Marlo Stanfield
vinyl 7"
София Губайдулина / Sofia Gubaidulina
Прекрасні інтерв'ю із Софією Асгатівною: Афіша / Частный Корреспондент.
Завантажувати:
1995 - Seven Words / Silenzio / In Croce (CBR 320)
2001 - Seven Words / Ten Preludes / De Profundis (VBR V0)
2010 - Антология музыки для ударных (CBR 320)
2012 - The Canticle of the Sun (CBR 320)
Софію Губайдуліну часто називають найвеличнішою жінкою-композитором сьогодення або ж і взагалі в історії світової музики. Не можу ані підтвердити, ані спростувати таку думку, але очевидно, що вона з'явилася не на рівному місці
Якщо коротко, то Софія Асгатівна разом з Альфредом Шнітке й Едісоном Денисовим визначила розвиток радянського академічного авангарду - притому, що до кінця 80-х її музику практично не виконували і почути її можна було тільки в кіно і мультфільмах. Синтезувала західні музичні традиції зі східними, брала участь в імпровізаційному ансамблі «Астрея», писала кантати на вірші Рільке і Айгі. Останні 20 років живе в Німеччині.
Основна особливість її музики для мене в тому, що вона переповнена якоюсь навіть не релігійністю, ні, а скоріше божественністю. Таке відчуття, коли слухаєш, що в композиціях живе дух вищої сили, дуже чиста і чудесна музика.
Інша особливість - написання творів для незвичних комбінацій інструментів, наприклад, етюди для арфи, контрабасу і ударних; Сім слів для віолончелі, баяну і струнного оркестру. Досить багато композицій для ударних (частина з них представлена на релізі "Антология музыки для ударных"), трапляються твори для екзотичних інструментів: кото, піпи, тару, кяманчі. Починати раджу з "The Canticle Of The Sun", що відкривається абсолютно неперевершеною "Лірою Орфея", а далі можна спробувати послухати й "Сім слів".
Та й взагалі Софія Асгатівна, як мені здається, - прекрасна людина, свідченням чого є численні інтерв'ю в текстовому та відеоформатах, з якими раджу обов'язково ознайомитися. Насолоджуйтесь.
София Асгатовна Губайдулина
24.X.1931
24.X.1931

София Асгатовна Губайдулина - российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Родилась в городе Чистополь Татарской АССР. Отец - Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать - Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. В 1932 году семья переехала в Казань.
В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М.А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим "неправильным" путём».
В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А.Н. Скрябина и написала там электронную пьесу "Vivente - non vivente" ("Живое - неживое", 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов.
В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.
В 2005 году провела мировое турне, посвящённое тысячелетию Казани.
В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдулиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почетным гражданином Казани.
София Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX века. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.
Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к "авангардизму", ни к "минимализму", ни к "новой фольклорной волне" или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем.
Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах. Через все ее творчество проходят вокальные опусы: ранняя "Фацелия" по поэме М. Пришвина (1956); кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968) и "Рубайят" (1969) на стихи восточных поэтов; оратория "Laudatio pacis" (на стихи Я. Коменского, в соавторстве с М. Копелентом и П.X. Дитрихом - 1975); "Perception" для солистов и ансамбля струнных (1983); "Посвящение Марине Цветаевой" для хора a cappella (1984) и др.
Наиболее обширна группа камерных сочинений: Соната для фортепиано (1965); Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965); "Concordanza" для ансамбля инструментов (1971); 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987); "Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского" (1972); "Detto-II" для виолончели и 13 инструментов (1972); Десять этюдов (прелюдий) для виолончели соло (1974); Концерт для фагота и низких струнных (1975); "Светлое и темное" для органа (1976); "Detto-I" - соната для органа и ударных (1978); "De prolundis" для баяна (1978), "Юбиляция" для четырех ударников (1979), "In croce" для виолончели и органа (1979); "В начале был ритм" для 7 ударников (1984); "Quasi hoketus" для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.
К области симфонических произведений Губайдулиной относятся "Ступени" для оркестра (1972); "Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на стихи Марины Цветаевой (1976); Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976); Концерты для фортепиано и скрипки с оркестром (1978, 1980); Симфония "Stimmen... Verftummen..." ("Слышу... Умолкло"... - 1986) и др.
Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период "застоя", и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: "Запад открывает гений Софии Губайдулиной".
Среди исполнителей музыки Губайдулиной - известнейшие музыканты: дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липе, ударник М. Пекарский и др.
Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - "Ночь в Мемфисе" (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и "Рубайят" (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения. В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения.
В 70-е гг., не увлекшись ни стилем "новой простоты", широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый "театральный" диалог "героя" (солирующего фагота) и "толпы" (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания: навязывание "толпой" своей позиции "герою" - внутренняя борьба "героя" - его "уступки толпе" и моральное фиаско главного "персонажа".
"Час души" для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал; итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, "атлантские" стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар: "Светлое и темное" для органа, "Vivente - non vivente" ("Живое - неживое") для электронного синтезатора, "In croce" ("Крест накрест") для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами).
В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную "восточную" тему, и усиливает внимание к вокальной музыке.
Утонченным восточным колоритом наделяется ею "Сад радости и печали" для флейты, альта и арфы. В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра.
Концерт для скрипки с оркестром, названный автором "Offertorium", музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из "Музыкального приношения" И.С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте "рукотворной" игры pizzicato и "нерукотворной" игры смычком, чему также придано символическое значение.
Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает "Perception" ("Восприятие") для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов: чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 "Взгляд", № 2 "Мы", № 9 "Я", № 10 "Я и Ты"), приходит к своей кульминации в № 12 "Смерть Монти". Эта наиболее драматическая часть - баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 "Голоса" служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала - "Stimmen... Verstummen"... ("Голоса... Умолкло...") послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи "Perception".
Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты "Ночь в Мемфисе": "Свершай дела свои на земле по велению своего сердца".
Матеріали скомпоновані на основі вікі та музичного словника "Академик".
Прекрасні інтерв'ю із Софією Асгатівною: Афіша / Частный Корреспондент.
1995 - Seven Words / Silenzio / In Croce (CBR 320)
2001 - Seven Words / Ten Preludes / De Profundis (VBR V0)
2010 - Антология музыки для ударных (CBR 320)
CD 1
1. "Rumore e Silenzio" для ударных и клавесина (1974)
2. "В начале был ритм" для ударных (1984)
3. "Detto-I" для органа и ударных (1978)
4. "Мистериозо" для ударных (1977)
5. "Чёт и нечёт" для ударных и клавесина (1991)
6. "Jubilatio" для ударных (1979)
Ансамбль Марка Пекарского
Кирилл Усманский - орган
CD 2
Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965)
1. Largo
2. Allegretto
3. Adagio
4. Allegro disperato
5. Andante
Музыка для клавесина и ударных (1971)
6. Quasi recitativo
7. Con moto
Соната для двух ударных (1966)
8. I
9. II.
10. III
Ансамбль Марка Пекарского
Кристина Рожкова - арфа
Александр Суслин - контрабас
Иван Соколов - клавесин
1. "Rumore e Silenzio" для ударных и клавесина (1974)
2. "В начале был ритм" для ударных (1984)
3. "Detto-I" для органа и ударных (1978)
4. "Мистериозо" для ударных (1977)
5. "Чёт и нечёт" для ударных и клавесина (1991)
6. "Jubilatio" для ударных (1979)
Ансамбль Марка Пекарского
Кирилл Усманский - орган
CD 2
Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965)
1. Largo
2. Allegretto
3. Adagio
4. Allegro disperato
5. Andante
Музыка для клавесина и ударных (1971)
6. Quasi recitativo
7. Con moto
Соната для двух ударных (1966)
8. I
9. II.
10. III
Ансамбль Марка Пекарского
Кристина Рожкова - арфа
Александр Суслин - контрабас
Иван Соколов - клавесин
2012 - The Canticle of the Sun (CBR 320)
01. The Lyre Of Orpheus
02. The Canticle of the Sun
- Glorification of the Creator, and His Creations - the Sun and the Moon
- Glorification of the Creator, the Maker of the four elements: air, water, fire and earth
- Glorification of life
- Glorification of death
Исполнители:
01. Gidon Kremer - violin
Marta Sudraba - violoncello
Kremerata Baltica
02. Nicolas Altstaedt - violoncello
Andrei Pushkarev - percussion
Rihards Zaļupe - percussion
Rostislav Krimer - celesta
Riga Chamber Choir
Māris Sirmais - conductor
02. The Canticle of the Sun
- Glorification of the Creator, and His Creations - the Sun and the Moon
- Glorification of the Creator, the Maker of the four elements: air, water, fire and earth
- Glorification of life
- Glorification of death
Исполнители:
01. Gidon Kremer - violin
Marta Sudraba - violoncello
Kremerata Baltica
02. Nicolas Altstaedt - violoncello
Andrei Pushkarev - percussion
Rihards Zaļupe - percussion
Rostislav Krimer - celesta
Riga Chamber Choir
Māris Sirmais - conductor
Софію Губайдуліну часто називають найвеличнішою жінкою-композитором сьогодення або ж і взагалі в історії світової музики. Не можу ані підтвердити, ані спростувати таку думку, але очевидно, що вона з'явилася не на рівному місці

Основна особливість її музики для мене в тому, що вона переповнена якоюсь навіть не релігійністю, ні, а скоріше божественністю. Таке відчуття, коли слухаєш, що в композиціях живе дух вищої сили, дуже чиста і чудесна музика.
Інша особливість - написання творів для незвичних комбінацій інструментів, наприклад, етюди для арфи, контрабасу і ударних; Сім слів для віолончелі, баяну і струнного оркестру. Досить багато композицій для ударних (частина з них представлена на релізі "Антология музыки для ударных"), трапляються твори для екзотичних інструментів: кото, піпи, тару, кяманчі. Починати раджу з "The Canticle Of The Sun", що відкривається абсолютно неперевершеною "Лірою Орфея", а далі можна спробувати послухати й "Сім слів".
Та й взагалі Софія Асгатівна, як мені здається, - прекрасна людина, свідченням чого є численні інтерв'ю в текстовому та відеоформатах, з якими раджу обов'язково ознайомитися. Насолоджуйтесь.
- Опис
- classical / avant-garde
- Країна
- Росія
Останнє редагування: