![]() |
|
![]() |
Новости Статьи Рецензии Ивенты Форум |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Регистрация | Правила форума | Пользователи | Календарь | Новые релизы (RSS) | Новые темы | Поиск | Сообщения за день | Отметить все разделы прочитанными |
Classical Список групп раздела | классическая музыка от средневековья до современности |
Метки: avant-garde, classical, electronic, musique concrète |
![]() |
Опции темы | Поиск в этой теме |
![]() |
#1 |
vinyl 12"
Репутация: 564
|
![]() Я́нис Ксена́кис (греч. Ιάννης Ξενάκης, 29 мая 1922 год Браила, Румыния — 4 февраля 2001 года, Париж, Франция) — французский композитор и архитектор. Один из лидеров модернизма и концептуализма в музыке и архитектуре. ЦеликомФранцузский композитор-модернист, занимавшийся также архитектурой, математикой, теорией музыки, грек по происхождению, Янис Ксенакис (Jannis Xenakis), родился 29 мая 1922 в румынском городе Браила, в обеспеченной семье. Отец его, Клихос Ксенакис, был выходцем с острова Наксос, работал представителем английской экспортной компании. Был также большим любителем оперы. Мать Яниса, Фотини Павлу, родилась на острове Лемнос, была прекрасной пианисткой. В 1932 Ксенакис с семьей переезжает в Грецию (о-в Спетсес, до 1938). Там Ксенакис берет первые уроки музыки - гармонии и игры на фортепиано. В 1940 Ксенакис поступил в политехнический университет в Афинах, где получил инженерное образование; закончил ун-т в 1946. В то же время не прекращал заниматься музыкой, изучал музыкальную композицию и контрапункт. В годы второй мировой войны молодой инженер Янис Ксенакис воевал в партизанском отряде с фашистами, а потом - с освободителями англичанами. В результате тяжёлого ранения и контузии потерял глаз. Ксенакис был мобилизован в регулярную греческую армию, но скрылся (Греция была союзницей Германии), был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни. Ему удалось бежать, сначала в Италию, затем во Францию (1948).
По приезде во Францию Ксенакис поступил на работу в мастерскую известного французского архитектора, представителя авангарда, Ле Корбюзье в Париже. Участвовал в разработке многих его проектов, как например, Жилая Единица в Марселе (1949), здание Парламента в г.Чандигарх, Индия (1951), монастырь Ла Туретт (1953) и другие. В 1956 Ле Корбюзье получил заказ на проектирование павильона Филипс (от известного голландского концерна) для всемирной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе. Разработку этого проекта, который был назван «Электронная поэма», Корбюзье доверил Ксенакису. Моделирование сложных и весьма необычных форм павильона производилось математическим методом построения фигур 2-го и 3-го порядка (гиперболоид вращения). Его основная конструкция, вантовая в основе, с туго натянутыми металлическими растяжками, напоминает архаический струнный музыкальный инструмент, что-то вроде арфы. Внешний вид готового павильона в целом смахивал на абстрактную скульптуру экспрессивных форм. Исполнявшаяся внутри павильона аудио-визуальная программа под названием «Электронная поэма», - плод коллективного творчества. Аудиоряд «поэмы» был создан и записан Ксенакисом и Варезом. Это трёхминутный, беспрерывно повторяющийся опус под названием «Concret PH». Автором архитектуры павильона Филипс долгое время считался Ле Корбюзье, поскольку проект павильона создавался в рамках его мастерской, да и сама концепция «Электронной поэмы» также вырабатывалась под его началом. Конструкция павильона Филипс, созданная Ксенакисом, новаторская и, по сути, не имеющая прецедентов, предвосхитила появление целого направления в строительстве павильонов (например, вантовые перекрытия Олимпийского комплекса в Токио, арх. Кендзо Танге). Корбюзье и Ксенакиса, этих двух разных, и по возрасту и по основным увлечениям людей, сближал не только общий интерес к математике (Корбюзье как раз в это время создал свой знаменитый «Модулор», математический ряд пропорций). И тому, и другому были свойственны стремление к новаторскому поиску, пытливый склад ума, свой собственный, незаемный взгляд на вещи. В мастерской Корбюзье Янис Ксенакис проработал в общей сложности двенадцать лет – с 1948 по 1960. В Париже Ксенакис возобновил свои музыкальные занятия, брал уроки у композиторов A.Онеггера и Д. Мийо (1948—1950), изучал композицию в Парижской консерватории у О. Мессиана (1950—1953). В ранних своих произведениях он сочетает традиционные формы с современными тенденциями, вплетая нередко национальные греческие мотивы. В это время им написаны «Весенняя Симфония» (1949-50), «Zygia» (для скрипки и виолончели, (1951), «Zygia kathisto» (фортепьяно в 4 руки, 1952), «Трио» (1952), «Anastenaria» и «Шествие к ясным водам» (1953), «Голубь мира» (август 1953). Известность Ксенакису принесла его написанная для оркестра пьеса «Metastaseis» (Метастазы, 1954), премьера которой состоялась в октябре 1955 на фестивале Donaueschingen в Германии, а также его статьи, в которых он критиковал доктрину сериализма, популярную тогда среди авнгардистов музыкальную теорию. Пьеса была отвергнута не только консерваторами, но и такими известными музыкантами авангарда, как Штокхаузен и Булез. Статьи Ксенакиса, направленные против сериализма, были изданы его пылким поклонником, дирижером Германом Шерхеном (Hermann Scherchen), и вызвали негативное отношение к Ксенакису всего музыкального авангарда. Впоследствии Шерхен представил публике несколько композиций Ксенакиса: «Pithoprakta» (оркестр, 1955-56), «Achorripsis» (1956-57), «Полла Таа Дхина» (оркестр и детский хор, 1962), «Terretektorh» (1966). В начале 60-х годов Ксенакис начал использовать, наряду с обычными музыкальными инструментами, звучания, сгенерированные c помощью ЭВМ, компьютерной техники тех времен, и специальных программ на языке Fortran. Он выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использует необычные звучания, созданные электроникой. Ему принадлежит приоритет во введении в технику музыкальной композиции методов точных наук - теории вероятности, в частности. Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты, а также произведения для оркестра «Действительность», «Персеполис», «Сапфо». Он выступил инициатором спектаклей «свето-музыки», - концертов симфонического оркестра и хора, исполнявшихся в ночное время под открытым небом, обычно в романтическом окружении древней архитектуры, в сопровождении специальных световых эффектов (им же самим и спрограммированных). В 1983 году он был принят в члены французской Академии изящных искусств. Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощренной сложностью, - и в отношении письма, и в отношении исполнения. Тем не менее, и сегодня Янис Ксенакис – исполняемый композитор, признанный классик музыкального авангарда, один из создателей самобытной ветви модернизма в музыке. Цитата: « На первый взгляд, в музыке Ксенакиса ничего не изменилось. Она сохраняет ту же жесткость, терпкость, категоричную ясность рисунка; ей присуща выразительность стальной конструкции, и в то же время радость грубого осязания живых тканей, сложно устроенных текстур. Как никто другой из авангардистов, за исключением разве что Вареза, Ксенакис смог привнести в звуковую область ощущения плотности и тяжести, тепла и холода, трения и рикошета. Он изобрел большую часть ставших теперь типовыми приемов авангардной инструментальной игры. Рассчитывая на ЭВМ «стохастическую» структуру своих опусов, Ксенакис разбудил в музыке дыхание доисторической природы и сделал мир ненасытно прожорливым к звуку; его творчество явило собой альтернативу музыке пауз, тишины, среды и атмосферы». (ПЕТР ПОСПЕЛОВ) [свернуть] Ссылки на скачиваниеAGP1-95
[свернуть] 2011 - Alpha & Omega (320 kbps) ![]() ...Disc 1
Виконавці: Hans Rosbaud (dirigent) SWR Sinfonieorchester Baden-Baden und Freiburg [1] Pierre Schaeffer (dirigent) Groupe de Recherches Musicales de L'ortf [2-5] Jacqueline Métano (piano) Octuor de Paris [6] Siegfried Palm (cello) [7] Octuor de Paris [8] Tracklist: 1 : Metastasis 2 : Diamorphoses 3 : Concret PH 4 : Analogique A et B 5 : Orient-Occident 6 : Morsima-Amorsima 7 : Nomos Alpha 8 : Anaktoria Disc 2 Виконавці: Marcel Couraud (dirigent) Choeurs de l'O.R.T.F. [1] Percussions de Strasbourg [2] Geoffrey Douglas Madge (piano)[3] Elgar Howarth (dirigent) New Philharmonia Orchestra [3-4] Tracklist: 1 : Nuits 2 : Persephassa 3 : Synaphaï 4 : Aroura Disc 3 Виконавці: Elgar Howarth (dirigent) New Philharmonia Orchestra [1] Iannis Xenakis (electronica) [2] Tracklist: 1 : Antikhthon 2 : Persepolis Disc 4 Виконавці: Alain Damiens (klarinet) Pierre Strauch (cello) [1] Maryvonne Le Dizès (violin)[2] Claude Helffer (piano)[3] Benny Sluchin (trombone)[4] Roger Woodward (piano) Claudio Abbado (dirigent) Gustav Mahler Jugendorchester [5] Elisabeth Chojnacka (clavecin) Sylvio Gualda (percussions)[6] Roland Auzet (percussions) Dominique My (direction) Ensemble Fa [7] Tracklist: 1 : Charisma 2 : Mikka 3 : Mists 4 : Keren 5 : Keqrops 6 : Oophaa 7 : O-mega [свернуть] Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 31.07.2014 в 16:17. |
![]() |
![]() |
31 пользователя(ей) сказали спасибо: | ASoundOfThunder (18.11.2011), Bosch (07.01.2017), captainfez (20.01.2018), conchaputa (08.08.2017), Cyclophosphamide (31.07.2010), dominique manset (16.12.2020), Dr.Steel (29.04.2014), Drone12345 (03.10.2019), Drop (01.08.2010), Eugin (17.10.2012), fogimp (18.06.2011), graven13 (19.02.2018), guillerpol (09.08.2018), Guragena (27.03.2013), Josef K (08.01.2017), k0rney (05.11.2014), Mass. (27.02.2012), Mesrine (15.01.2015), MyGrandmotherLoveMe (05.10.2014), Nidhoeggsson (24.11.2014), phooey (11.06.2012), SultanOfSatan (11.05.2015), turok87 (27.06.2012), vadim_gr (01.09.2010), vip.ed666 (29.07.2013), Viper_pm (20.11.2011), zorn16 (01.09.2010), Биджо (04.08.2014), Доброжелатель (31.07.2010), ника турбина (25.06.2012), рабочий (19.11.2013) |
![]() |
#3 |
vinyl 10"
Репутация: 533
|
Re: Iannis Xenakis
Дядя был очень талантливый и знаковый, но весьма не простой для прослушивания. Но отчего в электронике? Не я понимаю он очень сильно увлекался экспериментами в этой области, но по сравнению с тем же Штокгаузеном - гораздо меньше. Впрочем думаю, лучше пусть лежит здесь чем пропадет в бездне азера
![]() Есть некоторое количество его работ, практически все во фляке (хоть совсем не отношу себя к аудиофилам, но все же предпочитаю академическую музыку скачивать в лосях), но если кому нужно могу перекодировать в мп3 и залить |
![]() |
![]() |
2 пользователя(ей) сказали спасибо: | SoN (31.07.2010), Доброжелатель (31.07.2010) |
![]() |
#4 | |
ars longa, vita brevis
Репутация: 558
|
Re: Iannis Xenakis
Ну от, знову..
![]() Так, закономірне питання ..) Цитата:
В будь-якому разі впевнений, що Ксенакіса не будуть занадто захоплено слухати звичайні відвідувачі цього розділу.. (І взагалі будь-якого? ![]() ![]() Добавлено через 15 минут Суть у тому, що музика за своєю природою завжди буде даватись нам через почуття, а не через розум. Час розсудить чи буде популярнішим через декілька століть Штокхаузен чи Вівальді. У будь-якому разі, історично "гіперскладний" авангард 50-60-хх років швидко сягнув свого апогею і обірвався у своєму подальшому розвитку, на зміну Булезу та Ксенакісу прийшли мінімалісти та представники інших більш "примітивних" (з погляду їх попередників) напрямків академічної музики, що знову звертались до більш "класичних" джерел або й просто до "канонічних" традиційних культур (індійська, африканська і пр. народна музика). |
|
![]() |
![]() |
2 пользователя(ей) сказали спасибо: | SoN (14.08.2010), Доброжелатель (01.08.2010) |
![]() |
#5 |
vinyl 10"
Репутация: 533
|
Re: Iannis Xenakis
Нет надо просто создать ветку "академическая музыка", вот там и Ксенакис, и Райх и Штокгаузен, и Пярт и кто там еще у нас есть Сати с Меридит Монк - будут смотреться органично и не вызывать никаких разногласий, заодно с Бахом и Моцартом. Может кому конечно не нравится, или кажется лишенным логики соседство Ксенакиса и Штокгаузена с Коил, или там с Мерцбау. Но лично мне не нравится, и кажется лишенным логики их же соседство с Ёптыть или миссис Гаррисон
|
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Доброжелатель (01.08.2010) |
![]() |
#7 |
vinyl 12"
Репутация: 564
|
Re: Iannis Xenakis
Cyclophosphamide, на данный момент самая разумная мысль. Исходим из реалий функционирования форума.
|
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Доброжелатель (14.08.2010) |
![]() |
#8 |
в спину нож
Репутация: 860
|
Re: Iannis Xenakis
Чуть оживлю темку. Буквально сегодня наткнулся на интервью на русском языке:
http://www.ashtray.ru/main/texts/xenakis.html И перенесли бы Яниса в классику |
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Drop (29.09.2011) |
![]() |
#11 |
vinyl 10"
Репутация: 533
|
Re: Iannis Xenakis
drop2305748, по мне, так на текущий момент это самое лучшее место для этой темы. Для "Классики" Ксенакис совершенно не подходит, "Классика" - это раздел для Макса Рихтера, Людовико Эйнауди, группы Найтвиш, группы Хаггард (я не понимаю как двое последних еще не перенесены туда) и других прекрасных исполнителей.
Даже Николай Викторович Басков, не смотря на все свои регалии, оказался не подходящим для этого раздела, чего уж там говорить про Ксенакиса. |
![]() |
![]() |
![]() |
#12 |
vinyl 7"
Репутация: 507
|
Re: Iannis Xenakis
Такий неординарний і шанований дядько, а в темі фактично немає посилань на його твори. Ай-яй-яй
![]() ![]() 2011 - Alpha & Omega (320 kbps) ![]() ...Disc 1
Виконавці: Hans Rosbaud (dirigent) SWR Sinfonieorchester Baden-Baden und Freiburg [1] Pierre Schaeffer (dirigent) Groupe de Recherches Musicales de L'ortf [2-5] Jacqueline Métano (piano) Octuor de Paris [6] Siegfried Palm (cello) [7] Octuor de Paris [8] Tracklist: 1 : Metastasis 2 : Diamorphoses 3 : Concret PH 4 : Analogique A et B 5 : Orient-Occident 6 : Morsima-Amorsima 7 : Nomos Alpha 8 : Anaktoria Disc 2 Виконавці: Marcel Couraud (dirigent) Choeurs de l'O.R.T.F. [1] Percussions de Strasbourg [2] Geoffrey Douglas Madge (piano)[3] Elgar Howarth (dirigent) New Philharmonia Orchestra [3-4] Tracklist: 1 : Nuits 2 : Persephassa 3 : Synaphaï 4 : Aroura Disc 3 Виконавці: Elgar Howarth (dirigent) New Philharmonia Orchestra [1] Iannis Xenakis (electronica) [2] Tracklist: 1 : Antikhthon 2 : Persepolis Disc 4 Виконавці: Alain Damiens (klarinet) Pierre Strauch (cello) [1] Maryvonne Le Dizès (violin)[2] Claude Helffer (piano)[3] Benny Sluchin (trombone)[4] Roger Woodward (piano) Claudio Abbado (dirigent) Gustav Mahler Jugendorchester [5] Elisabeth Chojnacka (clavecin) Sylvio Gualda (percussions)[6] Roland Auzet (percussions) Dominique My (direction) Ensemble Fa [7] Tracklist: 1 : Charisma 2 : Mikka 3 : Mists 4 : Keren 5 : Keqrops 6 : Oophaa 7 : O-mega [свернуть] Докупи ще цікава стаття про Ксенакіса >>> Музпросвет І ще щодо місцезнаходження теми. Я розумію, що на момент її створення даний розділ підходив найкраще, але зараз, коли на форумі існує підрозділ академічної музики, тримати Ксенакіса і Штокгаузена тут, а профільний підрозділ наповнювати темами про "неокласику", ох як нелогічно, якщо не сказати абсурдно ![]() Последний раз редактировалось Marlo Stanfield; 06.01.2017 в 18:23. |
![]() |
![]() |
19 пользователя(ей) сказали спасибо: | batcat (10.06.2012), Bosch (15.01.2017), captainfez (20.01.2018), conchaputa (23.04.2017), Drone12345 (03.10.2019), Drop (10.06.2012), fpgnofx (23.09.2012), guillerpol (09.08.2018), Guragena (27.03.2013), hermh (13.02.2015), phooey (11.06.2012), sonambient (19.10.2014), TearAway (23.08.2012), turok87 (27.06.2012), yalivec (10.06.2012), Биджо (04.08.2014), ника турбина (25.06.2012), рабочий (07.05.2016), Юрец (11.06.2012) |
![]() |
#13 | |
lossless
Репутация: 35
|
Re: Iannis Xenakis
Цитата:
Все гідне уваги у цій сфері дійсно придумали, започаткували, записали і вичерпали тему в 40-60. Все ще ми зараз намагаємось зробити, хоча б не виглядати повними лохами в тіні забутих предків. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#14 |
ваша любимая собака
Репутация: 829
|
Re: Iannis Xenakis
зачем же так пренебрежительно про Бьорк. Она вела толковую беседу со Штокхаузеном ещё тогда, когда большинство из нас либо пешком под стол ходили, либо считали что електроника - это скутер.
|
![]() |
![]() |
![]() |
#16 |
ваша любимая собака
Репутация: 829
|
Re: Iannis Xenakis
Ты что, пытаешься сравнить деятелей поп-музыки с пионерами-экспериментаторами? А взвесив разницу их вклада определить, кто же говно? Или сказать, коль в музыке идеи новой нет - это плохо?
Почему тогда не сказать, что по сравнению со вкладом Сати, Луиджи Руссоло, Пьера Шеффера, даже супругов Бэрон - достижения Ксенакиса и Штокгаузена не приводят мошонку в дрожь, что уж там Бьерк. Так что-ли? У них разные цели, и пути решений. Идей у Бьёрк, к слову, тысячи. Да и потом, я против отбивания поклонов перед стариками, только потому что они экспериментаторы. У меня тут пробел, признаю. Давай говорить об идеях Ксенакиса, которые конкретно привились в поп-музыке... Я например вижу цепочку "Штокгаузен-краутрок-Крафтверк-понеслась". Да и то, его влияние лежит скорее в области восхищения неофитов перед безграничным простором возможностей и лично перед персоной Штокгаузена. А вот понимали ли они его методы - это вообще вопрос... В немецком движе было немало академических музыкантов, но по большей-то части все слушали Вельвет Андерграунд и точили марки... О том, как по легенде, завелся моторик, я вообще молчу... А вот идеи Ксенакиса - насколько прижились они? И как их адекватно оценить? Мы ведь упремся в институты вроде IRCAM, которые в ообщем, к поп-музыке относятся очень посредственно... Проще говоря, круто говорить, мол, мы черпали вдохновение не из беспонтовой группы, что у всех на слуху, а вот прям использовали метод Ксенакиса или там Кейджа... А по сути? Ну разобрал ты метод - дальше что? примени его в поп-музыке, ага. |
![]() |
![]() |
![]() |
#17 |
...
Репутация: 138
|
Re: Iannis Xenakis
я, конечно, прошу прощения за то, что вмешиваюсь в столь содержательную дискуссию...))) но есть у меня один вопрос: а зачем штокхаузену, ксенакису и другим смертным применять что-то в "поп-музыке"? к слову, что имеется в виду под этим термином? коммерция/продажи/стадионы? или что-то другое?
|
![]() |
![]() |
![]() |
#19 |
ваша любимая собака
Репутация: 829
|
Re: Iannis Xenakis
yalivec, имеется в виду не зачем им применять что-то в поп-музыке (это им неинтересно, хотя ради лулзов могли бы и попробовать), а то, как кто-то другой может у них чего-то полезного научится и в поп-музыку внедрить. Я выше приводил в пример цепочку "Штокгаузен-краутрок-Крафтверк-современная електроника" - это и имеется в виду.
Под поп-музыкой я подразумеваю не столько коммерчески успешную музыку, как музыку, актуальную и активно развивающуюся в контексте второй половины 20 века до наших дней - то есть, непосредственно эстрадную музыку, рок со всеми его производными и примесями (в т.ч. блюза и фолка), и електронику (кроме как раз академически экспериментальной). Иными словами, все кроме академической музыки, джаза и этники в чистом виде. Поп-музыка в этом значении ни в коем случае не употребляется мною как что-то оскорбительное. |
![]() |
![]() |
![]() |
#20 |
lossless
Репутация: 35
|
Re: Iannis Xenakis
Юра, извини, я тебя видимо задел в лучших чувствах. Просто я Бъерк приплел с горяча (первое что в голову пришло, можешь подставить любое другое имя туда, ведь в разговорах об "отцах-основателях принято говорить то об Аутекре, то Крафтверк то Брайан Ино, что то в таком духе), я эту тетю, научившуюся издавать ртом какой-то смешное звук, считаю просто никем и спорить с тобой не собираюсь, т.к. не вижу даже повода для разговоров и сравнений с серьезными дедушками-композиторами, настолько это все в разных плоскостях, настолько масштаб неадекватен, ты уж меня прости. Мне очень нравится что молодые парни и девушки интересуются и знают, кто такой Ксенакис и с чем его едят. И Усаческого, и Мимароглу и Пендерецкого с Шенбергом, это просто надежда на будущее, если ребята интересуются идеями и произведениями моих горячо уважаемых дедушек.
|
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Mass. (14.06.2012) |
![]() |
#23 |
в спину нож
Репутация: 860
|
Re: Iannis Xenakis / Янис Ксенакис
Формализованная музыка, главная книжка Ксенакиса, к слову, давно переведена и пылится в сети. Осторожно, формулы!
|
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Биджо (10.11.2014) |
![]() |
#24 |
Слизень-мафиози
Репутация: 1805
|
Re: Iannis Xenakis
Я вчера с квадратной головой возвращался с работы, небо было серым и тяжелым, людей было мало, и Персеполис в наушниках показался мне то ли гибелью Атлантиды, то ли приятным заменителем дубаса. Великолепная музыка. Вообще вся Альфа и Омега показывает, насколько многогранен и велик талант Ксенакиса. И это только в музыке
|
![]() |
![]() |
![]() |
#25 |
Слизень-мафиози
Репутация: 1805
|
Re: Iannis Xenakis / Янис Ксенакис
Прочел статью Горохова - с удивлением узнал про павильйон Филлипс
![]() Глиссандо из Метастазиса ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Пользователь сказал спасибо: | Drone12345 (03.10.2019) |
![]() |
#26 |
Криптоосциллограф
Репутация: 788
|
Re: Iannis Xenakis
Между прочим, читал ,что когда-то Штокхаузену дали послушать Кэн, сказав , что эта группа позиционирует себя как учеников и последователей Штокхаузена. Тот, с секундомером в руке, внимательно прослушал их, и объявил непрофессионалами и шарлатанами, не имеющими даже понятия о принципах построения его музыки. Не один я Кэн не люблю.
|
![]() |
![]() |
![]() |
Текущее время: 01:46. Часовой пояс GMT +3.
|
|||
![]() |
![]() |