Каспар Хаузер
в спину нож
- Ім'я
- Данилка
- Стать
- чол
- Вік
- 35
- Адреса
- Северо-запад
- Повідомлення
- 2 441
- Реєстрація
- 04.08.09
- Репутація
- 4 258
Код:
DAVID MURRAY

Тенор-, сопрано-саксофонист, кларнетист, представитель современного виртуозного и энергичного пост-мэйнстрима. Критики считают его неотрадиционалистом. Своими кумирами называет Сонни Роллинза и Пола Гонзалеса (по его мнению, недооцененного историками джаза
ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ:
Дэвид Мёррей один из крупнейших джазовых тенор-саксофонистов всей постколтрейновской поры; не исключено, что его искусство составит эпоху в истории игры на этом инструменте, как это случилось, скажем, с творчеством Хокинса, Янга, Вебстера, Роллинса или Колтрейна. Во всяком случае, признаки этого появились в его музыке последних лет. Казалось бы, технические возможности тенор-саксофона исчерпаны великими мастерами прошлого. Однако главное достоинство Мёррея - в его интуитивные способности к синтезу, как техническому (в смысле инструментального мастерства), так и эстетическому (в смысле стилистической природы его импровизации композиций). Дэвиду Мёррею удалось восстановить связь времен в джазе, все еще разделенном на традиционалистов и авангардистов. Причем способ, которым он это сделал, воспринимается до такой степени органичным синтезом традиции и новаторства, что язык не поворачивается назвать его музыку эклектичной. Возможно, впервые в джазе Меррею удалось создать стилистический универсальный музыкальный язык, интегрировавший первозданную витальность Армстронга, звукокрасочную поэтичность Эллингтона, экспрессионизм Мингуса, интимность Вебстера и духовную напряженность Колтрейна. И свершить этот джазовый подвиг американскому саксофонисту помогло вывернутое наизнанку, перевернутое с ног на голову образование и воспитание.
Профессиональную карьеру Дэвид Мёррей начал как радикальный и убежденный авангардист. Когда 20-летний саксофонист перебрался в 1975 году из Калифорнии в Нью-Йорк, о нём заговорили как о втором Альберте Эйлере. Однако на самом деле в ранних его работах высокопарная риторика соседствовала с явным музыкальным косноязычием и содержательной невнятицей. Парадокс музыкального становления и художественного развития Мёррея состоял в эволюции от почти неограниченной свободы фри-джаза к жесткой ритмической и структурной дисциплине мейнстрима. Видимо, и в джазе подлинная музыкальная добродетель возникает как результат искреннего покаяния в модернистком грехе. Похоже, что истинная красота джазовой традиции открывается лишь музыканту, прошедшему сквозь горнило и искус авангарда.
Честно говоря, Дэфид Мёррей и не думал отрешаться от авангарда. Он вовсе не превратился из Савла в Павла. Просто ему открылось двойное зрение: его музыка разрешила, казалось бы, не разрешимую антиномию эстетических истин авангарда и мейнстрима. Похоже, этим Мёррей подвел итог одного из самых бурных периодов в развитии джаза - его последнего 30-летия, - доказав совместимость и родственность музыки Лестера Янга и позднего Джона Колтрейна. Как Иоганн Себастьян Бах подвел итог развитию музыки эпохи барокко, так и Мёррей подытожил музыкальные достижения двух великих джазовых революций. Единственно верное для большинства джазменов учение паркеризма-колтрейнизма в изложении Мёррея перестало быть неукоснительной догмой, обнажив свое исконное родство с праджазовым Ветхим Заветом - музыкой госпелов и спиричуэлов.
Музыкальное мышление Дэвида Мёррея оказалось кладезем редко совместимых в одном музыканте художественных достоинств: структурной изысканности и сентиментальной чцувствительности, агрессивно-свингующего энергетизма и тонкой лиричности, духовной просветленности и эротизированной страсти, умиротворенного простодушия и музыкальной умудренности. Пожалуй, главное достижение Дэвида Мёррея состоит в том, что он успешно доказал: джаз - это мера личности.
В 9 лет Мёррей взял в руки кларнет, а вскоре и саксофон. В 16 лет он уже возглавлял собственный ритм-энд-блюзовый ансамбль. Два года он занимался музыкой в лос-анджелесском Помона-колледже. Именно там он встретился с трубачом Бобби Брэдфордом, саксофонистом Артуром Блайтом и барабанщиком Стэнли Краучем, которые познакомили его с фри-джазом. Эта случайность биографии и объясняет его увлеченность авангардом чуть ли не с юношеских лет. Переехав в Нью-Йорк, 20-летний Мёррей уже работает с такими корифеями фри-джаза, как пианист Сесил Тейлор, трубач Дон Черри, саксофонист Энтони Брэкстон. Вскоре молодой музыкант становится членом Всемирного саксофонного квартета. На 70-е года приходится сумбурная и интенсивная работа Мёррея в самых разных по качеству музыку и жанровой природе ансамблях. По сути дела это были не художественные поиски, а смена музыкальных поз. Однако, начиная с 1980 года, с его альбома Ming (имя его бывшей жены), Дэвид Мёррей демонстрирует зрелую и самобытную индивидуальность, сформировавшиеся художественные убеждения и главное - содержательно (эмоционально и интеллектуально) насыщенную музыку. Начиная с этого времени, японская фирма DIW и итальянская Black Saint затопили рынок грамзаписи альбомами Мёррея. Думаю, что не ошибусь, если назову его мировым рекордсменом джазовой грамзаписи: за 20 с небольшим лет он произвел на свет около 200 альбомов. Великие джазмены прошлого, пользовавшиеся в свое время огромной популярностью (Армстронг, Эллингтон, Гудман), за свою полувековую карьеру даже не приблизились к этому рубежу.
Опираясь на традицию Дюка Эллингтона, Дэвид Мёррей в своих композиторских проектах тяготеет к музыке крупных форм - жанрам джазовой сюиты и оратории. Семичастная сюита "Пикассо" (1992) для октета и ораториальная композиция (которую неправомерно называют оперой) для певцов, чтеца, джазового секстета и классического струнного квартета "Пушкин" (2004) - пожалуй, самые значительные его опусы в этих жанрах. "Пушкин", с его фрагментами из "Арапа Петра Великого" и "Евгения Онегина" вполне можно было бы отнести к музыке "третьего течения", если бы Мёррей не оставил на его стилистике такого количества джазовых "отпечатков пальцев".
Любопытно, что Дэвид Мёррей не советует молодым саксофонистам идти по его стопам в джазе. Когда мы встретились в Лондоне, он заметил рассказывая о своем музыкальном становлении: "Я всегда настаивал, что прежде чем играть в моем стиле или, скажем, в стиле Элберта Эйлера, вы должны освоить идеи Коулмена Хопкинса. Потому что именно Хопкинс - отец современного тенор-саксофона". Сам Мёррей не только блестяще усвоил и освоил его идеи, но и обогатил их новым смыслом
В 9 лет Мёррей взял в руки кларнет, а вскоре и саксофон. В 16 лет он уже возглавлял собственный ритм-энд-блюзовый ансамбль. Два года он занимался музыкой в лос-анджелесском Помона-колледже. Именно там он встретился с трубачом Бобби Брэдфордом, саксофонистом Артуром Блайтом и барабанщиком Стэнли Краучем, которые познакомили его с фри-джазом. Эта случайность биографии и объясняет его увлеченность авангардом чуть ли не с юношеских лет. Переехав в Нью-Йорк, 20-летний Мёррей уже работает с такими корифеями фри-джаза, как пианист Сесил Тейлор, трубач Дон Черри, саксофонист Энтони Брэкстон. Вскоре молодой музыкант становится членом Всемирного саксофонного квартета. На 70-е года приходится сумбурная и интенсивная работа Мёррея в самых разных по качеству музыку и жанровой природе ансамблях. По сути дела это были не художественные поиски, а смена музыкальных поз. Однако, начиная с 1980 года, с его альбома Ming (имя его бывшей жены), Дэвид Мёррей демонстрирует зрелую и самобытную индивидуальность, сформировавшиеся художественные убеждения и главное - содержательно (эмоционально и интеллектуально) насыщенную музыку. Начиная с этого времени, японская фирма DIW и итальянская Black Saint затопили рынок грамзаписи альбомами Мёррея. Думаю, что не ошибусь, если назову его мировым рекордсменом джазовой грамзаписи: за 20 с небольшим лет он произвел на свет около 200 альбомов. Великие джазмены прошлого, пользовавшиеся в свое время огромной популярностью (Армстронг, Эллингтон, Гудман), за свою полувековую карьеру даже не приблизились к этому рубежу.
Опираясь на традицию Дюка Эллингтона, Дэвид Мёррей в своих композиторских проектах тяготеет к музыке крупных форм - жанрам джазовой сюиты и оратории. Семичастная сюита "Пикассо" (1992) для октета и ораториальная композиция (которую неправомерно называют оперой) для певцов, чтеца, джазового секстета и классического струнного квартета "Пушкин" (2004) - пожалуй, самые значительные его опусы в этих жанрах. "Пушкин", с его фрагментами из "Арапа Петра Великого" и "Евгения Онегина" вполне можно было бы отнести к музыке "третьего течения", если бы Мёррей не оставил на его стилистике такого количества джазовых "отпечатков пальцев".
Любопытно, что Дэвид Мёррей не советует молодым саксофонистам идти по его стопам в джазе. Когда мы встретились в Лондоне, он заметил рассказывая о своем музыкальном становлении: "Я всегда настаивал, что прежде чем играть в моем стиле или, скажем, в стиле Элберта Эйлера, вы должны освоить идеи Коулмена Хопкинса. Потому что именно Хопкинс - отец современного тенор-саксофона". Сам Мёррей не только блестяще усвоил и освоил его идеи, но и обогатил их новым смыслом
Биография Мёррея взята мной из книги Ефима Барбана "Джазовые портреты"
ДИСКОГРАФИЯ:
- Conceptual Saxophone (Cadillac, 1978)
- Sur-real Saxophone (Horo, 1978)
- Organic Saxophone (Palm, 1978)
- Solo Live (Cecma, 1980)
- Solomons Sons (Circle, 1976) with James Newton
- Sketches of Tokyo (DIW, 1985) with John Hicks
- In Our Style (DIW, 1986) with Jack DeJohnette
- The Healers (Black Saint, 1987) with Randy Weston
- Golden Sea (Sound Aspects, 1989) with Kahil El'Zabar
- Daybreak (Gazell, 1989) with Dave Burrell
- In Concert (Victo, 1991) with Dave Burrell
- Real Deal (DIW, 1991) with Milford Graves
- Ugly Beauty (Evidence, 1993) with Donal Fox
- Windward Passages (Black Saint, 1993) with Dave Burrell
- Blue Monk (Enja, 1995) with Aki Takase
- Valencia (Sound Hills, 1997) with Aki Takase
- We Is: Live at the Bop Shop (Delmark, 2000) with Kahil El'Zabar
- Silence (Justin Time, 2001) with Mal Waldron
- Low Class Conspiracy (Adelphi, 1976)
- Live at Peace Church (Danola, 1976)
- 3D Family (Hat Hut, 1978)
- Sweet Lovely (Black Saint, 1980)
- The Hill (Black Saint, 1986)
- Acoustic Octfunk (Sound Hills, 1993)
- Flowers for Albert (India Navigation, 1976, expanded reissue as Flowers for Albert: The Complete Concert in 1997)
- Live at the Lower Manhattan Ocean Club (India Navigation, 1978)
- Let the Music Take You (Marge Records, 1978)
- Last of the Hipmen (Red, 1978)
- Interboogieology (Black Saint, 1978)
- Morning Song (Black Saint, 1983)
- I Want to Talk About You (Black Saint, 1986).
- Recording N.Y.C. 1986 (DIW, 1986)
- The People's Choice (Cecma, 1987)
- Ballads (DIW, 1988)
- Deep River (DIW, 1988)
- Spirituals (DIW, 1988)
- Ming's Samba (Portrait/CBS, 1988)
- Lovers (DIW, 1988)
- Tenors (DIW, 1988)
- Lucky Four (Tutu, 1988)
- Special Quartet (DIW/Columbia, 1990)
- Shakill's Warrior (DIW/Columbia, 1991)
- Fast Life (DIW/Columbia, 1991)
- Ballads for Bass Clarinet (DIW, 1991)
- A Sanctuary Within (Black Saint, 1991)
- Body and Soul (Black Saint, 1993)
- Jazzosaurus Rex (Red Baron Records, 1993)
- Saxmen (Red Baron/Sony, 1993)
- For Aunt Louise (DIW, 1993)
- Love and Sorrow (DIW, 1993)
- Shakill's II (DIW, 1993)
- Flowers Around Cleveland (Bleu Regard, 1995)
- Long Goodbye: A Tribute to Don Pullen (DIW, 1996)
- Seasons (Pow Wow, 1999)
- Like a Kiss That Never Ends (Justin Time, 2001)
- Sacred Ground (Justin Time, 2007)
- Live in Berlin (Jazzwerkstatt, 2008)
- Penthouse Jazz (Circle, 1977, one track reissued as part of Flowers for Albert: The Complete Concert on India Navigation, 1997)
- Holy Siege on Intrigue (Circle, 1977, reissued as part of Flowers for Albert: The Complete Concert on India Navigation, 1997)
- The London Concert (Cadillac, 1978)
- Children (Black Saint, 1984)
- Remembrances (DIW, 1990)
- David Murray/James Newton Quintet (DIW, 1991)
- Black & Black (Red Baron, 1991)
- Death of a Sideman (DIW, 1991)
- MX (Red Baron/Sony, 1992)
- David Murray Quintet (DIW, 1994)
- Ming (Black Saint, 1980)
- Home (Black Saint, 1981)
- Murray's Steps (Black Saint, 1982)
- New Life (Black Saint, 1985)
- Hope Scope (Black Saint, 1987)
- Picasso (DIW, 1992)
- Dark Star: The Music of the Grateful Dead (Astor Place, 1996)
- Octet Plays Trane (Justin Time, 1999)
- Live at Sweet Basil Volume 1 (Black Saint, 1984)
- Live at Sweet Basil Volume 2 (Black Saint, 1984)
- David Murray Big Band (DIW/Columbia, 1991)
- South of the Border (DIW, 1993)
- Now Is Another Time (Justin Time, 2003)
The Jazzpar Prize (Enja, 1991) with Pierre Dørge's New Jungle Orchestra
The Tip (DIW, 1994)
Jug-A-Lug (DIW, 1994)
Fo Deuk Revue (Justin Time, 1996)
Creole (Justin Time, 1997)
Speaking in Tongues (Justin Time, 1997)
Yonn-Dé (Justin Time, 2001)
Gwotet (Justin Time, 2003)
The Tip (DIW, 1994)
Jug-A-Lug (DIW, 1994)
Fo Deuk Revue (Justin Time, 1996)
Creole (Justin Time, 1997)
Speaking in Tongues (Justin Time, 1997)
Yonn-Dé (Justin Time, 2001)
Gwotet (Justin Time, 2003)
- Point of No Return (Moers Music, 1977)
- Steppin' with the World Saxophone Quartet (Black Saint, 1979)
- W.S.Q. (Black Saint, 1981)
- Revue (Black Saint, 1982)
- Live in Zurich (Black Saint, 1984)
- Live at Brooklyn Academy of Music (Black Saint, 1986)
- Plays Duke Ellington (Nonesuch, 1986)
- Dances and Ballads (Nonesuch, 1987)
- Rhythm and Blues (Elektra/Musician, 1989)
- Metamorphosis (Nonesuch, 1991)
- Moving Right Along (Black Saint, 1993)
- Breath of Life (Nonesuch, 1994)
- Four Now (Justin Time, 1996)
- Takin' It 2 the Next Level (Justin Time, 1996)
- Selim Sivad: A Tribute to Miles Davis (Justin Time, 1998)
- Requiem for Julius (Justin Time, 2000)
- 25th Anniversary: The New Chapter (Justin Time, 2001)
- Steppenwolf (Justin Time, 2002)
- Experience (Justin Time, 2004)
- Political Blues (Justin Time, 2006)
- Yes We Can (Jazzwerkstatt, 2010)
- Are You Glad to Be in America? (Rough Trade/Artists House, 1980)
- Music Revelation Ensemble - No Wave (Moers Music, 1980)
- Free Lancing (CBS, 1981)
- Music Revelation Ensemble (DIW, 1988)
- Music Revelation Ensemble - Elec. Jazz (DIW, 1990)
- Music Revelation Ensemble - After Dark (DIW, 1991)
- 1975: Ted Daniel - In the Beginning (Altura Music)
- 1976: Michael Gregory Jackson - Clarity (Bija)
- 1979: Sunny Murray - Live at Moers Festival (Moers Music)
- 1980: Amiri Baraka - New Music New Poetry (India Navigation)
- 1980: Jack DeJohnette- Special Edition (ECM)
- 1981: Billy Bang - Outline No. 12 (OAO)
- 1984: Conjure (Kip Hanrahan) - Music for the Texts of Ishmael Reed (American Clavé)
- 1984: Kip Hanrahan - Vertical's Currency (American Clavé)
- 1984: Jack DeJohnette- Album Album (ECM)
- 1984: Clarinet Summit - In Concert at the Public Theatre (India Navigation)
- 1987: Clarinet Summit - Southern Bells (Black Saint)
- 1987: McCoy Tyner - Blues for Coltrane (Impulse!)
- 1987: Kip Hanrahan - Days and Nights of Blue Luck Inverted (American Clavé)
- 1988: Conjure (Kip Hanrahan) - Cab Calloway Stands in for the Moon (American Clavé)
- 1989: Cold Sweat (Craig Harris) - Cold Sweat Plays J.B. (JMT)
- 1989: Ralph Peterson - Presents the Fo'tet (Blue Note)
- 1990: Bobby Battle Quartet with David Murray - The Offering (Mapleshade)
- 1990: The Bob Thiele Collective - Sunrise Sunset (Red Baron)
- 1991: Teresa Brewer - Softly I Sing (Red Baron)
- 1991: McCoy Tyner - 44th Street Suite (Red Baron)
- 1994: D.D. Jackson - Peace Song (Justin Time)
- 1995: African Love Supreme - Ode to the Living Tree (Venus)
- 1995: Steve Coleman and Five Elements: Curves of Life (Live at the Hot Brass)(Novus/BMG)
- 1995: Jim Nolet - With You (KFW)
- 1995: Kansas City Soundtrack (Verve)
- 1995: Ozay - Antiquated Love (Sagen)
- 1996: Jon Jang Sextet - Two Flowers on a Stem (Soul Note)
- 1996: D. D. Jackson - Paired Down (Jusin Time)
- 2004: Balogh Kálmán (Fonó) Hungarian "Gipsy" Cimbalom band featuring Murray
- 2004: James Carter - ""Live at Baker's Keyboard Lounge" (Warner Bros.)
За Мёрреем закрепилась репутация авангардиста, скорее всего не вполне заслуженно. Авангард в прошлом. В настоящем стандарты, биг-бэнд в духе Дюка, и прочие милости. Постоянные ссылка и Колмена Хокинса в многочисленных интервью музыканта должны подсказать, что перед нами мастер джазовой баллады. Что будет гораздо ближе к правде, чем ссылки на несущественный авангард.
Все неравнодушные к джазу приветствуются. Тега фри-джаз можно не бояться: есть чуть-чуть Новой Вещи на втором выложенном альбоме, но только в гомеопатических целях. В Балладах свободного джаза кажется нет вовсе (а ведь один из лучших альбомов 80-х). Наслаждайтесь.
- Опис
- Jazz saxophone and bass clarinet player
- Країна
- Сполучені Штати Америки
Останнє редагування: