www.neformat.com.ua


Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud
Переключить в мобильный режим
Вернуться   Форум www.neformat.com.ua > Main > Video-Art > Movies

Movies Подраздел с темами о фильмах, актерах и режиссерах

Ответ
Опции темы Поиск в этой теме
Непрочитано 08.09.2014, 14:34   #1
White Russian Protestant Antiracist
+/- Информация
Репутация: 2252
Племя (2014)



Автор сценария и режиссёр: Мирослав Слабошпицкий
В ролях:Григорий Фесенко, Яна Новикова, Роза Бабий, Александр Дзядевич, Ярослав Билецкий, Иван Тишко, Александр Осадчий, Александр Сидельников
Производство: Украина-Голландия

До наших экранов наконец-то добрался фильм, ставший, пожалуй, главным зарубежным триумфатором украинского кино. Если не ошибаюсь, прежде украинские фильмы, получавшие значимые призы на европейских смотрах, были короткометражками, а полнометражный дебют Мирослава Слабошпицкого получил три награды- включая Гран-при, -престижной программы "Неделя критики" Каннского МКФ, не говоря уже о ряде призов других фестивалей, среди которых- "Золотой абрикос" одноимённого фестиваля в Ереване. Также фильм получил единодушно восторженное признание иностранных рецензентов и, главное, был приобретён для проката рядом стран, включая США, Данию, Исландию, Японию и Гонконг.

Энтузиазм фестивальных завсегдатаев вполне закономерен. Помимо весьма оригинально реализованной идеи немого фильма, в котором отсутствие реплик не достигается стилизацией, а обусловлено «естественными» причинами (практически все персонажи фильма- глухонемые), с чисто формальной точки зрения «Племя» примечательно мастерски снятыми «одним кадром» эпизодами (здесь необходимо отметить работу выступившего оператором Валентина Васяновича). Отказываясь от монтажных ухищрений, авторы словно придают происходящему достоверность документальных съёмок, хотя тщательность, с которой выверены сложные мизансцены, подчас отдаёт некоторой искусственностью.

Но, пожалуй, главное кинематографическое достоинство ленты Слабошпицкого состоит в драматургической стройности повествования, его сюжетной внятности и динамичности, несмотря на внушительный хронометраж и то обстоятельство, что язык, на котором общаются герои, незнаком для подавляющей части аудитории. Для отечественного кинематографа это особенно отрадный опыт, поскольку не трудно вспомнить ряд украинских фильмов, которые даже при обилии диалогов, произнесённых на украинском или русском, оказываются весьма невразумительными.

И всё же, несмотря на кажущуюся универсальность этой истории, герои которой объясняются на языке жестов, несмотря на изощрённость формы и соответствия тенденциям международных фестивальных площадок, "Племя"- пример фильма, чья проблематика, чей идейный посыл едва ли могут быть по-настоящему поняты за пределами родной страны, драматическую реальность которой он отражает с безжалостной точностью.

В одной из первых сцен главный герой картины, подросток по имени Сергей, прибывает в интернат для глухонемых. Он дёргает за ручку двери, но уборщица показывает, что вход находится с другой стороны. Мальчик отправляется в обход здания, но камера остаётся на месте, наблюдая за торжеством начала учебного года через стекло чёрного входа- малышка на плече у старшеклассника, размахивающая колокольчиком, школьники, вручающие букеты растроганным учителям, весь тот украшенный шариками и флагами фасад, за которым будет происходить действие картины.

Школьные занятия почти не будут попадать в кадр, поскольку, очевидно, не играют для героя в этом учебном заведении сколько-нибудь существенной роли. Подлинное обучение Сергей проходит в общении со своими новыми соучениками, в компании с которыми собирает дань с младшеклассников, отправляемых торговать мягкими игрушками, грабит припозднившихся прохожих, предлагает услуги своих одноклассниц скучающим дальнобойщикам. Где бы не учился он прежде, похоже, подобное времяпрепровождение не является для него чем-то необычным. Мускулистый, флегматичный, мало чувствительный к боли, Сергей послушно исполняет любые распоряжения товарищей. Свои желания, стремления и интересы- которые, впрочем, остаются для зрителя загадкой, -он без видимых колебаний подчиняет интересам этого племени. Однако любовная связь с одной из юных проституток пробуждает в нём индивидуальность. Он пытается помешать ей торговать своим телом, что вызывает недоумение у прочих, в том числе у его возлюбленной, которая, похоже, не только не стремится оставить свои внеклассные занятия, но и искренне обрадована представившейся возможностью отправиться в сексуальное рабство в солнечную Италию. Сергея пытаются поставить на место, но он больше не считает своих соплеменников вправе им распоряжаться.

У зрителя "Племени" может возникнуть желание воспринимать происходящее как чернушный экскурс в маргинальную субкультуру, в потаённый мир, никак не пересекающийся с его собственной повседневностью, но авторы не позволяют поддаться этому искушению. Показанное Слабошпицким племя- не обособленное сообщество, а часть целого. В "Повелителе мух" Уильяма Голдинга диктатура пещерного образца, установленная одичавшими школьниками, была в одночасье разрушена ласковым и властным вторжением взрослых. Персонажам «Племени» неоткуда ждать избавления, ведь юные герои пускаются во все тяжкие не потому, что оказались без должного надзора со стороны взрослых, а как раз благодаря этому надзору. В одном из немногих эпизодов, действие которых происходит в классной комнате, немолодой кряжистый мужчина, курирующий торговлю мягкими игрушками и прелестями старшеклассниц, в качестве урока труда придирчиво оглядывает выпиливаемые учениками столярные молотки (для одного из которых вскоре найдётся применение более достойное, чем стучать по стамескам), показывая аудитории, преподаванием какой именно дисциплины занимается в перерывах от своего основного занятия. Прочие учителя либо также вовлечены в предприятие, либо не играют в сюжете- очевидно, что и в жизни героев, -никакой роли. Также и представители правоохранительных органов появляются на экране лишь однажды- чтобы помочь выправить иностранные паспорта для девушек, которых отправляют на итальянскую панель.

На первый взгляд кажется, что фильм Слабошпицкого описывает пространство абсолютного беззакония, но постепенно мы понимаем, что в действительности этот мир жёстко иерархичен, строго регламентирован, упорядочен до автоматизма, как профессиональные движения одной из героинь, промышляющей подпольными абортами.

Избитые поправятся, убитых похоронят, преступники уйдут от наказания. Впрочем, в соответствии с местными первобытно-общинными порядками, столь же простыми, сколь и неколебимыми, никаких преступников нет- есть те, кто имеет право мучить того, кого захочется, отбирать то, что понравится, и есть дрожащие твари, которые должны сносить унижения и побои. Жертвы насилия здесь действительно похожи скорее на затравленных животных, сжимающиеся от страха, скулящие от боли, но не протестующие, не пытающиеся ударить в ответ. Сами беспрекословно подчиняющиеся любому насилию, они и не ждут чьего-либо заступничества, которого, впрочем, и ждать неоткуда, поскольку общество и государственные институты оказываются слепы, глухи и немы, нечувствительны ко злу, невозмутимо принимают несправедливость как нечто естественное и неизбежное.

Словом, фильм Слабошпицкого описывает именно ту упорядоченную, стабильную и благополучную ситуацию, в которой пребывало украинское общество до всех войн и революционных потрясений, которую мы терпели, с которой мы свыклись, на которую мы закрывали глаза, как закрывают глаза некоторые зрители на наиболее жёстких сценах «Племени». Это произведение напоминает о многолетней апатии, в которой мы пребывали, мирясь с самой разнузданной коррупцией и полнейшей профнепригодностью «слуг народа», с самыми чудовищными преступлениями обладателей неких регалий, неких служебных корочек, неких родственных связей, воздаёт должное памяти бесчисленных и безымянных (за исключением нескольких, отстаивавшихся близкими и ненадолго возмутившейся общественностью- Игоря Индило, Оксаны Макар, Ирины Крашковой) жертв мирного времени, замученных в подворотнях и милицейских участках, раздавленных на пешеходных переходах, искалеченных в ходе протестных акций, никем не отмщенных, никому не нужных, никем не оплаканных, кроме скорбящих родных, отказывавшихся от хлипкой надежды привлечь виновных к ответственности ради денежной компенсации, полученной от убийц их детей, родителей или супругов.

Но в этом мире хищников и травоядных остаётся немало тех, в ком любовь или ненависть, обида за себя или за ближнего может пробудить человеческие чувства, как это произошло с Сергеем, переживающим, вопреки воспитанию и среде, свою Революцию достоинства. В этом протесте, действуя доступными средствами, он может показаться варваром, дикарём, но всё-таки он ведёт себя как личность, а не как послушный скот.

«Племя» Слабошпицкого (подобно украинской истории последних месяцев) подкрепляет нашу надежду, нашу внутреннюю уверенность, что у способности бытия определять сознание есть свои пределы. Когда эти пределы перейдены, сознание восстаёт против бытия и меняет его- в лучшую или в худшую сторону. Об этом свидетельствует финал ленты, кровавый, как и те события отечественной современности, до завершения которых- счастливого, с Божьей помощью, -ещё так далеко.

http://life.pravda.com.ua/culture/2014/09/11/180162/

Последний раз редактировалось Doerty; 11.09.2014 в 18:28.
Doerty вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 26.11.2016, 21:24   #31
digipack
+/- Информация
Репутация: 252
Re: Племя (2014)

Anandamid, сэнкс, что напомнил. а то я сейчас вот сижу - думаю - чего бы глянуть..что то никак не мог сей фильм посмотреть - руки и глаза не доходили...
walls вне форума   Ответить с цитированием
Непрочитано 27.11.2016, 01:29   #32
Криптоосциллограф
+/- Информация
Репутация: 800
Re: Племя (2014)

Актер-блондин, сыгравший члена банды, которому разбил нос протагонист во время обряда инициации, внешне , пластикой и по типажу напомнил молодого Серебрякова, по молодости также игравшего драчунов.

Добавлено в 02:29 / Предыдущее сообщение было написано в 02:08
Anandamid на форуме   Ответить с цитированием
Ответ
Форум www.neformat.com.ua > Main > Video-Art > Movies

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
20-22/06/2014 г. Харьков, Reggae Festival 2014 Nook Events Archive 0 02.06.2014 23:31
Фестиваль "ReSpublica 2014" 05-07 сентября 2014 Nook Events Archive 0 02.06.2014 21:40
ОСТРОГSESSION 2014 blood clot Events Archive 2 01.06.2014 20:18
Сочи-2014 wanchope Sports 502 02.03.2014 01:43

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


   
 
Текущее время: 03:39. Часовой пояс GMT +3.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot
НовостиСтатьиРецензии
ИвентыКонтактыФорум


Facebook Telegram Twitter YouTube Instagram Mixcloud SoundCloud

Designed by LaBIZz
Все материалы, размещенные на этом сайте, распространяются на условиях
Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 License.


© 2004-2024 Neformat Ukraine