Читай по губам" с моим любимым Венсаном Касселем. И откровенно говоря, одна из лучших его ролей, как по мне
"Пророк "мне в принципе понравился, но не скажу, что я в восторге. Шедевром точно не назову. Малик прошел школу выживания в тюрьме на "отлично". Молодой араб быстро учился, заводил нужных друзей и проворачивал сделки. Он проходит путь от неумеющего читать парнишки до чуть ли не нового босса мафии. Но вот я осталась равнодушна к Малику. Он не вызывает антипатию однозначно, впрочем как и симпатию. А чему симпатизировать? Конечно, в какой мере я ему сочувствую: вырос в приюте, без родителей, не умеет писать, наверняка столкнулся в жизни с несправедливостью вплотную, но на протяжении всего фильма он только то и делает, что пытается что-то провернуть, куда-то ходит, с кем-то общается, строит планы, бизнес и тд. Я мало что увидела, внутренний мир героя недостаточно раскрыт, на мой взгляд. В начале фильма когда Малику приказали убить другого араба, он делал попытки достучаться до начальства и кто знает, что было бы с парнем если бы тогда его услышали и не дали свершить это убийство. Хотя, я не думаю, что героем руководили какие-то моральные принципы, он попросту боялся. Да тем более ему чётко сказали "Можеш йому не смоктати, а просто попестиш яйця" Я тащусь от нашего перевода, простите, не удержалась) Конечно хорошо, что в фильме нет излишнего морализаторства, просто показан парень, который научился выживать на зоне. А что дальше? После такой длительной моральной деградации он вышел на волю, и что он будет делать? Продолжать те дела, которые он начал сидя в тюрьме. Лично мне было интересно наблюдать за многонациональными слоями тюремного общества. Хотя, арабов тоже показали как-то ….никак, мелькают периодически, зато во всей красе показаны корсиканцы, которые всем заправляют. И нужно признать, у Малика неплохо получатся лавировать между двумя этими группировками, хотя сам он араб. Цитата:
Правильно. Он научился, да, а потом прогнёт этот мир под себя |
|
02.10.2014, 20:46 | #26 | |
double CD
Репутация: 330
|
Re: Пророк / Un prophète (2009)
Очень хорошо в топике все расписали. Начать хочется с того, что вся вот эта мистическая составляющая занимает буквально крупицы экранного времени, и опустив ее, можно вполне недурно провести время, посмотрев хорошо снятый криминальный фильм. Но как верно заметил Doerty
Цитата:
Я не настаиваю на такой трактовке, более того, сознаю, что она несовершенна, но я увидел все именно так. |
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Belketre / Belkètre | Atompunk | Metal | 15 | 15.09.2015 00:02 |
Getatchew Mekurya / Gétatchèw Mèkurya | Каспар Хаузер | Jazz/Blues | 4 | 20.04.2013 19:26 |
Dure-mère | LyMph | Rock | 6 | 03.04.2013 00:20 |
Orfèvre / Orfevre | LeDesespoir | Emo | 1 | 10.06.2012 11:52 |
Я убил свою маму / J'ai tué ma mère (2009) | THROUGH | Movies | 11 | 22.11.2010 19:05 |
|
|
Текущее время: 06:58. Часовой пояс GMT +3.
|
|||