www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Video-Art > Movies

Movies Подраздел с темами о фильмах, актерах и режиссерах

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 18.04.2014, 21:30   #1
в спину нож
+/- Информация
Репутация: 865
Москва (2000)


жанр: драма
режиссер: Александр Зельдович
сценарий: Александр Зельдович, Владимир Сорокин
оператор: Алесандр Ильховский
композитор: Леонид Десятников
в главных ролях: Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Наталья Коляканова, Александр Балуев

Цитата:
Москва, 90 — е. Город без прошлого и без будущего. Город, который не прощает ошибок. Московская богема, криминальный бизнес, ночная жизнь, легкие деньги, возбуждение и растерянность образуют поверхность этой жизни.

Во время очередной перевозки партии нала для нового русского по кличке Майкл деньги исчезают. Ситуация осложняется еще больше, когда накануне свадьбы невеста Майкла влюбляется в его друга, которого тот подозревает в похищении денег.

Герои пытаются заглушить страх перед разрушительной жестокостью жизни алкоголем и сексом. Интрига продолжает разрастаться, пока проблема не разрешается наиболее универсальным способом — пулей в затылок…

Жрать «Москву» Зельдовича и Сорокина


Наконец-то появился фильм, полностью адекватный прозе Владимира Сорокина. Создатели «Москвы» (режиссер — Александр Зельдович) отталкивались от давнего «шестидесятнического» «Июльского дождя» Марлена Хуциева, но создали отнюдь не перепев мотивов оттепели, не картину о, по выражению Сорокина, «вялой агонии шестидесятников», а настоящий кинематографический манифест постмодернизма. Самые запоминающиеся кадры фильма — панорамные, будь то вид прилегающих в Москве лесов, полей и рек с высоты птичьего полета или панорамные кадры столицы. Людей в них нет или почти нет, московская архитектура здесь выразительна сама по себе. Работа оператора Александра Ильховского великолепна. А старые советские песни в исполнении безумной героини Татьяны Друбич в очень необычной аранжировке петербургского композитора Леонида Десятникова, патетику превращающую в фарс, создают музыкальный эквивалент сорокинским текстам. Ощущение такое же, как от исполнения песенки «Прощай, паровоз…" на мотив советско-российского гимна.

Из сюрреалистического вступления постепенно вырисовывается сюжет. При желании его можно пересказать очень коротко. Двое подружились в детском доме, потом Майк стал криминальным авторитетом и „новым русским“, а Лева возил ему черный нал из Германии. Лева кинул Майка на 300 тысяч баксов, Майк его простил, Майка убили, а Лева унаследовал его жену Машу, её безумную сестру Ольгу и его миллионы. Сильны тут и чеховские мотивы. Ночному клубу, принадлежащему матери Маши и Ольги, Ирине, грозит продажа за долги, и Майк выступает в роли нового Лопахина. С другой стороны, фильм — это реализация чеховского „В Москву! В Москву“ на исходе XX столетия.

Но сюжет в „Москве“ — не главное. Здесь важнее кадры-символы и образы — ожившие метафоры. Громадный безжизненный трамплин на Воробьевых (б. Ленинских) горах, с которого отправляется в свой последний полет с ярко-красным чемоданом в руках психоаналитик Марк, один из уходящей „золотой молодежи“ 70-х. Или рубенсовский предсмертный портрет Майка в семейном интерьере. Или поющая на фоне желтого квадрата героиня в платье цвета морской волны. Сам сюжет возникает из таких кадров, из долгих панорамных планов и ими завершается.

Москва деформирует не только плавное пространство Восточно-Европейской равнины, но и поведение героев. Мир здесь перестраивается по законам постмодернизма. Нормой становится жизнь по антизаповедям: убей, укради, предай. Действует принцип: „Если человек полное говно, то его можно завалить“. Героям приходится играть не свои роли. Балетоман Майк становится криминальным авторитетом, русский Лев должен на таможне выдавать себя за еврея и носить пейсы, нормальная Ольга вынуждена притворяться сумасшедшей, ибо только блаженным позволено верить, что в этом мире „хорошее — это когда хорошо, плохое — это когда плохо“.

Москва — и цель, и средство достижения успеха. Москва — пустота, из которой, однако, герои черпают все — деньги, любовь, славу. Завершающая фраза фильма: „Где ты прятал деньги? — В Москве“ замечательна своей амбивалентностью. Деньги Лева спрятал не в городе, а в одной из букв надписи Москва на границе окружной дороги. Лев совокупляется с Машей через дырку в географической карте на месте Москвы (Москва — пустое место). На гребне славы гибнет Майк. Его труп в обрамлении роз на сцене Большого, напоминает то ли лебедя, то ли поросенка, поданного к праздничному столу.

Сорокинская Москва — город мертвый. Все герои фильма могут сказать о себе: „Я мертвый человек. Мне всюду одинаково плохо и одинаково хорошо. Мне так много дано и ничего нет“. Неслучайно финальная сцена происходит у могилы Неизвестного солдата. Мертвецы, ещё остающиеся на поверхности земли, встречаются с тем, кто уже в земле. „Те, кого не было, тоже имеют право на памятник“. Может быть, большее, чем те, кто были». «Москва» и стала памятником таким не бывшим людям.

Борис Соколов

01.02.2001
[свернуть]


Жизнь отличается


Человекаs грамотного, но не слишком искушенного в тонкостях культурного процесса, поверхностное знакомство с выходными данными фильма «Москва» повергает в состояние эйфории. Звездные имена бросаются в глаза, вызывая мгновенный ассоциативный отклик.

— Дапкунайте?

— Утомленные солнцем!

— Коляканова?

— Такси-блюз!

— Друбич?

— Асса!

— Сорокин?

— .!

Певец самой несемантизированной универсалии выступает в роли сценариста. «Фильм по Сорокину» — это звучит интригующе. Даже пробуждается несерьезная вообще-то надежда: а ну как режиссер приоткроет некие дивные дивы? Например, возьмет да и явит визуальный образ гнилого бридо? Или покажет нам жидкую мать? Или нащупает ритм тотального мочилова под аккомпанемент деревянного колокольчика? А может, найдет пластическое воплощение сцены комсомольского собрания механического цеха — собрания, впустившего в свою беспредельность притихшую и счастливую Марину? Увы, увы. Достаточно зайти на официальный сайт фильма и прочитать его официальный слоган. Он гласит: «Жизнь жестче».

Вот так с ней всегда, с этой жизнью. «Москва» изготовлена из материалов вполне традиционных. И никаких особенных специалитетов — не относить же к таковым некоторое количество мата. Между прочим, по ходу картины выясняется, что официальный слоган — всего лишь ответ на загадку «Чем жизнь отличается от хуя?». Мы это уже где-то слышали. А ещё зрителям будет предложена полная версия общеизвестной байки про английские газоны: «И так — сто лет».

Действие фильма происходит в Москве 90-х. Мать — хозяйка ночного клуба, изнуренная борьбой за выживание Ирина (Коляканова) — и две её дочери, хищная Маша (Дапкунайте) и больная аутизмом Ольга (Друбич), связаны разнообразными любовными отношениями с тремя мужчинами. Это брутальный и бесноватый предприниматель-балетоман Майк (Балуев), стареющий плейбой-интеллигент семидесятнического розлива Марк (Гвоздицкий) и темная лошадка Лев (Павлов).

Вариации на темы чеховской драматургии сплетаются с типовыми новорусскими сюжетами (черный нал, крыша, наезд, вилы). Просматривается занятная аллюзия на «Утомленных солнцем»: приехавший из-за границы Лев был некогда близок с Машей, героиней Дапкунайте; он эту близость восстанавливает и затем фактически губит Машиного жениха, Майка.

Из-за финансовых проблем работа над «Москвой» продолжалась целых четыре года. Ничто в сравнении с английским газоном. Но, похоже, такая растяжка во времени серьезно нарушила какие-то внутренние связи и нанесла ущерб энергетике фильма в целом.

Все внешние признаки лихо закрученного сюжета налицо, однако ж действие перманентно провисает. Вроде бы и характеры прописаны, и актеры соответствуют. Тем не менее за долгие два лишним часа, что идет кино, к персонажам можно лишь притерпеться, но никак не прикипеть. В фильме множество тщательно выстроенных, эффектных кадров — но в динамике все это отчего-то рассыпается, не дает убедительной картинки. И даже впечатляющий постмодернистский саундтрек Леонида Десятникова звучит несколько натужно в перманентно глохнущем пространстве «Москвы».

Картина содержит несомненную заявку на создание универсального московского мифа 90-х. Зловещая и магическая Москва Зельдовича/Cорокина оставляет шанс уцелеть лишь тем, кто ориентируется в её потайных местах, кто знает её эрогенные зоны. «В этом фильме выживают только призраки», — поясняет Владимир Сорокин.

Проблема в том, что сам фильм не живет своей жизнью. Его нельзя назвать настоящим. Есть отдельные проблески, просветления. Но в целом это не жизнь. Жизнь отличается.

Андрей Носков

01.02.2001
[свернуть]


МоСКВа! Как мало в этом звуке…


«Москва». Постановка Александра Зельдовича по сценарию Александра Зельдовича и Владимира Сорокина. Оператор Александр Ильховский. Композитор Леонид Десятников. В ролях Наталья Коляканова, Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Александр Балуев, Виктор Гвоздицкий, Станислав Павлов, Николай Чиндяйкин. Пресс-показ 11 октября.

Персонажи фильма — три товарища, Майк (Александр Балуев), Марк (Виктор Гвоздицкий), Лев (Станислав Павлов), и три женщины с именами чеховских сестер — Ирина (Наталья Коляканова) и две её дочери, прагматичная Маша (Ингеборга Дапкунайте) и аутичная Ольга (Татьяна Друбич), причем каждый персонаж находится в любовных/сексуальных отношениях с двумя из оставшихся. Любовник Ирины Майк — новый русский, одержимый идеей «возрождения русского балета» и создания своего Большого театра, помесь Лопахина, Дягилева и Саввы Морозова, собирается жениться на Маше и живет будущим. Разочарованный в жизни и внутренне опустошенный психиатр Марк, тоже любовник Ирины, погружен в прошлое и втайне любит Ольгу. Лев — русский, прикидывающийся хасидом, в прошлом музыкант, а ныне законченный циник, живет настоящим и занимается нелегальной перевозкой денег.

Интрига состоит в том, что Лев привозит Майку от его партнеров из-за границы чемодан «черного нала», в котором вместо сотенных купюр на сумму в триста тысяч долларов оказываются однодолларовые, и говорит, будто привез ровно то, что ему передали. Хотя ежу понятно, что это вранье — такие деньги, перед тем как взять, курьер обязан пересчитать — но Майк в конце концов верит Льву. Несостоявшегося мецената, ради сверхценной идеи залезшего в долги, и после такого облома оказавшегося не в состоянии их вернуть, убивают кредиторы. Психиатр кончает с собой после того, как Ольга (вслед за Машей) отдается Льву. Тот в конце фильма извлекает украденные триста тысяч из тайника, который он устроил в букве «О» огромного слова «МОСКВА» на железнодорожном мосту (элегантней было бы воспользоваться идеомой Андрея Вознесенского и заначить по сотне в буквах С, К, В), и женится на двух сестрах. Поскольку всякий сюжет имеет свою мораль, она в том, что в современной капиталистической России выживают одни циники и подлецы. Вывод этот должен быть особенно дорог всем обладателям синдрома приобретенного коммунодефицита, поскольку сделали его не Говорухин с Зюгановым, а создатели фильма, для которых коммунизм, надо думать, хуже СПИДа. Другой парадокс в том, что дух смерти, явственно ощутимый в «Москве», куда больше свойственен Санкт-Петербургу, нежели древней столице России.

Хотя московскую повседневность режиссер намеренно оставляет за кадром и строит мизансцены в специально созданных или подобранных интерьерах или уголках города — например, туристских (сорокинские диалоги a la Сhekhov в бытовой обстановке немыслимы), актеры играют в системе Станиславского, а не в системе Брехта, а действие не содержит ключевых для Сорокина переходов реализма или соцреализма в сюрреализм, когда персонажи Чехова, Фадеева или Симонова вдруг оказываются извращенцами, вампирами или людоедами. Но для полноценного реалистически-психологического повествования в фильме нет достаточного «бэкграунда»: прошлое не показано, настоящее не прописано, а будущего попросту нет, если не считать убийство вкупе с собачьей свадьбой сутью и финалом нынешней московской жизни.

При всей изысканности (или манерности, кому как) звукового, изобразительного и музыкального решения, «Москва» пустовата и холодна, а некоторые её кадры заставляют думать о вкусовых провалах. Прежде всего это относится к матерщине, хотя дело не в том, что с экрана звучат все три базовых слова обсценного лексикона, обозначающие гениталии и их взаимодействие, а в том, что звучат они прямо и грубо, как на улице. Не делает чести авторам и бородатый анекдот о том, как делают английский газон, и экранизация байки о братках, приволокших в травмопункт товарища с оторванной ногой (в фильме — губой) и запчасть от другого человека. В-третьих, радужные пятна, преломление света в стекле, швыряние продуктами, натюрморт из кетчупа, макарон и мертвой натуры, а также убийство Майка с мозгами и кровью на пачке только что оттанцевавшей «Умирающего лебедя» балерины, которой он вручает букет — это, как говорится, из другой оперы.

Конечно, холод и пустота «Москвы» продуманы, как и все, что делает Зельдович, и, по идее, должны свидетельствовать о выморочности самой столицы 90-х и о крахе надежд целого поколения, но вызывают дискомфорт и ответный холод в отношении к картине у зрителей, настроенных на сопереживание героям или хотя бы рассказчику. Убоги Марк и Ирина, ностальгически вспоминающие советское времечко как золотой век, когда они жили фарцой. Отвратителен Майк, который со своими шестерками пытает своего дружка, накачивая его через задний проход автомобильным насосом. Ничего содержательного и симпатичного нет в Маше, не говоря уже о самом мерзком из всех персонажей — Льве. Единственная, кто мог бы рассчитывать на долю со-чувствия — Ольга, если бы её аутизм был психологически соотнесен с потребностью уйти в себя от этой жизни, но так она не более чем умственно отсталая девушка, которую просто жаль. А с другой, «брехтовской» стороны, фильм не настолько эксцентричен, чтобы вызвать экстаз или эстетический шок.

В пресс-релизе и в объяснениях режиссера по поводу «Москвы» можно уловить ноты оправдания — фильм замышлялся как своего рода итог общественной жизни первой половины 90-х, но из-за дефолта задержался, вышел на экран в иной социальной атмосфере и — как должно домыслить — потому не попал в резонанс нынешним умонастроениям. Но что в таком случае говорить о прозорливости художников, которые не мыслят дальше времени, в котором задумывают свое произведение? В том то, кстати, и отличие плоских персонажей Зельдовича-Сорокина (такими они даны уже в сценарии) с героями чеховских пьес, уже целый век служащих объемными и актуальными формами, которые актеры всего мира наполняют своим содержанием, а зрители разных стран проецируют в них свои чувства и отождествляются с ними.

Как бы то ни было, Александр Зельдович снял весьма необычную картину, а если она не волнует и не заражает, то на это ещё Маяковский отвечал своим критикам, что его стихи — не море и не сифилис. Даже в том ослабленном виде, в котором дошли до экрана сорокинские диалоги, они дают неплохую прививку нашему кинематографу, который, за исключением фильмов Киры Муратовой, до сих пор не экспериментировал с речью. Было бы также несправедливо не заметить, что «Москва», как целое, действует помимо своих рациональных и довольно ущербных смыслов — в основном благодаря мощной музыке Леонида Десятникова и его дерзким обработкам советских песен, блестяще исполненных за кадром Ольгой Дзусовой. Так что если это поражение, то такое, которое стоит иных побед.

Виктор Матизен

2001
[свернуть]





Во-первых, у Москвы идеальный саундтрек, написанный главным русским композитором-денди Леонидом Десятниковым. Во-вторых, сценарий написанный одним из крупнейших русских писателей Владимиром Сорокиным. В-третьих, фильм снят замечательным русским режиссером Александром Зельдовичем. В-четвертых, просто замечательное кино, пусть и не очень радостное
Каспар Хаузер вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 21.04.2014, 22:01   #2
vinyl 7"
+/- Информация
Репутация: 474
Re: Москва (2000)

Охуенный фильм.
Трент мазафака вне форума   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Video-Art > Movies

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
FAQ - 2000-ые Мій Хижак FAQ 72 11.04.2024 12:48
Выблядки (2000) r0gi Movies 6 08.06.2023 06:37
ATARI TEENAGE RIOT - 23.11 Москва, ККЗ "Москва" maxinabox Events Archive 3 20.12.2011 15:12
SLAM pres: 0.5 [Москва] | Stinkie [Москва] | XBK [Киев] 6 февраля basta_basta Events Archive 64 09.02.2005 22:33

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 03:38. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine