Каспар Хаузер
в спину нож
- Ім'я
- Данилка
- Стать
- чол
- Вік
- 35
- Адреса
- Северо-запад
- Повідомлення
- 2 441
- Реєстрація
- 04.08.09
- Репутація
- 4 258
Музыка народов мира
Подраздел носит гордое название Folk/Country/Ethnic, в нем Фолка и Кантри достаточно много, а вот с этникой как-то не сложилось. Фольклор, как мы все знаем, лишен личности как таковой, а значит и формат компиляций этнику ничем не испортит. Предлагаю данную тему. Хорошо бы ее закрепить как важную (я это не могу сделать) и делиться в ней всякими вкусностями - от пения тибетских монахов до музыки хорватов.
Для начала продолжаю путешествие по Африке. Музыка Гриотов.
Foday Musa Suso - 1996 - Jali Kunda: Griots of West Africa & Beyond
В записи альбома принимали участие небезызвестные Foday Musa Suso, Mandingo, Pharaoh Sanders, Philip Glass
Продюсером выступил Bill Laswell

Подраздел носит гордое название Folk/Country/Ethnic, в нем Фолка и Кантри достаточно много, а вот с этникой как-то не сложилось. Фольклор, как мы все знаем, лишен личности как таковой, а значит и формат компиляций этнику ничем не испортит. Предлагаю данную тему. Хорошо бы ее закрепить как важную (я это не могу сделать) и делиться в ней всякими вкусностями - от пения тибетских монахов до музыки хорватов.
Для начала продолжаю путешествие по Африке. Музыка Гриотов.
Гриоты –это музыканты Западной Африки. Их можно встретить в Мали, Сенегале, Гвинее и Гамбии, то есть там, где живёт группа народов мандинго. Слово «гриот» (griot) – французское, сами музыканты называют себя джали (jali).
Искусство гриотов передаётся из поколения в поколения, от отца – к сыну, впрочем, поскольку отец часто не может быть достаточно суров к своему чаду, то, как правило, дяди учат племянников. Обучение начинается в пятилетнем возрасте. Музыка никак не записывается, это устная традиция.
Гриоты – это не просто профессиональные музыканты, гриоты принадлежат к особой касте: иными словами, у гриота – все родственники тоже гриоты. Существует шесть-семь крупных семейных кланов гриотов.
Гриоты могут выступать поодиночке, парами, группами, и даже большими оркестрами. Часто мужчины только играют на музыкальных инструментах, а женщины поют.
История гриотов уходит в глубокую древность и насчитывает более 700 лет. Сегодня искусство гриотов умирает, их социальная роль становится всё менее и менее значимой, но в прошлом гриоты занимали уникальное положение в обществе.
Собственно, называть гриотов музыкантами – значит существенно упрощать и искажать дело. Гриоты – наследники придворных музыкантов эмиров, султанов и вождей племён Западной Африки. Гриоты занимались воспитанием наследника престола, сочиняли историю рода, выступали в качестве советников и экспертов в сложных политических ситуациях, выполняли функции дипломатов и посланников, излагали позиции сторон в судебных разбирательствах, собирали и передавали новости, участвовали в многочисленных праздничных церемониях и ритуалах, сочиняли гимны во славу своего хозяина и, наконец, выполняли – вообще говоря, не очень поощряемые в исламском обществе – функции заклинателей духов, джиннов и прочих неприятных оккультных сил. При необходимости они устанавливали контакт и с духами предков.
Иными словами, гриоты имели отношение ко всему, что так или иначе было связано со словом, с речью. Гриоты хранили в памяти историю своего народа, историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана – кто кому приходится родственником, у кого с кем были какие конфликты или, наоборот, радости, с кем связаны те или иные сплетни или шутки и так далее до бесконечности. Эти истории собраны в песни и эпосы, сейчас насчитывается 111 таких песен. Длина некоторых из них – два дня. Многие гриоты помнят все песни своего народа.
Если гриот жил в доме вождя, то вождь на веки вечные попадал в историю, ведь гриот не только сочинит песню во славу своего хозяина, но передаст все свои песни своим детям, и детям своего брата, и детям своей сестры, а те – следующему поколению, и так далее без конца.
В 60-х в США вышла книга «Roots» («Корни»), которую написал некто Элекс Хэйли (Alex Haley). В своём документальном повествовании он рассказал о поездке в Западную Африку. Хэйли встретился с гриотами и те сумели восстановить историю его семьи, разлучённой аж в XVIII веке. Иными словами, книга гарантировала, что буквально каждый темнокожий американец может окунуться в бездонную память гриотов и найти своих родственников, то есть вернуться к корням. Сказать, что эта книга произвела впечатление, значит, ничего не сказать. Правда, довольно скоро выяснилось, что свою историю Элекс Хэйли большей частью просто придумал, однако в массовом сознании прочно засела мысль о том, что у потомков рабов, у которых нет ни рода ни племени, на самом-то деле есть и род, и племя.
К слову сказать, слушаем мы записи с компакт-диска «Jali Kunda» - это название переводится как «Страна гриотов». Это книга с текстами и картинками и компакт-диск. В качестве продюсера выступил известный нью-йоркский человек Билл Ласуэлл (Bill Laswell), поэтому всё звучит плотно и звонко, хотя и записано на лоне природы в Сенегале. Практически каждую песню исполняет хор и оркестр.
Самым главным традиционным музыкальным инструментом гриотов Сенегала является кора. Кора – это нечто среднее между лютней и арфой. Резонирующая дека – это огромная выдолбленная тыква, на неё натянута буйволиная кожа, прибитая к корпусу гвоздиками. Сквозь тыкву проходит толстая палка из твёрдого дерева – это своего рода гриф. К этой палке кожаными ремешками прикреплены два параллельных ряда струн – всего 21 струна. Раньше струны делались из шкуры антилопы, а теперь – из лески. Гриот сидит перед корой, похожей на большой шар, из которого вверх торчит длинная палка. Он перебирает струны большим и указательным пальцами обеих рук – для каждой руки свой ряд струн. Корпус инструмента одновременно используется и как бас-барабан.
Играть на коре – довольно непростое занятие. Музыкант ведёт одновременно несколько мелодических линий, каждая из которых может иметь собственный ритм. Всё в целом представляет собой ткань из переплетающихся и вибрирующих звуков. Впечатление, разумеется, усиливается, когда играет несколько инструментов.
кора
Второй по важности музыкальный инструмент гриотов – это балафон. В Африке существует огромное количество самых разных балафонов. Балафон по европейски называется ксилофоном – это ряд круглых деревянных болванок, по которым музыкант колотит двумя палочками. Под болванками подвешены выдолбленные тыквы-резонаторы. В эти тыквы часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена – от этого звук становится нечистым и дребезжащим. Этот ход очень характерен для традиционной африканской музыки – к грифу лютни или к мембране барабана тоже прикрепляют металлические полоски, чтобы звук получался трескучим и шумным. И певцы вовсе не берут чистые ноты, а поют хрипло и шероховато, шепчут или визжат.
балафон
Самая популярная эпическая песня гриотов называется «Сундиата» («Sundiata»). Сундиата – это король огромного королевства Мали. Жил он в XIII веке и отличался, если верить эпосу, не только чудовищной силой – а был он сыном короля Магхана и буйволицы, превратившейся в женщину, - но и способностью к разного рода оккультным действиям. Сундиата, которому против воли его отца отказали в праве на престол, долго скитался в изгнании, а когда его родину захватили оккупанты, собрал войско и при помощи своего любимого гриота-мага победил колдуна-оккупанта и вернул себе престол.
История длинная, интересная и поучительная.
Так вот, особое положение гриотов народа мандинго и идёт со времён легендарного короля-героя Сундиаты. Империя Мали развалилась в конце XV века, когда в Западную Африку прибыли португальцы.
Есть гриоты, ведущие оседлый образ жизни, и есть странствующие. Многие из них не в состоянии прокормить себя одной лишь музыкой, поэтому часть года занимаются сельским хозяйством или рыболовством, и лишь несколько месяцев в году – во время засухи - кочуют между деревнями в поисках повода попеть и поиграть. Сегодня практически не существует семей, которые могли бы позволить себе содержать собственного гриота.
Гриоты – профессиональные сплетники, поэтому их шутки и язвительные комментарии, вставляемые во всем известные песни, часто бывают интересны деревенским жителям. Гриоты – непременные участники любых праздников, скажем, свадьбы или церемонии, во время которой новорожденный получает имя. Выглядит это так.
Имя принято давать ребёнку, когда ему исполнится одна неделя от роду. В назначенный день, на восходе солнца собирается вся огромная семья, родственники съезжаются из самых отдалённых мест. Ребёнку в первый раз бреют голову – именно в этот момент и начинается его жизнь. Потом имам – духовный лидер деревни – читает отрывок из Корана и шепчет ребёнку в правое и левое ухо его имя. А объявить его родственникам должен именно гриот. Но гриот заявляет, что забыл имя, все присутствующие дарят музыканту деньги, к тому благополучно возвращается память, он объявляет имя младенца, после чего начинаются песни и танцы. Они идут весь день и всю ночь.
И во время свадеб гриоты получают щедрые подарки. Поэтому свадьбы относятся к самым разорительным праздникам Западной Африки.
Подарки гриотам – это не столько признание их высокого искусства, сколько дань традиции. Гриоты не относятся к уважаемым людям, быть гриотом – вовсе не почётно и не престижно, более того, гриоты – самая нижняя каста общества, на социальной лестнице они стоят гораздо ниже мастеровых – плотников, кузнецов, ювелиров, ткачей.
Гриоты находятся на особом положении, отношение к ним вполне можно назвать амбивалентным – без гриотов не обходится ни одно сколь нибудь важное мероприятие, искусство гриотов вызывает восхищение, но одновременно гриоты – изгои, их часто считают лентяями, не желающими освоить какую-нибудь приличную профессию, и, кроме того, гриотов побаиваются. Деревенские жители уверены, что гриоты наделены оккультной силой, проще сказать – являются плохо замаскированными язычниками и колдунами. В некоторых местностях не принято хоронить умерших гриотов, тело просто засовывают в дупло баобаба.
Сами гриоты отказываются говорить с посторонними о мистической и эзотерической стороне своего искусства.
Африканские учёные горько отмечают, что исследователи из так называемого цивилизованного мира концентрируют своё внимание на формальных и структурных элементах музыки гриотов, на ритмических и тональных конструкциях, пытаясь применить к ним западноевропейские понятия лада, тона, метра. Увиденное в одной местности тут же обобщается на всю Африку. И совершенно игнорируется психологическая и духовная сторона этого феномена.
У гриотов есть поговорка: «Не рассказывай белым людям всего, что знаешь, потому что они это обязательно запишут».
Искусство гриотов передаётся из поколения в поколения, от отца – к сыну, впрочем, поскольку отец часто не может быть достаточно суров к своему чаду, то, как правило, дяди учат племянников. Обучение начинается в пятилетнем возрасте. Музыка никак не записывается, это устная традиция.
Гриоты – это не просто профессиональные музыканты, гриоты принадлежат к особой касте: иными словами, у гриота – все родственники тоже гриоты. Существует шесть-семь крупных семейных кланов гриотов.
Гриоты могут выступать поодиночке, парами, группами, и даже большими оркестрами. Часто мужчины только играют на музыкальных инструментах, а женщины поют.
История гриотов уходит в глубокую древность и насчитывает более 700 лет. Сегодня искусство гриотов умирает, их социальная роль становится всё менее и менее значимой, но в прошлом гриоты занимали уникальное положение в обществе.
Собственно, называть гриотов музыкантами – значит существенно упрощать и искажать дело. Гриоты – наследники придворных музыкантов эмиров, султанов и вождей племён Западной Африки. Гриоты занимались воспитанием наследника престола, сочиняли историю рода, выступали в качестве советников и экспертов в сложных политических ситуациях, выполняли функции дипломатов и посланников, излагали позиции сторон в судебных разбирательствах, собирали и передавали новости, участвовали в многочисленных праздничных церемониях и ритуалах, сочиняли гимны во славу своего хозяина и, наконец, выполняли – вообще говоря, не очень поощряемые в исламском обществе – функции заклинателей духов, джиннов и прочих неприятных оккультных сил. При необходимости они устанавливали контакт и с духами предков.
Иными словами, гриоты имели отношение ко всему, что так или иначе было связано со словом, с речью. Гриоты хранили в памяти историю своего народа, историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана – кто кому приходится родственником, у кого с кем были какие конфликты или, наоборот, радости, с кем связаны те или иные сплетни или шутки и так далее до бесконечности. Эти истории собраны в песни и эпосы, сейчас насчитывается 111 таких песен. Длина некоторых из них – два дня. Многие гриоты помнят все песни своего народа.
Если гриот жил в доме вождя, то вождь на веки вечные попадал в историю, ведь гриот не только сочинит песню во славу своего хозяина, но передаст все свои песни своим детям, и детям своего брата, и детям своей сестры, а те – следующему поколению, и так далее без конца.
В 60-х в США вышла книга «Roots» («Корни»), которую написал некто Элекс Хэйли (Alex Haley). В своём документальном повествовании он рассказал о поездке в Западную Африку. Хэйли встретился с гриотами и те сумели восстановить историю его семьи, разлучённой аж в XVIII веке. Иными словами, книга гарантировала, что буквально каждый темнокожий американец может окунуться в бездонную память гриотов и найти своих родственников, то есть вернуться к корням. Сказать, что эта книга произвела впечатление, значит, ничего не сказать. Правда, довольно скоро выяснилось, что свою историю Элекс Хэйли большей частью просто придумал, однако в массовом сознании прочно засела мысль о том, что у потомков рабов, у которых нет ни рода ни племени, на самом-то деле есть и род, и племя.
К слову сказать, слушаем мы записи с компакт-диска «Jali Kunda» - это название переводится как «Страна гриотов». Это книга с текстами и картинками и компакт-диск. В качестве продюсера выступил известный нью-йоркский человек Билл Ласуэлл (Bill Laswell), поэтому всё звучит плотно и звонко, хотя и записано на лоне природы в Сенегале. Практически каждую песню исполняет хор и оркестр.
Самым главным традиционным музыкальным инструментом гриотов Сенегала является кора. Кора – это нечто среднее между лютней и арфой. Резонирующая дека – это огромная выдолбленная тыква, на неё натянута буйволиная кожа, прибитая к корпусу гвоздиками. Сквозь тыкву проходит толстая палка из твёрдого дерева – это своего рода гриф. К этой палке кожаными ремешками прикреплены два параллельных ряда струн – всего 21 струна. Раньше струны делались из шкуры антилопы, а теперь – из лески. Гриот сидит перед корой, похожей на большой шар, из которого вверх торчит длинная палка. Он перебирает струны большим и указательным пальцами обеих рук – для каждой руки свой ряд струн. Корпус инструмента одновременно используется и как бас-барабан.
Играть на коре – довольно непростое занятие. Музыкант ведёт одновременно несколько мелодических линий, каждая из которых может иметь собственный ритм. Всё в целом представляет собой ткань из переплетающихся и вибрирующих звуков. Впечатление, разумеется, усиливается, когда играет несколько инструментов.


кора
Второй по важности музыкальный инструмент гриотов – это балафон. В Африке существует огромное количество самых разных балафонов. Балафон по европейски называется ксилофоном – это ряд круглых деревянных болванок, по которым музыкант колотит двумя палочками. Под болванками подвешены выдолбленные тыквы-резонаторы. В эти тыквы часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена – от этого звук становится нечистым и дребезжащим. Этот ход очень характерен для традиционной африканской музыки – к грифу лютни или к мембране барабана тоже прикрепляют металлические полоски, чтобы звук получался трескучим и шумным. И певцы вовсе не берут чистые ноты, а поют хрипло и шероховато, шепчут или визжат.

балафон
Самая популярная эпическая песня гриотов называется «Сундиата» («Sundiata»). Сундиата – это король огромного королевства Мали. Жил он в XIII веке и отличался, если верить эпосу, не только чудовищной силой – а был он сыном короля Магхана и буйволицы, превратившейся в женщину, - но и способностью к разного рода оккультным действиям. Сундиата, которому против воли его отца отказали в праве на престол, долго скитался в изгнании, а когда его родину захватили оккупанты, собрал войско и при помощи своего любимого гриота-мага победил колдуна-оккупанта и вернул себе престол.
История длинная, интересная и поучительная.
Так вот, особое положение гриотов народа мандинго и идёт со времён легендарного короля-героя Сундиаты. Империя Мали развалилась в конце XV века, когда в Западную Африку прибыли португальцы.
Есть гриоты, ведущие оседлый образ жизни, и есть странствующие. Многие из них не в состоянии прокормить себя одной лишь музыкой, поэтому часть года занимаются сельским хозяйством или рыболовством, и лишь несколько месяцев в году – во время засухи - кочуют между деревнями в поисках повода попеть и поиграть. Сегодня практически не существует семей, которые могли бы позволить себе содержать собственного гриота.
Гриоты – профессиональные сплетники, поэтому их шутки и язвительные комментарии, вставляемые во всем известные песни, часто бывают интересны деревенским жителям. Гриоты – непременные участники любых праздников, скажем, свадьбы или церемонии, во время которой новорожденный получает имя. Выглядит это так.
Имя принято давать ребёнку, когда ему исполнится одна неделя от роду. В назначенный день, на восходе солнца собирается вся огромная семья, родственники съезжаются из самых отдалённых мест. Ребёнку в первый раз бреют голову – именно в этот момент и начинается его жизнь. Потом имам – духовный лидер деревни – читает отрывок из Корана и шепчет ребёнку в правое и левое ухо его имя. А объявить его родственникам должен именно гриот. Но гриот заявляет, что забыл имя, все присутствующие дарят музыканту деньги, к тому благополучно возвращается память, он объявляет имя младенца, после чего начинаются песни и танцы. Они идут весь день и всю ночь.
И во время свадеб гриоты получают щедрые подарки. Поэтому свадьбы относятся к самым разорительным праздникам Западной Африки.
Подарки гриотам – это не столько признание их высокого искусства, сколько дань традиции. Гриоты не относятся к уважаемым людям, быть гриотом – вовсе не почётно и не престижно, более того, гриоты – самая нижняя каста общества, на социальной лестнице они стоят гораздо ниже мастеровых – плотников, кузнецов, ювелиров, ткачей.
Гриоты находятся на особом положении, отношение к ним вполне можно назвать амбивалентным – без гриотов не обходится ни одно сколь нибудь важное мероприятие, искусство гриотов вызывает восхищение, но одновременно гриоты – изгои, их часто считают лентяями, не желающими освоить какую-нибудь приличную профессию, и, кроме того, гриотов побаиваются. Деревенские жители уверены, что гриоты наделены оккультной силой, проще сказать – являются плохо замаскированными язычниками и колдунами. В некоторых местностях не принято хоронить умерших гриотов, тело просто засовывают в дупло баобаба.
Сами гриоты отказываются говорить с посторонними о мистической и эзотерической стороне своего искусства.
Африканские учёные горько отмечают, что исследователи из так называемого цивилизованного мира концентрируют своё внимание на формальных и структурных элементах музыки гриотов, на ритмических и тональных конструкциях, пытаясь применить к ним западноевропейские понятия лада, тона, метра. Увиденное в одной местности тут же обобщается на всю Африку. И совершенно игнорируется психологическая и духовная сторона этого феномена.
У гриотов есть поговорка: «Не рассказывай белым людям всего, что знаешь, потому что они это обязательно запишут».

Foday Musa Suso - 1996 - Jali Kunda: Griots of West Africa & Beyond
В записи альбома принимали участие небезызвестные Foday Musa Suso, Mandingo, Pharaoh Sanders, Philip Glass
Продюсером выступил Bill Laswell
- Опис
- compilations
- Країна
- Інтернаціональний гурт
Останнє редагування модератором: