Свадьба Туи / Tuya de hun shi (2007)
режиссёр: Ван Чуанань
сценарий: Вэй Лу, Ван Чуанань
в ролях: Нань Ю, Батар, Шенге, Чжая,
Производство: Китай, 2007
Ещё Никита Михалков в своей ленте «Урга: Территория любви» пытался убедить зрителей, будто потомкам Чингисхана больше пристало носиться по степи, размахивая саблей, а не смотреть телевизор. Китаец Ван Чуанань не столь радикален в своих суждениях, однако и он скорбит о губительном влиянии прогресса на монгольских кочевников.
Действие картины разворачивается на степных просторах Внутренней Монголии, китайской провинции, в которой монголов живёт больше, чем в Монгольской Республике.
На мероприятии, упомянутом в заглавии картины, настаивает супруг Туи- немолодой инвалид, долгие годы прикованный к своему лежаку. Туя, крепкая телом и духом монголка, чья красота преждевременно поблекла под гнётом забот, противится этому шагу, надеясь, что сама сможет обеспечить семью благодаря своим овцам и истощённым пастбищам. Однако проблемы, возникшие с её собственным здоровьем, вынуждают её решиться. Но отыскать жениха оказывается не просто, ведь претендент должен взять на себя обязательства не только по обеспечению двоих детей Туи, но и её старого мужа. Когда же идеальный кандидат предстаёт в лице её старого школьного друга, и семья стоит на пороге счастливой, благоустроенной городской жизни, в дело вмешивается «голос степи», властно влекущий Тую и её близких на родные равнины.
В основе ленты лежит конфликт двух миров- образа жизни кочевых монгольских пастухов, практически не претерпевшего изменений за последние столетия, и современного города, в бурном ритме которого сумело освоится молодое поколение монголов, оставивших земли и занятия предков ради рабочих комбинезонов и воротничков служащих. Рассказывая историю одной семьи, Чуанань стремится ухватить ускользающую красоту традиционного уклада монгольских скотоводов, уходящую навеки под натиском индустриализации. На прошлогоднем Берлинском МКФ фильм получил «Золотого медведя» и приз Экуменического жюри, что стало лишним подтверждением актуальности поднимаемой в нём проблемы- столкновения «заповедных» этносов с универсализирующей современной культурой. Но вопрос о том, стоят ли самобытные обычаи, обряды-наряды и диковинные ремёсла того, чтобы отказываться ради них от приобщения к благам и моральным ценностям урбанистической цивилизации, достаточно спорен. По всей видимости, Чуанань, его герои и его зрители могут ответить на него по-разному.
Последний раз редактировалось Doerty; 06.03.2008 в 19:34.
|