Режиссёр: Павел Павликовский В ролях: Джоэнна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц, Агата Кулеша, Седрик Кан, Жанна Балибар Сюжет:
Цитата:
Польша, 1949 год. Виктор (Кот), талантливый музыкант, по поручению партии набирает по разрушенным войной деревням молодые таланты для народного ансамбля песни и пляски. Одна из кандидаток - Зула (Кулиг), блондинка с красивым голосом и непосредственными манерами, поёт «Сердце, тебе не хочется покоя»… Так начинается история невозможной любви. Разное происхождение и несхожие темпераменты - кажется, что они совершенно не совместимы. И всё же им никуда друг от друга не деться. На протяжении 15 лет они расстаются и встречаются вновь и вновь - в Варшаве, Берлине, Париже, Белграде… На пути их любви встают политика, превратности судьбы и их собственные нелёгкие характеры, но ничто не в силах разорвать связь двух сердец…
«Холодная война» - первый польский фильм, попавший в основной конкурс Каннского МКФ, начиная с 1990 года. Показ в Каннах завершился 18-минутной овацией и призом за лучшую режиссуру. Кроме того Польша выдвинула «Холодную войну» на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».
Цитата:
«Я редко беру на себя смелость рекомендовать вам фильмы для просмотра, но сегодня не сдержусь. Ведь на экраны выходит фильм, который стал для меня лучшим в 2018 году - «Холодная война» Павла Павликовского. Мы знакомы с Павлом с тех давних пор, когда оба были режиссёрами-документалистами, но сблизились несколько лет тому, когда «Ида» Павликовского и наш «Левиафан» конкурировали в борьбе за главные кинонаграды. Как известно, «Золотой Глобус» тогда достался нам, а вот «Оскар» забрал Павликовский. Когда я поздравлял Павла, я сказал ему, что единственное, что скрашивает нам результат, это победа «Иды». Мне всегда нравилась эта лаконичная, безумно красивая и глубокая картина. «Холодная война» мне понравилась ещё больше. Эти два фильма внешне похожи - тот же квадратный формат экрана, то же чёрно-белое изображение и тот же оператор Лукаш Зал. В большом кино авторы всегда говорят о себе. Вот и Павликовский рассказывает личную историю. Как и героев фильма, его родителей звали Виктор и Зула. Оба они умерли в один день. Как и герои фильма, они провели жизнь то воссоединяясь, то вновь расставаясь. И как у экранных Виктора и Зулы, эти встречи и расставания были обусловлены безжалостными обстоятельствами истории - холодной войной, разделившей Европу на десятилетия «железным занавесом». Это и делает просмотр «Холодной войны» таким эмоциональным для нас. Это и наша история» (Александр Роднянский, продюсер).
Развернуть для просмотра
Цитата:
ПРЕССА:
«Война» во многом наследует «Иде», которая принесла Павликовскому «Оскар»: примерно те же годы, такое же изысканное чёрно-белое изображение, такой же щадящий хронометраж - каких-то 80 минут. Скромность, которая обманчива, поскольку при демонстративном минимализме поляка интересуют большие, эпические темы, и за маленькими человеческими фигурками поворачиваются, невидимые глазу, колёса истории. Виктор, полный страсти, но внешне невозмутимый, напоминает героев Каурисмяки и, как некоторые из них, много времени проводит во французских барах… Зула же - славянская femme fatale в духе, условно говоря, молодой Дорониной. В мире, устроенном чуть более справедливо, чуть менее абсурдно, их отношения обернулись бы комедией - что, собственно, Павликовский долгое время и отыгрывает, - но в нашем мире на них всё равно будет печать трагедии. Автор тоже сохраняет непроницаемый вид, с некоторой ленцой перебирая, как фотографии, геометрически восхитительно выстроенные кадры, какие-то явно пропуская, на каких-то задерживаясь, к каким-то даже возвращаясь. Это формально блестящая работа, настоящий мастер-класс режиссёрской экономности. То, что фильм при этом умудряется парой точных движений вдребезги разбить сердце, наоборот, кажется какой-то даже излишней щедростью» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Изумительной красоты операторская работа Лукаша Зала, снимавшего «Иду» и «Довлатова», обязательно заставит зрителя обратиться к фильму не раз. Каждый кадр можно разглядывать долго, получая огромное эстетическое удовольствие. Пожалуй, Павликовского можно упрекнуть в излишней сухости картины - взрыва эмоций в ней нет. Но, с другой стороны, фильм всё же называется «Холодная война», поэтому странно было бы ждать от героев пламенной страсти» (Татьяна Шорохова, «КиноПоиск»).
«Великолепны исполнители, особенно Иоанна Кулиг, подтверждающая особенную харизму и сексуальность польских актрис: её Зула, способная эдакой Мэрилин Монро очаровывать Париж, остаётся в то же время религиозной крестьянской девушкой, готовой на подвиги и даже на смерть во имя любви. Это фильм-метафора, причём метафора в определённом смысле патриотическая и во многом перекликающаяся с «Летом» Кирилла Серебренникова. В нём непрестанно звучит музыка, от народных польских и лемковских песен до Гершвина и Коула Портера, и главное - звучит пронзительная нота тоски по неосуществимому счастью» (Елена Плахова, «Коммерсантъ»).
«Этот трудный, извилистый, драматичный путь людей друг к другу через границы, годы и обстоятельства и составляет сюжет, от которого нельзя оторваться. Актёры Томаш Кот и Иоанна Кулиг образуют идеальный дуэт, прихотливые «химические реакции» между героями столь самозабвенны и самодостаточны, что мир вокруг - все эти Варшавы, Парижи и Берлины - перестаёт существовать, воспринимается лишь как система железобетонных барьеров, мешающих влюблённым быть вместе. Сюжет максимально интимен, замкнут внутри себя, музыка - от польской народной до официальных советских песен, парижских шансонов и американского джаза - создаёт тончайше аранжированную атмосферу картины, оттеняет переливы человеческих настроений и состояний. Она играет в фильме важную роль, но нигде не диктует свои условия, не перерастает в самостоятельный жанр музыкального фильма - это здесь краска в палитре человеческой драмы» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Английское выражение instant classic трудно перевести на русский, но смысл вполне ясен: произведение искусства только появилось на свет, а ты уже готов провозгласить его классикой на все времена. Такова «Холодная война» 60-летнего Павла Павликовского… Конечно, instant classic - не всегда комплимент. Это значит, что в фильме недостаточно нового и неожиданного… Для таких картин всегда есть опасность стилизации и даже спекуляции. Пожалуй, лекарство одно: личная интонация, позволяющая связать узнаваемое ретро с сегодняшним днём, с биографией автора. В «Холодной войне» есть и это редкое качество. Финальный титр «Посвящается моим родителям» угадывается задолго до конца картины… Журналистская логика требует сравнить «Холодную войну» с «Летом» Кирилла Серебренникова… Но метод Павликовского и масштаб затронутого им материала заставляют, скорее, вспомнить «Белую ленту» Михаэля Ханеке, ещё один ретрофильм, в котором не было ничего внешне новаторского или вызывающего, но каждый кадр говорил со зрителем как никто и ничто прежде. Самой же точной аналогией будет не кино, при всей чарующей кинематографичности «Холодной войны», а «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры… Легко представить себе увесистый роман, страниц эдак на 600, на которых была бы рассказана история любви Виктора и Зулы… Но фильм длится меньше полутора часов, он лаконичен донельзя и чаще стремится умолчать, чем рассказать. Такой сюжет легко мог бы выродиться в мелодраматическую «клюкву»… Из него бы вышел качественный мейнстримный сериал. Но он стал искусством благодаря одному решающему качеству Павликовского: сдержанности, никак не противоречащей страстности персонажей, а лишь усиливающей её эффект» (Антон Долин, «Meduza»).
[свернуть]
Однозначно мое кино - визуально и музыкально просто восхитительно! Тут значительная часть нарратива идет через музыку, я не могу вспомнить, у кого так еще было. В сюжете можно, при желании, найти некоторые недокрутки и недосказанности (концовка также немного смазанной показалась), но сильно придираться совершенно не хочется. Очень понравилась Джоэнна Кулиг, никогда ее прежде не видел и не слышал. По свежим ощущениям - один из лучших фильмов года!
Красивый фильм. Оставил впечатление. Смотрел его в оригинале, было очень много интересных диалогов, хотя прежде всего языком этого фильма является музыка / песни. Не знал при этом, что это - настолько личная история для режиссёра. Наверное, поэтому так хорошо вышло.
Добавлено в 23:16 / Предыдущее сообщение было написано в 23:05
Удивительно, что об этом фильме всего два отзыва. Всячески рекомендую всем, кто смотрит авторское кино.