Все началось в 1996 году, когда тромбонист и лидер чудеснейшей квебекской группы L'Orchestre De Pas Perdus Клод Сен-Жан решил попробовать, а что будет, если взять за основу примерно ту же медную «наглую» около-джазовую музыку с дикой энергетикой, что исполняет L'Orchestre, только вставить в нее стержень рок-музыки. Для подобного эксперимента он сговорился с гитаристом Бернаром Фалезом из уже тогда многообещающей группы Miriodor и собрал на основе всего этого коллектив Les Projectionnistes, что на русский переводится как «Киномеханики». В группу также вошли Пьер Лаббе (саксофон), Томми Бабэн (акустический бас) и Реми Леклер (барабаны). Надо отметить, что состав получился прямо-таки "дрим-тим". Бабэн – бакалавр музыкального университета, также «родом» из коллектива L'Orchestre De Pas Perdus, Пьер Лаббэ вообще сам по себе композитор, играет в смелой квебекской авангардной группе Papa Boa (где играл также и Фалез) и возглавляет собственную группу. А Реми Леклер, хоть и самоучка, но из группы Miriodor, что есть показатель высочайшего мастерства. Позже к группе присоединился альт-саксофонист Роберто Мюррей.
Название группе дали не с бухты барахты. Оно сразу раскрывает любовь музыкантов к кинематографу. Именно с озвучки разных старых немых фильмов и началось. Сен-Жан писал музыку, которую играли на фоне демонстрируемых на экране слайдов или старых лент. В результате, коллектив даже выступал в качестве звукового сопровождения на кинофестивалях, проводимых Квебекской Синематекой, где они играли импровизации на фоне различных классических немых фильмов известных режиссеров – Фрица Ланга, Мана Рея, Марселя Дюшана. Это дело у группы получалось так здорово, что на них обратили внимание и музыкальные организации. В 1997 году Les Projectionnistes выступали уже и на джазовых фестивалях в Монреале и Торонто, где они играли как собственные ранние произведения, так и «киношные» импровизации. Балансируя между этими двумя ипостасями, к 1999 году группа подошла к записи своего первого альбома, который назвали Copie Zero и выпустили на Ambiances Magnetiques. Альбом получился шедевральным и одним из самых лучших, что только есть в подобном жанре. Дело в том, что в музыке этого коллектива собралось много чего. Разнузданность фанки-битовой ритм-секции, строгость бельгийского chamber-рока, гитарная колючесть американского авант-рока, бешеная энергия музыки ска-джаза, мелодичность и образность саундтреков, ритмы танго. И все это в таком едином узле, что воспринимается как целостный и плотный сгусток прекрасного. С позиции звука, Les Projectionnistes во многом похожи на L'Orchestre De Pas Perdus, только с сильной долей электро-гитары и, при этом, она несколько другая, чем в Miriodor, местами блюзовая и лязгающая. В этом плане звука еще добавляет «примоченный» тромбон Сен-Жана. Практически все композиции – это специально написанные пьесы. Импровизационно-кинематографическое мышление иллюстрирует лишь самая длинная 11-минутная пьеса Ballet Mecanique, которая была записана на концерте еще в октябре 1997 года (там еще Николас Мазино на фортепиано играл), когда она звучала в качестве звукового сопровождения к немому фильму 1924 года сюрреалиста Фернанда Легера. Вообще, эта вещь несколько контрастирует как по формату, так и подходу, с остальными вещами на альбоме, но, при этом, не разбивает целостность восприятия работы.
Коллектив в то время много гастролировал. В 2001 году Les Projectionnistes отправились в турне с новой программой «Наивная музыка и другие парадоксы», автором которой выступил Клод Сен-Жан. С ней они проехались по всей Канаде и даже дали один концерт в США. Сен-Жан, кстати, чудесно ведет себя во время выступлений, балагуря и развлекая публику между номерами программы. Жаль, что все это нельзя уместить в записи, да и выступали они не так много. Больше занимались именно кино-музыкальной исследовательской работой, ставя перед собой цели не заработать побольше денег или прославиться, посетив самые известные мероприятия, а найти тот способ музыкального выражения кинематографа, который бы наиболее точно передал визуальные и эстетические ощущения от просмотра фильма в музыку, и дополнил бы движущиеся картинки дополнительным смыслом, подчеркнув важные места и настроения самого кино-оригинала.
Как для твоего дебюта - неплохо, но тему всё-таки подрихтую на днях
По сабжу: хорошая группа. Качал ещё с авант-прога до обновления нонейма. Но прошёлся лишь по верхам. Надо будет основательно послушать.
Подрихтовал тему. Теперь несколько удобнее смотрится. И это, есть альбом Copie Zero в качестве 320. Если кому-то интересно, то отписываемся здесь, не стесняемся, залью