В начале было слово и слово было «играть». Играть собственные композиции, используя необычные источники звука. Не просто играть – исполнять, но исследовать и использовать возможности экзотических для европейской музыки инструментов, в поисках необычных звучаний, редких сочетаний тембров и выразительных музыкальных деталей. Коллекция преимущественно восточных и закавказских инструментов, которую мне удалось собрать, - духовых струнных и ударных, - стала объектом исследования ансамбля «Астрея», который образовался около 1975 года и включал композиторов Вяч. Артемова, Софию Губайдулину и В. Суслина.
Сначала мы импровизировали на основе созданных каждым участником ансамбля схематических композиций, которые отражали индивидуальные намерения их авторов, однако вскоре мы нашли в себе новые возможности, перестали быть просто «исполнителями», но сосредоточились исключительно на спонтанной, неподготовленной заранее импровизации, что требует максимальной сосредоточенности, внутренней свободы и самозабвения. Выступления перед публикой нарушали эти условия, требовали «исполнения», а не творения и от них пришлось отказаться в пользу записи в студии. Монтаж мы отвергали. Наша игра была формой непосредственного выражения состояния и реакцией на «сообщения» партнёров – как бы беседой на случайные темы трёх совершенно разных по темпераменту, вкусам, взглядам и творческим устремлениям композиторов. И важна была, очевидно, не сама тема, а проявление этих темпераментов, взаимоотношения которых и явились основной формообразующей силой. Поэтому творчество «Астреи» – это драма с признаками ностальгии (или ностальгия с признаками драмы), отражение трагичности бытия и предчувствие разлома. Но именно присущая ансамблю внутренняя противоречивость была источником резких контрастов музыкального материала, дающих возможность развития и создания динамичной формы.
Так мы записали на едином дыхании ряд довольно продолжительных вещей, оказавшихся настолько разнообразными по выразительности, и обладающими такой естественной логикой движения и смен характеров, что даже наши коллеги с трудом верили в возможность достижения такого единства без предварительных репетиций и монтажа. Это был особый, наиболее откровенный и искренний из всех известных вид импровизации, вероятно доступный лишь композиторам, к тому же прошедшим особую «настройку». На самом деле это не было построением формы посредством звуков, но проявлением жизни в звуке.
Однако, привычка к «сочинению», созданию условных графических схем – композиций оказалась необходимой при привлечении дополнительных исполнительских сил, например, голосов. Очень плодотворным и приятным оказалось сотрудничество с фольклорным ансамблем Д. Покровского, с ним мы записали музыку к фильму Э. Климова «Прощание». Вот некоторые из наших обычных инструментов: дудук, саламури, тар, кяманча, чонгури, канон, разные барабаны, колокольчики. Здесь представлены две пьесы, записанные ансамблем в 1977 и в 1980 годах.
Третья пьеса – quasi электронная – тоже импровизация с весьма незначительным монтажем. Эстетика «Астреи» частично нашла в ней своё продолжение, несмотря на разницу выразительных возможностей инструментов. Пьеса была создана совместно с выдающимся тромбонистом Майлсом Андерсоном в его студии в Энсинитас, Калифорния, в 1988 г.
Вячеслав Артёмов
Цитата:
- Остались ли какие-то сочинения со времен группы "Астрея", куда входили вы, Суслин и Вячеслав Артемов? Продолжаете ли вы собираться вместе?
- Что касается Артемова, то мы просто его потеряли - я переехала в Германию, еще раньше Витя переехал в Германию, и я даже не знаю, куда позвонить, чтобы узнать, где наш Слава Артемов. Записи некоторых импровизаций остались, но сочинениями их назвать нельзя. Какие-то из них выходили на пластинках. Это не музицирование, а скорее духовная школа - Суслин был душой этой особой жизни. До сих пор для меня очень важную роль играют попытки импровизировать, освобождать свою фантазию от слушателя, от исполнителя - когда моя душа выражена в линии, которую я провожу, или в звуке, рождающемся сейчас. А не в том, что записано на бумаге и потом исполнено.
Когда-то была культура устного творчества, не записанного. Она представляла очень большую ценность, хотя без письменной культуры мы не можем, и это вполне естественно. Но ощущение устной, непосредственной передачи хотелось бы возвратить - и у нас была возможность это осуществить, пусть даже среди только трех человек. Мы продолжаем собираться вместе, чаще всего в моем доме, третьим у нас уже стал сын Суслина, он - музыкант, играет на контрабасе. Но в наших встречах контрабас запрещен; мы беремся только за инструменты, которыми не владеем. Например, японский инструмент кото, или пипа, или тамбуро. И продолжаем втроем на них играть…
София Губайдулина
Завантажувати:
1993 - Астрея (320 кбпс)
Виконавці на альбомі:
Вячеслав Артёмов (1-3)
София Губайдулина (1-2)
Виктор Суслин (1-2)
Майлс Андерсон (3)
Радянська імпров-відповідь заморським колегам, треба визнати, досить переконлива і солідна. На альбомі три тривалі композиції (1977, 1980 та 1988 років виконання відповідно), повністю зімпровізовані і зіграні на інструментах, грі на яких учасники колективу не були навчені. Серед них, наприклад, дудук, саламурі, тар, кяманча, чонгурі та канон. Рекомендую.
Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 23.08.2016 в 21:37.
Довольно неплохая музыка, несмотря на то что я не очень люблю подобное. Состав участников, конечно, с полным правом награждает проект титулом "супергруппы".