Режиссёр: Марио Бава
Сценарий: Эннио Де Кончини, Марселло Косия, Марио Бава
В ролях: Барбара Стил, Джон Ричардсон, Андреа Чекки, Иво Гаррани, Энрико Оливьери
Производство: Италия
Двух учёных медиков Андрей Горобец и Хома Круваян, спешащих на научную конференцию в Москву, нелёгкая и подвыпивший кучер заносят в глухую деревеньку, властители которой, отпрыски древней молдавской фамилии Вайда, изнывают от родового проклятия- их предков угораздило пару столетий назад расправиться со своей продавшей душу дьяволу родственницей, княгиней Асей, и её любовником Игорем Явутичем, которые только и ждут мгновения, чтобы восстать из мёртвых и свершить неправедную месть. Медики случайно пробуждают силы зла, и злая Ася с кровожадным Игорем обрушивают гнев на несчастных Вайда, однако силам зла приходится столкнуться с отвагой и решимостью влюбленного сердца- молодой Горобец, воспылавший чувством к младшей представительнице рода, княгине Кате, готов помериться силами с дьявольским отродьем.
Поставленная Марио Бавой, одним из наиболее авторитетных мастеров итальянского хоррора, "Маска сатаны" по праву считается одним из краеугольных камней джалло. Фильм кажется попыткой средствами нуарного гламура воспроизвести на экране мрачную красоту готических романов. Главное же, непреходящее достоинство картины- практически полное пренебрежение законами логики, достоверности и исторических реалий. Фильм является настоящим праздником для любителей отыскивать разного рода ляпы, без которых обходится редкий кадр или обмен репликами, не говоря уже о сюжете, буквально состоящем из нелепиц: молдавская деревня оказывается в одном дне пути на карете от Москвы, вампир, вместо того, чтобы припасть к горлу жертвы, душит её верёвкой, героиня, врывающаяся в коридор в туфлях, пробегает по нему, светя голыми ступнями, стучащими при этом, как каблуки. Этому завораживающему абсурду под стать актёрское исполнение, особенно хороши ставшая впоследствии одной из главных звёзд жанра Барбара Стил, непревзойдённым образом таращащая глаза и без конца ломающая пальцы, и Джон Ричардсон, который, по всей вероятности, не смог бы даже телефонный справочник прочесть без зверского переигрывания.
Создание "Маски сатаны" отмечено одним таинственным обстоятельством- литературным первоисточником произведения значится "Вий" Николая Гоголя. Одно сходство, впрочем, бросается в глаза- молдавская глухомань носит название Миргород.