Родился в Париже в 1938 году – родители из Форт де Франс и Мартиники, обучался во французской столице, где и получил музыкальное образование. В промежутке между 1958 и 1961 годами посещал Африку, где на тот момент проходил процесс деколонизации, долгое время пребывал в Дакаре. По возвращении во Францию преподавал литературу и продолжил свое музыкальное образование.
В 1965 году Курсил отправился в США и прожил там 10 лет. Он поселился в Нью-Йорке – среде обитания с пропагандой гражданских прав и признания фри-джаза (новой на тот момент вещи), арт-хэппенингов, протестов и хиппи. В это десятилетие у него появилась возможность работать с великими музыкальными фигурами Америки, как на джазовой сцене, так и в современной музыке. Он стал учеником пианиста Jaki Byard, и тромбониста Билла Диксона, с которым позже ездил в туры, играя в дуэте. Курсил также обучался гармонии и композиции под руководством композитора Ноэля дель Косты, и выступал на множестве современных музыкальных концертов. К тому времени он уже овладел точной музыкальной техникой, давал волю воображению и благодаря этому постепенно становился одним из лучших импровизирующих тромбонистов своего поколения. Он зачастую играл с Alan Silva, Sunny Murray, Marion Brown, Frank Wright и Arthur Jones, а в 1969 году с ними он записал несколько треков, которые стали классикой жанра, в особенности “Black Suite” и “Way Ahead”. Сейчас принято полагать, что музыканты, работавшие в «золотых 60-х» были частью великого периода джазовой музыки.
Годы Жака Курсила в Нью-Йорке прошли под знаменем музыкальной сцены и литературы, до момента пока он не открыл для себя другие вещи, заинтересовавшие его не меньше – это были лингвистика и математическая логика. Постепенно он отдалился от музыки и снова стал преподавать. Он вновь вернулся в университет, и по возвращении во Францию решил заняться академической карьерой, написав 2 диссертации по литературе (1977) и точным наукам (1992). Он также преподавал лингвистическую теорию, сперва во Франции, затем в Мартинике, пока в конце концов не уехал вновь в США и не стал преподавать там в калифорнийском университете и университете Cornell.
В эти годы, посвященные литературе и естественным наукам, музыка оставалась для Курсила чем – то сродни алхимической лаборатории, и в последствии 2005 год стал годом возвращения Жака Курсила в музыку с его творением Minimal Brass, выпущенном на лейбле Джона Зорна Tzadik. Проект был высоко оценен критиками и стал известен своей великолепной музыкальностью.
2010 : Trails of tears (Universal music classics jazz France)
Jacques Coursil - 1970 - Black Suite [320 kbps]
Jacques Coursil - 2003 - Minimal Brass [320 kbps]
Если Black Suite еще можно назвать достаточно традиционным альбомом свободного джаза семидесятых годов, то для характеристики Minimal Brass этого будет явно недостаточно. Minimal Brass близок не только (и даже не столько) свободному джазу, но также и музыке композиторов-минималистов, в первую очередь Терри Райли. Совсем не банальная музыка, одна из лучших, выпущенных лейблом Зорна.
Курсил вернулся в музыку после долгой паузы, часто гибельной для музыкантов, и вернулся преображенным. Если его Minimal Brass - это минималистический опус для трубы соло, то последовавшие за ним альбомы близки к концептуальным альбомам: музыкально они близки к музыке фьюжн и нью-джазу, но не меньшую роль в них играют различные немузыкальные концепции. Clameurs посвящен теориям различных анти-колониальных авторов от Франца Фанона до арабского поэта Антара. Trails of tears посредством музыки рассказывает трагедию народа Чероки.
Интересный факт: Курсил был учителем французского языка молодого Джона Зорна. Зорн посещал его концерты, но музыка Курсила Зорна-тинейджена его не заинтересовала. Композитор должен был повзрослеть.
Почему бы не вспомнить Жака. Монументальная поздняя работа музыканта - альбом и проект Trails Of Tears. Они посвящены Дороге слез - этнической чистке и насильственному переселению коренного населения Соединенных Штатов Америки, осуществленным после принятия Закона о высеселении индейцев, в ходе которых от голода, болезней и отсутствия крыши над головой погибли тысячи людей. Альбом-панихида: Жак поет и читает тексты на креольском и играет на трубе, ему помогает множество музыкантов, среди которых я выделил бы игру пианиста Бобби Фью и басиста Алана Сильвы. Послушайте