Форум www.neformat.com.ua

Форум www.neformat.com.ua (https://forum.neformat.com.ua/)
-   Music Movies (https://forum.neformat.com.ua/music-movies/)
-   -   Амадей / Amadeus (1984) (https://forum.neformat.com.ua/music-movies/75252-amadej-amadeus-1984-a.html)

Atompunk 10.07.2015 10:26

Амадей / Amadeus (1984)
 

Цитата:

1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта...
Основные сведения:

Режиссер: Милош Форман
Сценарий: Питер Шеффер
В главных ролях: Ф. Мюррэй Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж, Рой Дотрис, Саймон Кэллоу, Джеффри Джонс, Кристин Эберсоул, Чарльз Кэй, Кенни Бейкер, Карел Фиала
Страна: США, Франция
Бюджет: $18 млн
Жанр: драма, комедия, биографический

Рецензии:

Сергей Кудрявцев, "3500 кинорецензий"

Триумфальный приём этой ленты большинством критиков и зрителей свидетельствует о том, что режиссёрская концепция Милоша Формана на основе известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера пришлась по душе многим. Выдвинутый на первый план образ посредственного и завистливого композитора Антонио Сальери (его блестяще сыграл Фарид Марри Эбрахам, хороший театральный актёр с Бродвея, мало кому ведомый в кино, и заслуженно получил "Оскар", также победив своего замечательного партнёра Тома Халса), вроде бы интерпретирован в соответствии с ходячей легендой об отравлении гениального Моцарта. Однако вся история в "Амадее" Формана может быть понята вероятностно, почти как бред сумасшедшего, согласно прологу в доме умалишённых. Тут, кстати, обнаруживается внутренняя связь с другим знаменитым фильмом этого режиссёра ("Кто-то полетел над гнездом кукушки"), с восторгом принятым повсеместно.

"Амадей" — не столько рассказ о чуде гения, феномене беспечного таланта, загадке Моцарта, выглядящего простачком, дурачком, шутом, в лучшем случае — вечным вундеркиндом, который мимоходом, без особых усилий творит божественную музыку, остающуюся на века, в отличие от классически выверенных, сухих и строгих сочинений Сальери. Картина Милоша Формана, подхватывая мотивы его ранних чешских работ, является вдохновенным гимном во славу свободы, раскрепощённости, естественности, лёгкости, непринуждённости творчества и самой жизни. А этому противостоят регламентированные порядки, ритуализированные правила поведения, церемониальные глупости при дворе австрийского императора в конце XVIII века, размеренная и рассчитанная до мельчайших долей ("гармония, поверенная алгеброй") классицистская музыка того периода.

Типично формановская тема "отрыва" (или иначе — прорыва к свободе, избавления от пут обывательского существования, вызволения из "смирительной рубашки" запретов и канонов) проигрывается не только в партитуре судьбы «стихийного бунтаря» Моцарта, но и на примере гипотетических мук Сальери. Спустя 32 года после трагической смерти гения он заново переживает события минувшего и надеется вырваться из плена жизни — хотя бы при помощи самоубийства. Посредственность и несвобода, тупое, сытое пребывание на этом свете и марионеточное состояние зависимости в искусстве, душевного и духовного гнёта — одно переплетается тесно с другим. Лишь только "Дух веет, где хочет". Вихрь врывается в каждую из лент Формана и даёт героям надежду на освобождение души. В "Амадее" и Моцарт, и волшебная флейта его музыки — ипостаси этого Высшего Духа, самой Вечности. Даже предсмертный "Реквием" звучит торжественно и вселенски мудро, будто "Откровение Амадея Музыканта", прорвавшегося, наконец, в запредельные сферы инобытия.

Обидно, что остался без "Оскара" (хотя получил награду Британской академии кино и телевидения) восхитительный чешский оператор Мирослав Ондржичек, давний соратник режиссёра, снявший пражские интерьеры и экстерьеры именно в Праге. Знаменательно, что эмигранту Милошу Форману удалось добиться съёмок на своей родине — наперекор всему, в период неприязни и глухого замалчивания его имени в ЧССР, причём за 7 лет до возвращения гражданства. (с)
[свернуть]


Роскошный 3-часовой фильм-небылица Милоша Формана, удостоенный 8 премий "Оскар" и явно повлиявший на творчество Уэса Андерсона.

Интересные факты:
  • История, рассказанная в фильме, является вымышленной, а образ Сальери, созданный Питером Шеффером, чья пьеса легла в основу фильма, не имеет ничего общего с оригиналом.
  • Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как "заразительное легкомыслие", в то время как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
  • В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает "улучшить" его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии "Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый" из оперы Моцарта "Женитьба Фигаро"; сцена, как и почти все в этом фильме, представляет собою чистый вымысел.
  • Весь фильм был снят при естественном освещении.
  • Прага (родной город эмигранта Милоша Формана) оказалась идеальной заменой Вене XVIII века.

Ссылки:

RuTracker.org

Doerty 25.07.2015 13:00

Re: Амадей / Amadeus (1984)
 
Наверно, это был один из первых американских фильмов, которые я видел в своей жизни- лет в десять-одиннадцать, быть может, -и долгое время он оставался одним из главных аргументов, которые я бросал в бой в спорах о том, является ли американское кино примитивной бузой.

Соответственно, познакомился с этим произведением ещё раньше, чем с "Моцартом и Сальери" Пушкина и именно в нём впервые столкнулся с трагедией посредственности, преданного искусству, образованного, целеустремлённого человека, который, увы, просто не обладает талантом и, вполне естественно, преисполняется зависти к тем, кто обладает этим Господним даром- с его точки зрения, совершенно незаслуженно.

Ведь и правда, разве каждый из нас не задумывается невольно о том, как несправедливо распределяются дарования, как часто великие произведения или великие изобретения создают люди негодные и пустые, которые- любой согласится, -не годятся нам и в подмётки.

И, конечно, это фильм о невыносимой лёгкости гения, которому приходится существовать в окружении такой вот тяжеловесной, строгой, трудолюбивой посредственности. Прекрасное, забавное, пронзительное кино с замечательным актёрским исполнением.

Как ни странно, с тех пор не пересматривал, хотя надо бы- тем более вот режиссёрский монтаж есть.

ictus 03.08.2015 20:47

Re: Амадей / Amadeus (1984)
 
как раз недавно посмотрел первый раз этот фильм, трехчасовую режиссерскую версию, не скажу, что "прям оторваться не мог" но в целом довольно интересный и очень качественный фильм, время потрачено не зря

Atompunk 04.08.2015 14:18

Re: Амадей / Amadeus (1984)
 
ictus, да я сам в два захода смотрел :stupid: Оторваться как раз можно - фильм не держит в напряжении и не требует этого самого напряжения.

Мій Хижак 15.08.2015 00:28

Re: Амадей / Amadeus (1984)
 
гениальное кино :pray:


Текущее время: 14:42. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc.
Перевод: zCarot