Металлическая виолончель Боба Рутмана - это самодельный музыкальный инструмент вполне устрашающего вида и звука. На обычную виолончель эта конструкция совсем не похожа. Но на ней играют.
Металлическая виолончель (именно так она называется) похожа на парусник. Два паруса - это два огромных стальных листа, каждый с человеческий рост. Вертикально вверх уходят струны - металлические прутья толщиной в палец. Боб Рутман водит по струнам-прутьям большим круглым смычком. Зажимать струны, то есть изменять высоту тона он, разумеется, не в состоянии, звук вибрирующей металлической скульптуры - звон и гул неопределимого тембра, есть в нем что-то переливающее и плывущее, но одновременно и металлическое.
Боб Рутман (Bob Rutman) родился в 1931 в Берлине, в еврейской семье. 15 мая ему исполнилось 80 лет. В 1938 году, спасаясь от преследований нацистов, семья покинула Берлин, во время войны жила в Англии, а в 1950 году переселилась в США. Боб учился в академиях искусств в Нью-Йорке и Мехико. В 1966 году он обзавелся собственной арт-галереей в Нью-Йорке и построил прототип металлической виолончели. В 70-х он со своим ансамблем много гастролировал по США и Европе, а в 1990-м вернулся в Берлин, где до сих пор живет и работает. В конце девяностых Рутман гастролировал в США вместе с группой Einstürzende Neubauten.
Можно было бы предположить, что Einstürzende Neubauten продолжают дело Боба Рутмана, но между ними все-таки есть огромная разница. Инструмент Рутмана только выглядит и блестит как индустриальное чудовище, звучит он органично и мягко, эфемерно, загадочно. Рутман явно относится к хиппи-эпохе, к авангарду шестидесятых, а Einstürzende Neubauten - к панк-волне.
Боб Рутман - не только музыкант, но и скульптор и живописец, его скульптуры - это фигуры из согнутой и смятой металлической проволоки, они похожи на быстрые трехмерные рисунки. В качестве живописца Боб Рутман изображает разноцветные стулья, повторяя один и тот же силуэт на разных фонах. Этот ход, очевидно, близок поп-арту.