Амадей / Amadeus (1984)
Цитата:
Режиссер: Милош Форман Сценарий: Питер Шеффер В главных ролях: Ф. Мюррэй Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж, Рой Дотрис, Саймон Кэллоу, Джеффри Джонс, Кристин Эберсоул, Чарльз Кэй, Кенни Бейкер, Карел Фиала Страна: США, Франция Бюджет: $18 млн Жанр: драма, комедия, биографический Рецензии: Сергей Кудрявцев, "3500 кинорецензий"Триумфальный приём этой ленты большинством критиков и зрителей свидетельствует о том, что режиссёрская концепция Милоша Формана на основе известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера пришлась по душе многим. Выдвинутый на первый план образ посредственного и завистливого композитора Антонио Сальери (его блестяще сыграл Фарид Марри Эбрахам, хороший театральный актёр с Бродвея, мало кому ведомый в кино, и заслуженно получил "Оскар", также победив своего замечательного партнёра Тома Халса), вроде бы интерпретирован в соответствии с ходячей легендой об отравлении гениального Моцарта. Однако вся история в "Амадее" Формана может быть понята вероятностно, почти как бред сумасшедшего, согласно прологу в доме умалишённых. Тут, кстати, обнаруживается внутренняя связь с другим знаменитым фильмом этого режиссёра ("Кто-то полетел над гнездом кукушки"), с восторгом принятым повсеместно.
"Амадей" — не столько рассказ о чуде гения, феномене беспечного таланта, загадке Моцарта, выглядящего простачком, дурачком, шутом, в лучшем случае — вечным вундеркиндом, который мимоходом, без особых усилий творит божественную музыку, остающуюся на века, в отличие от классически выверенных, сухих и строгих сочинений Сальери. Картина Милоша Формана, подхватывая мотивы его ранних чешских работ, является вдохновенным гимном во славу свободы, раскрепощённости, естественности, лёгкости, непринуждённости творчества и самой жизни. А этому противостоят регламентированные порядки, ритуализированные правила поведения, церемониальные глупости при дворе австрийского императора в конце XVIII века, размеренная и рассчитанная до мельчайших долей ("гармония, поверенная алгеброй") классицистская музыка того периода. Типично формановская тема "отрыва" (или иначе — прорыва к свободе, избавления от пут обывательского существования, вызволения из "смирительной рубашки" запретов и канонов) проигрывается не только в партитуре судьбы «стихийного бунтаря» Моцарта, но и на примере гипотетических мук Сальери. Спустя 32 года после трагической смерти гения он заново переживает события минувшего и надеется вырваться из плена жизни — хотя бы при помощи самоубийства. Посредственность и несвобода, тупое, сытое пребывание на этом свете и марионеточное состояние зависимости в искусстве, душевного и духовного гнёта — одно переплетается тесно с другим. Лишь только "Дух веет, где хочет". Вихрь врывается в каждую из лент Формана и даёт героям надежду на освобождение души. В "Амадее" и Моцарт, и волшебная флейта его музыки — ипостаси этого Высшего Духа, самой Вечности. Даже предсмертный "Реквием" звучит торжественно и вселенски мудро, будто "Откровение Амадея Музыканта", прорвавшегося, наконец, в запредельные сферы инобытия. Обидно, что остался без "Оскара" (хотя получил награду Британской академии кино и телевидения) восхитительный чешский оператор Мирослав Ондржичек, давний соратник режиссёра, снявший пражские интерьеры и экстерьеры именно в Праге. Знаменательно, что эмигранту Милошу Форману удалось добиться съёмок на своей родине — наперекор всему, в период неприязни и глухого замалчивания его имени в ЧССР, причём за 7 лет до возвращения гражданства. (с) [свернуть] Роскошный 3-часовой фильм-небылица Милоша Формана, удостоенный 8 премий "Оскар" и явно повлиявший на творчество Уэса Андерсона. Интересные факты:
Ссылки: RuTracker.org |
Re: Амадей / Amadeus (1984)
Наверно, это был один из первых американских фильмов, которые я видел в своей жизни- лет в десять-одиннадцать, быть может, -и долгое время он оставался одним из главных аргументов, которые я бросал в бой в спорах о том, является ли американское кино примитивной бузой.
Соответственно, познакомился с этим произведением ещё раньше, чем с "Моцартом и Сальери" Пушкина и именно в нём впервые столкнулся с трагедией посредственности, преданного искусству, образованного, целеустремлённого человека, который, увы, просто не обладает талантом и, вполне естественно, преисполняется зависти к тем, кто обладает этим Господним даром- с его точки зрения, совершенно незаслуженно. Ведь и правда, разве каждый из нас не задумывается невольно о том, как несправедливо распределяются дарования, как часто великие произведения или великие изобретения создают люди негодные и пустые, которые- любой согласится, -не годятся нам и в подмётки. И, конечно, это фильм о невыносимой лёгкости гения, которому приходится существовать в окружении такой вот тяжеловесной, строгой, трудолюбивой посредственности. Прекрасное, забавное, пронзительное кино с замечательным актёрским исполнением. Как ни странно, с тех пор не пересматривал, хотя надо бы- тем более вот режиссёрский монтаж есть. |
Re: Амадей / Amadeus (1984)
как раз недавно посмотрел первый раз этот фильм, трехчасовую режиссерскую версию, не скажу, что "прям оторваться не мог" но в целом довольно интересный и очень качественный фильм, время потрачено не зря
|
Re: Амадей / Amadeus (1984)
ictus, да я сам в два захода смотрел :stupid: Оторваться как раз можно - фильм не держит в напряжении и не требует этого самого напряжения.
|
Re: Амадей / Amadeus (1984)
гениальное кино :pray:
|
Текущее время: 14:42. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot