София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

classical / avant-garde

Marlo Stanfield

vinyl 7"
Повідомлення
3 336
Реєстрація
01.10.09

Репутація
7 616

София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

София Асгатовна Губайдулина
24.X.1931

sofia_gubaidulina_b_1.jpg
София Асгатовна Губайдулина - российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Родилась в городе Чистополь Татарской АССР. Отец - Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать - Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. В 1932 году семья переехала в Казань.

В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М.А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим "неправильным" путём».

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А.Н. Скрябина и написала там электронную пьесу "Vivente - non vivente" ("Живое - неживое", 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

В 2005 году провела мировое турне, посвящённое тысячелетию Казани.

В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдулиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почетным гражданином Казани.

София Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX века. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.

Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем.

Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах. Через все ее творчество проходят вокальные опусы: ранняя "Фацелия" по поэме М. Пришвина (1956); кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968) и "Рубайят" (1969) на стихи восточных поэтов; оратория "Laudatio pacis" (на стихи Я. Коменского, в соавторстве с М. Копелентом и П.X. Дитрихом - 1975); "Perception" для солистов и ансамбля струнных (1983); "Посвящение Марине Цветаевой" для хора a cappella (1984) и др.

Наиболее обширна группа камерных сочинений: Соната для фортепиано (1965); Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965); "Concordanza" для ансамбля инструментов (1971); 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987); "Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского" (1972); "Detto-II" для виолончели и 13 инструментов (1972); Десять этюдов (прелюдий) для виолончели соло (1974); Концерт для фагота и низких струнных (1975); "Светлое и темное" для органа (1976); "Detto-I" - соната для органа и ударных (1978); "De prolundis" для баяна (1978), "Юбиляция" для четырех ударников (1979), "In croce" для виолончели и органа (1979); "В начале был ритм" для 7 ударников (1984); "Quasi hoketus" для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.

К области симфонических произведений Губайдулиной относятся "Ступени" для оркестра (1972); "Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на стихи Марины Цветаевой (1976); Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976); Концерты для фортепиано и скрипки с оркестром (1978, 1980); Симфония "Stimmen... Verftummen..." ("Слышу... Умолкло"... - 1986) и др.

Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период "застоя", и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: "Запад открывает гений Софии Губайдулиной".

Среди исполнителей музыки Губайдулиной - известнейшие музыканты: дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липе, ударник М. Пекарский и др.

Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - "Ночь в Мемфисе" (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и "Рубайят" (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения. В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения.

В 70-е гг., не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый "театральный" диалог "героя" (солирующего фагота) и "толпы" (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания: навязывание "толпой" своей позиции "герою" - внутренняя борьба "героя" - его "уступки толпе" и моральное фиаско главного "персонажа".

"Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал; итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, "атлантские" стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар: "Светлое и темное" для органа, "Vivente - non vivente" ("Живое - неживое") для электронного синтезатора, "In croce" ("Крест накрест") для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами).

В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную "восточную" тему, и усиливает внимание к вокальной музыке.

Утонченным восточным колоритом наделяется ею "Сад радости и печали" для флейты, альта и арфы. В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра.

Концерт для скрипки с оркестром, названный автором "Offertorium", музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из "Музыкального приношения" И.С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте "рукотворной" игры pizzicato и "нерукотворной" игры смычком, чему также придано символическое значение.

Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает "Perception" ("Восприятие") для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов: чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 "Взгляд", № 2 "Мы", № 9 "Я", № 10 "Я и Ты"), приходит к своей кульминации в № 12 "Смерть Монти". Эта наиболее драматическая часть - баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 "Голоса" служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала - "Stimmen... Verstummen"... ("Голоса... Умолкло...") послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи "Perception".

Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты "Ночь в Мемфисе": "Свершай дела свои на земле по велению своего сердца".

Матеріали скомпоновані на основі вікі та музичного словника "Академик".

Прекрасні інтерв'ю із Софією Асгатівною: Афіша / Частный Корреспондент.


Завантажувати:

1995 - Seven Words / Silenzio / In Croce (CBR 320)
To view the content, you need to Sign In or Register.

2001 - Seven Words / Ten Preludes / De Profundis (VBR V0)
To view the content, you need to Sign In or Register.

2010 - Антология музыки для ударных (CBR 320)
CD 1

1. "Rumore e Silenzio" для ударных и клавесина (1974)
2. "В начале был ритм" для ударных (1984)
3. "Detto-I" для органа и ударных (1978)
4. "Мистериозо" для ударных (1977)
5. "Чёт и нечёт" для ударных и клавесина (1991)
6. "Jubilatio" для ударных (1979)

Ансамбль Марка Пекарского
Кирилл Усманский - орган

CD 2

Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965)
1. Largo
2. Allegretto
3. Adagio
4. Allegro disperato
5. Andante

Музыка для клавесина и ударных (1971)
6. Quasi recitativo
7. Con moto

Соната для двух ударных (1966)
8. I
9. II.
10. III

Ансамбль Марка Пекарского
Кристина Рожкова - арфа
Александр Суслин - контрабас
Иван Соколов - клавесин
To view the content, you need to Sign In or Register.

2012 - The Canticle of the Sun (CBR 320)
01. The Lyre Of Orpheus
02. The Canticle of the Sun
- Glorification of the Creator, and His Creations - the Sun and the Moon
- Glorification of the Creator, the Maker of the four elements: air, water, fire and earth
- Glorification of life
- Glorification of death

Исполнители:

01. Gidon Kremer - violin
Marta Sudraba - violoncello
Kremerata Baltica

02. Nicolas Altstaedt - violoncello
Andrei Pushkarev - percussion
Rihards Zaļupe - percussion
Rostislav Krimer - celesta
Riga Chamber Choir
Māris Sirmais - conductor
To view the content, you need to Sign In or Register.


Софію Губайдуліну часто називають найвеличнішою жінкою-композитором сьогодення або ж і взагалі в історії світової музики. Не можу ані підтвердити, ані спростувати таку думку, але очевидно, що вона з'явилася не на рівному місці :smile: Якщо коротко, то Софія Асгатівна разом з Альфредом Шнітке й Едісоном Денисовим визначила розвиток радянського академічного авангарду - притому, що до кінця 80-х її музику практично не виконували і почути її можна було тільки в кіно і мультфільмах. Синтезувала західні музичні традиції зі східними, брала участь в імпровізаційному ансамблі «Астрея», писала кантати на вірші Рільке і Айгі. Останні 20 років живе в Німеччині.

Основна особливість її музики для мене в тому, що вона переповнена якоюсь навіть не релігійністю, ні, а скоріше божественністю. Таке відчуття, коли слухаєш, що в композиціях живе дух вищої сили, дуже чиста і чудесна музика.

Інша особливість - написання творів для незвичних комбінацій інструментів, наприклад, етюди для арфи, контрабасу і ударних; Сім слів для віолончелі, баяну і струнного оркестру. Досить багато композицій для ударних (частина з них представлена на релізі "Антология музыки для ударных"), трапляються твори для екзотичних інструментів: кото, піпи, тару, кяманчі. Починати раджу з "The Canticle Of The Sun", що відкривається абсолютно неперевершеною "Лірою Орфея", а далі можна спробувати послухати й "Сім слів".

Та й взагалі Софія Асгатівна, як мені здається, - прекрасна людина, свідченням чого є численні інтерв'ю в текстовому та відеоформатах, з якими раджу обов'язково ознайомитися. Насолоджуйтесь.
 
Опис
classical / avant-garde
Країна
Росія
Останнє редагування:
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

бля, я конечно ограниченный, но я вообще не знаю больше толковых женщин композиторов вообще.
Я теж дуже обмежений, але простий пошук по розділу каже, що жінки тут є :yeah:
 
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

Жінка-композитор - факт, який сам по собі заслуговує на увагу :stupid: Окрім названих, ще згадалися Eliane Radigue, Ellen Fullman, Unsuk Chin, Kaija Saariaho. Негусто.

Добавлено через 41 секунду
Поки й десяти не зібрали)
 
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

Щось на тему про Астрею, крім Ігоря, ніхто уваги не звернув. Хай ще й тут зачіпка буде.
 
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

Та й то я не маю часу слухати :sad:
 
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

«Маугли» (мультфильм, 1971)
Ух ти, а я шось тільки зараз прочитав :smile:
Досить багато композицій для ударних (частина з них представлена на релізі "Антология музыки для ударных")
У мене склалося враження, шо як мінімум частина цих композицій для ударних є досить вільними в плані імпровізації. Хтось про це детально знає?
 
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

У мене склалося враження, шо як мінімум частина цих композицій для ударних є досить вільними в плані імпровізації. Хтось про це детально знає?
Конкретно по цьому запису і по композиціях, зіграних на ньому, не знайшов такої інформації. Але можу сказати, що в музиці Губайдуліної, в принципі, сильним є імпровізаційне начало, про що й вона сама говорила. І участь в імпров-ансамблі "Астрея" - цілком логічний хід. Ось фрагмент із інтерв'ю для colta.ru:

— Виолончелист Давид Герингас сказал, что ваша музыка — высшая степень рациональности, помноженная на импровизацию...

— Думаю, он прав. Только, наверное, импровизация стоит на первом месте, а рационализм — на втором. Организация для меня всегда большой труд, а стихия — то, что мне дано. Сковать всю эту массу, которая вырывается, — вот моя главная задача. И крест.

— Импровизационный ансамбль «Астрея», созданный вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым, — попытка временно укрыться в лоне стихии?

— Попытка освободить от оков подсознание. Это желание быть в состоянии архаики, когда не существует ничего готового. Мы ничего не умеем, мы дикари. Перед нами множество музыкальных предметов, которые могут звучать. Это скорее духовный разговор между участниками. Душа здесь совершенно освобождена от обязательств создать произведение, выковать форму. Нет ни слушателя, ни критика. Мы ни к чему не приспосабливаемся, никакой диктатуры — абсолютная свобода импровизации.
 
Re: София Губайдулина / Sofia Gubaidulina

R.I.P.
 
Назад
Зверху